Главные вкладки

    Проект "Ознакомление дошкольников с социальными сферами близлежащего окружения"
    методическая разработка (подготовительная группа) по теме

    В проекте представлен материал по  ознакомлению дошкольников с социальными сферами близлежащего окружения. 

     

    Содержание.

     

    Информационная карта проекта…………………………..3

    План проведения мероприятий……………………………6

    План проведения бесед……………………………………12

    Перспективный план сюжетно-ролевых игр…………......13

    Структура взаимодействия педагогов в рамках ……........14

    реализации проекта.

    Функции участников образовательного процесса……......15

    Структура взаимодействия с организациями

     сельского поселения «Солнечный»………………………16

    Материал, используемый для осуществления проекта…18

    Используемая литература…………………………………19

     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon проект125 КБ

    Предварительный просмотр:

    Ханты-Мансийский автономный округ-Югра

    Сургутский  район

    Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

    детский сад общеразвивающего вида «Белоснежка»

    с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому развитию детей

    Проект

    Ознакомление с социальными сферами близлежащего окружения.

    Социальный педагог Хмарская Л.Н.

    Содержание.

    Информационная карта проекта…………………………..3

    План проведения мероприятий……………………………6

    План проведения бесед……………………………………12

    Перспективный план сюжетно-ролевых игр…………......13

    Структура взаимодействия педагогов в рамках ……........14

    реализации проекта.

    Функции участников образовательного процесса……......15

    Структура взаимодействия с организациями

     сельского поселения «Солнечный»………………………16

    Материал, используемый для осуществления проекта…18

    Используемая литература…………………………………19

    Информационная карта проекта

    Полное название проекта: «Ознакомление с социальными сферами близлежащего окружения».

    1. Автор: Хмарская Лидия Нажатовна
    2. Кадры: социальный педагог
    3. Район, город представивший проект: с.п.Солнечный  Сургутского района.
    4. Адрес организации: 628452  с.п.Солнечный, переулок Трассовый 7А.
    5. Телефон: (8-3462)742097.
    6. Вид, тип проекта: комплексный, образовательный проект
    7. Цель: дать основу  приобретения опыта социальных отношений в сотрудничестве с окружающими людьми. Воспитывать любовь к своей малой родине. Формировать социально приемлемые формы поведения у детей.
    8.  Задачи проекта:
    1. знакомство с основными историческими сведениями и современной жизнью, с его достопримечательностями;
    2. знакомство с профессиональной деятельностью представителей социальных сфер посёлка;
    3.  социализация ребенка-дошкольника, включающая формирование у него умения себя вести в общественных местах, общаться с взрослыми и сверстниками;
    4.  воспитание бережного отношения к памятникам истории и культуры, природы;
    5. создание положительного образа школы, воспитание желания учиться.
    1. Место проведения: Сургутский район.
    2. Участники проекта:  дети средних и старших дошкольных групп,  их родители и воспитатели, педагоги учреждения.
    3. Возраст детей: 4-7 лет
    4. Форма проведения: дневная (в рамках организации педагогического процесса на занятиях и повседневной жизни с учётом принципов частичной интеграции, игры, беседы и экскурсии,  знакомящие детей с профессиональной деятельностью близлежащего окружения)
    5. Ожидаемые результаты:

    Приобретение опыта социальных отношений, в сотрудничестве с окружающими людьми, повышение уровня социальной компетентности. Лёгкая адаптация к различным социальным ситуациям.

    Актуальность темы.

               Одним из важнейших условий развития общества является воспитание граждан правового, демократического государства, способных к социализации, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью

    Дошкольное детство является важным этапом вхождения ребёнка в человеческое сообщество, адаптации к различным социальным ситуациям, приобретения опыта социальных отношений. В сотрудничестве с окружающими людьми ребёнок знакомится с социально-приемлемыми формами поведения и учится сознательно их поддерживать.

    Родина – это страна, где родился и живет человек. Родина – это город, поселок, улица, дом, семья, родные, друзья, детский сад. Родина бывает только одна и ее надо любить. Наша Родина –  Югра.

     На первый взгляд, кажется, что социальный мир ребенка-дошкольника невелик. Это его семья, взрослые и сверстники, которых он встречает в детском саду. Однако люди, окружающие ребенка, вступают в разнообразные взаимоотношения − родственные, дружеские, профессионально-трудовые и прочие. Поэтому уже в дошкольном возрасте у детей необходимо сформировать представление о многообразии человеческих отношений, рассказать им о правилах и нормах жизни в обществе, вооружить моделями поведения, которые помогут им адекватно реагировать на происходящее в конкретных жизненных ситуациях. Огромную роль в решении этих задач играет ознакомление дошкольников с объектами социальной сферы, района, социумом ближайшего окружения. Важно научить ребенка свободно ориентироваться там, где он живет, где находится его детский сад, школа, в которой он будет учиться, воспитать любовь к своей малой родине, бережное и ответственное к ней отношение.

    Дошкольное учреждение представляет собой своего рода социальный мир в миниатюре, здесь представлены такие виды деятельности человека, как образование, культура, сфера услуг, общественное питание, медицина, физкультура и спорт.

    Для детей впервые переступивших порог детского сада, все, что они видят вокруг, представляет огромный интерес. Сад − чрезвычайно важный этап в их ознакомлении с социумом. В современных условиях родители не всегда могут уделить своему ребенку достаточно времени, рассмотреть с ним окружающие предметы, обратить его внимание на происходящие явления и события, поговорить о них. В результате этого у детей часто недостаточно для своего возраста развиты память, навыки восприятия, речь. Необходимо систематически и целенаправленно учить дошкольников, особенно младшего возраста, наблюдать, запоминать, ориентироваться в пространстве, тем самым способствуя обогащению опыта восприятия и познания окружающего мира. Бытует мнение, что экскурсии по детскому саду, целевые посещения музыкального, физкультурного залов излишни − ведь ребенок постоянно бывает там, перемещается по зданию, − и так все увидит и запомнит. Однако, проходя по коридору, невозможно рассмотреть картину на стене. В музыкальном зале нужно заниматься - слушать музыку, учиться петь и танцевать, а не любоваться украшениями или рассматривать пособия и игрушки в шкафу. А сколько интересных и необыкновенных вещей можно увидеть в кабинетах заведующей или методиста! Знакомя малышей с детским садом, необходимо детально рассказать о предметах, объяснить их назначение, сообщить название, показать пример восприятия окружающего, своего отношения к нему, ведь сформированные навыки послужат для них основой дальнейшего познания мира. Кроме того, такая экскурсия способствует более быстрой и легкой адаптации детей. Уже знакомые предметы, помещения, люди, работающие в детском саду, больше не пугают ребенка, они становятся близкими и понятными ему.

    В дошкольном возрасте знакомство с окружающим миром является важнейшим стимулом развития игровой деятельности ребенка. К сожалению, не все необходимые наблюдения можно провести непосредственно в детском саду. Так, например, в процессе сюжетно-ролевой игры «Семья» продуктивны и интересны игровые сюжеты «Магазин», «Парикмахерская». В этом случае можно ограничиться рассказом  и объяснением воспитателя, рекомендациями родителям о том, как провести необходимые наблюдения в повседневной жизни.

    Начиная со старшего возраста, детей знакомим с объектами, находящимися вне территории детского сада. Прежде всего, проводим целевые прогулки на близлежащие улицы, во время которых ребята усваивают нормы поведения на улице, закрепляют свои знания о транспорте, правилах дорожного движения, рассматривают корпуса жилых домов, здания магазинов.

    Так знакомясь с социумом нашего посёлка, ребята не только получают множество разнообразных сведений, необходимых в их повседневной жизни, но и учатся гордиться своей малой родиной.

    План проведения мероприятий

    (экскурсии, встречи, мультимедийные презентации)

    по ознакомлению с социальными сферами близлежащего окружения.

    Месяц

    Социальная сфера


    Объект, цель,  группы участники


    Ответствен-

    ные

    Сентябрь

    Посёлок и его жители,

    детский сад


    Детский сад:

    Экскурсии по детскому саду: его назначение и оборудование, знакомство с сотрудниками детского сада, их трудом. ( кухня, прачечная. Знакомство с профессией воспитателя.) (дети средних групп)


    «Моя улица» Целевые прогулки на ближайшую улицу: расширении территории активных действий детей, знаний и представлений об окружающей действительности.  (старшие группы)


     «Мой посёлок» Экскурсии по посёлку: формирование знаний детей о родном посёлке, его истории (подготовительные группы)


    Достопримечательности и природа: экскурсии и прогулки в парк посёлка. Формирование элементарных представлений детей о достопримечательностях нашего посёлка. О роли человека в облагораживании зоны отдыха. Формирование природоохранного поведения, закрепление представления о том, что посёлок наш общий дом.



    Школа: Целевые экскурсии в школу, (музыкальная, общеобразовательная) закрепление представлений детей о школе и профессии учителя. (подготовительные группы)


    соц.педагог,

    воспитатели,

    методист





    соц.педагог,

    воспитатели,

    родители




    соц.педагог,

    воспитатели,

    родители












    психолог,

    методист,

    соц.педагог,

    воспитатели

    Октябрь


    ок

    т

    ябрь






    Достопримечательности и природа


    Медицина в детском саду:  экскурсии по детскому саду :знакомство с медицинскими помещениями в детском саду (кабинет медсестры) (средние группы)


    Аптека, больница: экскурсия в аптеку и больницу( презентация «Кто работает в поликлинике»); формирование элементарных представлений о лекарственных препаратах, профессии фармацевта. Визуальное знакомство с поликлиникой в процессе экскурсий, знакомство с профессией врача (педиатр, хирург, окулист, стоматолог) (старшие группы)


    Целевая экскурсия в социальный центр «Содействие» поздравление ко дню пожилого человека. Формирование должного отношения к людям пожилого возраста.(подготовительные группы)


    Целевые прогулки в экологическую комнату детского сада: расширение элементарных представлений детей о роли человека в уходе за растениями и животными, охране природы.(средние группы)



    соц.педагог,

    воспитатели




    соц.педагог,

    воспитатели,

    родители







    соц. педагог,

    психолог,

    методист,

    воспитатели



    соц. педагог,

    эколог,

    Ноябрь.

    Органы власти и управления.









    Армия

    Знакомство с помещениями детского сада:

    Методический кабинет: знакомство с профессиональной деятельностью заместителя заведующего,  методиста и старшего воспитателя. ( старшие группы)


    Знакомство с помещениями детского сада: кабинет заведующего и его профессиональная деятельность. (подготовительные  группы)



    Посёлок: Экскурсия в администрацию сельского поселения Солнечный. Формирование элементарных представлений о деятельности органов управления посёлка в процессе   экскурсий (подготовительные группы)




    методист, соц.педагог





    методист,

    соц. педагог


















    Культура и искусство



    Культура в детском саду: посещение спектаклей, театральных представлений в дошкольном образовательном учреждении; участие детей в досуговых мероприятиях. Пробуждение интереса к традициям народной культур.(средний и старший дошкольный возраст в течение года)

    Экскурсия в СЦДКиТ: знакомство с профессиями работников дома культуры. Представление профессии актера и режиссера. Формирование отношения к миру в соответствии с культурными традициями.(старшие группы)

    Искусство в детском саду: «В гости музыка пришла» встреча с учащимися  музыкальной школы. Формирование элементарных представлений детей  о музыкальном искусстве.(подготовительные группы)

    Экскурсия в музыкальную школу посёлка: встреча с оркестром музыкальной школы. Закрепление умения общаться и заниматься совместной музыкальной деятельностью. (старшие и подготовительные группы)



    соц.педагог,

    методист,

    музыканты,

    хореограф




    соц. педагог,

    воспитатели




    музыкальные руководители,

    соц. педагог,

    воспитатели

    Декабрь


    Библиотека




    Книжный мир в детском саду:

    Посещение книжной выставки (методкабинет) Приобщение к миру книги (средние группы)

    Экскурсия в библиотеку: встречи в литературной гостиной. Формирование элементарных представлений детей о функциональном назначении библиотек, профессии библиотекаря. (старшие группы)


    методист, соц. педагог,

    воспитатели

    Январь

    Сфера услуг


    Сфера услуг в детском саду: Знакомство с помещениями в детском саду  (кабинет заместителя по АХЧ, кухня) Знакомство с трудом работников прачечной и кухни (средняя группа)


    Общение: показ видеоролика о работниках отделения связи.(если не возможна экскурсия)


    Различные виды услуг: знакомство со сбербанком, ателье, мастерской по ремонту обуви; расширение представлений о труде взрослых (показ видеоролика) (старший дошкольный возраст)


    соц.педагог,

    воспитатели




    соц.педагог,

    воспитатели



    соц. педагог,

    воспитатели

    Февраль


    Наши гости: встречи беседы с папами. Формирование элементарных представлений об армии, военнослужащих и их обязанностях. Формирование патриотических чувств.(старший дошкольный возраст)



    соц. педагог,

    методист,

    родители

    Март


    Органы правопорядка и ГИБДД


    Наши встречи: встреча с инспектором ГИБДД. Расширение знаний об элементарных правилах поведения на дороге, (старший дошкольный возраст)


    Наши встречи: встреча с инспектором по делам несовершеннолетних ПОМ п. Солнечный

    Формирование представлений о профессиональной деятельности органов правопорядка (старший дошкольный возраст)


    методист,

    соц. педагог,




    соц.педагог






    Апрель


    Физкультура и спорт.




    Физкультура и спорт в детском саду: спортивный зал, значение спорта  для укрепления здоровья. (средний возраст)


    Экскурсия в спортивный комплекс «Атлант»: знакомство с различными видами спорта, спортсменами посёлка. Расширение представлений о спортивных соревнованиях. Формирование привычки к здоровому образу жизни. (Старший дошкольный возраст)



    соц.педагог,

    инструктор физ. воспита-ния


    соц.педагог,

    инструктор

    физ.воспита-

    ния,

    методист

    Май


    Пожарная часть


    чачасть

    Наши гости: встреча с инспектором пожарной части. Формирование элементарных представлений детей о пожарной безопасности. Знакомство с профессией пожарного. (средний дошкольный возраст)

    Экскурсия в пожарную часть посёлка: обобщение и закрепление знаний о правилах пожарной безопасности, о профессиональных особенностях сотрудников пожарной части.(старший дошкольный возраст)

    соц.педагог,

    методист,

    воспитатели,

                                  План проведения бесед

          по ознакомлению с профессиональной деятельностью представителей социальных сфер близлежащего окружения

    Беседы по ознакомлению

     с профессиями.

    Цель:

    месяцы


    1) вызывать у детей интерес к окружающему миру, формировать реалистические представления о труде людей;


    2) расширять знания и представления о профессиях;


    3) обогащать словарный запас, развивать связную речь: учить ребят давать полные ответы на вопросы, подготавливая их к пересказу текста;


    4) формировать умение связно и последовательно пересказывать текст по плану;


    5) активизировать внимание и память детей, развивать логическое мышление.

    1.

    Воспитатель

    Учитель

    Повар

    Швея - кастелянша

    Сентябрь

    2.

    Прачка

    Медсестра детского сада

    Врач в поликлинике

    Фармацевт

    октябрь

    3.

    Актёр

    Режиссер

    ноябрь

    4.

    Библиотекарь

    Декабрь

    5.

    Повар в детском саду

         

    январь

    6.

    Военнослужащий

    февраль

    7.

    Спасатель

    март

    8.

    Тренер

    апрель

    9.

    Пожарный

    май

    Перспективный план сюжетно-ролевых игр


    Сюжетно-ролевая игра


    Основные задачи

    Сентябрь

    Школа детский сад

    Салон красоты


                   

    Старший дошкольный возраст



    1. Научить развертывать в игре разнообразные сюжеты, показать, что роль может быть включена в различные взаимосвязи с другими ролями.


    1. Развивать самостоятельность и самоорганизацию, формировать умения договариваться о теме игры, распределять роли, намечать основное развитие сюжета, готовить игровую обстановку.



    1. Расширять и углублять знания детей об изображаемых событиях и явлениях.


    1. Закреплять умения качественно исполнять отдельные роли.

    октябрь

    Больница(Поликлиника)

    Аптека


    ноябрь

    Театр

    Телевиденье (журналист, фотокорреспондент)


    декабрь

    Библиотекарь



    январь

    Столовая

    Кафе


    февраль

    Игры на военную тематику:

    Пограничники, солдаты и т.п.

    март

    Спасатели



    апрель

    Детский сад

    Физкультурный руководитель

    май

    Пожарные

    Спасатели

    Структура взаимодействия педагогов

     в рамках реализации проекта 

    «Ознакомление с социальными сферами близлежащего окружения».

    Функции участников образовательного процесса по ознакомлению детей с социальными сферами близлежащего окружения.

    -социальный педагог – организует образовательно-воспитательную работу дошкольного образовательного учреждения в процессе ознакомления детей с социальными сферами близлежащего окружения;

    -методист - руководит процессом ознакомления детей с социальными сферами близлежащего окружения, обеспечивает  методическими пособиями;

    -воспитатель –  проводит занятия, беседы, игры, чтение литературы организует предметно развивающую среду в группе;

    -педагог психолог –  создание условий для формирования учебной мотивации, путём ознакомления детей со школьными принадлежностями, помещением школы;

    -инструктор по физическому воспитанию –  знакомит с различными видами спорта, спортсменами посёлка. Участвует в проведении экскурсии в спортивный зал детского сада и спортивный комплекс посёлка;

    -хореограф, музыкальный руководитель – участвует в проведении экскурсий, включает в свои занятия элементы ознакомления с профессиональной деятельностью социальных сфер;

    -родители – создают условия для ознакомления детей с социальными сферами близлежащего окружения дома и в детском саду, сопровождают экскурсии;

                                                                                                                                                                                                                                                                            Приложение 10

    Модель взаимодействия   МДОУ д/с «Белоснежка» с социальными партнерами

    Материал используемый для осуществления проекта.

    I раздел. Информационно-методический материал.

    1. Консультации для педагогов и родителей

          «Дошкольное детство важный этап вхождения ребёнка в человеческое сообщество»

    1. Конспекты занятий «Социальный мир»
    2. Беседы «Ознакомление детей с профессиональной деятельностью представителей социальных сфер близлежащего окружения».
    3. Дидактические игры «Профессия», «Кем быть»

    II раздел. Презентации.

     

    1. «Презентация о профессиях

    – представителей социальных сфер п.Солнечный»

    1. «Все профессии важны»
    2. «Кто работает в поликлинике»
    3. «Все профессии»
    4. «Чем пахнут ремёсла?»
    5. «О профессиях»
    6. «Профессии»
    7. «Огонь друг или враг?»
    8. «Клип о ветеранах»
    9. «Кто служит в армии?»

    Используемая литература.

    1. Т.В.Потапова «Беседы с дошкольниками о профессиях»
    2. Т.А.Шорыгина «Беседы о профессиях»
    3. Азбука краеведения «Край родной»
    4. «Сюжетно – ролевые игры для детей дошкольного возраста»  Н.В. Краснощекова. Изд. 2-е – Ростов н/Д.: Феникс, 2007
    5. «Обучение и игра»: Методическое пособие. – М.: Мозаика – Синтез, 2004
    6. Ешкович Л.А. «Сюжетно-ролевая игра»: Методическое пособие.- М.: Мозаика-  Синтез, 2009.
    7. Н.С. Голицина «Ознакомление дошкольников с социальной действительностью». – М.: Мозаика – Синтез, 2006.
    8. Т.А. Данилина, Т.С. Лагода, М.Б. Зуйкова Взаимодействие дошкольного учреждения с социумом: Пособие для практических работников дошкольных образовательных учреждений. М.: АРКТИ, 2005.
    9. Е.К. Ривина, В.К. Толстых, Е.Ю. Башлай Социум микрорайона - ступенька в большой мир // Управление дошкольным образовательным учреждением. 2004. №5. С. 72-80.
    10. С чего начинается Родина? (Опыт работы по патриотическому воспитанию в ДОУ ) / Под ред. Л.А. Кондрыкинской. М.: ТЦ «Сфера», 2005.
    11. О.В. Солодянкина Социальное развитие ребенка дошкольного возраста: Методическое пособие. М.: АРКТИ, 2006.  
    12. В.В.Абашина, С.Г.Шайбакова «Взаимодействе дошкольного учреждения с социумом»

    Социальный педагог

    Воспитатели

    Педагог-психолог

    Инструктор по физ.воспитанию.

    Хореограф

    Методист

    Музыкальный

    руководитель

    Дети, родители

    Библиотека семейного чтения

    п.Солнечный

    ЦДиТ

    п.Солнечный

    Пожарная часть

    п.Солнечный

    Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

    детский сад общеразвивающего вида «Белоснежка»

    с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому развитию детей

    МОУ «Солнечная средняя

    школа №1»

    Аптека

    п.Солнечный

     МОУ ДОД

    «Солнечная ДШИ»

    МУ ЦСП

        «Атлант»

     

    Социальный центр «Содействие»

    МУЗ

    «Поликлиника

    п.Солнечный»


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    План мероприятий («дорожная карта») Государственного бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада № 19 Красногвардейского района Санкт-Петербурга «Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности образ

    План мероприятий («дорожная карта») Государственного бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада № 19 Красногвардейского района Санкт-Петербурга «Изменения в отраслях социальной с...

    План по самообразованию педагога-психолога на 2016-2021 год по теме: "Песочная терапия в коррекции эмоционально-волевой и социальной сфер дошкольников"

    План по самообразованию педагога-психолога на 2016-2021 год по теме: "Песочная терапия в коррекции эмоционально-волевой и социальной сфер дошкольников"...

    Тематический план мероприятий по ознакомлению с социальными сферами близлежащего окружения

    Тематика экскурсий, встреч, мультимедийных презентаций по ознакомлению дошкольников с социальными сферами ближайшего окружения ....

    Речь ребенка развивается под влиянием речи взрослых и в значительной мере зависит от достаточной речевой практики,нормального социального и речевого окружения, от воспитания и обучения, которые начинаются с первых дней его жизни.

    Речь ребенка развивается под влиянием речи взрослых и в значительной мере зависит от достаточной речевой практики,нормального социального и речевого окружения, от воспитания и обучения, которые начина...

    Развитие социального интеллекта и инициативы дошкольников в социальной сфере посредством патриотического воспитания и музейной педагогики.

    Развитие социального интеллекта и инициативы дошкольников в социальной сфере посредством патриотического воспитания и музейной педагогики....

    Педагогическое сопровождение развития социального интеллекта и инициативы в социальной сфере детей дошкольного возраста в условиях дошкольной образовательной организации на тему: «Моя мама лучше всех!» в подготовительной группе.

    Этот материал разработан в помощь педагогу в воспитании у детей старшего дошкольного возраста чувства любви и привязанности к самому близкому и родному человеку – маме, формирование бережно...