« Здоровьесберегающая технология обучения здоровому образу жизни»
статья (средняя группа) по теме

Мальцева Марина Васильевна

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩАЯ  ТЕХНОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ  ЗДОРОВОМУ ОБРАЗУ ЖИЗНИ

Современные здоровьесберегающие  технологии  используемые в системе дошкольного образования отражают две линии оздоровительно-развивающей работы:1) приобщение детей к физической культуре 2)использование развивающих форм оздоровительной работы.

Важным показателем результатов моей работы является здоровье детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologii_obucheniya_zdorovomu_orazu_zhizni.docx26.78 КБ

Предварительный просмотр:

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩАЯ  ТЕХНОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ  ЗДОРОВОМУ ОБРАЗУ ЖИЗНИ 

Современные здоровьесберегающие  технологии  используемые в системе дошкольного образования отражают две линии оздоровительно-развивающей работы:1) приобщение детей к физической культуре 2)использование развивающих форм оздоровительной работы. 

Важным показателем результатов моей работы является здоровье детей.

Для реализации задачи по сохранению и поддержанию физического и психического здоровья я работаю совместно с медицинским персоналом и инструктором по физическому воспитанию. В детском саду созданы оптимальные условия для охраны и укрепления здоровья.

Утренний приём детей ,если позволяют погодные условия ,я начинаю с приёма на свежем воздухе .Затем в  течении  дня  для приобщения детей к здоровому образу жизни я в своей работе использую такие здоровьесберегающие технологии как:

УТРЕННЯЯ ГИМНАСТИКА

Ежедневная  утренняя музыкально-ритмическая гимнастика которую я провожу по методике Железновой позволяет дать детям хороший заряд бодрости , усиливает кровообращение, содействует обмену веществ  ,помогает развитию правильной осанки.

 « Автобус»

1 куплет.

"Вот мы в автобусе сидим"-дети сидят на стульчиках или на полу, опустившись на колени. Шлёпают поочерёдно руками в такт музыке по ногам.

"...глядим" - смотрят из-под ладони-козырька то в одну, то в другую сторону.

2 куплет.

"Глядим назад..."-поворачивают голову или корпус то в одну, то в другую сторону.

"Что ж нас..."-пожимают плечами.

3 куплет.

"Колёса закружились..."-совершают круговые движения руками сбоку от туловища.

4 куплет.

"А щётки..." - качают согнутыми в локтях руками перед лицом.

5 куплет.

"Крутят руль" и бибикают.

6 куплет.

Подпрыгивают на месте.

На проигрыш дети идут или бегут по залу, "крутят руль"  

« Танец червяков»

Дети танцуют, стоя полукругом лицом к преподавателю.

1 куплет:"Хоть у нас..."-крутят вытянутыми руками перед собой.

"И у нас..."-руки поднимают над головой или прижимают к туловищу. Шевелят бёдрами, делают пружинку, извиваются.

2 куплет: "Будем хвостиком..." - руки отводят назад (делают "хвостик"), шевелят "хвостиком"

"Извиваться..." - делают пружинки, извиваются.

Далее действия соответствуют тексту песни.

« У жирафов»

Во время 1-го куплета - хлопают ладошками по всему телу (пятна). Во время 2-го - "собирают складки" - щипают себя. Во время 3-го - поглаживают всё тело (шёрстка). Во время 4-го - проводят пальцами или ребром ладони по телу (полоски). Во время припева дети показывают пальчиками на соответствующие части тела.

ИГРОВЫЕ ТРЕНИНГИ :

Пальчиковый игротренинг- такие игры создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребенка ,совершенствовать внимание ,память. 

«Успевай-ка»

Воспитатель садится  напротив детей за стол. Руки  детей, сжаты в кулаки. Воспитатель  внезапно раскрывает кулак или оба кулака и выбрасывает любое число пальцев (от одного до десяти), затем быстро ударяет тыльными сторонами ладоней по столу .Дети  одновременно с ударом воспитателя  по столу должны  выставить столько же пальцев. Если кто-то запоздали  или ошибся в числе – теряет очко. Затем пальцы выбрасывает один из детей . Игра замечательно развивает наблюдательность и скорость реакции.

«Летает - не летает» (русская игра)

Дети  рассаживаются  вокруг стола, положив руки ладонями на стол. Воспитатель произносит: «Сова летит!» – поднимая при этом один из пальцев. Каждый из игроков отрывает от стола тот же палец, как бы подтверждая достоверность сказанного. Опустив палец, воспитатель продолжает: “Ворон летит!” – и отрывает от стола другой палец. Дети вновь повторяют его движения. Темп игры убыстряется ; внезапно воспитатель, поднимая палец, произносит: “Щепка летит!” догадливые игроки не отнимают пальцы от стола, недогадливые или рассеянные поднимают  пальцы и... выходят из игры.

Огромное влияние для психического развития ребенка имеет  игра. Она позволяет  сохранять и приобретать психическое здоровье. Игра улучшает эмоциональное и физическое состояние, она  приносит радость детям.

Игротерапия  помогает: 

1) обеспечить эмоциональную разрядку – снять накопившееся нервное напряжение и зарядить детей и взрослых очередной порцией жизнерадостности и оптимизма;

2) уменьшить страх неожиданного воздействия, нападения, темноты, замкнутого пространства, одиночества;

3) улучшить гибкость в поведении и способность быстро принимать решения;

4) освоить групповые правила поведения;

5) наладить контакт между родителями и детьми;

6) развить ловкость и координацию движений.

ИГРЫ  НАПРАВЛЕННЫЕ НА УЛУЧШЕНИЕ ОБЩЕГО ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО САМОЧУВСТВИЯ

«Приветствие»
Дети встают в общий круг.
- Ребята, давайте поприветствуем  друг друга, глядя в глаза рядом стоящему товарищу и скажем: "Я рада  видеть тебя, Демьян, сегодня в группе".
- Как можно приветствовать друг друга? (Улыбкой, рукопожатием и т.д.) Приветствовать друг друга разными способами.

«Солнечный зайчик»
 
Дети стоят в кругу. Я "направляю лучик" (говорю, какой части тела коснулся  лучик ) и дети гладят себя по щекам, носу, лбу и т.д. Затем они поворачиваются лицом друг к другу и гладят друг друга.


 "Заколдованные дети»
Я называю слово или действия этюдов, а дети с помощью невербальных средств (жестов, мимики) стараются передать значение этих слов, действий.
Необходимо показать:
а) значение слов "высокий", "маленький";
б) жалеем бездомного котёнка;
в) мама укладывает спать ребенка, который плачет;
г) доброго, злого дядю.

ИГРЫ  НАПРАВЛЕННЫЕ НА КОРРЕКЦИЮ СТРАХОВ

«Мой страх»
Дети становятся в круг, руки свободны. Читают стихотворение В.Кудрявцевой "Страх", сопровождая слова движениями, мимикой:
У страха глаза велики,
У страха не зубы – клыки.
Он всех ест и всё пьёт.
У страха желание есть
Схватить, укусить, даже съесть!
Трусишка придумает страх
И жалобно ахает: "Ах!"
А я ничего не боюсь:
Придумаю страх и смеюсь!

 "Баба-Яга" (игра на преодоление мнимых ,неадекватных страхов сказочных персонажей).
Выбираем Бабу-Ягу. Она, надев маску и взяв "помело" - палочку или веточку, становится в центре вырезанного из бумаги круга. Дети бегают вокруг и дразнят:
Баба - Яга – Костяная нога.
С печки упала, Ногу сломала,
Пошла в огород, Испугала народ,
Побежала в баньку, испугала зайку.
Баба-Яга скачет из круга на одной ноге и старается "помелом" запятнать детей. Кого она коснется, тот замирает на месте, пока   все дети не будут запятнаны

ИГРЫ  НАПРАВЛЕННЫЕ НА КОРРЕКЦИЮ АГРЕССИИ

«Ругаемся овощами, фруктами, ягодами»

Игроки ругают друг друга с сердитым выражением лица и с сердитыми интонациями: «Ты – капуста». В ответ : «А ты – редиска» или «А ты – слива» и т.д. Игра останавливается, если слышны какие-нибудь обидные слова или возникает физическая агрессия. Затем участники называют друг друга цветами с соответствующей интонацией: «Ты - колокольчик», «А ты – розочка»

ИГРЫ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА РАССЛАБЛЕНИЕ,  СНЯТИЕ НАПРЯЖЕНИЯ.

«Буратино»

Родитель говорит текст и выполняет движения вместе с ребёнком:

«Представьте, что вы превратились в куклу Буратино. Встаньте прямо и замрите в позе куклы. Всё тело стало твёрдым, как у Буратино.

Напрягите плечи, руки, пальцы, представьте, что они деревянные.

Напрягите ноги и колени, пройдитесь так, словно тело стало деревянным.

Напрягите,  лицо  и шею. Наморщите лоб, сожмите челюсти .А теперь из кукол превращаемся в людей ,расслабляемся и размякаем.


«Какой я человек" (успокоение , расслабление)
Дети прикладывают руку к сердцу и слушают , как оно бьется, затем берут вырезанное из бумаги сердечко и прикрепляют его к вертикальной линии на листе бумаги вверху, в середине, внизу, в зависимости от того, каким они себя считают.

КОММУНИКАТИВНЫЕ ИГРЫ 

Цель таких игр – развить коммуникативные навыки у детей, создать возможность для самовыражения, научить регулировать свое поведение в коллективе, а стеснительным и замкнутым детям – преодолеть барьеры в общении, одним слово, создать легкое общение.

«Ау…!»

Один ребенок стоит спиной ко всем остальным, он потерялся в лесу. Кто-то из детей кричит ему: «Ау!» — и потерявшийся должен угадать, кто его звал. Эту игру хорошо использовать в процессе знакомства детей друг с другом.

Ребенку, стоящему спиной ко всем остальным легче преодолеть барьер в общении, побороть тревогу при знакомстве.

«Поварята»

Все участники становятся в круг. Круг – это «кастрюля». Воспитатель объявляет: — Сейчас будем готовить суп. Это может быть не обязательно суп, можно предложить вариант с салатом или компотом. Каждый ребенок – это определенный ингредиент.

Совсем не обязательно, чтобы суп был приготовлен по всем классическим рецептам. Его можно разбавить и фруктами, и мороженым. Дети сами должны решить, каким ингредиентом они хотят быть и сообщают об этом воспитателю.

Воспитатель по очереди называет все ингредиенты. Как только ребенок услышит себя, он должен запрыгнуть в середину круга. Следующий «ингредиент» также запрыгивает в середину круга и берет его за руку. Игра не заканчивается до последнего ингредиента.

 Для преодоления защитных барьеров, отгораживающих сверстников друг от друга я  провожу следующие игры.

«Передай сигнал»

 Воспитатель поднимает вверх правую руку и предлагает всем опустить ладошку на его руку по кругу и громко сказать: «Здравствуйте!» Этот ритуал помогает настроить участников на игру и без особого труда построить их в круг.

 Ведущий посылает сигнал стоящему рядом с ним ребенку через пожатие руки, сигнал можно передавать влево или вправо, разговаривать нельзя. Когда сигнал придет снова к ведущему, он поднимает руку и сообщает о том, что сигнал получен. Затем предлагает детям передать сигнал с закрытыми глазами. Игра проводится 3-4 раза.

САМОМАССАЖ  – это динамические артикуляционные упражнения ,вызывающие эффект ,сходный с массажем. Самомассаж  органов артикуляции активизирует кровообращение в области губ и языка .   Самомассаж  доступен всем, даже малышам. Упражнения игрового массажа и самомассажа в сочетании с пальчиковыми упражнениями , в сопровождении с текстом обогащают не только внутренний мир ребенка, но и оказывают положительное воздействие на развитие памяти, мышления, развивают фантазию, способствует снятию напряжения. Потирание кончиков пальцев успокаивает нервную систему.

Упражнение на самомассаж мышц лица:

-«Рисуем дорожки» - движение пальцев от середины лба к вискам.

-«Клювик»- движение указательным и средним пальцами от углов верхней губы к середине, а затем от углов нижней губы к середине.

- «Паровозики»- сжать кулаки и приставить их тыльной стороной к щекам; производить круговые движения  ,смещая мышцы щёк сначала по часовой стрелке ,а затем против часовой стрелки .Можно сопровождать круговые движения ритмичным произнесением : «Чух-чух-чух».

-«Умыли личико»-ладонями обеих рук производить легкие поглаживающие движения от середины лба вниз по щекам к подбородку.

Здоровье-это ДАР  ,который нужно не растрачивать попусту ,а сохранять и приумножать начиная с самого раннего возраста. Применение здоровьесберегающих технологий  в работе воспитателя–это важный фактор сохранения здоровья и своевременного, гармоничного развития ребенка.

 

 

   

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическое пособие по здоровьесберегающим технологиям/ Правила здорового образа жизни. "Как научить ребенка быть здоровым"

Методическое пособие для занятий с детьми старшего дошкольного возраста. Воспитатели и педагоги в своей практике часто сталкиваются с проблемой: как научить детей сберечь свое здоровье и при этом не н...

ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ ЗДОРОВОМУ ОБРАЗУ ЖИЗНИ

Концепция ФГТ предусматривает создание условий для повышения качества дошкольного образования и в этих целях, наряду с другими мероприятиями, предполагает создание в дошкольных образовательных учрежде...

БУКЛЕТ "Технологии обучения здоровому образу жизни"

Здоровьесберегающая технология – это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обуч...

Технологии обучения здоровому образу жизни

Концепция ФГТ предусматривает создание условий для повышения качества дошкольного образования и в этих целях, наряду с другими мероприятиями, предполагает создание в дошкольных образовательных учрежде...

Семинар-практикум для педагогов «Формирование основ здорового образа жизни у детей младшего дошкольного возраста средствами здоровьесберегающих технологий (технология обучения здоровому образу жизни)»

Гармоничное развитие ребенка в будущем возможно только при условии, что он будет здоровым. Поэтому нужно с самого раннего возраста приучать детей к заботе о своем здоровье. Важно достичь такого р...

"Здоровьесберегающие технологии, технологии сохранения и стимулирования здоровья, технологии обучения здоровому образу жизни, коррекционные технологии».

Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании - технологии, направленные на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования - задачи сохранения, поддержания и обогащения здо...