Взаимодействие педагогов и родителей в ходе экспериментальной деятельности
методическая разработка (младшая группа) по теме

В  данной статье  описан  материал по коррекционно-развивающей работе специалистов с родителями в ходе экспериментальной деятельности дошкольного учреждения. В предлагаемом  материале изложены традиционные и инновационные формы, выстроенные в систему взаимодействия педагогов и родителей по профилактике и коррекции психоречевого развития детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_office_word_2.docx949.43 КБ

Предварительный просмотр:

Взаимодействие педагогов и родителей в ходе экспериментальной деятельности дошкольного учреждения.

Ни для кого не станет открытием тот факт, что в конце XX века для российского образования наступило время эксперимента, неразрывно связанное с модернизацией образования, основными итогами которого сегодня является разностороннее развитие  образовательных учреждений. Работа дошкольного учреждения в экспериментальном режиме обусловливает систематическое совершенствование содержания и методов воспитания и обучения детей, повышение квалификации педагогов, а также организацию психолого-педагогического просвещения родителей.

Уже третий год Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида № 26 «Журавушка» г. Междуреченска является областной экспериментальной площадкой по теме: «Психолого–педагогическое сопровождение предупреждения и коррекции психоречевого развития у детей в ДОУ». Предыдущие два года экспериментальная деятельность осуществлялась специалистами в логопедическом, психологическом, музыкально-театрализованным, физкультурно-оздоровительном направлениях. На данном этапе экспериментальной работы  актуализирована тема взаимодействия всех участников образовательного процесса, где наиболее значимым является сотрудничество с семьями воспитанников.

 На протяжении всего срока обучения и воспитания дошкольника в детском саду педагогам и родителям важно быть партнерами, союзниками, а в младшем возрасте тем более. Иначе невозможен процесс качественного психоречевого развития детей, что является залогом их успешного обучения в школе.  Поэтому, крайне значимым в деятельности детского сада является создание единого пространства взаимодействия педагогов и родителей для решения конкретных воспитательно-образовательных задач в вопросах профилактики и коррекции психоречевых нарушений у детей.

 Сегодня  речь уже идет не просто об обмене информации между родителями и педагогами ДОУ, а о развитии, успехах и трудностях дошкольника в психоречевом развитии.  

В настоящее время современными исследователями разработаны и апробированы формы, методы, определено содержание  деятельности по взаимодействию детского сада и семьи в вопросах  речевого развития дошкольников (Е.П. Арнаутова, А.Н.Ганичева, О.Л.Зверева, Т.В.Кротова и др.). Но не создана система взаимодействия педагогов и родителей в вопросах профилактики психоречевого развития детей младшего и среднего дошкольного возраста.

На протяжении многих лет наше дошкольное учреждение, имеющее две коррекционные группы старшего дошкольного возраста для детей с нарушением речи, осуществляло деятельность с родителями через   традиционные формы работы. Проследив систему работы взаимодействия педагогов и родителей воспитанников логопедических и общеразвивающих групп, был определен ряд проблем, препятствующих ее успешности. А проведенные старшим воспитателем наблюдения, беседы, анкетирования родителей (приложение1)выявили причины неэффективности используемых методов работы:

Рис. 1. Результаты компетентности родителей в вопросах профилактики и коррекции психоречевого развития  детей

Родители имеют низкий уровень компетентности в вопросах профилактики и коррекции психоречевых нарушений у детей, так как:

  1. традиционные формы родительских собраний, бесед, консультаций не несут за собой полный объем информации, необходимой для родителей;
  2. родители не интересуются материалами, размещенными на стендах, в папках – передвижках;
  3. педагоги часто стремятся подменить непосредственное общение с родителями информационными объявлениями, статьями из газет и журналов.

Поэтому возникла необходимость построения обновленной системы  взаимодействия педагогов и родителей в вопросах профилактики  психоречевого развития детей, включающую в себя традиционные и  инновационные формы работы. В данной системе предпочтение отдано инновационным формам, так как именно они способны обеспечить эффективное взаимодействие педагогов с семьями воспитанников и своевременно предупредить  психоречевые нарушения у детей.

Реализация данного направления возможна при решении следующих задач:

  1. Создать систему работы по повышению педагогической  грамотности  родителей в вопросах профилактики психоречевых нарушений у детей младшего  и среднего дошкольного возраста.
  2. Приобщить родителей к участию в экспериментальной деятельности дошкольного учреждения через поиск и внедрение   эффективных форм работы.

Просветительская работа  в вопросах профилактики психоречевых нарушений осуществлялась со следующими категориями родителей:

  1. с родителями, дети которых посещают группы младшего и среднего дошкольного возраста;
  2. с родителями «семейных групп».

Опыт данной работы может быть полезен воспитателям общеразвивающих и логопедических групп, учителям-логопедам, старшим воспитателям, а также родителям воспитанников, имеющим различные психоречевые нарушения.

Формы взаимодействия с родителями в ходе экспериментальной деятельности дошкольного учреждения.

Одним из направлений экспериментальной работы дошкольного учреждения являлось осуществление психолого-педагогического просвещения и образования родителей,  поэтому в нашем детском саду была создана система  традиционных и нетрадиционных  форм сотрудничества.

Для оптимизации решения задач профилактики и коррекции психоречевого развития  младших и средних дошкольников в ДОУ данные формы используются для разных целей, способствующих  наиболее продуктивному взаимодействию педагогического коллектива и родителей воспитанников.

Первая цель - установление контактов. В ходе взаимодействия родители должны видеть стремление педагогов детского сада к сотрудничеству. На этой ступени посредством совместного заполнения воспитателями, учителем-логопедом, педагогом-психологом скрининговой  диагностики нервно-психического развития детей первой младшей группы, а также проводимых бесед с родителями  определяется уровень развития каждого малыша, чтобы выявить спектр имеющихся у него проблем.

 

                              Рис.4. Беседы с родителями

При обследовании ребенка всегда нужно помнить, что родители для дошкольника – самые близкие люди. Они влияют на все стороны его развития: физическую, нравственную, эстетическую и умственную. К последнему относится и речевое развитие малыша. Сколько бы усилий не было приложено со стороны воспитателей и педагогов для коррекции недостатков речи ребенка, без помощи семьи качественных результатов не будет.

 Поэтому следующим шагом во взаимодействии педагогов и родителей  является совместное обсуждение выявленных проблем у детей на родительских собраниях и круглых столах, где можно узнать о нежелательных тенденциях в речевом развитии ребенка в ходе взросления и  роли семьи в процессе профилактики и коррекции психоречевых нарушений.

Рис. 5. Родительское собрание для родителей детей средней группы

Третьим этапом системы взаимодействия является установление совместных требований к общему и речевому развитию ребенка. Результатом данного этапа является понимание родителями необходимости объединения усилий  для выработки единой педагогической линии в интересах ребенка. На этом этапе родителей знакомят с наиболее доступными и эффективными способами решения проблем психоречевого развития детей, размещая соответствующую информацию в родительских уголках на информационных  стендах, в папках–передвижках, проводя подгрупповые консультации, а также ежедневный непосредственный контакт с родителями во время приёма и ухода детей.

Рис. 6. Информационные папки-передвижки

          Упрочнение сотрудничества педагогов и родителей - четвертое звено в построении системы взаимодействия. Поскольку языковые возможности детей  младших групп ещё не велики, родителям на этом этапе необходимо давать профессиональные рекомендации относительно нагрузок на речь ребенка, а также проводить психолого-педагогическую работу на родительских конференциях.

                                                             Рис. 7. Родительская конференция

Также система взаимодействия педагогов и родителей направлена на реализацию индивидуального подхода к каждому родителю, независимо от проблем развития ребенка. Каждый специалист, будь то воспитатель или учитель-логопед, педагог-психолог, музыкальный руководитель, старший воспитатель советуется с родителями относительно своей деятельности в вопросах профилактики и коррекции психоречевого развития ребенка, анализирует любую педагогическую ситуацию в  ходе проведения Дня открытых дверей.

Внедрение инновационных форм работы с семьей является «изюминкой» построения системы взаимодействия. С их помощью все участники коррекционного воспитательно-образовательного процесса могут показать свой опыт и профессиональное мастерство. Это совместная деятельность и сотворчество ребенка и родителей: организация работы семейных клубов, он-лайн общение с родителями посредством Интернет – сайта, тематические вечера, оформление мини – газет, мастер – классы.

 Рис. 9. Мини-газеты

Для более эффективной работы с родителями  по теме педагогического эксперимента мы постарались расширить рамки нашего сотрудничества  и организовали  данное взаимодействие  всех специалистов дошкольного учреждения с применением инновационных форм, к числу которых относятся:

  1. семейный клуб «Семейная академия»,
  2. тематический вечер.

Наиболее интересной и познавательной формой взаимодействия и традицией для родителей стал семейный клуб «Семейная академия» (далее – клуб), целью которого является объединение усилий образовательного учреждения и семьи в вопросах предупреждения и профилактики психоречевых нарушений у детей младшего и среднего дошкольного возраста.

Мы определили следующие приоритетные направления работы клуба:

  1. повышение педагогической культуры родителей;
  2. приобщение их к участию в жизни детского сада через поиск и внедрение разнообразных форм работы;
  3. создание условий  для реализации задач педагогического эксперимента.  

В своей работе мы опирались на то, что родители и педагогический коллектив стали партнерами с единым пониманием целей  и задач коррекционного педагогического процесса.  

Ответственным за организацию работы клуба является старший воспитатель.

Рис. 10. Авторские педагогические технологии по профилактике и коррекции психоречевых нарушений у детей.

К работе клуба были привлечены воспитатели и все специалисты, которые участвуют в процессе психолого-педагогического сопровождения, в рамках  своей деятельности они формировали у родителей определенные представления и практические умения по проблеме эксперимента в соответствии с рецензированными авторскими технологиями.

Клуб осуществляет свою деятельность на основе положения, разработанного попечительским советом  и участниками педагогического эксперимента. Заседания  клуба регулярно организуются   в вечернее время не реже одного раза в квартал. Формы работы каждого заседания клуба могут быть разными в зависимости от темы, состава участников и задач:

- круглый стол;

- организация совместной деятельности детей и родителей;

- мастер – класс;

- решение педагогических ситуаций;

 - видеопросмотры по организации жизни детей в учреждении;

Рис.11. Мастер-класс для родителей детей младшего дошкольного возраста

В ходе работы семейного клуба педагоги увидели, как родители раскрываются, активно участвуют в обсуждении проблем, задают вопросы, иногда сами на них отвечают. Особенностью данного проекта является повышение компетенции родителей в вопросах профилактики и коррекции психоречевых нарушений детей с помощью обучения родителей практическим играм и упражнениям по авторским пособиям специалистов детского сада. На конкретных примерах родители убеждаются, что игры способствуют развитию психических процессов, физических качеств, а именно координации движений, ритму, ориентировке в пространстве, ручной умелости, музыкально-театральных способностей, чтобы правильно развивалась речь ребенка и сразу были видны все проблемы психоречевого развития.

Погружение родителей детей среднего дошкольного возраста в проблему профилактики и коррекции психоречевых нарушений  и организации коррекционно-развивающей среды проводится на тематических вечерах в форме:

- занятий;

        - тренинга;

        - КВНа.

Организует тематические вечера старший воспитатель, который привлекает к этой деятельности учителя-логопеда, педагога-психолога и музыкального руководителя.   Благодаря неформальному общению, родители   узнают  о причинах возникновения проблем  психоречевого развития  ребенка, во время этих встреч у них появляется возможность  получить определенную информацию и освоить практические навыки для работы с ребенком в домашних условиях.

Во время таких встреч  родители и воспитатели получают возможность раскрыть свой творческий потенциал. Совместное творчество – еще один путь к выстраиванию отношений воспитателей, родителей и детей. Благодаря этому методу участники за один вечер имеют возможность поработать в группах, в которых материал по теме рассматривается с разных сторон. Родители узнают не только новое, но и учатся понимать себя и детей, приобретают собственный опыт. Прикоснувшись к миру детства, где, казалось бы, все беззаботно, родителям удается прочувствовать те трудности, которые возникают у детей в процессе  формирования речи. У них возникает желание помочь своему ребенку, появляются умения правильно реагировать на проблему.  

Одним из эффективных условий взаимодействия с семьей является не только проведение мероприятий, но и «обратная связь» по результатам этой деятельности. Осуществляется она ненавязчиво, тактично и опосредованно со стороны педагогов. Например, о том, как воспользовались родители информацией о необходимости развития движений руки у детей, развития речи, развития общемоторных навыков, музыкально-театральных способностей, воспитатели могут узнать с помощью фотовыставки, домашних заданий, бесед, посещений детей на дому.

 Таким образом, участие родителей в различных мероприятиях позволяет повысить  уровень их психолого-педагогической компетенции в вопросах профилактики и коррекции психоречевых нарушений у детей и создать еще одно поле деятельности для со-трудничества,  со-переживания.  Все формы работы, используемые в детском саду взаимосвязаны, взаимообусловлены и способствуют построению схемы взаимодействия всех участников коррекционного воспитательно-образовательного процесса:

Специалисты  ДОУ

Формы работы: традиционные, просветительские, интерактивные, инновационные

Методическое пособие «Модель методического сопровождения педагогов в вопросах подготовки руки к письму у дошкольников

 

Методическое пособие «Развитие речи и различных движений руки у детей младшего дошкольного возраста»

Старший воспитатель

Учитель - логопед

Методические рекомендации «Психологическое сопровождение экспериментальной деятельности в дошкольном учреждении»

Педагог - психолог

Методические рекомендации «Профилактика речевых нарушений у детей средствами театрализованной деятельности »

Музыкальный руководитель

Авторские разработки конспектов занятий для детей и родителей

Воспитатели

дети - родители

Рис. 12.  Схема взаимодействия участников коррекционного воспитательно-образовательного процесса по  предупреждению и профилактике психоречевых нарушений у детей


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка "Взаимодействие педагогов и родителей в рамках проектной деятельности."

Проектная  деятельность, является  способом организации педагогического процесса основанного на тесном взаимодействии педагога, родителей и воспитанников между собой, которая направлена на о...

Круглый стол для педагогов на тему: «Взаимодействие педагогов и специалистов в ходе коррекционной работы»

Круглый стол: «Взаимодействие педагогов и специалистов в ходе коррекционной работы»...

Взаимодействие педагогов и родителей в организации экспериментальной деятельности детей дошкольного возраста.

Совместная деятельность педагогов и родителей по организации эксперементальной деятельности дошкольников...

ОРГАНИЗАЦИЯ ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ ПРИ ВЗАИМОДЕЙСТВИИ ПЕДАГОГОВ И РОДИТЕЛЕЙ

Организация опытно-экспериментальной деятельности дошкольников является одним из ключевых направлений в современном образовательном процессе. Педагоги и родители должны уделять особое внимание этому а...