Программа духовно-нравственного воспитания "Мир - наш дом"
методическая разработка (старшая группа) по теме

Добышева Людмила Васильевна

 

Программа разработана и рассчитана на 2 года, на две возрастные группы: с 5 до 6 лет и с 6 до 7 лет,  и  направлена на повышение статуса духовно-нравственных ценностей у дошкольников. Предлагаемая программа определяет цель, задачи, формы и методы работы по организации духовно-нравственного воспитания в старшей и подготовительной группах, может содействовать качественной организации педагогических и воспитательных подходов к его осуществлению в интересах создания благоприятных условий для индивидуального развития личности ребенка, его духовного мира, нравственных ценностей.

Программа адресована педагогам и воспитателям детских садов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное образовательное учреждение

«Детский сад «Аленушка» п. Сосновка»

Окружное/муниципальное/городское подчинение

Программа духовно-нравственного воспитания дошкольников «Мир – наш дом»

(возраст детей от 5 до 7 лет)

Добышева Л.В., воспитатель

п. Сосновка

2012

Программа

Духовно-нравственного воспитания детей

«МИР – НАШ ДОМ»

Конечная цель разумного воспитания детей заключается в постепенном образовании в ребенке ясного понимания вещей окружающего мира. Затем результатом понимания должно стать возведение добрых инстинктов детской натуры в сознательное стремление к идеалам добра и правды и, наконец, постепенное образование твердой и свободной воли.
Н.И. Пирогов

Пояснительная записка

Программа разработана и рассчитана на 2 года, на две возрастные группы: с 5 до 6 лет и с 6 до 7 лет,  и  направлена на повышение статуса духовно-нравственных ценностей у дошкольников. Предлагаемая программа определяет цель, задачи, формы и методы работы по организации духовно-нравственного воспитания в старшей и подготовительной группах, может содействовать качественной организации педагогических и воспитательных подходов к его осуществлению в интересах создания благоприятных условий для индивидуального развития личности ребенка, его духовного мира, нравственных ценностей.

Происходящие в нашем обществе перемены проявляются в изменении отношения между государством и личностью. Принцип демократического государства «разрешено все, что не запрещено», основан на вере в правовую культуру и правовую грамотность населения. К сожалению, сознание большинства граждан России отторгает эти качества.

С изменение социально-экономической ситуации наблюдается доминирование материальных ценностей над духовно-нравственными. Перегруженность информацией разного рода ведет к тому, что у подрастающего поколения преобладает эгоцентричное поведение (равнодушие к окружающему миру, людям, отсутствие взаимопонимания, бережливости, преобладает гневность и раздражительность.

Предпринятые на сегодняшний день попытки воспитания духовно-нравственной личности показывают, что самым слабым, местом в этой деятельности является семья. Многим родителям просто неизвестно, что именно в дошкольном возрасте происходит усвоение социальных норм, моральных требований и образцов поведения на основе подражания. Следует помочь родителям осознать, что в первую очередь в семье должны сохраняться и передаваться нравственные и духовные обычаи и ценности, созданные предками, и что именно родители ответственны за воспитание детей. Поэтому просто необходимо вернуться к изучению русской культуры, истории народа, восстановлению духовности для формирования нравственной личности гражданина и патриота России.

Особое значение имеет возвращение к традиционной системе нравственности, сформированной Православием (уважение к старшим, терпение и терпимость к окружающим, умение признавать свои ошибки, послушание, целомудрие, милосердие и др.).

Цель программы:

Сохранение духовно-нравственного здоровья детей, приобщение их к духовным и нравственным ценностям.

Общие задачи программы:

1) Учить различать добро и зло. Воспитывать уважение к нравственным нормам христианской морали.

2) Создавать условие для восприятие целостной картины мира. Донести до тетей, что будущее земли зависит от того, как к ней будут относиться ставшие взрослыми сегодняшние дети.

3) Формировать чувство любви к своей большой и малой Родине, народу. На основе изучения культуры, традиций, создавая атмосферу гражданского мира и национального согласия.

4) Развивать музыкальную культуру(классическую, духовную, народную).

5) Создавать условия для оздоровления и физического развития детей.

6) Воспитывать уважение к труду, людям труда. Обучать основам ручного труда, продуктивной деятельности.

7) Заложить в сознание детей, что семья величайшая нравственная ценность.

В основу программы положены следующие воспитательные методы:

Сотрудничество (педагог – ребенок, ребенок – педагог), доверие, открытый диалог, увлечение, коллективный анализ и оценка, личный пример.

Содержание программы соответствует интересам, потребностям и возможностям возрастного и индивидуального развития воспитанников.

Формы работы педагога:

1) Художественно-дидактические и конструктивные игры (изучение внешнего и внутреннего убранства русского жилища, декоративного оформления предметов быта и утвари, национальной мужской и женской одежды, костюмов русских воинов).
2) Знакомство с традиционным укладом жизни русских людей, с особенностями подготовки и проведения праздничных дней. Проведение совместных с родителями праздников, семейные театрализованные постановки, праздничные концерты, вечера досуга, благотворительные акции.
3) Художественно-продуктивная деятельность: изготовление подарков к праздникам; практические занятия по рукоделию.
4) Использование на занятиях сюжетно-ролевых, режиссерских, театрализовано - дидактических игр.
5) Знакомство с русскими народными подвижными играми, с устным народным творчеством.

Формы работы с детьми:

Образовательная деятельность, занятия, беседы, игры, рукоделие, все виды творческой и художественной деятельности детей, экскурсии, целевые прогулки, тематические утренники с эстетической направленностью, организация выставок, постановка музыкальных сказок духовно-нравственного содержания, детская благотворительность.

Формы работы с родителями:

1) Совместно с родителями анкетирование и тестирование с целью выявления ошибок и коррекции процесса духовно-нравственного воспитания в семье.

2) Наглядные виды работы: информационные стенды, выставки детских работ, экскурсии.

3) Родительские собрания на духовно-нравственные темы.

4) Открытые показы воспитательно-образовательного процесса.

5) Лекции для родителей.

6) Индивидуальная работа с детьми дома.

7) Совместные с родителями праздники, спектакли, проекты, походы, именины детей.

Для реализации программы мы предлагаем следующие методы:

Наглядный:

чтение педагогом рассказов;

показ сказок (педагогом, детьми);

рассматривание книжных иллюстраций, репродукций, предметов;

проведения дидактических игр;

экскурсии по поселку, целевые прогулки;

моделирование сказок;

просмотр видеозаписей, мультфильмов.

Словесный:

чтение литературных произведений воспитателем;

чтение литературных произведений родителями;

чтение стихотворений детьми, воспитателем;

беседы с элементами диалога, обобщающие рассказы воспитателя;

ответы на вопросы педагога, детей;

проведения разнообразных игр (малоподвижные, сюжетно-ролевые, дидактические, игры-драматизации, режиссерские игры и др.);

сообщение дополнительного материала воспитателем;

загадывание загадок;

рассматривание наглядного материала;

рассказы детей по схемам, иллюстрациям;

проведение викторин, конкурсов, тематических вечеров;

Практический:

организация продуктивной деятельности;

проведение игр различного рода;

организация постановок пьес, сказок, литературных произведений, а так же конкурсов, викторин;

проведение экскурсий различного направления;

организация спортивных, музыкальных и спортивно-музыкальных досугов совместно с родителями;

изготовление с детьми наглядных пособий для занятий;

оформление коллекций из растений, листьев, семян и др.

Основные принципы программы:

I. Принципы духовно-нравственного воспитания.

Основной принцип духовно-нравственного воспитания - построение жизни на основе требований христианского совершенства (свободное признание правила - «Уклонись от зла и сотвори благо»),

Природосообразностъ (воспитание должно основываться на научном пони мании естественных и социальных процессов, согласовываться с общими законами развития человека сообразно его полу и возрасту).

Кулътуросообразностъ (воспитание должно строиться в соответствии с ценностями и нормами национальной культуры, учета языковой среды обитания растущего человека).

Гуманистическая направленность воспитания характеризуется в отношении педагога и дошкольника на основе уважения и доверия.

Светский характер образования и законности (соответствие действующему законодательству РФ).

II. Принципы отбора содержания образования.

Научность и лаконичность.
Учет требований типовых программ.
Многоуровневостъ
 (показ широкой картины мира с учетом возрастных возможностей детей).

III. Принципы организации образовательной деятельности.

Наглядность, доступность и мера, научность, учет возрастных и индивидуальных особенностей детей, систематичность и последовательность, связь теории с практикой обучения и жизнью, воспитание в процессе обучения.

В организации духовно-нравственного воспитания используются следующие подходы:

1) Системный, через непосредственно образовательную деятельность.

2) Деятельностный, который проявляется в организации жизнедеятельности дошкольников.

3) Личностно-ориентированный, который охватывает основные аспекты жизнедеятельности и развития личности, ориентирует детей на вечный общечеловеческие ценности.

Планируемые результаты.

Для дошкольников:

Имеют представления о семейных традициях; об особенностях семейных отношений; духовных и нравственных ценностях; о ценностном отношении к здоровому образу жизни, к окружающему миру; знакомы с культурой и историей своей страны; толерантны, поддерживают чистоту и красоту; умеют сопереживать, сорадоваться; верят в свои силы, имеют желание самоотверженного служения на благо Родины; стремятся к добру и отвергают зло.

Для родителей:

Сотрудничают в тесном контакте с детским садом по формированию духовно-нравственных ценностей у обучающихся, воспитание чувства благовения к святыням; воспитывать любовь и почтение к дому, семье, близким, к окружающему миру; являться примером в глазах своего ребенка; понимать, что семья первый наставник ребенка во всех его начинаниях.

Основные направления программы для дошкольников 5-6 лет и 6-7 лет:

«Моя семья», «Мир – наш дом», «Чистое сердце», «Православная культура», «Мои друзья», «Моя Родина – Россия», «Мир вокруг меня»,

«Хозяева и хозяюшки».

Учебно-тематический план к программе для дошкольников 5-6 лет

Направление 1. «Моя семья».

Тема 1: «Моя семья».

Цель: Воспитывать любовь и уважение к членам своей семьи.

Тема 2: «Ждем гостей» (сценарий встречи).

Цель: Уточнение и закрепление знаний детей о правилах взаимоотношений между членами семьи; закрепление навыков уборки помещения, сервировки стола; воспитывать уважительное отношение друг к другу, дружелюбие.

Тема 3: «Моя мама».

 Цель: Воспитание уважения и любви к матери; создание теплых взаимоотношений в семье, семейных традиций.

Тема 4: «Папа – гордость моя!» (семейный оздоровительный праздник, посвященный Дню защитника Отечества)

Цель: Привлечь детей и их родителей к занятиям физической культурой и спортом; способствовать психологическому сближению детей и родителей, развитию положительных эмоций, чувства взаимопомощи; развивать физические качества: быстроту, силу, выносливость, гибкость; воспитывать любовь к Родине.

Тема 5: «Бабушкины посиделки».

Цель: Формировать уважение к старшему поколению; учить делиться впечатлениями с окружающими; развивать интерес к традициям, быту, укладу жизни прошлых поколений; воспитывать духовно-нравственные качества; прививать любовь к русскому фольклору.

Направление 2. «Мир – наш дом».

Тема 1: «К природе с добротой».

Цель: Стимулировать умение восхищаться  красотой природы, сопереживать, стремление оказать помощь; сформировать представление о том, что нельзя делить животных на полезных и вредных и тем более руководствоваться этим в своих поступках по отношению к ним.

Тема 2: «Доктор природа».

Цель: Познакомить с лекарственными растениями нашего края; сформировать стремление к их рациональному использованию и охране; разъяснить правила бережного отношения к лекарственным растениям.

Тема 3: «Значение растений и животных в жизни человека».

Цель: Дать представление о хозяйственном, эстетическом, оздоровительном значении растений и животных в нашем мире.

Направление 3. «Чистое сердце».

Тема 1: «Не надо ссориться!». Беседа по произведению В. Драгунского «Удивительный день».

Цель: Воспитывать вежливость и сдержанность в любом споре, проявлять сочувствие, быть порядочным.

Тема 2: «Добрые дела».

Цель: Воспитывать у детей вежливость в обращении с окружающими. Учить правильно вести себя в различных жизненных ситуациях, оценивать поступки героев сказки. Познакомить детей с Библией, с одним из ее сюжетов.

Тема 3: «Вместе легче жить и работать».

Цель: Формировать способность адекватно реагировать на состояние и настроение окружающих. Воспитывать доброжелательное и заботливое отношение к людям.

 Тема 4: « Уважение, прежде всего».

Цель: Научить детей вежливо обращаться друг к другу, соблюдать правила этикета в обществе.

Тема 5: «Мы не дадим обиде проснуться»

Цель: Помочь детям понять, что значит обида; проанализировать вместе с ними причины их обид; воспитывать справедливое отношение друг к другу и стремление не обижать друг друга.

Направление 4. «Православная культура».

Тема 1: «Храм и его устройство, поведение детей в храме».

Цель: Знакомство дошкольников с православной церковью, с особенностями христианского искусства, иконописи, архитектуры.

Тема 2: «Пасхальная сказка «Теремок».

Цель: Знакомство детей с библейскими сюжетами, историей и традициями проведения праздника Пасхи.

Тема 3: «Благовещение Пресвятой Богородицы».

Цель: Дать детям представление о православном празднике Благовещения. Рассказать о нравственных качествах Девы Марии (скромности, смирении, послушании).

Направление 5. «Мои друзья».

Тема 1: «Я среди людей».

Цель: Учить детей различать людей разного возраста и пола, дать представление о ходе развития человека. Подвести детей к пониманию того, что все люди – разные (отличаются не только возрастом и полом, но и характерными особенностями внешности, одежды, обуви, рода занятий); развивать у ребенка восприятие образа ровесника по внешности и индивидуальным особенностям; воспитывать доброжелательное отношение к окружающим; развивать речь, логическое мышление.

Тема 2: «Настроение  и забота».

Цель: Учим детей обращать внимание на настроение близких людей, друзей, считаться со всеми людьми, кто устал, заболел или расстроен, развивать коммуникабельность, умение сопереживать.

Тема 3: «Добрая душа – добрые поступки».

Цель: Углублять представление детей о доброте как о ценном, неотъемлемом качестве человека; совершенствовать коммуникативные навыки.

Тема 4: « Законы дружбы или настоящий друг».

Цель: Воспитывать у детей чувство взаимоуважения; побуждать к осмыслению общечеловеческих ценностей и осознанию собственной внутренней позиции.

Направление 6. «Моя Родина – Россия».

Тема 1: « Знакомство с королевой Историей».

 Цель: Дать первоначальное представление об истории, воспитывать любовь к родной истории.

 Тема 2: «Россия - моя Родина».

 Цель: Формировать представление о своей стране. Развивать интерес и уважение к людям, их деятельности, культуре. Воспитывать азы гражданственности.

Тема 3: «История возникновения Руси»

 Цель: Формировать первоначальные представления об истории возникновения  Руси, о народах, населяющих ее в прошлом, о принадлежности каждого человека к определенной национальности. Развивать умение использовать информацию об исторических событиях на практике.

Тема 4: «Русские народные праздники».

Цель: Углублять представление о том, что каждый человек принадлежит к определенной культуре (традиции, праздники). Формировать интерес к культуре нашего народа.

Тема 5: «Именины садовенка Епифанушки».

Цель: Систематизировать знания детей о народных традициях, поверьях, фольклоре; закрепить знания о русских народных костюмах. Воспитывать любовь и уважение к культуре и быту русского народа, к народным традициям. Развивать творческие навыки в процессе изготовления оберегов. Тема 6: «Масленица».

Цель: Приобщение детей к народным традициям, формирование системы нравственно-эстетических и общечеловеческих ценностей.

Направление 7. «Мир вокруг меня».

Тема 1: «Красота вокруг нас. Музы искусства».

Цель: Формировать устойчивый интерес к прекрасному, учить видеть красоту в окружающем мире, повышать культуру средствами театрального искусства.

Тема 2: «Музы скульптуры и архитектуры».

Цель: Формировать знания об архитектуре, скульптуре, их особенностях.

Тема 3: «Музы живописи и музыки».

Цель: Развивать культуру ребенка как основу любви к Родине в процессе приобщения к живописи, музыке (классической, народной).

Тема 4: «Русский дом».

Цель: Знакомим детей с избой - жилищем крестьянской семьи, с предметами старинного русского быта (печь, прялка, посуда, сундук др.); воспитывать  бережное отношение к старинным вещам, народным традициям, обычаям гостеприимства, интерес к русскому фольклору; знакомить с народными умельцами.

Направление 8. «Хозяева и хозяюшки».

Тема 1: «Хлеб – в нем наша сила и здоровье» (интегрированный досуг).

Цель: Расширение и обогащение знаний детей об окружающем мире, хлебе, процессах его выращивания и изготовления; изучение детьми картины И.Левитана «Рожь»; воспитание любви и бережного отношения к природе.

Тема 2: «Мамы - дома повара».

Цель: Помочь детям понять, как важен труд мам по приготовлению еды для семьи, какие вкусные блюда они готовят; научиться ценить и уважать труд близкого человека.

Тема 3: «Без труда – не выловишь рыбку из пруда».

Цель: Сформировать у детей представление о том, что необходимо приложить усилия, чтобы добиться результата какой-либо деятельности. Прививать любовь к труду.

Учебно-тематический план к программе для дошкольников 6-7 лет:

Направление 1. «Моя семья».

Тема 1: «Родословная – старинная русская традиция».

Цель: Воспитывать любовь и уважение к членам своей семьи, родным, родственникам, предкам.

Тема 2: «Папа,  мама и я – спортивная семья».

Цель: Привлечь детей и их родителей к занятиям физической культурой и спортом; доставить детям и родителям удовольствие от совместных занятий физкультурой, способствовать развитию положительных эмоций, чувства взаимопомощи.

Тема 3: « Папа, мама, я – читающая семья».

Цель: Прививать детям любовь к художественному слову (богатым образным выражениям, пословицам, поговоркам), уважение к книге как источнику получения ответов на свои вопросы. Способствовать поддержанию традиций семейного чтения. Показать ценность и значимость совместного творчества детей и родителей. Создать атмосферу эмоционального комфорта, взаимопонимания поддержки.

Направление 2. «Мир – наш дом».

Тема 1: «Лес в жизни человека».

Цель: Воспитывать любовь к лесу, его обитателям; уточнить представления детей о разном значении леса в жизни человека: оздоровительном, эстетическом, хозяйственном.

Тема 2: «Знакомство с Красной книгой».

Цель: Дать представление о том, что люди, плохо зная природу, погубили много растений и животных; познакомить детей с Красной книгой, охраняемыми растениями и животными.

Тема 3: «Мой край родной: заповедные места и памятники природы».

Цель: Познакомить детей с заповедниками, заказниками, памятниками природы своего края. Воспитывать чувство гордости и сопричастности к природным достопримечательностям родного края, побуждать желание побывать в этих местах.

Направление 3. «Чистое сердце».

Тема 1: «Путешествие на загадочную планету».

Цель: Продолжать знакомить с различными эмоциями (радость, гнев, страх, грусть), развивать умение понимать свои чувства и чувства других людей и рассказывать о них; воспитывать внимательное отношение к другому, желание помогать друг другу, эмпатию.

Тема: 2: «В страну воспитанных людей».

Цель: Обучать речевому этикету (выбор уместной в определенной ситуации формулы речевого общения, проявление вежливого отношения к окружающим доброжелательной интонацией, мимикой, жестами); упражнять в умении разрешать достаточно сложные ситуации; приучать считаться с другими; формировать умение ставить себя на место другого, предвидеть последствия того или иного поступка; эмоционально сближать детей; стимулировать воображение, фантазию.

Тема 3: «Мы все разные, но мы все равны».

Цель: Формировать у детей понятие о том, что люди не похожи друг на друга, но все они равны. Учить выделять характерные особенности внешности человека. Воспитывать уважение к детям и взрослым.

Тема 4: «Надо ли уметь извиняться».

Цель: Углубить представления о важности и необходимости просить прощения, испытывая в этом внутреннюю потребность; совершенствовать навыки культурного обращения со сверстниками, следуя речевому этикету.

Направление 4. «Православная культура».

Тема 1: «Покровские посиделки».

Цель: Рассказать детям о празднике Покрова Богородицы, ближе познакомить с православной культурой нашего народа. 

Тема 2: «Вифлеемская звезда».

Цель: Воспитывать духовно-нравственную личность; ознакомить детей с православным праздником Рождество Христово; вызвать интерес к посещению храмов; воспитывать добродетели, как милосердие, сострадание, умение прощать обиды, желание помогать нуждающимся, быть примером для других не на словах, а на деле, умение просить прощения за неблаговидные поступки, быть честным и правдивым.

Тема 3: «Пасхальное яйцо».

Цель: Закрепление навыков работы акварелью, освоение приема размывания краски (на примере пасхальных писанок).

Тема 4: «Солнечный хоровод у березки».

Цель: Рассказать детям о празднике Троицы, об обычаях, обрядах и народных наблюдениях, связанных с этим праздником; учить отгадывать загадки, понимать смысл пословиц и поговорок; воспитывать любовь к Родине, народным обычаям и традициям; закреплять умение детей инициировать русские народные песни.

Направление 5. «Мои друзья».

Тема 1: «Как я чувствую мир».

Цель: Учить выражать в речи свое настроение, свои чувства, свое отношение к сверстникам и событиям.

Тема 2: «Друзья».

Цель: Учить проявлять интерес друг к другу, чтобы лучше узнать своих друзей; учить чувствовать настроение и желания друг друга.

Тема 3: «Интервью. Я глазами других».

Цель: Учить детей проявлять интерес друг к другу, чтобы лучше знать сверстников; учить представлять человека другим людям; оценивать индивидуальные качества друг друга; формировать уважительное отношение.

Тема 4: «Таланты».

Цель: Учить видеть достоинства в каждом сверстнике, радоваться успехам другого; учить преодолевать трудности.

Направление 6. «Моя Родина – Россия».

Тема 1: «Встреча весны на Руси».

Цель: Знакомить с обычаями и традициями русского народа; закреплять знания о пословицах, поговорках, закличках, русских народных подвижных играх; учить создавать и поддерживать атмосферу народного праздника; активизировать словарный запас.

Тема 2: «Роспись посуды в народном стиле».

Цель: Помочь детям и взрослым увидеть и оценить красоту деревянной кухонной утвари; познакомить с традиционной деревянной кухонной утварью; упражнять детей в умении использовать навыки, полученные на занятиях по декоративному рисованию, расписывать объемные заготовки посуды, используя элементы знакомых видов народной росписи.

Тема 3: «Грамоте учиться – всегда пригодится!».

Цель: Расширить знания детей о культурном наследии своего народа, истории возникновения славянской письменности.

Тема 4: «Мастерами славится земля».

Цель: Воспитывать уважение и пробуждать интерес к труду народных мастеров, создающих красивые вещи; вызвать у детей положительный эмоциональный отклик от встречи с прекрасным; обобщить имеющиеся знания о народных промыслах России; приобщать к народным промыслам через собственные работы.

Направление 7. «Мир вокруг меня».

Тема 1: «Встреча на сорочинской ярмарке».

Цель: Ознакомить с различными видами народного промысла; расширять представление о декоративно-прикладном искусстве; формировать эстетическое отношение к народным мастерам.

Тема 2: « Деревянное зодчество».

Цель: Дать общее представление о деревянном зодчестве в России; ознакомить с резьбой по дереву. Воспитывать любовь к прекрасному.

Тема 3: «Третьяковская галерея».

Цель: Ознакомить с художественными произведения великих художников; развивать художественное восприятие детей, способность видеть и чувствовать настроение художника; учить выделять основные принципы выразительности (цвет, колорит, композиция).

Тема 4: « Я покажу тебе Москву».

Цель: Воспитывать патриотические чувства детей, любовь к столице нашей родины Москве; научить детей видеть красоту древних и современных построек Москвы; продолжать знакомить детей с архитектурой зданий, представляющих художественную и историческую ценность.

Направление 8. «Хозяева и хозяюшки».

Тема 1: «Виды труда».

Цель: Дать представления о физическом и умственном труде людей, выявить знания детей о деятельности людей умственного и физического труда; выяснить значимость каждого вида труда, развивать интерес к трудовой деятельности людей, прививать уважение к людям труда.

Тема 2: «Хозяйство семьи».

 Цель: Дать детям представление о разделении мужского и женского труда, воспитывать уважение к труду старших.

Тема 3: «Экскурсия в пекарню».

Цель: Познакомить с трудом работников пекарни; воспитывать бережное отношение к хлебу, умение им дорожить, уважение к труду пекарей.

Тема 4: «Все работы хороши – выбирай на вкус».

Цель: Закрепить и расширить знания детей о профессиях людей, живущих в поселке; воспитывать уважительное отношение к людям труда.

Тема 5: «Экскурсия в пекарню».

Цель: Познакомить с трудом работников пекарни; воспитывать бережное отношение к хлебу, умение им дорожить, уважение к труду пекарей а.

Приложение

Примерное занятие по теме:

«Родословная – старинная русская традиция»

Цель: Воспитывать любовь и уважение к членам своей семьи, родным, родственникам, предкам.

Задачи: Закреплять имеющиеся у детей представления о родственных отношениях; формировать элементарные представления о том, что такое род и родословная, о происхождении фамилии, о традициях и обычаях; воспитывать уважительное отношение к старшим; развивать познавательный интерес, логическое мышление.

Иллюстративный материал: Рисунки «Славянская семья», «Кузнец» (см.: Славянская семья: родство и занятия: Демонстрационный материал для занятий в группе детского сада и индивидуально. Серия: Игра «Забавы на картинах»).

Предварительная работа. Повторение терминов родства (дедушка, бабушка, мать, отец, дядя, дочь, сын, внук, племянник, племянница, муж, жена), ласковых, уважительных старинных форм терминов родства, старинных обращений к родным (батюшка, матушка, сестрица, братец, тятушка, дядюшка).

Ход занятия:

Воспитатель. Мы с вами много говорили о семье, рассматривали иллюстрации, репродукции картин, выучили много стихов. Сегодня мы вновь поговорим о семье, но только теперь о людях, которые жили в старину. (Показывает рисунок «Славянская семья», на котором изображены дедушка, бабушка, мать, отец, дядя – брат отца, трое сыновей, дочь и племянница – дочь дяди; внизу подписи, поясняющие родственные отношения). Что изображено на рисунке? (Ответы). Этот рисунок отражает современную жизнь или рассказывает нам о прошлом? (Рассказывает о прошлом). 

Почему вы решили, что на рисунке изображено прошлое? (Одежда людей необычная, старинная).

Какую одежду носили в старину люди? (Мужчины носили длинные рубахи с поясом, женщины надевали рубахи, сарафаны, повязывали платочки).

Как вы думаете, люди, изображенные на рисунке, живут в современной квартире? (Нет, они живут в избе). Что подсказывает нам, что они живут в старинной избе? (В избе стены деревянные, есть печь). В каждой крестьянской семье была печь. Она согревала избу. В ней готовили еду, на лежанках отдыхали.

Какие старинные предметы вы видите на рисунке? (Деревянные ложки и кубки, ухват с глиняным горшком в руках у девушки, прялка). Прялка – удивительный предмет. Она нужна была для того, чтобы прясть пряжу – шерстяные нитки. Кудель, клочок шерсти, нанизывали сверху прялки, вытягивали и скручивали шерстяную нить, наматывали ее на веретено.

Итак, благодаря рисунку мы с вами можем представить, что попали в прошлое, оказались в старинной крестьянской избе. Как вы думаете, люди, изображенные на рисунке, чужие или родные друг другу? (Родные). Как можно назвать их одним словом? (Семья).

Мы знаем, что эта семья жила давно. Видим, что это большая семья. Пожалуйста, подумайте: кто кем кому приходится в этой семье? Посмотрите внимательно, постарайтесь найти на рисунке самых старших членов этой семьи. Кто же старше всех в этой семье? (Дедушка и бабушка). Рядом с ними сидит отец. Как вы думаете, кем он приходится дедушке и бабушке? (Он их сын). Кто стоит возле отца? (Его сыновья, внуки бабушки и дедушки). Как вы думаете, почему молодые люди стоят? (Они выражают свое уважение к старшим членам семьи).

В старину в семьях почитали, очень уважали старших, во всем слушались их, не смели им перечить, не перебивали их не капризничали. Родители, дедушки и бабушки учили детей и внуков всему, что умели сами, передавали им свой жизненный опыт. Посмотрите, как внимательно сыновья слушают отца. Наверно, он рассказывает им что-то очень важное, интересное. Дети обращались к своим родителям на «Вы», с почтением, уважительно, ласково. Отца величали батюшкой, мать – матушкой. Дети во всем помогали родителям. Художник показал, как дочь помогает своей матушке готовить еду. С детства воспитывали привычку к труду, трудолюбие.

А чем в это время занята сама матушка? (Прядет пряжу и присматривает за маленькой девочкой – своей племянницей). Кто такие племянница и племянник? (Племянники – это дети братьев и сестер).

Чья дочь эта маленькая девочка, которая изображена на рисунке? (Дочь брата отца, дяди). Для отца и матери этой семьи маленькая девочка – племянница. А сыновьям и дочерям кем она приходится? (Двоюродной сестрой). Кем приходится маленькая девочка бабушке и дедушке? (Внучкой). Как вы думаете, у этой девочки есть родители? (Да, у нее есть мать и отец). Кто-нибудь из ее родителей изображен на этом рисунке? (Да, ее отец, он входит в избу).

Отец этой маленькой девочки приходится братом отцу большой дружной семьи, изображенной на рисунке, и дядей его детям.

Семьи в старину были дружными, родственниками всегда помогали друг другу. Пока брат отца со своей женой были заняты, ездили в город на ярмарку, за их дочерью присматривали его родные. Люди были отзывчивыми и гостеприимными, как говорили раньше – хлебосольными. Гостей встречали хлебом-солью. Любили веселье, игры, пляски, хороводы. Такие были в старину обычаи, традиции.

Физкультминутка. Проводится народная подвижная игра или хороводная игра.

Воспитатель. Обычай – то. Что принято делать обычно, по привычке, каждый день. Традиции – это издавна принятые обычаи. Обычаи передавались от отцов и дедов детям, внукам и со временем становились традициями.

Давайте еще раз повторим, какие были обычаи в старину. (Дети уважали старших, люди были трудолюбивыми, дружными, гостеприимными, обращались друг к другу ласково, с уважением, помогали друг другу).

Как обращались друг к другу в семье? Как ласково, уважительно называли маму, отца, других членов семьи? (Матушка, батюшка, сестрица, братец, тетушка, дядюшка).

Какие хорошие, замечательные были обычаи! Мы тоже постараемся им следовать, будем поддерживать традиции.

В старину люди очень хорошо знали своих родных, родственников, предков. Предки – это наши родные, которые жили до нас, вперед нас, перед, пред нами. Мы их потомки, мы живем потом, после них. Дедушки и бабушки рассказывали внукам о своих родителях, дедушках и бабушках, о предках.

Этой традиции тоже нужно следовать, постараться как можно больше узнать о своих предках, сохранять о них память.

Чтобы рассказать другим людям о членах своей семьи, о своих родных, родственниках, предках, что нужно знать? (Нужно знать их имена, отчества, фамилии). Действительно, прежде всего нужно хорошо знать имена. Отчества, фамилии своих родных. Но этого тоже недостаточно. Хорошо, если со временем вы узнаете, где они родились, жили, работали, каких успехов достигли.

Как вы думаете, у людей, изображенных на рисунке, есть имена? (Ответы). Мы не знаем, как их звали, но мы можем придумать каждому из членов этой семьи имена, красивые, старинные, как в сказках. (Дети предлагают, обсуждают и с учетом мнения большинства выбирают имена. Дедушка – Петр, бабушка – Тамара, отца назвали Иваном, а мать Василисой, дядю – Алексеем, сыновей – Михаилом, Ильей и Данилой, дочь – Софьей, а маленькую племянницу – Аннушкой).

Воспитатель. Надо помнить: не имя красит человека, а человек имя. От того, какой человек, зависит отношение к нему окружающих.

Давным-давно у людей не было фамилий, а были только имена. Но одинаковые имена встречаются довольно часто, а чтобы было понятно, о ком идет речь, люди использовали отчества, прозвища. Например, Иван Петрович Кузнецов: сын Петра – Петров (сын), внук кузнеца – Кузнецов (внук). (Показывает рисунок, изображающий кузнеца за работой). Предком этой семьи был искусный кузнец. Он передал своим потомкам не только секреты кузнечного мастерства, но от его ремесла, его профессии произошла и фамилия – Кузнецовы. Так появился род Кузнецовых. Род объединяет родственников, имеющих одну и туже фамилию.

С давних времен существовал обычай вести свою родословную. Родословная – слово о роде, рассказ о своей семье, родственниках, предках. Родословная рассказывает об истории семьи. Попробуем составить родословную семьи Кузнецовых.

Как вы думаете, с кого следует начать составлять родословную? (С дедушки и бабушки). Почему нужно начать с дедушки и бабушки? (Потому что они самые старшие в семье).

Дети прикрепляют листочки с именами членов семьи Кузнецовых к доске или мольберту в следующем порядке: дедушка, бабушка, отец, мать, брат отца, сыновья, дочь, племянница. В результате получается схема родственных отношений.

Воспитатель. Посмотрите, имена выстроились тремя рядами. Каждый из этих рядов указывает на поколение: поколение дедушек и бабушек, поколение родителей, поколение детей. Поколение объединяет людей примерно одного возраста. Сколько поколений семьи Кузнецовых получилось на схеме? (Три поколения). Чем мы с вами сегодня занимались? (Составляли родословную семьи Кузнецовых). А что такое родословная? (Родословная – это рассказ о семье).

Сегодня мы узнали, как жили люди в старину, как жили наши предки, какие у них были обычаи. Познакомились с замечательной стариной традицией – ведение родословной.

Используемая литература:

1. Бобылева, Л. К природе – с добротой [Текст]/Л. Бобылева, О. Бобылева//Дошкольное воспитание. – 2010. - №4. – С.38-43.

2. Борисова, О. Правовое воспитание дошкольников [Текст]/О. Борисова//Ребенок в детском саду. – 2002. - №5. – С.82-84.

3. Гашенко, А.В. Папа – гордость моя! [Текст]/А.В. Гашенко//Дошкольная педагогика. – 2008. - №1. – С.34-35.

4. Григорьева, Н. Развитие эмоциональной сферы [Текст]/Н. Григорьева//Дошкольное воспитание. – 2010. - №2. – С.67-71.

5. Дыбина, О.В. Ребенок и окружающий мир: программа и методические рекомендации [Текст]/под. ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой.– М.: Мозаика – Синтез, 2006.

6. Ельцова, О.М. Приобщение дошкольников к истокам русской праздничной культуры [Текст]/О.М. Ельцова, Н.А. Круглова//Старший воспитатель. – 2011. - №5. – С.24-33.

7. Емельянова, М. Школа партнерства [Текст]/М. Емельянова//Дошкольное воспитание. – 2009. - №4. – С.37-41.

8. Еськина, Т.П. Именины садовенка Епифанушки [Текст]/Т.П. Еськина//Ребенок в детском саду. – 2006. - №2. – С.25-27.

9. Зайцева, И.Н. Организуем праздники. Проведение Дня матери в детском саду [Текст]/И.Н. Зайцева, С.П. Орлова//Старший воспитатель. – 2009. - №10. – С.67-77.

10. Зурабова, К. Когда родился Дед Мороз? [Текст]/К. Зурабова//Дошкольное воспитание. – 2005. - №12. – С.86-92.

11. Иванова, Г. Хлеб на стол пришел [Текст]/Г. Иванова//Дошкольное воспитание. – 2009. - №6. – С.40-46.

12. Иванова, Н. Воспитание добрых чувств [Текст]/Н. Иванова, Н. Касухина//Дошкольное воспитание. – 2009. - №2. – С.54-59.

13. Кирилина, М. Патриотическое воспитания [Текст]/М. Кирилина, Л. Мельчина//Дошкольное воспитание. – 2005. - №5. – С.20-25.

14. Кириллова, Ю.А. Сценарий физкультурно-оздоровительного праздника «Папа, мама и я – спортивная семья» [Текст]/Ю.А. Кириллова//Дошкольная педагогика. – 2005. - №5. – С.46-48.

15. Кузнецова, Т.Н. Духовно-нравственное воспитание. Покровские посиделки [Текст]/Т.Н. Кузнецова//Старший воспитатель. – 2011. - №9. – С.74-79.

16. Кузнецова, Т.Н. Традиции православной культуры. Пасхальная сказка «Теремок» [Текст]/Т.Н. Кузнецова//Старший воспитатель. – 2011. - №4. – С.65-71.

17. Лебедева, М.Г. Обращение к народным истокам [Текст]/М.Г. Лебедева//Старший воспитатель. – 2011. - №5. – С.71-80.

18. Леднева, С. Путешествуем, играем, познаем и развиваем [Текст]/С. Леднева//Старший воспитатель. – 2005. - №4. – С.38-45.

19. Леоненко, О.Б. Масленица [Текст]/О.Б. Леоненко, Л.Ю. Лосева//Старший воспитатель. – 2009. - №2. – С.72-76.

20. Мартынова, Е.С. Встреча весны на Руси [Текст]/Е.С. Мартынова//Воспитатель дошкольного образовательного учреждения. – 2012. - №2. – С.74-77.

21. Павлова, Л.Ю. Дидактические занятия и игры экологической и социальной направленности [Текст]/Л.Ю. Павлова//Ребенок в детском саду. – 2003. - №5. – С.53-62ю

22. Пермякова, И. Книжные именины [Текст]/И. Пермякова, А. Пирожкова//Ребенок в детском саду. – 2003. - №1. – С.50-52.

23. Прохорова, О.А. Проект «Хлеб – всему голова» [Текст]/О.А. Прохорова//Старший воспитатель. – 2011. - №9. – С.58-63.

24. Ривина, Е. Родословная в детском саду: история и образ семьи [Текст]/Е. Ривина//Дошкольное воспитание. – 2007. - №12. – С.37-51.

25. Рогаткина, Т. Музей одного образа. Пасхальное яйцо [Текст]/Т. Рогаткина, Г. Гаврилова//Дошкольное воспитание. – 2006. - №4. – С.35-37.

26. Самойлова, Н.М. Творческие мастерские для родителей и детей [Текст]/Н.М. Самойлова//Детский сад от А до Я. – 2008. - №5. – С.130-138.

27. Соколова, О.А. Мир общения. Этикет для детей: материалы для специалиста образовательного учреждения [Текст]/О.А. Соколова. – СПб.: Каро, 2003.

28. Цыпляева, О.В. Организуем праздники. Вифлеемская звезда. Сценарий Рождественского праздника [Текст]/О.В. Цыпляева//Старший воспитатель. – 2012. - №12. – С.70-75.

29. Шаламова, Е.И. Конспект занятий для детей средней группы [Текст]/Е.И. Шаламова//Дошкольная педагогика. – 2009. - №8. – С.17-19.

30. Шипилова, В.В. Встреча на сорочинской ярмарке [Текст]/В.В. Шипилова//воспитатель ДОУ. – 2011. - №2. – С.40-44.

31. Шуваева, М.А. Мастерами славится земля [Текст]/М.А. Шуваева//Старший воспитатель. – 2010. - №10. – С.70-80.

32. Щавелева, Е.Г. Воспитание у дошкольников культуры семейных традиций [Текст]/Е.Г. Щавелева//Старший воспитатель. – 2012. - №12. – С.58-67.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа духовно-нравственного воспитания дошкольников через ознакомление с музеем.

Проблемма духовно-нравственного воспитания детей является ключевой, системообразующей для отечественной педагогики и культуры в целом. В наши дни вопросы правильной организации воспитания подрост...

Программа духовно-нравственного воспитания "Прикоснись к подвигу сердцем"

Программа разработана для школьников, но она уникальна тем, что ее можно адаптировать для любого возраста, в том числе и для дошкольников....

Преемственность детского сада и школы в реализации программы духовно-нравственного воспитания И.А. Кузьмина "Истоки".

Ресурсный круг как одна из форм интерактивного обучения раскрывает широкие возможности для решения задач социально-личностного развития дошкольников. Практические советы по выбору видов ресурсного кру...

Рабочая программа по модулю «Народные игрушки» дополнительной общеразвивающей программы духовно – нравственной направленности муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский са

Цель проекта: формирование интереса к народным игрушкам через ознакомление с матрёшкой, Ванько      й-встанькой, неваляшкой, богородской игрушкой, романовской игрушкой, дымков...

Статья "Программа духовно-нравственного воспитания «Социокультурные истоки» в образовательной программе Учреждения"

laquo;… Радостно и свободно глядит душа ребенка на мир, не думая извлекать из него пользу, … прежде всего, и больше всего любуясь им радуясь тому прекрасному, что в нем находится»...

«Вверх по лестнице, ведущей к духовности» дополнительная образовательная программа духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста Срок реализаци

Дополнительная образовательная программа духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста «Вверх по лестнице, ведущей к духовности» направл...