Главные вкладки

    Методическая разработка по теме: Консультация для воспитателей "АДАПТАЦИЯ БЕЗ ПРОБЛЕМ"
    методическая разработка на тему

     

    Методическая разработка по теме:

    Консультация для воспитателей "АДАПТАЦИЯ БЕЗ ПРОБЛЕМ"

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл dlya_ped.2.docx24.2 КБ

    Предварительный просмотр:

    Методическая разработка по теме:

    Консультация для воспитателей "АДАПТАЦИЯ БЕЗ ПРОБЛЕМ"

     Гопкало Людмила Ивановна

    Осуществление набора детей в детский сад и комплектование  групп раннего возраста, большая и серьёзная работа для администрации, медицинского персонала и педагогов групп. Для воспитателей работа в период адаптации особенно сложна, так как именно им достаются все слёзы и капризы детей, сложности в работе с родителями, которые не понимают, или не хотят понимать того, что происходит с их ребенком.

     С чего начать организацию  работы в группе дошкольников педагогам?

     Как помочь детям как можно быстрее и наиболее безболезненнее привыкнуть к условиям пребывания в детскому саду?

              Адаптация – это приспособление организма к новой обстановке, к новым условиям существования.

               Адаптация ребёнка к условиям детского сада, к условиям организованного коллектива зависит от многих факторов: во-первых, от психофизиологических и личностных особенностей ребёнка, во-вторых,  характера семейных отношений и, в-третьих, от того, что является наиболее важным- как мы, педагоги ДОУ наладим взаимоотношения и с родителями, и с детьми.

    В каком бы возрасте ребёнок ни пришёл впервые в детский сад, для него это сильное стрессовое переживание, которое необходимо как можно деликатнее смягчить. Каждый ребёнок по-своему реагирует на эти изменения:

    1. у детей до трёх лет, скорее всего, будут проявляться беспокойство, страх, проявление навязчивых состояний и депрессивных реакций (заторможенности, вялости, безучастности).

    После трёх лет, будут преобладать повышенная возбудимость, раздражительность, капризность, упрямство и негативизм.

     Отечественные психологи сравнивают это состояние с состоянием космонавта  в период подготовки к полёту в космос. Почему?

     На ребёнка действуют сразу несколько психотравмирующих факторов:

    1.  ломается привычный стереотип жизни ребёнка, в котором он чувствовал себя спокойно и уверенно, так как уже привык к нему и уже знал, что будет происходить в определённые моменты его жизни.

    2.  разлука с матерью и другими близкими взрослыми, которые заботились о ребёнке с его рождения. Это порождает ощущение тревоги, неуверенности, незащищённости, к которому часто примешивается чувство похожее на, что ребёнка покинули, бросили.

    3.  совершенно не привычно для ребёнка и представляет значительную нагрузку для его нервной системы пребывание среди большого количества для него (15-20) сверстников. Ребёнок включается в достаточно сложную систему отношений, распределения игрушек и внимания взрослого, согласование намерений и желаний разных детей. Даже определённый уровень шума, в посещаемой им группе, может быть по началу сильным психотравмирующим фактором.

    Для того, чтобы привыкание ребёнка к детскому саду протекало максимально безболезненным, необходимо сделать его поэтапным, постепенным. Работа должна строиться в несколько этапов:

    1 этап. Работа заведующей с родителями.

    Она проводит первые беседы с родителями, собирает сведения о ребёнке, его семье, об условиях, в которых он воспитывался, об уровне его общего развития. Заведующая знакомит с системой работы ДОУ: образовательной программой, организацией режима жизни детей в детском саду. Рассказывает о работе специалистов, направленной на обеспечение оптимальной  адаптации ребёнка, ориентирует родителей на участие в этой работе. Помимо ознакомительной функции эта беседа решает и ряд

    психологических задач: создание положительного отношения к ДОУ, снятие тревожности родителей за своего ребёнка (родитель должен быть уверен, что его ребёнку будет хорошо).

    Составляет график постепенного приёма детей в группу. Он позволяет воспитателю правильно распределять внимание, организовать воспитательное воздействие, наладить процесс адаптации поступающих детей. В нашем детском саду разработан «План первостепенных мероприятий по предупреждению дезадаптации детей при приёме в группу  ДОУ». Он координирует действия заведующей, медицинского персонала, педагога-психолога и воспитателей групп в период набора детей в дошкольное учреждение.

    2 этап. Работа воспитателя с родителями.

    Этот этап работы содержит целый комплекс мероприятий. Назову обязательные: показать маме все помещения группы, объяснить, что у ребёнка будет свой шкаф для раздевания, кровать, полотенце и горшок, дать информацию о проведении занятий и режиме дня.  Выясните, какой режим у ребёнка дома, постарайтесь убедить маму, что режим детского сада желательно соблюдать ив выходные дни. Очень важно спросить у мамы, как она настроена, что её тревожит в связи с поступлением ребёнка в детский сад. Пусть подробно расскажет вам, что её беспокоит, и вы вместе обсудите, как облегчить период адаптации. Важно, чтобы мама почувствовала, что вы выделяете её малыша из общей массы детей и готовы принимать во внимание особенности его характера. Договоритесь точно, когда ребёнка в первый раз приведут в детский сад. Желательно утром, ближе к концу завтрака, накормленного.

     Конечно, работа воспитателя с родителями на этом не заканчивается, а только начинается.

    3 этап. Работа воспитателя с детьми.

    Процесс адаптации ребёнка, во многом зависит от того, насколько точно и максимально быстро, воспитатель сможет понять нужды, интересы, наклонности ребёнка, своевременно снять эмоциональное напряжение.

    Поэтому, как только ребёнок переступил порог группы, мы с вами всегда должны помнить о том, что:

    1. все проблемы ребёнка – становятся профессиональными проблемами педагога, и перекладывать вину на родителей, если они не сумели должным образом подготовить ребёнка к детскому саду, мы не имеем права.
    2. не осуждать опыт ребёнка, никогда не жаловаться на него родителям.
    3. малыш, оторванный от привычной среды и родных ему людей, не может чувствовать себя хорошо, и даже если он не плачет, это не означает, что всё нормально. Он переживает не меньше плачущего, а порой и более глубже, чем плачущий, и его ответной реакцией может быть скорое заболевание.

              Сведения о ребёнке воспитатель получает в процессе беседы с родителями, а также в ходе наблюдений за ребёнком.  Уже в процессе первых наблюдений воспитатель может получить достаточно важную информацию о  ребёнке, его темпераменте, интересах, особенностях общения со взрослыми и сверстниками и т.п. однако наибольшее внимание следует уделить особенностям протекания адаптации. Для этого на каждого ребёнка заводится индивидуальный адаптационный лист, в котором ежедневно, начиная с момента поступления  в группу ДОУ, фиксируются результаты наблюдения за ним по выделенным критериям: сон, аппетит, общее эмоциональное состояние, контакт со сверстниками, контакт со взрослыми, боязнь пространства. Лист рассчитан на 60-дневное наблюдение за ребёнком. Рекомендуется укладывание на дневной сон проводить на шестой день посещения. Ведение адаптационного листа позволяет отследить особенности привыкания малыша к ДОУ и наметить ряд профилактических мероприятий для облегчения течения адаптации. Существует классификация степеней адаптации: лёгкая, средняя и тяжёлая. Институтом педиатрии разработаны критерии адаптации по степени тяжести. (см. приложение).

               Возможные проблемы адаптационного периода:

    1. В период адаптации устанавливается индивидуальный режим для каждого вновь поступающего малыша. Постепенно он привыкает к общему режиму. По началу дети могут находиться в учреждении не полный  день, а всего несколько часов. По мере привыкания время

    пребывания ребёнка в группе  увеличивается. По желанию мамы можно находиться первые дни вместе с малышом в группе. В этом случае рекомендуется маме,  выполнять какую- либо работу, т.е. быть радом, а не вместе с малышом. Постепенно малыш будет отходить от матери всё дальше, подружившись со сверстниками и воспитателем. В этот период очень важно, что бы приводил малыша в сад кто-нибудь один из родителей. Так он быстрее привыкает расставаться с ним. Не секрет, что от одного родителя ребёнок уходит спокойно, а с другим никак не может расстаться.

    2.  Воспитание навыков опрятности и самообслуживания, а попросту приучение к горшку, умению питаться самостоятельно, помогать при одевании.  Высаживание на горшок регламентировано: после еды, перед сном и после сна, перед прогулкой и после прогулки. Во время кормления ребёнок должен съедать хотя бы половину еды сам, воспитатель только докармливает детей. Необходимо помнить, что у некоторых детей просто устаёт рука во время приёма пищи.

    3.  Немотивированные капризы и отказ от еды – достаточно частые реакции малыша на помещение его в новые условия, отрыв от родителей.

    4. Первое время новичок недоверчиво относится к воспитателю, который ещё не успел стать для него близким человеком. А близким воспитатель сможет стать для ребёнка только в том случае, если он сможет принять ребёнка таким, каков он есть, со всеми его индивидуальными привычками, отсутствием навыков самостоятельности, проявлениями неадекватного поведения, не перевоспитывая.  Обычно вновь поступившие в ДОУ дети не сводят глаз с входной двери, тянут воспитателя за руку и ведут его в приёмную, надеясь увидеть там маму. Перед ребёнком как бы закрывается его родной мир, в котором он всегда чувствовал себя уверенно и защищённо. Поэтому необходимо продемонстрировать малышу достоинства нового мира, убедить его в том, что он интересен и комфортен. Он должен почувствовать, что здесь его любят и ждут. Каким образом можно это сделать?

    Предлагаю ряд необходимых советов:

    1. Сосательные движения отвлекают ребёнка от переживаний. Это естественная защита от эмоционального напряжения, а также сосание

    1. затормаживает возникновение отрицательных эмоций. Поэтому не стоит в период адаптации отучать ребёнка от соски, надо чаще предлагать ребёнку попить воды. Она должна находиться всё время  в одном месте, чтобы ребёнок всегда мог показать, что хочет пить. Так же можно ставить на видное место блюдо с сухариками, печеньем, баранками: пусть погрызёт, если захочет.
    2. Затормаживают отрицательные эмоции монотонные движения руками или сжимание кистей рук. Поэтому рекомендуется предложить ребёнку
    3. нанизывать на шнур крупные пластмассовые шарики, колёсики от пирамидок,  играть резиновыми и мягкими игрушками.  Для этой цели у нас в ДОУ имеется обширный дидактический  материал изготовленный руками педагогов нашего учреждения: «Необычные застёжки», «Пуговки в ряд…», «Тряпичная пирамидка», «Шкатулка сюрпризов», «Баночки-подружки», «Стёпка-растрёпка» и другие .
    4. Периодическое включение  негромкой спокойной музыки , чтобы она была ненавязчивым фоном в группе. Музыкальное сопровождение должно быть дозированным.
    5. Самое лучшее лекарство от стресса – смех. Существует даже термин «смехотерапия». Необходимо создавать такие ситуации, чтобы ребёнок смеялся. Для этого необходимо использовать пальчиковые игрушки, кукольный театр, игрушки-забавы, приглашаются необычные гости –зайчики, лисички. Их роли могут играть как дети из старших групп, так и взрослые: воспитатель и младший воспитатель группы.
    6. Воспитателям следует ласкать ребёнка. Использовать элементы тактильной терапии: гладить ручки, ножки, спинку, брать ребёнка на руки, обнимать. При засыпании хороший эффект даёт нежное поглаживание головки ребёнка и бровей.
    7. Не запрещать, а предлагать ребёнку ложиться в постель с мягкой игрушкой.
    8. Эмоционально, тихим голосом петь песни, читать детские стихотворения, потешки, рассказывать любимые детьми сказки.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Методическая разработка на тему "Консультация для педагогов и родителей. Пластилинография – рисование пластилином".

    В данном материале описана нетрадиционная  художественная техника изобразительного исскуства - пластилинография, её актуальность использования. Рассмотрены: методика рисования пластилином, принцы...

    Методическая разработка на тему: Консультация "Как сохранить и укрепить здоровье ребенка"

    Консультация для родителей (законных представителей) "Как сохранить и укрепить здоровье ребенка"...

    Методическая разработка на тему: Консультация для родителей «Развитие речи ребенка-дошкольника. Советы родителям».

    Консультация для родителей «Развитие речи ребенка-дошкольника. Советы родителям»....

    Методическая разработка на тему: Консультация для воспитателей «Адаптация воспитанников 2-3 лет в летний период»

    Консультация для воспитателей «Адаптация воспитанников 2-3 лет  в летний период»...

    Методическая разработка по теме:Консультация для родителей "Укрепим здоровье наших детей".

    Сегодня важно нам, взрослым, формировать и поддерживать интерес к оздоровлению, как самих себя, так и своих детей. Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, н...

    Методическая разработка на тему: "Консультации для родителей по лексическим темам".

    Данный материал представлен в виде домашних заданий по лексическим темам, представленных в виде консультаций. Составлены эти консультации с учетом лексических тем и предназначены преимущественно для д...

    Собственная методическая разработка на тему: Консультация для родителей "Правила дорожного движения изучаем с детства"

    Здравствуйте, я хотела бы представить вам в виде презентации собственную методическую разработку на тему: Консультация для родителелей "Правила дорожного движения изучаем с детства" . Первым...