Конспект непосредственно образовательной деятельности интегрированного занятия в подготовительной группе с учетом ФГОС Тема: «Как «Р» и «Рь» по России путешествовали»
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа) на тему
Автоматизация и дифференциация звуков «р» и «рь». Развитие связной речи. Совершенствование грамматического строя речи. Развитие фонематического слуха. Воспитание любви к Родине.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Автоматизация и дифференциация звуков «р» и «рь». | 19.82 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект непосредственно образовательной деятельности интегрированного занятия в подготовительной группе с учетом ФГОС
Тема: «Как «Р» и «Рь» по России путешествовали»
Цель: Автоматизация и дифференциация звуков «р» и «рь». Развитие связной речи. Совершенствование грамматического строя речи. Развитие фонематического слуха. Воспитание любви к Родине.
Задачи образовательных областей:
«Познавательное развитие»:
- уточнение и расширение представлений о России, её значении для каждого ребенка; закрепление слов, символизирующих нашу страну;
- закрепление знаний о механизмах образования звуков «р» и «рь».
«Речевое развитие»:
- совершенствование подвижности органов артикуляционного аппарата; развитие кинестетических ощущений при произношении звуков «р» и «рь»; развитие фонематических процессов (акустическая характеристика звуков, дифференциация, линейный анализ слов); развитие слуховой памяти, концентрации внимания; развитие мелкой моторики;
- продолжать работу над четкостью дикции, интонационной выразительности речи.
«Социально-коммуникативное»:
- воспитание у детей патриотизма, гордости за страну, в которой живем;
- внимательное, уважительное отношение друг к другу;
-способствовать установлению эмоционального контакта между педагогом и детьми.
«Физическое развитие»:
-сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей, через динамические паузы на занятии.
Методические приемы:
-артикуляционная гимнастика;
-работа с предметными картинками (определение заданного звука, выделение его интонацией);
-фонетическая зарядка (пропевание звуков);
-работа с раздаточным материалом (звуковые линейки);
-фонетическое упражнение на выделение заданного звука.
Предварительная работа:
-наблюдения и выделение звуков в повседневной жизни; артикуляционная гимнастика со звуками ( [ а], [ о], [у ],[и], [ы], [э] ); дидактические игры («Скажи, как звучит слово?», «В кругу с мячом», «Найди звук» ).
Оборудование:
-обруч поделенный на цветовые сектора; фотография президента страны; коронки зеленого и синего цветов; две большие буквы «р»(синяя и зеленая), интерактивная доска; слайды с изображением Москвы и Белгорода.
Раздаточный материал: предметные картинки символизирующими нашу страну (герб, флаг-триколор, береза, ромашка, самовар, Гагарин, сарафан, гармошка, матрешка, Кремль); сундучок; большие звуковые линейки (по числу детей).
Организационный момент.
Воспитатель. Здравствуйте, ребята. Я приглашаю вас в путешествие. Вы согласны? А отправимся мы с вами в самый центр нашей страны - России. Нашими помощниками будут два звука, а какие, вы узнаете, если внимательно послушаете такие строки:
Березы русские, широкие поля,
Леса дремучие, крутые берега.
Ребята, какие звуки я выделяла голосом?
Дети определяют, какие звуки были выделены голосом (звуки «р», «рь»)
Основная часть.
Воспитатель. Правильно, ребята, нашими помощниками будут звуки «р» (показывает большую букву «р» синего цвета) и «рь» (показывает большую букву зеленого цвета)И от того, как вы их будете произносить, зависит успех нашего путешествия.
Воспитатель.Уважаемые путешественники, когда мы произносим звук «р», чьё рычание он напоминает? (Тигра.) А звук «рь»похож на рычание маленького… (Тигренка.)
Песенка тигра твердая или мягкая? (Твердая.)
А песенка тигренка? (Мягкая.)
А тигр и тигренок поют звонко или глухо? (Звонко.)
А как вы догадались? (Голосок в горлышке звенит.)
А их песенки согласные или гласные? (Согласные.)
Автоматизация звуков изолированно и в слогах.
Воспитатель. Уважаемые путешественники, чтобы дорога была веселой, мы будем петь:
Язычки мы поднимаем – песню тигра исполняем – р-р-р-р…
Не спеша мы приседаем – песенку тигренка исполняем – рь-рь-рь…
Для мягкости посадки, произнесем голосовые цепочки:
Анжелика, повтори слоги радостно – ра-ро-ру!
Настя, повтори слоги спрашивая – ре-рё-ря?
Саша, повтори слоги рассказывая – ар-ор-ур.
Артем, повтори слоги тихо – ро-ру-раю
Автоматизация звуков в словах.
Звучит песня О. Газманова «Москва - звенят колокола», на экране поочередно появляются картинки о России, Москве. Дети подходят к доске, на которой прикреплена карта-схема России.
Воспитатель. Ребята, вот мы и в центре нашей страны. Какой самый главный город России? (Ответы детей.) Верно, Москва. Россия имеет свои границы, переходить их можно только с разрешения. («Находит» сундучок и показывает его детям.) Смотрите, ребята! Интересно, что там? Давайте, посмотрим. (Открывает сундучок, в нем картинки, символизирующие Россию.)
Это картинки. Они не простые.
Эти картинки о нашей России.
Давайте сыграем в игру «Картинку возьми, правильно назови, и карте прикрепи». Я покажу вам, как это делать. (Берет из сундучка картинку и прикрепляет к карте)
По очереди дети достают из сундучка картинку, прикрепляют к карте и называют, что изображено на картинке.
Дети (по очереди).
Россия – это береза
Россия – это рубаха
Россия – это ромашка
Россия – это самовар
Россия- это богатыри
Россия- это сарафан
Россия – это Гагарин
Россия- это гармошка
Россия – матрёшка
Россия – это Кремль
Воспитатель. Уважаемые путешественники, а где находится Кремль? (На Красной площади.) В Кремле работает президент, который управляет нашей огромной страной. Интересно, а вы знаете, как зовут нашего президента? (Воспитатель показывает фотографию президента) Владимир Владимирович Путин. Символы России – флаг и герб. (Воспитатель показывает картинки с флагом и гербом России) Флаг России трехцветный, его ещё называют «триколор»
Белый цвет – берёзка.
Синий – неба цвет.
Красная полоска –
Солнечный рассвет.
Герб нашей страны –
Двуглавый орёл.
Автоматизация звуков во фразовой речи. Развитие грамматического строя речи (изменение имен существительных по родам и числам)
Воспитатель. Ребята, если мы живем в России, значит, мы с вами кто? Правильно: мы –россияне! (Обращается к мальчику.) Ты живешь в России – значит, ты кто?
Мальчик. Я- россиянин!
Воспитатель (девочке). Ты живешь в России – значит, ты кто?
Девочка. Я – россиянка!
Воспитатель (ребенку). Твоя мама живет в России? Значит, она кто?
Ребенок. Моя мама – россиянка!
Воспитатель (ребенку). Твой папа живет в России? Значит, он кто?
Ребенок. Мой папа – россиянин!
Воспитатель (ребенку). Твои друзья живут в России? Значит, они кто?
Ребенок. Мои друзья – россияне!
Воспитатель (ребенку). Твои бабушка и дедушка живут в России? Значит, они кто?
Ребенок. Мои бабушка и дедушка – россияне!
Воспитатель. Друзья, я вас приглашаю в одно очень интересное место – в лабораторию феи Звуков. Фея Звуков – это волшебница, которая о звуках речи знает всё! Хотите там побывать? Наш чудесный обруч нам поможет.
Развитие фонематических процессов, дифференциация звуков, линейный анализ слов.
Звучит спокойная музыка, воспитатель ставит обруч в вертикальное положение и предлагает детям пройти в него.
Проходите, не стесняйтесь.
За столами размещайтесь.
Дети проходят в обруч и садятся за столы. Воспитатель надевает разноцветную накидку.
Ребята, я помощница феи Звуков, и она поручила превратить вас в звуки «р» и «рь». А кто в какие звуки превратиться, нам поможет узнать «Чудесный мешочек»
Руку в мешочек запусти,
Достань картинку, назови.
Игра «Чудесный мешочек» Дети достают из мешочка кубики с картинками. Воспитатель обращается к одному из детей.
Воспитатель. Назови свою картинку.
Ребенок. Сарафан.
Воспитатель. Чья песенка звучит в названии твоей картинки – тигра или тигренка?
Ребенок. Тигра
Воспитатель. Я превращаю тебя в звук «р». Надевает ребенку синюю шапочку.. Потом опрашивает всех детей и надевает им соответственные шапочки. ( «р»-сине, «рь» - зеленые).
Фея Звуков - мастерица на разные выдумки. Для каждого звука она приготовила домики, а в них по три комнаты.
Раскладывает на полу большие звуковые линейки с тремя делениями.
Уважаемые звуки, посмотрите еще раз на свои кубики, определите какую комнату вы займете в своих домиках – первую, среднюю или последнюю? Внимание6 один, два, три – комнату свою ищи!
Звучит тихая музыка. Дети встают из-за столов, определяют позицию заданных звуков в словах и занимают соответствующие линейки.
Уважаемый звук «р» почему вы заняли в своем домике первую комнату?
Ребенок. Потому что я звучу в слове «ромашка» в начале.
Воспитатель. Уважаемый звук «рь», почему вы заняли в своем домике среднюю комнату?
Ребенок. Потому что я звучу в слове «береза» в середине.
Аналогично воспитатель опрашивает всех детей.
Воспитатель. Шапочки я с вас снимаю.
В девочек и мальчиков снова превращаю.
Снимает с детей шапочки.
Друзья, волшебная сила нашего обруча начинает ослабевать. Нам нужно возвращаться домой. Куда мы возвращаемся? Правильно, в наш родной город Белгород. Где находится наш город? Правильно, в Белгородской области на юго-западе России. Курс на юго-запад! Путешественники занимайте свои места вокруг обруча.
Дети берутся за обруч в секторе выбранного цвета.
Развитие мелкой моторики.
Воспитатель. Фея звуков попросила вам передать такие слова: «Чтоб красиво говорить – надо с пальцами дружить!» Давайте поиграем с нашими пальчиками.
Дети одной рукой держаться за обруч, а второй выполняют упражнение.
Здравствуй, Солнце золотое (большой палец соединяется с указательным),
Здравствуй, небо голубое (большой палец соединяется со средним),
Здравствуй, вольный ветерок! (большой палец соединяется с безымянным),
Здравствуй, маленький дубок! (большой палец соединяется с мизинцем!
Мы живем в одном краю (соединение всех пальцев поочередно)
Всех я вас приветствую (машут друг другу рукой)!
Аналогично упражнение выполняется другой рукой.
Заключительная часть.
Звучит песня о Белгороде. На экране слайды города Белгорода.
Воспитатель. Друзья, мы вернулись в наш родной Белгород. Где мы с вами побывали? Правильно, в центре нашей страны. Какие звуки нам помогали в путешествии? Правильно звуки «р» и «рь». Что вы узнали о России? Что особенно вам понравилось?
Дорогие мои друзья, мне очень приятно и легко было с вами путешествовать. Приятно, потому что вы очень вежливо обращались друг с другом; интересно – потому что вы много знаете о нашей стране – России; легко – потому что вы очень старательно и правильно произносили звуки «р» и «рь»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственно образовательной деятельности по математике в подготовительной группе с учетом ФГОС «Путешествие Колобка в «Лесную школу»
Формирование мыслительных операций (анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации).Развитие речи, наблюдательности, мыслительной активности, умения высказывать и обосновывать свои суждения.Раз...
Конспект непосредственно образовательной деятельности по математике в подготовительной группе с учетом ФГОС «Приглашение в сказку»
Конспект непосредственно образовательной деятельности по математике в подготовительной группе с учетом ФГОС«Приглашение в сказку» Цель: совершенствовать умение порядкового счета в пределах 10, на...
Конспект непосредственно образовательной деятельности по ФЭМП в подготовительной группе с учетом ФГОС «Путешествие в сказку»
Непосредственно образовательная деятельность по ФЭМП с детьми седьмого года жизни...
Конспект непосредственно образовательной деятельности по математике в подготовительной группе с учетом ФГОС «Приглашение в сказку»
Формирование элементарных математических представлений....
Конспект непосредственно образовательной деятельности по математике в подготовительной группе с учетом ФГОС «Приглашение в сказку»
формирование элементарных математических представлений....
Конспект непосредственно образовательной деятельности интегрированного вида в подготовительной группе для детей с ОВЗ тема: «От поступков до героев»
Тема: «От поступков до героев» Возраст: подготовительная группа (6-7 лет)Тип: интегрированное занятиеФорма: фронтальнаяЦель: формировать понятие о герое и героических поступках,...
Конспект непосредственно образовательной деятельности интегрированного вида в подготовительной группе для детей с ОВЗ Тема: «Осеннее приключение» с использованием ТИКО конструктора
Тема: «Осеннее приключение»Возраст: подготовительная группа (6-7 лет)Тип: интегрированное занятиеФорма: фронтальнаяЦель: закрепление знаний и умений в познавательной об...