Образовательная деятельность интегрированного характера в подготовительной группе на тему: "Как лесные жители готовятся к зиме".
методическая разработка (подготовительная группа) по теме

 

уточнить представления о сезонных изменениях в природе, приметах осени; систематизировать знания о лесных животных о том, как они готовятся к зиме; умение определять отличительные признаки животных; обогащать и активизировать словарь по теме; прививать любовь к природе, уважительное отношение к лесным обитателям; умение слушать друг друга; вовлечь в игровые ситуации детей; продолжать развивать мелкую моторику; закрепить технику работы с ножницами по аппликации из картона и пряжи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon podgotovka_zhivotnyh_k_zime.doc617 КБ

Предварительный просмотр:

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ИНТЕГРИРОВАННОГО ХАРАКТЕРА В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ НА ТЕМУ:

 « Как лесные жители к зиме готовятся ».

Цель: формировать у детей представление о жизни животных в лесу, их приспособленности к зимнему периоду; познакомить с интересными фактами из жизни диких животных, показать их уникальность.

Задачи:  уточнить представления о сезонных изменениях в природе, приметах осени; систематизировать знания о лесных животных о том, как они готовятся к зиме; умение определять отличительные признаки животных; обогащать и активизировать словарь по теме; прививать любовь к природе, уважительное отношение к лесным обитателям; умение слушать друг друга; вовлечь в игровые ситуации детей;

продолжать развивать мелкую моторику; закрепить технику работы с ножницами по аппликации из картона и пряжи.

Предварительная работа:

-Экскурсия в осенний парк;

-наблюдение за изменениями в природе осенью;

-беседы об осени, о подготовке лесных животных к зиме, загадки, стихи о животных;

-рассматривание картин с изображением диких животных, обсуждение содержания;

-чтение рассказов и сказок Бианки.В «Хвосты», «Тайна ночного леса»,Краснопевцев. В. П «Как животные служат людям»;

-дидактические игры: «Какое время года хозяйничает в лесу?»,  «Когда это бывает», «Дикие животные», «Времена года»,

-тематические физ.минутки «Зайка», «Мишутка», пальчиковая гимнастика «Лиса и Волк».

Интеграция образовательных областей:

Познание (ознакомление с природой), коммуникация, социализация, музыка,  художественное творчество (аппликация из картона и пряжи).

Материалы к занятию:

-картины «Времена года» (лес в разное время года)

-картинки с изображением диких животных и их следов;

-карточки-модели;

-дидактическая игра «Какое время года хозяйничает в лесу?», «Дикие животные»;"

- музыкальное сопровождение Радынова О.П «Природа и музыка», Чайковский «Осенняя песня»;

-на каждого ребенка трафареты зверей, пряжа, шерсть (для аппликации);

-ножницы, клееночки, клей, кисточки, салфетки.

Методы и приемы.

*Словесные (художественное слово, загадки о диких животных, проблемные вопросы, словесные игры, д-и «Какое время хозяйничает в лесу?», «Дикие животные»).

*Наглядные  (сравнительный анализ, сопоставление).

*Практические (эвристическая деятельность, опыт).

*Проблемные (ситуации, интересная мотивация к деятельности).

Индивидуально – дифференцированный подход:  дети с высоким уровнем развития сами загадывали загадки о животных, рассказывали про их повадки и приспособленности в природе, задавали вопросы для всех присутствующих, дети с среднем уровнем развития, отвечали на их вопросы.

Ход  деятельности.

Воспитатель - Ребята, я вам предлагаю отправиться в лес, а в какой вы сейчас сами должны догадаться (дети подходят к ширме, где располагаются рисунки осеннего, зимнего, весеннего и летнего лесов).

Воспитатель – Рассказывает стихотворение А. Кузнецовой «Времена года»

Придумала мать дочерям имена:

Вот лето и осень, зима и весна,

Приходит весна – зеленеют леса,

И птичьи повсюду звенят голоса.

А лето пришло – все под солнцем цветет,

И спелые ягоды просятся в рот.

Нам щедрая осень приносит плоды -

Дают урожаи поля и сады.

Зима засыпает снегами поля

Зимой отдыхает и дремлет земля.

А теперь давайте немного поиграем.

 Игра « Какое время года хозяйничает в лесу?»

У каждого ребенка набор цветных карточек. Синие карточки обозначают – зимней лес, зеленые - весенний, красные - летний, желтые – осенний. Отгадав загадку, ребенок поднимает нужную карточку.

Воспитатель – Загадывает загадки (их могут загадывать и дети с высоким уровнем развития).

Снег на полях,

Лед на водах,

Вьюга гуляет.

Когда это бывает?

Ответ: Зимой (синяя карточка)

Ей на плечи свисают косы зеленые,

И солнце за ней бежит в ручейке.

Такая она загадочная, стройная,

Такая красавица в ярком платке.

Ответ: Весна (зеленая карточка)

Все в ромашках и колокольчиках,

В жаркий полдень напоит водой.

Солнца горячего лучики желтые

Обжигают нас с головой.

Ответ: Лето (красная карточка)

Щедрая, богатая,

Яркая, нарядная,

С полей урожай собрала,

В погреб спрятала.

Ответ: Осень (желтая карточка)

Свои ответы дети сопровождают поднятием карточек.

Воспитатель- Какое сейчас время года? (осень) Какие признаки осени вы знаете?

 ДЕТИ - Листья меняют цвет окраски и опадают; небо серое и хмурое,  солнце реже светит и не так сильно греет; часто идут холодные, пронизывающие, затянувшиеся дожди; люди теплее стали  одеваться; птицы улетают в теплые края.

Рассказ сопровождается показом зрительных символов (картинок, таких же, которые используется в мнемотаблицах).

 Беседа о том, как звери готовятся к зиме.

Воспитатель -  Да вы правильно назвали все признаки осени: мы собирали урожай, надели теплую одежду – мы готовы к зиме. Интересно, а лесные звери готовятся к морозам.   Давайте разберемся.

Дети загадывают загадки по мере отгадывания, выкладывают изображения животных (картинки).

1.Загадка:

Вот иголки и булавки

Выползают из – под лавки

На меня они глядят,

Молока они хотят.

Ответ: Ёж

Воспитатель – (рассказывать могут и дети с высоким уровнем развития)  Спинка, бока и даже часть головы ежика покрытыми острыми иглами.

- Как вы думаете зачем? (ответы детей)

Кормится насекомыми, моллюсками. Реже поедает лягушек и мелких грызунов. Ведет сумеречный и ночной одиночный образ жизни. При встрече с человеком может свернуться в клубок. Убежище летом не строит. Зиму проводит в глубокой спячке. Перед залеганием на зимовку сильно жиреет, поэтому ни в каких запасах не нуждается.

Ёж осенью готовит себе норку, утепляет ее мхом, сухой листвой.

 Выберет место, где листья сухие свернется клубком и начинает кататься по ним. Соберет листья на свои колючки, подбежит к норке, избавится от этих листьев и снова  побежал.

- А чем же еж  питается?  (ответы детей)

2. Загадка  

Где живет он? В самой чаще,

Самой – самой настоящей.

Там гуляет, там и спит,

Там детей своих растит.

Любит груши, любит мед,

Сладкоежкою слывет,

Но всего сильнее он

Любит долгий крепкий сон:

Ляжет осенью, а встанет,

Лишь когда весна настанет

Кто это?

Ответ: Медведь

Воспитатель -  Медведя еще называют косолапым, это так и есть,  это можно увидеть,  если посмотреть на его следы: он ставит лапы пятками наружу.

- Чем медведь все лето и осень питается? (ответы детей) 

Медведь всеяден, в питании преобладает разнообразная растительная пища – от молодой зелени до ягод, фруктов и орехов. Животная пища также разнообразна – от муравьев до копытных. 

 Медведь на зиму делает запасы? Почему? (ответы детей)

 К осени медведю нужно накопить много жира, чтобы его запасов хватило на всю долгую зиму.

- Где всю зиму спит медведь? (в берлоге)

Но сон медведя очень чуткий, он скорее не спит, а дремлет и слышит все, что происходит вокруг. Поэтому шуметь в зимнем лесу не надо. Зимой берлогу закроет пуховое, снежное одеяло, тепло будет в ней медведю.

 Оздоровительная минутка «Медвежата»

Медвежата в чаще жили

Головой они крутили,

Вот так, вот так головой они крутили.

Медвежата мед искали,

Дружно дерево качали,

Вот так, вот так дружно дерево качали.

Медвежата воду пили,

Друг за дружкою ходили,

Вот так, вот так друг за другом все ходили.

Медвежата танцевали,

Кверху лапы поднимали,

Вот так, вот так кверху лапы поднимали

 А вот еще один лесной житель.

3.Загадка: 

Серый, зубастый,

По угодьям рыщет,

Кого съесть, ищет

Ответ: Волк

Воспитатель - Волк тоже к зиме готовится.  Шерсть его за лето и осень отрастает и становится очень густой и теплой. Это волку необходимо, ведь спит он прямо на снегу, закрыв хвостом нос и лапы. Волки живут зимой семьями – это волчья стая. Днем они спят, а ночью охотятся. Свои логова волки устраивают всегда в труднодоступных местах.  Есть такое выражение: «Волка ноги кормят». Действительно, в поисках пищи он пробегает много километров. У волка широкие, сильные лапы.

-А чем же питается волк? (ответы детей)

4.Загадка:

Какой зверь опасный

Ходит в шубе красной,

Снег разгребает,

Мышек хватает?

Ответ: Лиса

Воспитатель – Лиса ведет одиночный образ жизни. Пары образует только в период размножения. Ходит лиса тихо, не слышно. Зимой у лисы на лапках отрастает густая шерсть, чтоб не холодно было.  Ходит лиса как в валенках.

- Чем питается лиса?  (грызунами, насекомыми, лягушками, птицами и мелкими млекопитающими, может есть ягоды и фрукты).

- Любит она мышей из-под снега доставать. Слух у лисицы хороший, услышит она, как под снегом мыши возятся, пищат  и начинает лапами разгребать.

Воспитатель -    Как вы думаете, ребята, а почему волку и лисе не нужно менять цвет шубки? (ответы детей)

Пальчиковая гимнастика «Волк и лиса»

Серый волк бежит по лесу,

А за ним бежит лиса.

Поднялись у них трубою

Два пушистеньких хвоста.

5.Загадка:

Не барашек и не кот,

Носит шубку круглый год.

Шубка серая для лета,

Для зимы – другого цвета.

(Какого?)

Ответ: Заяц

 Воспитатель-  Заяц меняет цвет шубки. Какой он был летом, а  к зиме?

 Интересно он меняет цвет шубки.  Сначала белеет хвост, потом – задние лапы. Поглядишь на такого зайца, словно на нем белые штаны надеты. Потом белеет спина, за ней – уши, но не до самых кончиков: они остаются черными.

- Зачем зайцу шубу менять? (ответы детей)

- Кого боится заяц, от кого прячется? (ответы детей)

- Как заяц спасается? (ответы детей)

- Что помогает зайцу так быстро бегать? (ответы детей)

- Где  заячий дом? (ответы детей)

 Заяц нору себе никогда не роет. Днем он спит под кустом. В большие морозы зарывается в сугроб – там теплее.  Ночью выходит заяц еду добывать.

- Какую? (ответы детей) заяц охотно кормится корой и ветками деревьев и кустарников.

6. Загадка                                Кто на ветке шишки грыз

И бросал объедки вниз?

Кто по елкам ловко скачет

И взлетает на дубы?

Кто в дупле орешки прячет,

Сушит на зиму грибы?

Ответ: Белка

  Воспитатель - Правильно. Это белка. Но посмотрите, раньше она была рыжая, а сейчас какая?  (ответы детей)

- Она шубку поменяла на более теплую.

- А как вы думаете, почему цвет шубки стал другим? (ответы детей)

- Какие запасы делает белка на зиму? (ответы детей)

Всю свою жизнь белка проводит на деревьях. На землю спускается лишь для того чтобы гриб сорвать. И снова наверх. Грибы белка сушит, натыкая их на острые ветки, а орехи в ямки прячет, которые выкапывает сама среди кустов. Если попадается вам такая кладовая, не трогайте ее, белкам эти орешки нужнее. Питается также семенами (в первую очередь хвойных), а также желудями, почками. Поедает насекомых, лакомится птичьими яйцами и даже птенцами.

- Скажите, какой у белки хвост?  (ответы детей)

Хвост у белки, как парашют. Прыгнет белка с елки на елку, распушит хвост и плавно опустится на ветку.

- Как называется домик у белки?  (ответы детей)

Внутри свое жилище зверек выстилает  листьями; в таком дупле обычно один вход,  который в сильные морозы белка затыкает своим хвостом.

Сюрпризный момент. Стук в дверь, входит Зайчик с Белочкой

  (дети, одетые в костюм Зайца и Белки).

Зайчик -  Здравствуйте, ребятки! Мы пришли с вами немного поиграть.

Физкультурная минутка «Зайка» под музыкальное сопровождение.

Зайка по лесу скакал,

(руки перед грудью)

Зайка корм себе искал.

(мелкие подскоки на двух ногах)

Вдруг у зайки на макушке

Поднялись, как стрелки, ушки.

(указательным и средним разведенными пальцами изображают ушки)

Шорох тихий раздается:

Кто – то по лесу крадется.

(пугливо оглядывается)

Зайка путает следы,

Убегает от беды.

Прыгнул вбок и обернулся,

(скачет, бежит по кругу и петляет, затем на двух ногах – большой прыжок в сторону)

И под кустиком свернулся,

Словно беленький клубок,

Чтоб найти никто не смог.

(свернулся в клубок)

дети выполняют движения согласно тексту.

Воспитатель - Зайчик, Белочка, понравилось вам играть с ребятами?

Зайчик – У вас очень  весело! А не помогут нам ребята приготовить теплые, нарядные шубки, нас пригласил Мишутка на свой день рождения.

Воспитатель -  Ребята давайте поможем белочки и зайцу стать нарядными.

 Художественное творчество (работа с картоном и пряжей). Дети обводят трафарет животного, вырезают его, наносят небольшими участками клей и нарезают на него, пока не высох клей мелкими кусочками шерсть или пряжу. Чем мельче будет нарезана пряжа, тем шубка будет выглядеть пушистей. Укладывать шерсть стоит так, чтобы не оставалось пустот.

Пока дети выполняют работу, звучит музыка Вивальди "Осень", из цикла "Времена года"

 Белочка, Зайчик - Спасибо вам ребята  ваши шубки сделают нас не только красивыми, но и согреют в сильный мороз!  Мы хотим вас угостить фруктами. Ну а нам пора в лес, до свиданья.

 Заключительная часть мероприятия.

  1. О каких диких животных мы говорили?
  2. Кто из животных делает запасы на зиму?
  3. Где живет лиса?
  4. Кто из животных зимой спит?
  5. Какие признаки осени вы знаете?
  6. Что нового узнали сегодня?
  7. Вам понравилось мероприятие?

Пословицы и поговорки о животных.

Лиса – всему лесу краса.

Лиса семерых волков проведет.

Лиса живет хитростью, а заяц – прыткостью.

Медведь одну лапу сосет, да всю зиму живет.

Белку ловить – ножки отбить.

Ежа без рукавиц не удержать.

Список используемой литературы.

Алексеев В.А «300 вопросов и ответов о животных» Ярославль,1997 г;

Акимова Ю.А, Вахрушев А. А Кочемасова Е.Е  «Здравствуй мир!»

Окружающий мир для дошкольников М., 1999 г.

Блинова Г.М «Познавательное развитие детей 5 – 7 лет».

Грешников А.Н «Экологический букварь», 1995 г;

Егоренков Л.И «Занимательная экология», 1996 г;

Сладков.Н «Дикие животные» 1996 г;

Седлецкая Е. А «Экологическая мозаика», 1995 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности для 2-й младшей группы по теме «Как заяц с белкой к зиме готовятся?».

Данный материал будет полезен для воспитателей младших групп. Этот конспект отлично подойдет для знакомства детей с подготовкой животных к зиме....

План-конспект образовательной деятельности с детьми в подготовительной группе по теме "Зима"

План-конспект образовательной области с детьми в подготовительной группе с применением ЭОР....

Конспект непосредственно образовательной деятельности интегрированного занятия в подготовительной группе с учетом ФГОС Тема: «Как «Р» и «Рь» по России путешествовали»

Автоматизация и дифференциация звуков «р» и «рь». Развитие связной речи. Совершенствование грамматического строя речи. Развитие фонематического слуха. Воспитание любви к Родине....

Конспект интегрированной непосредственно-образовательной деятельности по ФЦКМ в подготовительной группе № 10 Тема:"Знатоки"

Конспект интегрированной непосредственно-образовательной деятельности по ФЦКМв подготовительной группе № 10Тема:"Знатоки"...

Непосредственная образовательная деятельность по экологии в подготовительной группе на тему «КАК ГОТОВЯТСЯ ЗВЕРИ К ЗИМЕ»

Закреплять знания детей о диких животных. Расширять представление об их образе жизни. Познакомить с тем, как звери готовятся к зиме. Воспитывать любовь к животным, доброе отношение к ним....

Конспект непосредственно образовательной деятельности интегрированного вида в подготовительной группе для детей с ОВЗ тема: «От поступков до героев»

Тема: «От поступков до героев»  Возраст: подготовительная группа (6-7 лет)Тип: интегрированное занятиеФорма: фронтальнаяЦель: формировать понятие о герое и героических поступках,...

Конспект дополнительной образовательной деятельности по грамоте в подготовительной группе на тему "Лесная школа"

Систематизация и актуализация ранее полученных знаний, умений и применение навыков по обучению грамоте....