Методическая разработка Конспект по формированию элементарных математических представлений в старшей группе «Пузырь, соломинка и лапоть»
план-конспект занятия по математике (старшая группа)

Шерер Надежда Викторовна

«Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».

В.А. Сухомлинский.

Одна из важнейших задач воспитания ребенка – развитие его ума, формирование таких мыслительных умений и способностей, которые позволяют легко осваивать новое. На решение этой задачи должны быть направлены содержание и методы подготовки мышления дошкольников к школьному обучению, в частности пред математической подготовки.

Проблема обучения детей математике в современной жизни приобретает все большее значение. Это объясняется, прежде всего, бурным развитием математической науки и проникновением ее в различные области знаний.

В математику ребенок входит уже с самого раннего возраста. В течение всего дошкольного возраста у ребенка начинают закладываться элементарные математические представления, которые в дальнейшем будут основой для развития его интеллекта и дальнейшей учебной деятельности. Источником элементарных математических представлений для ребенка является окружающая реальная действительность, которую он познает в процессе своей разнообразной деятельности, в общении со взрослыми и под их обучающим руководством. Поэтому формирование начальных математических знаний и умений у детей дошкольного возраста должно осуществляться путем внедрения новых, более эффективных методов и разнообразных форм обучения детей математике, а именно с использованием игры – естественного способа развития ребенка. Ее использование хорошо помогает восприятию материала, и потому ребенок принимает активное участие в познавательном процессе.

Только в игре ребенок радостно и легко раскрывает свои творческие способности, осваивает новые навыки и знания, развивает ловкость, наблюдательность, фантазию, память, учится размышлять, анализировать, преодолевать трудности, одновременно впитывая неоценимый опыт общения.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_starshaya_gr.docx21.38 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением

Деятельности по художественно- эстетическому и социально-личностному

Развитию детей № 21 « Искорка»,

г. Бердск

Методическая разработка

Конспект по формированию элементарных математических представлений в старшей группе

«Пузырь, соломинка и лапоть»

Разработала и провела:

воспитатель I кв.категории

Шерер Н.В.

2018 г.

Актуальность

«Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».

В.А. Сухомлинский.

Одна из важнейших задач воспитания ребенка – развитие его ума, формирование таких мыслительных умений и способностей, которые позволяют легко осваивать новое. На решение этой задачи должны быть направлены содержание и методы подготовки мышления дошкольников к школьному обучению, в частности пред математической подготовки.

Проблема обучения детей математике в современной жизни приобретает все большее значение. Это объясняется, прежде всего, бурным развитием математической науки и проникновением ее в различные области знаний.

В математику ребенок входит уже с самого раннего возраста. В течение всего дошкольного возраста у ребенка начинают закладываться элементарные математические представления, которые в дальнейшем будут основой для развития его интеллекта и дальнейшей учебной деятельности. Источником элементарных математических представлений для ребенка является окружающая реальная действительность, которую он познает в процессе своей разнообразной деятельности, в общении со взрослыми и под их обучающим руководством. Поэтому формирование начальных математических знаний и умений у детей дошкольного возраста должно осуществляться путем внедрения новых, более эффективных методов и разнообразных форм обучения детей математике, а именно с использованием игры – естественного способа развития ребенка. Ее использование хорошо помогает восприятию материала, и потому ребенок принимает активное участие в познавательном процессе.

Только в игре ребенок радостно и легко раскрывает свои творческие способности, осваивает новые навыки и знания, развивает ловкость, наблюдательность, фантазию, память, учится размышлять, анализировать, преодолевать трудности, одновременно впитывая неоценимый опыт общения.

Цель: знакомство с математическими знаками больше, меньше.

Задачи:

- продолжать учить сравнить предметы по величине, измерить ширину предметов;

- формировать умение детей сравнивать числа с опорой на наглядный материал;

- познакомить с тем, что результат сравнения можно выразить с помощью математических знаков «больше», «меньше».

- развитие математических способностей.

Методы и приёмы: словесные, наглядные, игровые, практические.

Предметно-развивающая среда:

Демонстрационный материал: иллюстрации сказки, декоративная ширма  в виде леса, плоскостные сказочные персонажи, макет карты.

Раздаточный материал: 2 мерки разной ширины и цвета, простые карандаши, тетрадь в клетку (на каждого ребенка), фишки, карточки со знаками, прямоугольники разных цветов, цветок настроения.

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально - коммуникативное развитие», «Речевое развитие».        

Предварительная работа: чтение сказки «Пузырь, соломинка и лапоть», рассматривание  иллюстраций, проведение дидактический игр.

Ход НОД.

1 вводная часть. Организационный момент: Педагог и дети стоят в центре комнаты на ковре.

Воспитатель:  Ребята, вы сегодня все такие красивые, веселые.

Солнце на небе проснулось, нам, ребята, улыбнулось,

Глазки тихо закрываем. Руки к небу поднимаем.

Лучи солнышка возьмем и к сердечку поднесем.

2 Основная часть.

Воспитатель:  Сегодня, ребята, на занятии мы с вами будем продолжать сравнивать предметы, считать, измерять величины. А какие сказочные герои нам помогут, вы узнаете, отгадав загадки.

На столе представлена декоративная ширма  в виде леса. Во время того как дети отгадывают загадки, по очереди из-за стола появляются персонажи.

Мылу на замену, взбили пышно пену.                                                            

Как подули - посмотри: Полетели…

Звук за ширмой «Чииих!»

Воспитатель:  Ой, кто это? Посмотрите, да это же Пузырь. Следующую загадку отгадайте.

У любого ты спроси: «Что носили на Руси?»

 Из коры плели  галошки, обували их на ножки….

Звук за ширмой «Ух, ух, ух» - появляется «Лапоть»

Воспитатель:  И последняя загадка

Летом в полюшке росла - колосок к солнышку несла.

А как только пожелтела, ей нашлось другое дело….

Звук за ширмой «Иууу!»

Воспитатель:  Так вот, она Соломинка.

На доске висят иллюстрации к сказке «Пузырь, соломинка и лапоть».

Воспитатель:  Что вы можете сказать о времени года, когда это было? Почему вы так решили?

Воспитатель:  Жили - были Пузырь, Соломинка и лапоть. И пошли они в лес за дровами, дошли до реки, а перебраться не могут. И решили они измерить ширину реки. Мы тоже измерим ширину реки и поможем нашим героям.

Воспитатель:  Я предлагаю вам пройти за столы. На столах лежат листы с заданиями. По 2 мерки разной ширины и цвета, простые карандаши.

И/у «Разные мерки».

Воспитатель:  Чем можно измерить ширину реки? Какие правила измерения вы знаете? (Приложить мерку к началу измеряемого отрезка, отметить карандашом и произвести столько измерений сколько понадобится).

Воспитатель:   Какую мерку вы выбрали? Какой меркой измерять лучше, быстрее? Какая мерка самая широкая? Как это узнать? С чего начинать измерение? Сколько фишек отложили? Почему получилось столько фишек? Вы большие молодцы!

Воспитатель:  Узнали ширину реки Пузырь, Соломинка и Лапоть и построили мост из брусьев, длина которых 5 клеточек. Нарисуйте на листе 3 прямоугольника, длина стороны 5 клеточек, ширина 3. Это и будут  наши брусья. Сколько прямоугольников у вас получилось?

Встали из-за столов, и перешли к центру комнаты. Обратить внимание детей на кучу сухих веточек, которая появилась рядом с персонажами.

Воспитатель:  Наши герои собрали в лесу старые, сухие дрова  для того чтобы развести огонь.

Д/и «Сосчитай».

Воспитатель:  Набрали они их много, разложили и теперь нам их нужно посчитать. Сколько собрала Соломинка? Сколько собрал Пузырь? Сколько сучьев набрал лапоть? Выложите слева 5 синих прямоугольника, а справа 6 красных  прямоугольника. Воспитатель дублирует работу детей на магнитной доске.

Воспитатель:  Каких прямоугольников больше? Как вы узнали, что красных прямоугольников больше? А как же нам записать это?

Воспитатель:  Вот тут и пригодятся необычные знаки. Посмотрите, какие они не обычные, один конец остренький, как закрытый клювик  у птички, а другой конец – открытый клювик, и вот этот клювик всегда смотрит туда, где больше, и поворачивается острым клювиком туда, где меньше. Эти  знаки дружат с цифрами и стоят между ними. Поставьте между своими цифрами нужный знак. Прочитаем нашу запись: 4 меньше 5. Также проводится сравнение (6 и 7). Кто же больше собрал дров?

Воспитатель:  Молодцы, а теперь поиграем в любимую игру наших героев. И так, слушаем внимательно. Дети берутся за руки и встают в большой круг. 

Физ. минутка «Пузырь».

«Раздувайся пузырь, раздувайся большой, но не лопайся!» Дети надувают щеки и задерживают дыхание. Педагог подходит с соломинкой и каждого «лопает». Дети делают выдох.

Воспитатель:  Молодцы, мы здесь порезвились. А теперь присядем за столы.

Воспитатель:  Набрали наши герои дров и решили вернуться домой, но вот беда забыли дорогу обратно. Но самый умный и  ответственный Пузырь, всегда носил с собой карту. Давайте все вместе ее рассмотрим.

Д/и «Расскажи путь домой».

Педагог показывает дорогу, а дети  и проговаривают путь - из леса вышли, к реке подошли, по мосту перешли, горы обошли, к дому подошли.

Воспитатель:  Вот наши герои и дома. Развели огонь, натопили печь, и сели пить чай.

3 заключительная часть. Итог занятия.

Воспитатель:  Кому мы помогали? Чем могли помочь? Что для вас было интересным на занятии? Что нового узнали? Что трудным?

Рефлексия.

Воспитатель:  А сейчас, я хочу узнать, какое у вас настроение. Посмотрите на этот цветок. Подойдите к нему и «сорвите» лепесток, который вам понравился больше всего. (На цветке несколько красных, оранжевых, жёлтых, зеленых, синих, фиолетовых лепестков).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка занятия по формированию элементарных математических представлений в старшей группе «Знакомство с цифрой 7»

Познакомить детей с образованием числа 7 и учить их считать до 7.-Упражнять в соотнесении предметов по форме с геметрическими образцами.-Упражнять в воспроизведении определенного количества движений п...

Методическая разработка конспекта по формированию элементарных математических представлений (ФЭМП) для детей старшего дошкольного возраста "Поможем Незнайке запомнить дни недели"

Данный конспек НОД расчитан для детей старшего дошкольного возраста. Данный конспект состоит из трёх этапов: организационный, основной и заключительный. Направлен конспект на работу с детьми на закреп...

Методическая разработка Конспект по формированию элементарных математических представлений в группе младшего возраста «Поможем солнышку вернуть лучики»

Дошкольный возраст – это начало длинной дороги в мир познания, в мир чудес. Ведь именно в этом возрасте закладывается фундамент для дальнейшего обучения. Задача состоит не только в том, как науч...

Методическая разработка Конспект по формированию элементарных математических представлений в средней группе «Путешествие в страну геометрических фигур»

Требования к обновлению содержания дошкольного образования очерчивают ряд достаточно серьёзных требований к познавательному развитию дошкольников, частью которого является математи...

Методическая разработка Конспект по формированию элементарных математических представлений в подготовительной группе «Часы бывают разные»

В подготовительной группе детского сада в рамках программы «От рождения до школы» в разделе «Формирование элементарных математических представлений».Главная цель - дать детям п...

Методическая разработка на тему: «Формирование элементарных математических представлений посредством различных видов деятельности, представленных в виде игры, в старшей группе детского сада»

Вашему вниманию предлагается методическая разработка на тему: "Формирование элементарных математических представлений посредством различных видов деятельности, представленных в виде игры, в старш...

Методическая разработка занятия по формированию элементарных математических представлений в старшей группе

Данное занятие по формированию элементарных математических представлений разработано для детей старшей группы с целью закрепления математических знаний, умений и навыков...