Конспект непосредственно образовательной деятельности интегрированного занятия в подготовительной группе с учетом ФГОС Тема: «Как «Р» и «Рь» по России путешествовали»
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа) на тему

Карякина Татьяна Владимировна

Автоматизация и дифференциация звуков «р» и «рь». Развитие связной речи. Совершенствование грамматического строя речи. Развитие фонематического слуха. Воспитание любви к Родине.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект непосредственно образовательной деятельности интегрированного занятия в подготовительной группе с учетом ФГОС

Тема: «Как «Р» и «Рь» по России путешествовали»

Цель: Автоматизация и дифференциация звуков «р» и «рь». Развитие связной речи. Совершенствование грамматического строя речи. Развитие фонематического слуха. Воспитание любви к Родине.

Задачи образовательных областей:

«Познавательное развитие»:

-  уточнение и расширение представлений о России, её значении для каждого ребенка; закрепление слов, символизирующих нашу страну;

- закрепление знаний о механизмах образования звуков «р» и «рь».

«Речевое развитие»:
- совершенствование подвижности органов артикуляционного аппарата; развитие кинестетических ощущений при произношении звуков «р» и «рь»; развитие фонематических процессов (акустическая характеристика звуков, дифференциация, линейный анализ слов); развитие слуховой памяти, концентрации внимания; развитие мелкой моторики;
- продолжать работу над четкостью дикции, интонационной выразительности речи.


«Социально-коммуникативное»:

- воспитание у детей патриотизма, гордости за страну, в которой живем;

- внимательное, уважительное отношение друг к другу;
-способствовать установлению эмоционального контакта между педагогом и детьми.


«Физическое развитие»:
-сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей, через динамические паузы на занятии.

Методические приемы: 
-артикуляционная гимнастика;
-работа с предметными картинками (определение заданного звука, выделение его интонацией);
-фонетическая зарядка (пропевание  звуков);
-работа с раздаточным материалом (звуковые линейки);
-фонетическое упражнение на выделение заданного звука.

Предварительная работа:

-наблюдения и выделение звуков в повседневной жизни; артикуляционная гимнастика со звуками ( [ а], [ о], [у ],[и], [ы], [э] ); дидактические игры («Скажи, как звучит слово?», «В кругу с мячом», «Найди звук» ).

Оборудование:

-обруч поделенный на цветовые сектора; фотография президента страны; коронки зеленого и синего цветов; две большие буквы «р»(синяя и зеленая), интерактивная доска; слайды с изображением Москвы и Белгорода.

Раздаточный материал:  предметные картинки символизирующими нашу страну (герб, флаг-триколор, береза, ромашка, самовар, Гагарин, сарафан, гармошка, матрешка, Кремль); сундучок; большие звуковые линейки (по числу детей).

Организационный момент.

     Воспитатель.  Здравствуйте, ребята. Я приглашаю вас в путешествие. Вы согласны? А отправимся мы с вами в самый центр нашей страны -  России. Нашими помощниками будут два звука, а какие, вы узнаете, если внимательно послушаете такие строки:

     Березы русские, широкие поля,

     Леса дремучие, крутые берега.

     Ребята, какие звуки я выделяла голосом?

     Дети определяют, какие звуки были выделены голосом (звуки «р», «рь»)

Основная часть.

    Воспитатель. Правильно, ребята, нашими помощниками будут звуки «р» (показывает большую букву «р» синего цвета) и «рь» (показывает большую букву зеленого цвета)И от того, как вы их будете произносить, зависит успех нашего путешествия.

    Воспитатель.Уважаемые путешественники, когда мы произносим звук «р», чьё рычание он напоминает? (Тигра.) А звук «рь»похож на рычание маленького… (Тигренка.)

     Песенка тигра твердая или мягкая? (Твердая.)

     А песенка тигренка? (Мягкая.)

     А тигр и тигренок поют звонко или глухо? (Звонко.)

     А как вы догадались? (Голосок в горлышке звенит.)

     А их песенки согласные или гласные? (Согласные.)

Автоматизация звуков изолированно и в слогах.

  Воспитатель. Уважаемые путешественники, чтобы дорога была веселой, мы будем петь:

    Язычки мы поднимаем – песню тигра исполняем – р-р-р-р…

    Не спеша мы приседаем – песенку тигренка исполняем – рь-рь-рь…

    Для мягкости посадки, произнесем голосовые цепочки:

    Анжелика, повтори слоги радостно – ра-ро-ру!

    Настя, повтори слоги спрашивая – ре-рё-ря?

    Саша, повтори слоги рассказывая – ар-ор-ур.

    Артем, повтори слоги тихо – ро-ру-раю

Автоматизация звуков в словах.

    Звучит песня О. Газманова «Москва - звенят колокола», на экране поочередно появляются картинки о России, Москве. Дети подходят к доске, на которой прикреплена карта-схема России.

    Воспитатель. Ребята, вот мы и в центре нашей страны. Какой самый главный город России? (Ответы детей.) Верно, Москва. Россия имеет свои границы, переходить их можно только с разрешения. («Находит» сундучок и показывает его детям.) Смотрите, ребята! Интересно, что там? Давайте, посмотрим. (Открывает сундучок, в нем картинки, символизирующие Россию.)

   Это картинки. Они не простые.

   Эти картинки о нашей России.

   Давайте сыграем в игру «Картинку возьми, правильно назови, и карте прикрепи». Я покажу вам, как это делать. (Берет из сундучка картинку и прикрепляет к карте)

    По очереди дети достают из сундучка картинку, прикрепляют к карте и называют, что изображено на картинке.

   Дети (по очереди).

   Россия – это береза

   Россия – это рубаха

   Россия – это ромашка

   Россия – это самовар

   Россия- это богатыри

   Россия- это сарафан

   Россия – это Гагарин

   Россия- это гармошка

   Россия – матрёшка

   Россия – это Кремль

   Воспитатель. Уважаемые путешественники, а где находится Кремль? (На Красной площади.) В Кремле работает президент, который управляет нашей огромной страной. Интересно, а вы знаете, как зовут нашего президента? (Воспитатель показывает фотографию президента) Владимир Владимирович Путин. Символы России – флаг и герб. (Воспитатель показывает картинки с флагом и гербом России) Флаг России трехцветный, его ещё называют «триколор»

    Белый цвет – берёзка.

   Синий – неба цвет.

   Красная полоска –

   Солнечный рассвет.

   Герб нашей страны –

   Двуглавый орёл.

   Автоматизация звуков во фразовой речи. Развитие грамматического строя речи (изменение имен существительных по родам и числам)

    Воспитатель. Ребята, если мы живем в России, значит, мы с вами кто? Правильно: мы –россияне! (Обращается к мальчику.) Ты живешь в России – значит, ты кто?

    Мальчик. Я- россиянин!

    Воспитатель (девочке). Ты живешь в России – значит, ты кто?

    Девочка. Я – россиянка!

    Воспитатель (ребенку). Твоя мама живет в России? Значит, она кто?

    Ребенок. Моя мама – россиянка!

    Воспитатель (ребенку). Твой папа живет в России? Значит, он кто?

    Ребенок. Мой папа – россиянин!

    Воспитатель (ребенку). Твои друзья живут в России? Значит, они кто?

    Ребенок. Мои друзья – россияне!

    Воспитатель (ребенку). Твои бабушка и дедушка  живут в России? Значит, они кто?

    Ребенок. Мои бабушка и дедушка – россияне!

    Воспитатель. Друзья, я вас приглашаю в одно очень интересное место – в лабораторию феи Звуков. Фея Звуков – это волшебница, которая о звуках речи знает всё! Хотите там побывать? Наш чудесный обруч нам поможет.

  Развитие фонематических процессов, дифференциация звуков, линейный анализ слов.

Звучит спокойная музыка, воспитатель ставит обруч в вертикальное положение и предлагает детям пройти в него.

    Проходите, не стесняйтесь.

    За столами размещайтесь.

Дети проходят в обруч и садятся за столы. Воспитатель надевает разноцветную накидку.

    Ребята, я помощница феи Звуков, и она поручила превратить вас в звуки «р» и «рь». А кто в какие звуки превратиться, нам поможет узнать «Чудесный мешочек»

    Руку в мешочек запусти,

    Достань картинку, назови.

Игра «Чудесный мешочек» Дети достают из мешочка кубики с картинками. Воспитатель обращается к одному из детей.

Воспитатель. Назови свою картинку.

Ребенок. Сарафан.

Воспитатель. Чья песенка звучит в названии твоей картинки – тигра или тигренка?

Ребенок. Тигра

Воспитатель. Я превращаю тебя в звук «р». Надевает ребенку синюю шапочку.. Потом опрашивает всех детей и надевает им соответственные шапочки. ( «р»-сине, «рь» - зеленые).

    Фея Звуков -  мастерица на разные выдумки. Для каждого звука она приготовила домики, а в них по три комнаты.

   Раскладывает на полу большие звуковые линейки с тремя делениями.

    Уважаемые звуки, посмотрите еще раз на свои кубики, определите какую комнату вы займете в своих домиках – первую, среднюю или последнюю? Внимание6 один, два, три – комнату свою ищи!

   Звучит тихая музыка. Дети встают из-за столов, определяют позицию заданных звуков в словах и занимают соответствующие линейки.

  Уважаемый звук «р» почему вы заняли  в своем домике первую комнату?

    Ребенок. Потому что я звучу в слове «ромашка» в начале.

    Воспитатель. Уважаемый звук «рь», почему вы заняли в своем домике среднюю комнату?

   Ребенок. Потому что я звучу в слове «береза» в середине.

   Аналогично воспитатель опрашивает всех детей.

   Воспитатель. Шапочки я с вас снимаю.

                           В девочек и мальчиков снова превращаю.

   Снимает с детей шапочки.

   Друзья, волшебная сила нашего обруча начинает ослабевать. Нам нужно возвращаться домой. Куда мы возвращаемся? Правильно, в наш родной город Белгород. Где находится наш город? Правильно, в Белгородской области на юго-западе России. Курс на юго-запад! Путешественники занимайте свои места вокруг обруча.

    Дети берутся за обруч в секторе выбранного цвета.

   Развитие мелкой моторики.

  Воспитатель. Фея звуков попросила вам передать такие слова: «Чтоб красиво говорить – надо с пальцами дружить!» Давайте поиграем с нашими пальчиками.

Дети одной рукой держаться за обруч, а второй выполняют упражнение.

     Здравствуй, Солнце золотое (большой палец соединяется с указательным),

     Здравствуй, небо голубое (большой палец соединяется со средним),

    Здравствуй, вольный ветерок! (большой палец соединяется с безымянным),

    Здравствуй, маленький дубок! (большой палец соединяется с мизинцем!

    Мы живем в одном краю (соединение всех пальцев поочередно)

    Всех я вас приветствую (машут друг другу рукой)!

Аналогично упражнение выполняется другой рукой.

    Заключительная часть.

   Звучит песня о Белгороде. На экране слайды города Белгорода.

   Воспитатель. Друзья, мы вернулись в наш родной Белгород. Где мы с вами побывали? Правильно, в центре нашей страны. Какие звуки нам помогали в путешествии? Правильно звуки «р» и «рь». Что вы узнали о России? Что особенно вам понравилось?

   Дорогие мои друзья, мне очень приятно и легко было с вами путешествовать. Приятно, потому что вы  очень вежливо обращались друг с другом; интересно – потому что вы много знаете о нашей стране – России; легко – потому что вы очень старательно и правильно произносили звуки «р» и «рь»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности по математике в подготовительной группе с учетом ФГОС «Путешествие Колобка в «Лесную школу»

Формирование мыслительных операций (анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации).Развитие речи, наблюдательности, мыслительной активности, умения высказывать и обосновывать свои суждения.Раз...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по математике в подготовительной группе с учетом ФГОС «Приглашение в сказку»

Конспект непосредственно образовательной деятельности по математике в подготовительной группе с учетом ФГОС«Приглашение в сказку» Цель: совершенствовать умение порядкового счета в пределах 10, на...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по ФЭМП в подготовительной группе с учетом ФГОС «Путешествие в сказку»

Непосредственно образовательная деятельность по ФЭМП с детьми седьмого года жизни...

Конспект непосредственно образовательной деятельности интегрированного вида в подготовительной группе для детей с ОВЗ тема: «От поступков до героев»

Тема: «От поступков до героев»  Возраст: подготовительная группа (6-7 лет)Тип: интегрированное занятиеФорма: фронтальнаяЦель: формировать понятие о герое и героических поступках,...

Конспект непосредственно образовательной деятельности интегрированного вида в подготовительной группе для детей с ОВЗ Тема: «Осеннее приключение» с использованием ТИКО конструктора

Тема: «Осеннее приключение»Возраст: подготовительная группа (6-7 лет)Тип: интегрированное занятиеФорма: фронтальнаяЦель: закрепление знаний и умений в познавательной об...