Конспект досуга в подготовительной группе «Чайники бывают разные»
материал (подготовительная группа) по теме

Федосова Елена Николаевна

При проведении досуга с детьми, мы используем различные темы. А вот о том , какие бывают чайники? Это очень любопытно. И тема интересная, и ребята получили много удовольствия от своей работы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект досуга в подготовительной группе

«Чайники бывают разные»

Интеграция образовательных областей:

«Познание» (конструктивная деятельность), «Художественное творчество» (лепка), «Коммуникация»,  «Социализация».

Виды детской деятельности: игровая, продуктивная, коммуникативная, познавательно – исследовательская.

Цели:

Продолжать закреплять знания детей о чайной посуде (о чайниках). Развивать эстетическое  восприятие детей. Активизировать словарь: экскурсия, экскурсовод, экспонат, мастера, музей чайников, коллекция. Называть предметы чайного сервиза: чайник, чашка, блюдца, сахарница,  молочник, сливочник.

Назвать предметы для чаепития: конфетница, баночки для хранения чая, щипцы для сахара, ситечко, блюдо для сладостей.

Развивать связную речь детей. Закреплять умение выразительно читать стихи. Воспитывать уважение к труду взрослых, бережное отношение к предметам посуды.

Материалы и оборудование:

  1. Презентация «Чайники бывают разные»
  2. Чайники различных форм, выполненные из различных материалов.
  3. Предметы  для чаепития: чайный сервиз, подстаканник, конфетница, блюдо для сладостей, блюдца, сахарница, молочник, сливочник, щипцы для сахара, различные виды чая, ложки, ложка – ситечко.
  4. Изделия чайников, выполненные детьми
  5. Музыкальные композиции МР-3
  6. Мольберты -2шт.
  7. Клей  карандаш – 2 шт.
  8. Разрезные детали чайников – для использования в игре

(аппликация чайник)

Планируемые результаты:

Знают названия чайной посуды и предметов для чаепития. Выражают положительные эмоции (интерес, радость, восхищение), при просмотре презентации, при виде разнообразия  чайных предметов. Интересуются и могут сами ответить, из каких материалов можно изготовить чайную посуду. Высказывают свои впечатления об увиденном. Активно и доброжелательно взаимодействуют  с педагогом и сверстниками.

Содержание организованной деятельности.

Беседа о чайниках и чайной посуде. Чтение сказки Андерсена «Чайник». Сказка о чайнике, кастрюле и сковороде». Рассматривание чайной посуды, беседа об использовании каждого предмета. Разгадывание загадок. Просмотр презентации, обсуждение.

Проведение досуга:

В зал входит ведущая-воспитатель, приветствует сидящих гостей. Сообщает о том, что ребята подготовительной группы, сегодня выступят в роли мастеров. Давайте мы их пригласим?

Под………музыку, входят дети,  держа в руках, вылепленные своими руками и раскрашенные чайники. Проходят по кругу. Пройдя два круга, мальчики садятся по одну сторону зада, девочки по другую.

Входит экскурсовод.

Здравствуйте гости  дорогие.

Здравствуйте, добры  молодцы, да красны  девицы.

Мастера Томилинские,

Пластилиновых дел – мастера,

Да расписной посуды – умельцы!

Всех Вас, я рада видеть в нашем музее.

Расскажу я Вам сегодня сказку на новый лад или присказку.

Не про Ивана Царевича,

Не про птицу невиданную,

А про чудо – расчудесное,

В каждом доме – полезное.

Вы загадки отгадаете,

И про чудо – все узнаете.

Загадывает загадки.

Нагревается, кипит

Как нагреется – свистит,

Всех напоит крепким чаем,

Серебристый друг наш (чайник).

***

Из горячего колодца

Через нос водица льется,

В чашку, в кружку, и в бокал

Всем водицу наливал.

***

Я пыхчу, пыхчу, пыхчу

Больше греться не хочу,

Крышка громко зазвенела,

«Пейте чай, вода вскипела».

                                        (чайник).

Ответы детей: - Вы все правильно отвечаете.

Без чего не обходится ни одно чаепитие?

Без чего нельзя представить ни одну кухню?

Конечно же, без чайника.

Посмотрите, как много их в нашем музее.

А расскажу я Вам ребята, о чайнике и о его истории (звучит мелодия).

Самые первые чайники появились на родине чая, в Китае. Их изготавливали из знаменитой исинской глины, темно – красного цвета.

Исинскими  чайниками их называли благодаря месту своего происхождения – городу Исин.

Чай, заваренный в таких чайниках, обладал чудесным вкусом и ароматом. Происходило это, благодаря  все той же глине, которая обладала пористой структурой, позволяла чаю «дышать», не изменяла его цвет, аромат . Спустя время, после того, как в Китае изобрели фарфор, чайники стали изготавливать из этого нового материала, который по своим свойствам был близок к исинской глине.

В Европе, первые чайники появились в XVI веке. Работы мастеров были тяжелые, неудобные, и не отличались особенной красотой. Их никак нельзя было сравнить с чайниками, произведенными в Китае.

И только в XVIII веке, после того, как в Европе научились производить фарфор, появились экземпляры чайников, достойные своих китайских собратьев.

Немного позднее,  появилась чайная посуда из металла, а для изготовления чайников стали использовать серебро и олово.

Настоящий чайник должен обладать не только  энергией и образом, главное, он должен обладать душой.

Вы согласны?

Экскурсовод:

Ребята, а  что вы знаете о чае и чайниках?

  1. Скажите, благодаря какому царю, в Росссию, начали завозить чай?  (Петру I)
  2. Кто в основном мог позволить себе такую редкость, как чай?

(так как  чай был редкостью, его пили в основном богатые люди, как лекарство от всех болезней).

  1. В каком веке появились первые электрические чайники? (в XIX)
  2. В какой стране электрические чайники были изобретены? (в Германии)
  3. Вы знаете, из какого материала можно изготавливать электрические  чайники? (из пластмассы, металла, стекла)
  4. А обычные чайники, из какого материала?  (стекла, металла, фарфора, глины)
  5. Какое преимущество есть у современных электрических чайников? Сегодня появились такие электрочайники, в которых можно задать нужную температуру воды. Еще, существуют такие чайники, для включения которых нужно послать им SMS

Экскурсовод: - Молодцы ребята, здорово отвечаете. Вы всегда такие дружные, никогда не ссоритесь? Тогда выходите и спойте нам частушки.

Дети встают полукругом (это сцена), поют частушки.

Мы веселые ребята,

Дружно в садике живем,

И частушки озорные,

Мы для вас сейчас споем.

***

Выходите петь частушки,

Выходите поплясать,

Что б про сказочный напиток,

Нам сегодня рассказать.

***

На стене висит картина,

На картине чайник,

Когда вырастет Никита,

Будет он начальник.

***

Если ноги промочил,

Чай попей с лимоном,

Мед, малину и чеснок,

Будешь ты здоровым.

***

Маша мылом чайник мыла,

Моет и не ленится,

А когда чайку налили,

Все в нем так и пенится.

***

Мы частушки как сумели,

Вам про чайники пропели,

А теперь попросим вас,

Что б похлопали для нас.

Экскурсовод: - Задорные  у вас частушки.

 

Что, если нам, прямо сейчас отправиться в путешествие? Звучит  мелодия –

«В гостях у сказки». Таким образом, ребята как - будто перемещаются из детского сада в «Дом музей чайников».

Дети выходят в центр зала, становятся парами для игры «Ручейки». В  начале досуга, мальчики сели на стулья с одной стороны зала, девочки, с другой. Пройдя в ворота и выбрав себе новую пару, мальчики садятся в ту часть зала, где сидели девочки, а девочки, на сторону мальчиков.

 

Показ презентации «Чайники бывают разные».

(Звучит мелодия флейты).

На экране появляются фотографии Дома музея чайников, экскурсовод комментирует.

- Сегодня, более 100 «интересных чайников», конца XIX – начала XX века, а так же другие уникальные экспонаты, связанные с историей чаепития, можно увидеть в музее «Дом чайника», который находится на берегу озера «Плещеево», в селе Веськово,  Переславского района, Ярославской области.

Экспозиция размещена в деревянной избе с русской печью.

В основе экспозиции музея – медные, фарфоровые, мельхиоровые, заварочные и другие  чайники различных форм и назначений, и все то, что связано с традицией распития чая на Руси.

Коробочки из-под конфет, сахарницы, конфетницы, молочники, ложки, щипцы для сахара, баночки для хранения чая.

В коллекции представлен большой чайник, на 15 литров, его называют «артельный», им можно напоить целый взвод солдат.

Своей уникальностью выделяется «Морской чайник», у него необычная форма с пояском в основании.

При морской качке обычный чайник стал бы перемещаться, а чтобы этого не произошло, чайник ставили в отверстие в плите, чайник закреплялся, а поясок не давал ему проваливаться  в отверстие в плите.

Музей чайников знакомит гостей с настоящими традициями русского чаепития, историей возникновения чайников и других предметов русского быта.

Презентация продолжается, на экране мы видим разнообразные чайники, чашки, блюда. Звучит спокойная расслабляющая мелодия.

Экскурсовод: - Наслаждайтесь красотой чайной посуды.

Презентация заканчивается.

Экскурсовод:- Понравилось вам путешествовать?

Какие чайники вам больше всего понравились и запомнились?

Ответы детей.

Какие предметы чайного сервиза вы знаете? (чайник, чашки, блюдца, сливочник, молочник, сахарница). Что вам больше всего понравилось и запомнилось в нашей экскурсии?

Экскурсовод: - Пора возвращаться. Чтобы нам вернуться быстрее, давайте вместе произнесем волшебные слова:

Влево, вправо, покрутились,

Вмиг, домой переместились.

Теперь  мы, смело можем показать свои работы  и рассказать, что еще узнали,    о чайниках.

Дети выносят расписные чайники, которые они подготовили для показа. Это чайники в виде ягоды малины, красного, желтого яблока, дыни, арбуза…

Встав полукругом перед гостями, дети читают стихи.

Фарфоровый чайник,
В буфете живёт.
Фарфоровый чайник,
На кухню зовёт.
Но лишь для того,
Что б о нём говорили,
И лишь для того,
Что б фарфор похвалили.
Такой недотрога –
Фарфоровый чайник.
Он важный и строгий,
Над всеми начальник.
***

Я - глиняный чайник.
Простая посуда.
Нос вырос, как валик,
Не знаю, откуда.

Порой закипаю.
Бываю горячим.
Порой остываю.
Заваркою плачу.

Пусть я выполняю
Простую работу,
Людей заставляю,
Напиться до пота!

***

Засвистел натужно чайник,
Я – над чашками, начальник!
Ну-ка, чашки, смирно, в ряд.
Становитесь на парад.
Вас наполню кипятком.

Всыплю всем заварочки,

Буду потчевать чайком,
Сдобным, сладким,  крендельком,

Да душистым пряничком.


Глиняный чайник

С древних времен лучшим материалом для заварочного чайника считалась красная глина. Древние китайцы верили, что чай, заваренный в таком чайнике, обладает целебными свойствами.

Стеклянный чайник

Стеклянный  чайник  прекрасно подходит для заваривания любого чая. Стекло не впитывает в себя запахи.

Посуда из такого стекла выглядит современно, она очень легкая по  весу.

Стеклянные чайники отличаются своей  прозрачностью.

Сквозь тонкое стекло,  мы можем  легко наблюдать за «танцами» чайных листочков, наблюдать, как они раскрываются и медленно окрашивают чай. Керамический заварочный чайник

Керамический заварочный чайник популярен, как и стеклянный. Такие чайники считаются самыми надежными, они отлично выдерживают высокую температуру.

Фарфоровые и фаянсовые заварочные чайники

Заварочный чайник, выполненный из фарфора и фаянса, очень быстро нагревается и сохраняет высокую температуру долгое время. Благодаря своим качествам, фарфоровый чайник считается лучшим для настаивания чая.

Металлический заварочный чайник

Самые классные - металлические чайники: у них шикарная блестящая поверхность. Но есть небольшой минус: любой металл сильно нагревается. С такими чайниками нужно быть очень осторожными. 

Пластмассовый чайник

Сегодня в каждом доме есть пластмассовый электрический чайник.

Небольшой электрический прибор, но очень надежный помощник.

Первые чайники имели нагреватель в виде спирали, у современных чайников, скрытый нагревательный элемент. В таких чайниках вода быстро закипает. Значит, электрочайник экономит наше драгоценное время.

Эмалированный чайник

Обыкновенный чайник - представляет собой металлическую емкость с ручкой, которую для нагревания воды ставят на кухонную плиту, электрическую, газовую.

Походный чайник (костровой) - в отличие от чайника для плиты предназначен для подвешивания над костром, и применяется обычно в походных условиях.

В коридоре слышатся  крики: - Автобус, автобус.

Воспитатель: - Что за крики, что за шум?

Экскурсовод: - Гости нежданные к нам торопятся.

В зал входит старуха Шапокляк.

Шапокляк: Всем привет, мальчишки – короткие штанишки, девочки – припевочки. Надеюсь, все меня узнали? Я ваша знакомая, любимая – старушка Шапокляк.

Я на автобус торопилась, да не успела. Смотрю, дети, дети, дети, детский сад какой – то. А что это у вас так посуды много, чашки, чайники, блюдца, помыть не успели?

Дети: У нас праздник.

Шапокляк: Праздник, я праздники люблю.

А что на  вашем празднике делают?

Ведущая: чай пьют.

Шапокляк:- Это я сюда вовремя попала.

Рецепт заваривания чая, от старушки Шапокляк:

Достает из сумки листок с рецептом, читает: - еловые колючки и листья лопуха (ха – ха – ха), репейник и горчичка, перец и  гвоздичка, вот рецепт вам от меня.

Ведущая: - А вы сами такой чай пробовали?

Шапокляк: - Нет, не пробовала.

Ведущая:- Тогда, сначала попробуйте, а потом делитесь своим замечательным рецептом!

Шапокляк: - Подумаешь, какие все правильные.

А что вы еще на празднике делаете?

Дети: поем, стихи читаем, танцуем, играем.

Шапокляк: Вот это здорово!

Я такие классные игры знаю.

Загибает пальцы на руке:

- Намазать скамейку в парке  клеем. Кто – ни будь сядет (ха- ха- ха) приклеится;- Здорово?

Дети:  Нет.

Шапокляк: Тогда, другая игра.

- Идет человек по улице, а я на него сверху ведро воды выливаю; - Смешно?

Дети:- совсем не смешно.

Шапокляк: - тогда, давайте из рогаток постреляем, посмеемся?

Дети: - Мы в такие игры не играем.

Ведущая:- Ты, Шапокляк, нам не мешай.

Если хочешь, с нами поиграй.

Кто быстрее  справится с заданием, приклеит поочередно детали чайника.

Дети выстаиваются в две команды.

Игра:

В центре зала  выставляются два мольберта. Среди детей формируется две команды. Рядом с мольбертами,  стоят столы, на которых приготовлены: клей карандаш,  детали чайников(аппликация); резервуар, носик, ручка, крышка, украшение на чайник, блюдо под чайник.

Итогом игры, будет, качество приклеивания, яркое и веселое настроение.

Воспитатель и экскурсовод смотрят, как ребята справляются с заданием, по необходимости подсказывают.

Шапокляк, всячески мешает участникам.

По окончании игры.

Шапокляк: - Какие у вас красивые чайники, один лучше другого!

У вас так интересно. Но мне пора. Я бы осталась, да я старушка деловая, очень занятая, некогда мне, на автобус тороплюсь.

Подходит к столу с чайниками, берет один из них, прячет себе в сумку.

Ведущая: - Мадам, простите, что Вы прячете?

Шапокляк:- А что, я ничего не прячу.

-Ну, подумаешь, (показывает на крыску – Лариску), ребенку игрушку пожалели?

У вас их, и так много.

Ведущая:- как не красиво, какой пример вы детям подаете?

Шапокляк: - Ухожу, ухожу. Что за дети, даже никто не подрался. Прощайте, играйте, веселитесь, пока.

Ведущая: - И такие нежданные гости к нам приходят.

Экскурсовод: - Молодцы ребята. Здорово справились с заданием, и даже старуха Шапокляк вам не помешала, так красиво украсить свои чайники.

Благодарю Вас, за то, что пополнили нашу экспозицию  своими замечательными чайниками.  

Ваши работы, очень яркие и оригинальные. А это дарит нам хорошее, праздничное настроение.

Мы хотим, чтобы в сердцах наших гостей, ощущение праздника длилось, как можно дольше.

Дети, танцуют кадриль (слова песни изменены). После танца  детям раздаются сладости, к чаепитию.

Гости приглашаются к чайному столу, где могут провести дегустацию чая, ощутить вкус, запах, настоящего свежезаваренного  чая.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект досуга для подготовительной группы "Чудопутешествие"

Конспект вечера досуга для детей подготовительной группы "Чудопутешествие", на котором в игровой форме дети знакомятся с некоторыми достопримечательностями разных стран...

Конспект досуга в подготовительной группе "Города-герои".

Дошкольный возраст обладает потенциальными возможностями для формирования нравственных чувств и, конечно же, патриотизма....

Математический ринг - план - конспект досуга в подготовительной группе

Занимательный математический материал представленный в данном конспекте Математического ринга является хорошим средством воспитания у детей дошкольного возраста интереса к математике, к логике и доказ...

Совместная деятельность с использованием ИКТ в подготовительной группе: «Дома бывают разные»

Цель: способствовать пополнению знаний детей о видах домов, о их конструкциях....

НОД по развитию речи подготовительной группы "Осень бывает разная"

Конспект занятия для детей подготовительной группы "Осень бывает разная"...

Конспект НОД в подготовительной группе "Мы такие разные: мальчики и девочки"

Развивать гендерные представления у детей старшего дошкольного возраста....

Методическая разработка Конспект по формированию элементарных математических представлений в подготовительной группе «Часы бывают разные»

В подготовительной группе детского сада в рамках программы «От рождения до школы» в разделе «Формирование элементарных математических представлений».Главная цель - дать детям п...