Главные вкладки

    ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ДЕТЕЙ СТАРШЕЙ ГРУППЫ «ЗАЙЧИКИ» НА ТЕМУ: «ЗИМНИЕ ЗАБАВЫ».
    методическая разработка (старшая группа) по теме

    Шакирова Светлана Петровна

     

    Формирования у детей познавательного интереса к природным явлениям и деятельности людей в зимнее время, обобщение и закрепление знаний о зиме.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

     Проект «Зима. Зимние забавы»

    Вид  проекта – 

    познавательно-творческий.

    Цель проекта: 

    формирования у детей познавательного интереса к природным явлениям и деятельности людей в зимнее время, обобщение и закрепление знаний о зиме.

    Задачи:

    1.Разработка содержания всего образовательного процесса на основе тематики проекта

    2.Поиск формы реализации проекта:

    как часть совместной деятельности логопеда, воспитателя и музыкального руководителя (пальчиковая гимнастика, речь с движением, самомассаж, лексико-грамматические упражнения, упражнения в языковом анализе и синтезе, развитии связной речи, математические игры, музыкальные игры и упражнения и т.д.)

    поисковая и практическая деятельность (экспериментирование, наблюдение, игры со снегом, подвижные игры на прогулке, художественно-творческая деятельность, беседы с проблемным содержанием, чтение специальной и художественной литературы, драматизация, сюжетно-ролевые игры, совместная работа с родителями.)

    3. Определение временных границ выполнения частей проекта.

    4. Обсуждение формы защиты проекта и подготовки к ней.

    (Показ логоритмического занятия: «Зима. Зимние забавы». Представление воспитанниками продукта своей деятельности.)

    Работа над проектом

    Этапы проекта        

    Деятельность педагогов        

    Деятельность детей

    1 этап        

    Формулируют проблему: Зима – это хорошо или плохо? Определяют продукт проекта: художественно-продуктивная деятельность детей.        

    Входят в проблему.

    Принимают задачу.

    2 этап        

    Помогают спланировать и организовать деятельность детей        

    Объединение детей в рабочие группы по желанию:

    ученые, художники, скульпторы, артисты, спортсмены и т.д.

    распределение ролей в группах

    3 этап        

    Направляют и контролируют осуществление проекта, оказывают практическую помощь        

    Формирование специфических знаний, умений и навыков.

    4 этап        

    Подготовка к презентации проекта.

    Организация и проведение защиты проекта.

    Подготовка результатов художественно-продуктивной деятельности. Участие в коллективном анализе выполнения проекта. Подготовка к логоритмическому занятию.

    Наш педагогический коллектив представляет содержание учебно-воспитательного процесса на основе тематики проекта в соответствии с «Федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования».

    Совместная деятельность педагогов и родителей с детьми

    воспитатель        логопед  муз.рук. родители

    Познавательно-коммуникативная деятельность, художественная литература

    Расширение лексического запаса по теме:

    -рассматривание предметных и сюжетных картин о зиме и зимних забавах;

    -подбор родственных слов с корнями: зим, снег, гор.

    -подбор признаков, действий к предметам, синонимов, антонимов.

    Упражнение на развитие грамматического строя речи:

    -согласование предмета и признака, действия и предмета, местоимения и предмета в различных грамматических формах.

    -словообразование по теме (с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов, приставочные глаголы и т.д.)

    -составление и употребление в речи предложно-падежных конструкций.        

    Формирование понятий о музыкальных терминах.

    Описать свои впечатления от услышанной музыки. (Вивальди. «Времена года)        

    Совместные наблюдения за зимней природой.

    Составление рассказа о прогулке в выходной день.

    Разучивание загадок и стихов.

    Разъяснение смысла пословиц о зиме.

    Развитие связной речи:

    -загадывание и отгадывание загадок, пословицы, поговорки, потешки.

    -составление рассказа по картине «В зимнем парке» (Пишванова)

    -пересказ «Забавы зимой» (Т.Подрезова).

    -составление рассказа из личного опыта по плану воспитателя «Как мы играли в снежки»

    -речевые логические задачи: «Где снежинка?», «Волшебная льдинка»

    Математические представления:

    -закрепление названий сезонов, распределения месяцев по сезонам.

    -согласование количественных числительных и существительных.

    Экспериментирование:

    -наблюдение за состоянием природы, играми детей на прогулке.

    -проведение опытов со снегом:

    1.Где быстрее тает снег?

    2.Изготовление цветного льда.

    3.Снег сохраняет тепло.

    Чтение литературы:

    -Носов. «На горке»

    -Ушинский «Четыре желания», «Проказы старухи зимы»

    -стихи Л.Квитко, Ю.Кушака, С.Черного

    -РНС «Снегурочка»

    Развитие связной речи:

    -работа с деформированным текстом

    -пересказ текста по серии сюжетных картинок (Сычева)

    -творческий пересказ: придумай продолжение рассказа «На горке»

    -дид. Игра «Времена года и погода»

    -заучивание стихотворения Кудашевой «Зимняя песенка» по мнемотаблице.        

    Заключительная беседа по итогам выполнения проекта. Оценка деятельности детей и родителей. Решение поставленной проблемы: «Зима. Это хорошо или плохо» (свободная речь детей). Музыкальное сопровождение: песня из мультфильма «Зима в Простоквашино» (Кабы не было зимы…)

            

    Физкультурно-оздоровительное, музыкальное развитие

    -Пальчиковые игры: «1-2-3-4-5 мы во двор пошли гулять», «1-2-3-4, мы с тобой снежок слепили» и т.д.

    -Речь с движением: «Снежная баба», «Кружатся снежинки», «Вот на лыжи дети встали» и т.д.

    -Самомассаж: «Вот на улице мороз», Пальчик-мальчик, где ты был», гимнастика для глаз.        

    Катание с детьми на санках, коньках, лыжах и т.д.

    -оздоровительная гимнастика с элементами самомассажа

    -физкультминутки: «Выпал беленький снежок», «Мороз»

    На прогулке:

    -игры-эстафеты (Не урони снежок, попади в цель, на санках и т.д.)

    -подвижные игры: (Два мороза, перебежки со снежками и т.д.)

    -Катание с горки, на санках, скольжение по ледяным дорожкам, элементы ходьбы на лыжах, строительство снежной крепости, снежной бабы.        

    -упр. на развитие диафрагмального дыхания

    -упр. на развитие длительного речевого выдоха

    -проговаривание скороговорок, чистоговорок, потешек         

    -утренняя гимнастика под музыку

    -упражнения на развитие дыхания, координации, правильной осанки.

    -хоровод «Метелица»

    -песня «Снег»

    -распевки: «Снег посыпал»

    «Вниз по лесенке»

    -ходьба парами и врассыпную

    -игра «Снежки»

    -слушание музыки: песни «Сосульки», «Зима» (муз. Красева)        

    Социально-трудовая деятельность, безопасность

    -сюжетно-ролевая игра: «Семья, собираемся на прогулку»

    -«Выступление фигуристов»

    -постройка стадиона из конструктора

    -игра-инсценировка «Зима» (Волкова)

    -на прогулке: расчистка от снега участка и дорожек, сгребание снега к стволам деревьев и на клумбы

    -ОБЖ: 

    «Здоровье и болезнь» «Малыши – крепыши», «Как избежать неприятностей» № 2

    -беседы: «Почему нельзя есть снег?», «Зачем нужно закаляться?»

    -Упр.: Снег лопатой разгребаем

    -Игра: Катание на санках        

    Беседа с детьми «Как избежать неприятностей зимой на прогулке»

    -работа с картиной «Зимние заботы» (Ткаченко)

    -беседа по содержанию стихотворения И.Сурикова «Вот моя деревня»        

    Песня-распевка «Машенька - Маша»

    Художественное творчество

    -рассматривание, беседы по репродукциям картин: Грабарь «Зимний пейзаж», Суриков «Взятие зимней крепости», Дайнеко «Хоккеисты»

    -лепка: «Снеговик», «Снегурочка» по подгруппам

    -рисование: «Зимние забавы» по следам событий

    -аппликация: «Снеговики на прогулке» коллективная работа

    -оригами «Снежинка»

    -дид.игры: «Далеко-близко», «Цвета», «Дорисуй фигуру»        

    Изображение с помощью мимики и жестов эмоций, явлений живой и неживой природы        

    -Нарисовать с детьми картину по впечатлениям от совместной прогулки в выходной день.

    -Сложить снежинку (оригами)

    -Оформление газеты «Мы гуляем»

    Драматизация рассказа Тайца «Поезд»        

    -Игра на музыкальных инструментах

    -танцы-импровизации: «Снежинки, «Снеговики», «Метель»

    -закончить музыкальную фразу (словесно и интонационно)

    Коррекционная работа

    Автоматизация поставленных звуков в группе, на занятиях, на прогулке, дома

    -развитие фонематического восприятия, языкового анализа и синтеза: игры со звуками, слогами, составление звуковых, слоговых схем слов, схем предложений, подбор слов на заданный звук, слог и т.д. (Воспитатель работает по заданию логопеда)

    -развитие психических функций: 4-й лишний, найди отличия, что перепутал художник, разрезные картинки, вкладыши, графический диктант по клеточкам и т.д.         

    Повтори ритмический рисунок         

     Результатом осуществления данного проекта педагогами и детьми совместно с родителями явилось формирование у детей стойкого познавательного интереса к явлениям окружающей действительности. Дети проявляли творческую и речевую активность, с удовольствием участвовали в деятельности рабочих групп. Накопленный опыт отражали в сюжетно-ролевых играх, рассказах, оформлении итоговой выставки своих работ. Вовлечение родителей в проектную деятельность позволило заинтересовать их жизнью детей в группе, разнообразить зимний досуг и общение в семье.

    Список литературы

    1.Михеева И.А., Чешева С.В. взаимосвязь в работе воспитателя и учителя-логопеда. КАРО СПб 2009

     2.Никитина А.В. 33 лексические темы. КАРО СПб 2008

     3.Штанько И.В.. Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста. Журнал «Управление дошкольным образовательным учреждением» № 4 2004

     4.Картушина М.Ю. Конспекты логоритмических занятий с детьми 4 – 6 лет. Москва 2005

     5.Затулина Г.Я. Конспекты комплексных занятий по развитию речи. Москва 2007

     6.Подрезова Т.И. Материал к занятиям по развитию речи. Москва 2007

     7.Поддубная В.А. Природа вокруг нас. Занимательный материал. Волгоград 2008.

     8.Епифанова О.В. Развитие речи. Окружающий мир. Волгоград 2007

     9.Курочкина Н.А. Знакомство с жанровой живописью. СПб 2007

    10.Боромыкова О.С. Коррекция речи и движения с музыкальным сопровождением. Москва 2000

    11.Максимцева Е.Д. Детские забавы. Москва 1991



    Предварительный просмотр:


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Перспективный план кружка «Юный эколог» по опытно-экспериментальной деятельности для детей старшей группы.

    Перспективный план кружка «Юный эколог»  по опытно-экспериментальной деятельности с объектами не живой природы для детей старшей группы. МесяцЭксперименты, наблюдения, опытыЗадачиМатериалСен...

    Развлечение по опытно-экспериментальной деятельности для детей старшей группы

    Предлагаю вашему вниманию развлечение по опытно-экспериментальной деятельности для детей старшей группы....

    Перспективный план работы по опытно - экспериментальной деятельности для детей старшей группы.

    Перспективный план работы по опытно - экспериментальной деятельности для детей старшей группы....

    Совместная опытно – экспериментальная деятельность для детей старшей группы. Тема «Почва»

    Цель:Через экспериментальную деятельность познакомить детей с составом почвы.Показать на примере опытов, что в почве есть воздух, вода.Показать значение почвы для растений и живых организмов.Разв...

    Конспект непосредственно образовательной деятельности по опытно-экспериментальной деятельности для детей старшей группы. На тему: «Сохраним здоровье нашей планеты» для детей старшей группы.

    Жизнь наша неотделима от природы. Она кормит, поит, одевает нас. Она щедра и бескорыстна. Она нам не жалеет ничего, даря свои бесценные дары, и требует взамен лишь одного, чтобы люди были к ней добры....

    Конспект НОД по опытно – экспериментальной деятельности для детей старшего дошкольного возраста на тему: «Секреты картофеля»

    Конспект НОД по опытно – экспериментальной деятельности для детей старшего дошкольного возраста на тему: «Секреты картофеля»...