Методическая разработка Конспект по формированию элементарных математических представлений в подготовительной группе «Часы бывают разные»
план-конспект занятия по математике (подготовительная группа)

Шерер Надежда Викторовна

В подготовительной группе детского сада в рамках программы «От рождения до школы» в разделе «Формирование элементарных математических представлений».

Главная цель - дать детям представление о понятии времени в игровой форме, интересной детям. Что такое время? Для чего нужны часы? Какие бывают часы? В рамках проекта попробуем найти ответы.

Часы! Какая распространенная и всеми известная вещь. Без часов никак не обойтись, они с нами повсюду. Часы у нас на руке и в кармане, дома и на улице, часы в школе, детском саду и на космодроме, на вокзале, в автомобиле, часы в самолете и на подводной лодке. Одни часы - круглые, другие - квадратные, одни – толстые, другие – тонкие. Есть часы величиной с горошину, а есть, такие огромные, что и на машине не увезешь. Как много значат в нашей жизни эти маленькие стрелки, которые бегают по кругу как будто без всякого толку!

С понятием «время», «часы» мы сталкиваемся ежедневно. Часы! Какая всеми известная вещь. Без часов никак не обойтись, они с нами повсюду. С проблемой времени человек сталкивается ежедневно: срывая листок календаря, ежеминутно глядя на часы. Часто встречаются выражения: «Подожди минуточку», «Который час», «Сию минуту», «Через минуту». Мы взрослые должны донести до сознания детей, что в окружающем нас его мире жизненно необходимо знать время, так как все события в жизни человека протекают во времени. Много дополнительных трудностей приходится преодолевать тем, детям, у которых к периоду поступления в школу не развиты временные различения. Поэтому необходимо формировать у детей знания о часах, времени.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_v_podg.gr_.docx24.77 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением

Деятельности по художественно- эстетическому и социально-личностному

Развитию детей № 21 « Искорка»,

г. Бердск

Методическая разработка

Конспект по формированию элементарных математических представлений в подготовительной  группе

«Часы бывают разные»

Разработала и провела:

воспитатель I кв.категории

Шерер Н.В.

2020 г.

Актуальность:

В подготовительной группе детского сада в рамках программы «От рождения до школы» в разделе «Формирование элементарных математических представлений».

Главная цель - дать детям представление о понятии времени в игровой форме, интересной детям. Что такое время? Для чего нужны часы? Какие бывают часы? В рамках проекта попробуем найти ответы.

Часы! Какая распространенная и всеми известная вещь. Без часов никак не обойтись, они с нами повсюду. Часы у нас на руке и в кармане, дома и на улице, часы в школе, детском саду и на космодроме, на вокзале, в автомобиле, часы в самолете и на подводной лодке. Одни часы - круглые, другие - квадратные, одни – толстые, другие – тонкие. Есть часы величиной с горошину, а есть, такие огромные, что и на машине не увезешь. Как много значат в нашей жизни эти маленькие стрелки, которые бегают по кругу как будто без всякого толку!

С понятием «время», «часы» мы сталкиваемся ежедневно. Часы! Какая всеми известная вещь. Без часов никак не обойтись, они с нами повсюду. С проблемой времени человек сталкивается ежедневно: срывая листок календаря, ежеминутно глядя на часы. Часто встречаются выражения: «Подожди минуточку», «Который час», «Сию минуту», «Через минуту». Мы взрослые должны донести до сознания детей, что в окружающем нас его мире жизненно необходимо знать время, так как все события в жизни человека протекают во времени. Много дополнительных трудностей приходится преодолевать тем, детям, у которых к периоду поступления в школу не развиты временные различения. Поэтому необходимо формировать у детей знания о часах, времени.

Цель: познакомить детей с часами.

Задачи:

- познакомить детей с разными видами часов;

- познакомить с циферблатом часов и двумя стрелками (минутная стрелка и часовая);

- учить детей определять время по часам (до одного часа);

- закрепить знания о геометрических фигурах: квадрат и круг (на основе часов);

- воспитывать самостоятельность, умение понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно.

Методы и приёмы: словесные, наглядные, игровые, практические.

Предметно-развивающая среда: 

Демонстрационный материал: презентация «В гости к часам», аудиозапись «Бой курантов», картинки для игры «Когда это бывает» - части суток, солнышко настроения.

Раздаточный материал: карточки с цифрами, заготовки из картона с изображением циферблата, разноцветные фишки.  

Предварительная работа: чтение математической сказки «В стране часов и часиков», проведение дидактических игр «Живые числа», «На что похожа цифра», «Конкурс красавиц», «Режим дня».

Ход НОД

1ч. Орг. момент. Дети стоят в кругу, взявшись за руки.

Воспитатель: Ребята, мы с вами большая, дружная семья, через наши руки мы передаем свое тепло, хорошее настроение. Посмотрите друг на друга и передайте свою самую очаровательную улыбку.

2ч. Основная часть.

Воспитатель: Сегодня у нас будет очень интересное занятие, послушайте стихотворение. 

Тихо тикают часы.

Стрелки - длинные усы.

Час за часом каждый день

Им ходить совсем не лень.

- О чем это стихотворение?  Правильно, в стихотворении говорится о часах

 Слайд №2.  Воспитатель: Давным-давно, когда часов еще не было, люди узнавали время по солнцу. Люди узнавали время по тени от предмета. Солнце всходило, и тень от столба медленно двигалась по кругу. Назывались эти часы солнечными. Но солнечные часы показывали время только в солнечный день, ночью они не работали.

Воспитатель: Следующие часы - песочные. У них нет стрелок и циферблата, сделаны они из стекла. Две стеклянных емкости соединили между собой. Внутри песок. Когда часы работают, песок из верхней емкости пересыпается в нижнюю. Высыпался песок, значит, прошло определенное количество времени. Песочные часы до сих пор используют в поликлиниках и больницах. По этим часам больные получают лечебные процедуры, но узнать который час по ним нельзя. Все эти часы были неудобными, так как солнечные часы ночью и в пасмурную погоду не работали, песочные часы нужно переворачивать. Время шло, люди становились все умнее и придумывали все более совершенные часы. Посмотрите, сколько разных часов придумали люди для удобства.

Слайд №3.  Воспитатель: Часы обычно стоят на шкафу, на полочке, на столе и их называют настольные, но часы бывают и другие.

Слайд №4.  Воспитатель:  Вот эти часы стоят на полу. Значит, как мы про них можем сказать, они какие?

Воспитатель:  Посмотрите, у нас в группе тоже есть часы. Они где расположены? Значит, как мы про них скажем, какие они?  

Слайд №5. Воспитатель: Обратите внимание на форму часов. Назовите форму часов.

Слайд №6. Воспитатель:  А вот эти часы меньше других. У них есть ремешок или браслет. Их носят на руке, значит они какие…  

Слайд №7.  Воспитатель: А это - особенные часы. Это Будильник.

Я напрасно не хожу, когда надо - разбужу. Будильник своим звонком нас может разбудить, чтобы не проспать утором в детский сад, а родителям на работу.

Слайд №8.  Раздается бой курантов (запись).

Воспитатель: Дети, а это мы с вами слышим бой курантов. Это самые большие и самые точные часы, по ним проверяют свои часы все россияне. Эти часы находятся в Москве, на Спасской башне Кремля.

Слайд №9.  

Воспитатель: У всех часов есть циферблат, на котором написаны цифры. Циферблат - это круг с цифрами. Какие цифры вы видите на циферблате? А еще у часов есть стрелки. Одна - короткая. Она называется часовая. Она двигается медленно и переходит то одной цифры к другой и показывает часы. Вторая стрелка - длинная. Она называется минутная. Она движется быстрее и показывает минуты. Если минутная стрелка прошла весь круг по циферблату, значит, прошел час. Чтобы  узнать, сколько времени, надо посмотреть, как расположены стрелки.

Воспитатель: Для следующего задания я предлагаю разделиться на команды. Я покажу цифру столько детей должно быть в ваших командах. (Команды должны расположиться на ковре так, чтобы не мешать друг другу). Каждой команде я раздам круги их надо превратить в циферблат, а значит правильно разложить цифры. Приступайте к заданию.

Д/и «Назови соседей».

Воспитатель:  Назовите соседей цифры 4, 7, 2 (3 и 5, 6 и 8 и т.д.). Назовите цифры, которые вы  поставили между цифрой 3 и 6? Между 9 и 12? Все справились, молодцы!

Воспитатель: А теперь, покажите на своих моделях циферблата часов, сколько времени, сколько раз я хлопну в ладоши. (Воспитатель хлопает в ладоши: 3 раза, 4 раза, 6 раз, 10 раз, 12 раз). Молодцы! А теперь настало время поиграть! Я превращаю вас в часики.

Физкультминутка «Часики».

Тик-так, тик-так, в доме кто умеет так? (стоят руки на поясе, наклоны влево -вправо)

Это маятник в часах, отбивает каждый час (стоят руки на поясе, наклоны влево - вправо)

Стрелки движутся по кругу. Не касаются друг друга. (Вращение туловищем вправо)

Повернемся мы с тобой против стрелки часовой. (Вращение туловищем влево)

А часы идут, идут, (Ходьба на месте)

Иногда вдруг отстают. (Замедление темпа ходьбы)

А бывает, что спешат, словно убежать хотят! (Бег на месте)

Если их не заведут, то они совсем встают. (Дети останавливаются и проходят на свои места)

Воспитатель:  Ребята, отсчет времени начинается ночью, когда мы все спим. Часовая стрелка обходит циферблат всего 2 раза.  Этот промежуток времени люди называют сутками.

Д/и « Когда это бывает?»

Воспитатель:  Возьмите конверты с разноцветными фишками.

Черная фишка обозначает - ночь, розовая фишка - утро, белая фишка - день, синяя фишка - вечер.

Воспитатель: Разложите фишки по порядку друг за другом. Сначала, какую фишку вы положите? Почему? Следующая какая? Почему? И т.д.

Воспитатель: Теперь, я буду показывать вам  картинки, а вы поднимайте нужную фишку.

Слайд №10.  

Д/и «Определи время по часам».

Воспитатель: Молодцы! А сейчас мы научимся определять время по часам. Как же нам, узнать, который час. Оказывается, это совсем не трудно. Когда минутная стрелка показывает 12, часовая в это время поможет нам, определить, который час. Ребята, посмотрите на циферблат будильника и скажите, сколько времени показывают часы? 

Воспитатель: - Молодцы!

3ч. Итог.

Воспитатель: Ребята, вот и подошло к концу наше занятие. Что нового и интересного вы сегодня узнали? Я предлагаю вам вспомнить, какие бывают часы? Сколько стрелок у часов, как они называются? Как называются часы, которые помогают нам не проспать утором в детский сад, а родителям на работу? Какие молодцы! Я очень довольна вами, все были очень внимательными, активными и старательными. Спасибо за работу.

Рефлексия «Солнышко».

Воспитатель: Ребята, посмотрите, на доске - круг от солнышка, а вот в лучики желтого и голубого цвета. Лучики нужно прикрепить к солнышку: желтого цвета - мне очень понравилось занятие, я получил много интересной информации; голубого цвета - занятие не интересное, не было никакой полезной информации. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка НОД по формированию элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста

Закрепление умения сравнивать множество предметов, знакомство с получением числа 7 и 8....

Методическая разработка НОД по формированию элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста

Закрепление умения сравнивать множество предметов, познакомить с получением числа "7" и "8", отсчитыванием единицы, формирование умения делить целое на равные части, на восемь равных частей....

Методическая разработка конспекта по формированию элементарных математических представлений (ФЭМП) для детей старшего дошкольного возраста "Поможем Незнайке запомнить дни недели"

Данный конспек НОД расчитан для детей старшего дошкольного возраста. Данный конспект состоит из трёх этапов: организационный, основной и заключительный. Направлен конспект на работу с детьми на закреп...

Методическая разработка Конспект по формированию элементарных математических представлений в группе младшего возраста «Поможем солнышку вернуть лучики»

Дошкольный возраст – это начало длинной дороги в мир познания, в мир чудес. Ведь именно в этом возрасте закладывается фундамент для дальнейшего обучения. Задача состоит не только в том, как науч...

Методическая разработка Конспект по формированию элементарных математических представлений в средней группе «Путешествие в страну геометрических фигур»

Требования к обновлению содержания дошкольного образования очерчивают ряд достаточно серьёзных требований к познавательному развитию дошкольников, частью которого является математи...

Методическая разработка Конспект по формированию элементарных математических представлений в старшей группе «Пузырь, соломинка и лапоть»

laquo;Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. ...

Методическая разработка на тему: «Формирование элементарных математических представлений посредством различных видов деятельности, представленных в виде игры, в старшей группе детского сада»

Вашему вниманию предлагается методическая разработка на тему: "Формирование элементарных математических представлений посредством различных видов деятельности, представленных в виде игры, в старш...