Проект "Ознакомление дошкольников с социальными сферами близлежащего окружения"
методическая разработка (подготовительная группа) по теме

В проекте представлен материал по  ознакомлению дошкольников с социальными сферами близлежащего окружения. 

 

Содержание.

 

Информационная карта проекта…………………………..3

План проведения мероприятий……………………………6

План проведения бесед……………………………………12

Перспективный план сюжетно-ролевых игр…………......13

Структура взаимодействия педагогов в рамках ……........14

реализации проекта.

Функции участников образовательного процесса……......15

Структура взаимодействия с организациями

 сельского поселения «Солнечный»………………………16

Материал, используемый для осуществления проекта…18

Используемая литература…………………………………19

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon проект125 КБ

Предварительный просмотр:

Ханты-Мансийский автономный округ-Югра

Сургутский  район

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад общеразвивающего вида «Белоснежка»

с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому развитию детей

Проект

Ознакомление с социальными сферами близлежащего окружения.

Социальный педагог Хмарская Л.Н.

Содержание.

Информационная карта проекта…………………………..3

План проведения мероприятий……………………………6

План проведения бесед……………………………………12

Перспективный план сюжетно-ролевых игр…………......13

Структура взаимодействия педагогов в рамках ……........14

реализации проекта.

Функции участников образовательного процесса……......15

Структура взаимодействия с организациями

 сельского поселения «Солнечный»………………………16

Материал, используемый для осуществления проекта…18

Используемая литература…………………………………19

Информационная карта проекта

Полное название проекта: «Ознакомление с социальными сферами близлежащего окружения».

  1. Автор: Хмарская Лидия Нажатовна
  2. Кадры: социальный педагог
  3. Район, город представивший проект: с.п.Солнечный  Сургутского района.
  4. Адрес организации: 628452  с.п.Солнечный, переулок Трассовый 7А.
  5. Телефон: (8-3462)742097.
  6. Вид, тип проекта: комплексный, образовательный проект
  7. Цель: дать основу  приобретения опыта социальных отношений в сотрудничестве с окружающими людьми. Воспитывать любовь к своей малой родине. Формировать социально приемлемые формы поведения у детей.
  8.  Задачи проекта:
  1. знакомство с основными историческими сведениями и современной жизнью, с его достопримечательностями;
  2. знакомство с профессиональной деятельностью представителей социальных сфер посёлка;
  3.  социализация ребенка-дошкольника, включающая формирование у него умения себя вести в общественных местах, общаться с взрослыми и сверстниками;
  4.  воспитание бережного отношения к памятникам истории и культуры, природы;
  5. создание положительного образа школы, воспитание желания учиться.
  1. Место проведения: Сургутский район.
  2. Участники проекта:  дети средних и старших дошкольных групп,  их родители и воспитатели, педагоги учреждения.
  3. Возраст детей: 4-7 лет
  4. Форма проведения: дневная (в рамках организации педагогического процесса на занятиях и повседневной жизни с учётом принципов частичной интеграции, игры, беседы и экскурсии,  знакомящие детей с профессиональной деятельностью близлежащего окружения)
  5. Ожидаемые результаты:

Приобретение опыта социальных отношений, в сотрудничестве с окружающими людьми, повышение уровня социальной компетентности. Лёгкая адаптация к различным социальным ситуациям.

Актуальность темы.

           Одним из важнейших условий развития общества является воспитание граждан правового, демократического государства, способных к социализации, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью

Дошкольное детство является важным этапом вхождения ребёнка в человеческое сообщество, адаптации к различным социальным ситуациям, приобретения опыта социальных отношений. В сотрудничестве с окружающими людьми ребёнок знакомится с социально-приемлемыми формами поведения и учится сознательно их поддерживать.

Родина – это страна, где родился и живет человек. Родина – это город, поселок, улица, дом, семья, родные, друзья, детский сад. Родина бывает только одна и ее надо любить. Наша Родина –  Югра.

 На первый взгляд, кажется, что социальный мир ребенка-дошкольника невелик. Это его семья, взрослые и сверстники, которых он встречает в детском саду. Однако люди, окружающие ребенка, вступают в разнообразные взаимоотношения − родственные, дружеские, профессионально-трудовые и прочие. Поэтому уже в дошкольном возрасте у детей необходимо сформировать представление о многообразии человеческих отношений, рассказать им о правилах и нормах жизни в обществе, вооружить моделями поведения, которые помогут им адекватно реагировать на происходящее в конкретных жизненных ситуациях. Огромную роль в решении этих задач играет ознакомление дошкольников с объектами социальной сферы, района, социумом ближайшего окружения. Важно научить ребенка свободно ориентироваться там, где он живет, где находится его детский сад, школа, в которой он будет учиться, воспитать любовь к своей малой родине, бережное и ответственное к ней отношение.

Дошкольное учреждение представляет собой своего рода социальный мир в миниатюре, здесь представлены такие виды деятельности человека, как образование, культура, сфера услуг, общественное питание, медицина, физкультура и спорт.

Для детей впервые переступивших порог детского сада, все, что они видят вокруг, представляет огромный интерес. Сад − чрезвычайно важный этап в их ознакомлении с социумом. В современных условиях родители не всегда могут уделить своему ребенку достаточно времени, рассмотреть с ним окружающие предметы, обратить его внимание на происходящие явления и события, поговорить о них. В результате этого у детей часто недостаточно для своего возраста развиты память, навыки восприятия, речь. Необходимо систематически и целенаправленно учить дошкольников, особенно младшего возраста, наблюдать, запоминать, ориентироваться в пространстве, тем самым способствуя обогащению опыта восприятия и познания окружающего мира. Бытует мнение, что экскурсии по детскому саду, целевые посещения музыкального, физкультурного залов излишни − ведь ребенок постоянно бывает там, перемещается по зданию, − и так все увидит и запомнит. Однако, проходя по коридору, невозможно рассмотреть картину на стене. В музыкальном зале нужно заниматься - слушать музыку, учиться петь и танцевать, а не любоваться украшениями или рассматривать пособия и игрушки в шкафу. А сколько интересных и необыкновенных вещей можно увидеть в кабинетах заведующей или методиста! Знакомя малышей с детским садом, необходимо детально рассказать о предметах, объяснить их назначение, сообщить название, показать пример восприятия окружающего, своего отношения к нему, ведь сформированные навыки послужат для них основой дальнейшего познания мира. Кроме того, такая экскурсия способствует более быстрой и легкой адаптации детей. Уже знакомые предметы, помещения, люди, работающие в детском саду, больше не пугают ребенка, они становятся близкими и понятными ему.

В дошкольном возрасте знакомство с окружающим миром является важнейшим стимулом развития игровой деятельности ребенка. К сожалению, не все необходимые наблюдения можно провести непосредственно в детском саду. Так, например, в процессе сюжетно-ролевой игры «Семья» продуктивны и интересны игровые сюжеты «Магазин», «Парикмахерская». В этом случае можно ограничиться рассказом  и объяснением воспитателя, рекомендациями родителям о том, как провести необходимые наблюдения в повседневной жизни.

Начиная со старшего возраста, детей знакомим с объектами, находящимися вне территории детского сада. Прежде всего, проводим целевые прогулки на близлежащие улицы, во время которых ребята усваивают нормы поведения на улице, закрепляют свои знания о транспорте, правилах дорожного движения, рассматривают корпуса жилых домов, здания магазинов.

Так знакомясь с социумом нашего посёлка, ребята не только получают множество разнообразных сведений, необходимых в их повседневной жизни, но и учатся гордиться своей малой родиной.

План проведения мероприятий

(экскурсии, встречи, мультимедийные презентации)

по ознакомлению с социальными сферами близлежащего окружения.

Месяц

Социальная сфера


Объект, цель,  группы участники


Ответствен-

ные

Сентябрь

Посёлок и его жители,

детский сад


Детский сад:

Экскурсии по детскому саду: его назначение и оборудование, знакомство с сотрудниками детского сада, их трудом. ( кухня, прачечная. Знакомство с профессией воспитателя.) (дети средних групп)


«Моя улица» Целевые прогулки на ближайшую улицу: расширении территории активных действий детей, знаний и представлений об окружающей действительности.  (старшие группы)


 «Мой посёлок» Экскурсии по посёлку: формирование знаний детей о родном посёлке, его истории (подготовительные группы)


Достопримечательности и природа: экскурсии и прогулки в парк посёлка. Формирование элементарных представлений детей о достопримечательностях нашего посёлка. О роли человека в облагораживании зоны отдыха. Формирование природоохранного поведения, закрепление представления о том, что посёлок наш общий дом.



Школа: Целевые экскурсии в школу, (музыкальная, общеобразовательная) закрепление представлений детей о школе и профессии учителя. (подготовительные группы)


соц.педагог,

воспитатели,

методист





соц.педагог,

воспитатели,

родители




соц.педагог,

воспитатели,

родители












психолог,

методист,

соц.педагог,

воспитатели

Октябрь


ок

т

ябрь






Достопримечательности и природа


Медицина в детском саду:  экскурсии по детскому саду :знакомство с медицинскими помещениями в детском саду (кабинет медсестры) (средние группы)


Аптека, больница: экскурсия в аптеку и больницу( презентация «Кто работает в поликлинике»); формирование элементарных представлений о лекарственных препаратах, профессии фармацевта. Визуальное знакомство с поликлиникой в процессе экскурсий, знакомство с профессией врача (педиатр, хирург, окулист, стоматолог) (старшие группы)


Целевая экскурсия в социальный центр «Содействие» поздравление ко дню пожилого человека. Формирование должного отношения к людям пожилого возраста.(подготовительные группы)


Целевые прогулки в экологическую комнату детского сада: расширение элементарных представлений детей о роли человека в уходе за растениями и животными, охране природы.(средние группы)



соц.педагог,

воспитатели




соц.педагог,

воспитатели,

родители







соц. педагог,

психолог,

методист,

воспитатели



соц. педагог,

эколог,

Ноябрь.

Органы власти и управления.









Армия

Знакомство с помещениями детского сада:

Методический кабинет: знакомство с профессиональной деятельностью заместителя заведующего,  методиста и старшего воспитателя. ( старшие группы)


Знакомство с помещениями детского сада: кабинет заведующего и его профессиональная деятельность. (подготовительные  группы)



Посёлок: Экскурсия в администрацию сельского поселения Солнечный. Формирование элементарных представлений о деятельности органов управления посёлка в процессе   экскурсий (подготовительные группы)




методист, соц.педагог





методист,

соц. педагог


















Культура и искусство



Культура в детском саду: посещение спектаклей, театральных представлений в дошкольном образовательном учреждении; участие детей в досуговых мероприятиях. Пробуждение интереса к традициям народной культур.(средний и старший дошкольный возраст в течение года)

Экскурсия в СЦДКиТ: знакомство с профессиями работников дома культуры. Представление профессии актера и режиссера. Формирование отношения к миру в соответствии с культурными традициями.(старшие группы)

Искусство в детском саду: «В гости музыка пришла» встреча с учащимися  музыкальной школы. Формирование элементарных представлений детей  о музыкальном искусстве.(подготовительные группы)

Экскурсия в музыкальную школу посёлка: встреча с оркестром музыкальной школы. Закрепление умения общаться и заниматься совместной музыкальной деятельностью. (старшие и подготовительные группы)



соц.педагог,

методист,

музыканты,

хореограф




соц. педагог,

воспитатели




музыкальные руководители,

соц. педагог,

воспитатели

Декабрь


Библиотека




Книжный мир в детском саду:

Посещение книжной выставки (методкабинет) Приобщение к миру книги (средние группы)

Экскурсия в библиотеку: встречи в литературной гостиной. Формирование элементарных представлений детей о функциональном назначении библиотек, профессии библиотекаря. (старшие группы)


методист, соц. педагог,

воспитатели

Январь

Сфера услуг


Сфера услуг в детском саду: Знакомство с помещениями в детском саду  (кабинет заместителя по АХЧ, кухня) Знакомство с трудом работников прачечной и кухни (средняя группа)


Общение: показ видеоролика о работниках отделения связи.(если не возможна экскурсия)


Различные виды услуг: знакомство со сбербанком, ателье, мастерской по ремонту обуви; расширение представлений о труде взрослых (показ видеоролика) (старший дошкольный возраст)


соц.педагог,

воспитатели




соц.педагог,

воспитатели



соц. педагог,

воспитатели

Февраль


Наши гости: встречи беседы с папами. Формирование элементарных представлений об армии, военнослужащих и их обязанностях. Формирование патриотических чувств.(старший дошкольный возраст)



соц. педагог,

методист,

родители

Март


Органы правопорядка и ГИБДД


Наши встречи: встреча с инспектором ГИБДД. Расширение знаний об элементарных правилах поведения на дороге, (старший дошкольный возраст)


Наши встречи: встреча с инспектором по делам несовершеннолетних ПОМ п. Солнечный

Формирование представлений о профессиональной деятельности органов правопорядка (старший дошкольный возраст)


методист,

соц. педагог,




соц.педагог






Апрель


Физкультура и спорт.




Физкультура и спорт в детском саду: спортивный зал, значение спорта  для укрепления здоровья. (средний возраст)


Экскурсия в спортивный комплекс «Атлант»: знакомство с различными видами спорта, спортсменами посёлка. Расширение представлений о спортивных соревнованиях. Формирование привычки к здоровому образу жизни. (Старший дошкольный возраст)



соц.педагог,

инструктор физ. воспита-ния


соц.педагог,

инструктор

физ.воспита-

ния,

методист

Май


Пожарная часть


чачасть

Наши гости: встреча с инспектором пожарной части. Формирование элементарных представлений детей о пожарной безопасности. Знакомство с профессией пожарного. (средний дошкольный возраст)

Экскурсия в пожарную часть посёлка: обобщение и закрепление знаний о правилах пожарной безопасности, о профессиональных особенностях сотрудников пожарной части.(старший дошкольный возраст)

соц.педагог,

методист,

воспитатели,

                              План проведения бесед

      по ознакомлению с профессиональной деятельностью представителей социальных сфер близлежащего окружения

Беседы по ознакомлению

 с профессиями.

Цель:

месяцы


1) вызывать у детей интерес к окружающему миру, формировать реалистические представления о труде людей;


2) расширять знания и представления о профессиях;


3) обогащать словарный запас, развивать связную речь: учить ребят давать полные ответы на вопросы, подготавливая их к пересказу текста;


4) формировать умение связно и последовательно пересказывать текст по плану;


5) активизировать внимание и память детей, развивать логическое мышление.

1.

Воспитатель

Учитель

Повар

Швея - кастелянша

Сентябрь

2.

Прачка

Медсестра детского сада

Врач в поликлинике

Фармацевт

октябрь

3.

Актёр

Режиссер

ноябрь

4.

Библиотекарь

Декабрь

5.

Повар в детском саду

     

январь

6.

Военнослужащий

февраль

7.

Спасатель

март

8.

Тренер

апрель

9.

Пожарный

май

Перспективный план сюжетно-ролевых игр


Сюжетно-ролевая игра


Основные задачи

Сентябрь

Школа детский сад

Салон красоты


               

Старший дошкольный возраст



  1. Научить развертывать в игре разнообразные сюжеты, показать, что роль может быть включена в различные взаимосвязи с другими ролями.


  1. Развивать самостоятельность и самоорганизацию, формировать умения договариваться о теме игры, распределять роли, намечать основное развитие сюжета, готовить игровую обстановку.



  1. Расширять и углублять знания детей об изображаемых событиях и явлениях.


  1. Закреплять умения качественно исполнять отдельные роли.

октябрь

Больница(Поликлиника)

Аптека


ноябрь

Театр

Телевиденье (журналист, фотокорреспондент)


декабрь

Библиотекарь



январь

Столовая

Кафе


февраль

Игры на военную тематику:

Пограничники, солдаты и т.п.

март

Спасатели



апрель

Детский сад

Физкультурный руководитель

май

Пожарные

Спасатели

Структура взаимодействия педагогов

 в рамках реализации проекта 

«Ознакомление с социальными сферами близлежащего окружения».

Функции участников образовательного процесса по ознакомлению детей с социальными сферами близлежащего окружения.

-социальный педагог – организует образовательно-воспитательную работу дошкольного образовательного учреждения в процессе ознакомления детей с социальными сферами близлежащего окружения;

-методист - руководит процессом ознакомления детей с социальными сферами близлежащего окружения, обеспечивает  методическими пособиями;

-воспитатель –  проводит занятия, беседы, игры, чтение литературы организует предметно развивающую среду в группе;

-педагог психолог –  создание условий для формирования учебной мотивации, путём ознакомления детей со школьными принадлежностями, помещением школы;

-инструктор по физическому воспитанию –  знакомит с различными видами спорта, спортсменами посёлка. Участвует в проведении экскурсии в спортивный зал детского сада и спортивный комплекс посёлка;

-хореограф, музыкальный руководитель – участвует в проведении экскурсий, включает в свои занятия элементы ознакомления с профессиональной деятельностью социальных сфер;

-родители – создают условия для ознакомления детей с социальными сферами близлежащего окружения дома и в детском саду, сопровождают экскурсии;

                                                                                                                                                                                                                                                                        Приложение 10

Модель взаимодействия   МДОУ д/с «Белоснежка» с социальными партнерами

Материал используемый для осуществления проекта.

I раздел. Информационно-методический материал.

  1. Консультации для педагогов и родителей

      «Дошкольное детство важный этап вхождения ребёнка в человеческое сообщество»

  1. Конспекты занятий «Социальный мир»
  2. Беседы «Ознакомление детей с профессиональной деятельностью представителей социальных сфер близлежащего окружения».
  3. Дидактические игры «Профессия», «Кем быть»

II раздел. Презентации.

 

  1. «Презентация о профессиях

– представителей социальных сфер п.Солнечный»

  1. «Все профессии важны»
  2. «Кто работает в поликлинике»
  3. «Все профессии»
  4. «Чем пахнут ремёсла?»
  5. «О профессиях»
  6. «Профессии»
  7. «Огонь друг или враг?»
  8. «Клип о ветеранах»
  9. «Кто служит в армии?»

Используемая литература.

  1. Т.В.Потапова «Беседы с дошкольниками о профессиях»
  2. Т.А.Шорыгина «Беседы о профессиях»
  3. Азбука краеведения «Край родной»
  4. «Сюжетно – ролевые игры для детей дошкольного возраста»  Н.В. Краснощекова. Изд. 2-е – Ростов н/Д.: Феникс, 2007
  5. «Обучение и игра»: Методическое пособие. – М.: Мозаика – Синтез, 2004
  6. Ешкович Л.А. «Сюжетно-ролевая игра»: Методическое пособие.- М.: Мозаика-  Синтез, 2009.
  7. Н.С. Голицина «Ознакомление дошкольников с социальной действительностью». – М.: Мозаика – Синтез, 2006.
  8. Т.А. Данилина, Т.С. Лагода, М.Б. Зуйкова Взаимодействие дошкольного учреждения с социумом: Пособие для практических работников дошкольных образовательных учреждений. М.: АРКТИ, 2005.
  9. Е.К. Ривина, В.К. Толстых, Е.Ю. Башлай Социум микрорайона - ступенька в большой мир // Управление дошкольным образовательным учреждением. 2004. №5. С. 72-80.
  10. С чего начинается Родина? (Опыт работы по патриотическому воспитанию в ДОУ ) / Под ред. Л.А. Кондрыкинской. М.: ТЦ «Сфера», 2005.
  11. О.В. Солодянкина Социальное развитие ребенка дошкольного возраста: Методическое пособие. М.: АРКТИ, 2006.  
  12. В.В.Абашина, С.Г.Шайбакова «Взаимодействе дошкольного учреждения с социумом»

Социальный педагог

Воспитатели

Педагог-психолог

Инструктор по физ.воспитанию.

Хореограф

Методист

Музыкальный

руководитель

Дети, родители

Библиотека семейного чтения

п.Солнечный

ЦДиТ

п.Солнечный

Пожарная часть

п.Солнечный

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

детский сад общеразвивающего вида «Белоснежка»

с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому развитию детей

МОУ «Солнечная средняя

школа №1»

Аптека

п.Солнечный

 МОУ ДОД

«Солнечная ДШИ»

МУ ЦСП

    «Атлант»

 

Социальный центр «Содействие»

МУЗ

«Поликлиника

п.Солнечный»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тематический план мероприятий по ознакомлению с социальными сферами близлежащего окружения

Тематика экскурсий, встреч, мультимедийных презентаций по ознакомлению дошкольников с социальными сферами ближайшего окружения ....

Развитие социального интеллекта и инициативы дошкольников в социальной сфере посредством патриотического воспитания и музейной педагогики.

Развитие социального интеллекта и инициативы дошкольников в социальной сфере посредством патриотического воспитания и музейной педагогики....

Проектная деятельность «Ознакомление дошкольников с социальными сферами близлежащего окружения».

Знакомство дошкольников с социальными сферами близлежащего окружения....

Беседы по ознакомлению детей с профессиональной деятельностью представителей социальных сфер близлежащего окружения.

            Рассказы о профессиях пригодятся педагогам для проведения занятий по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи, помогут расширить кругозор малыше...

Беседы по ознакомлению детей с профессиональной деятельностью представителей социальных сфер близлежащего окружения.

Цикл бесед для детей 4-7 лет             Рассказы о профессиях пригодятся педагогам для проведения занятий по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи, помогу...

Ознакомление дошкольников с социальными сферами близлежащего окружения (Достопримечательности и природа)

В данной статье освещены вопросы патриотического воспитания дошкольников.  Современные дети мало знают о родном городе, стране, особенностях народных традициях, часто равнодушны к близким людям, ...

Комплекс бесед "Профессии социальной сферы близлежащего окружения"

     Рассказы о профессиях пригодятся педагогам для проведения занятий по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи, помогут расширить кругозор малышей, обогатить их жизнен...