Программа духовно-нравственного воспитания дошкольников через ознакомление с музеем.
методическая разработка по теме

Пономарёва Наталья Павловна

Проблемма духовно-нравственного воспитания детей является ключевой, системообразующей для отечественной педагогики и культуры в целом. В наши дни вопросы правильной организации воспитания подростающего поколения преобретают огромное значение. Актуальность проблемы вызвала необходимость разработки программы духовно-нравственного воспитания дошкольников через ознакомление с музеем, которая включает блоки: "Знакомство с кубанской хатой", "Знакомство с внутренним убранством кубанской хаты", "Знакомство с орудиями труда", "Знакомство с народной кухней", "Знакомство с надворными постройками", "История возникновения нашей станицы". Примерный план работы с детьми старшего дошкольного возраста по месяцам. Конспекты образовательной деятельности. Предлагаемый материал используется в работе воспитателей ДОУ и района.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                                              Тимашевский район МБДОУ №21

ПРОГРАММА

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ через ознакомление с музеем

               Цель системы образования – воспитание человека как субъекта культурно-исторического процесса, отражающего в себе исторический разум, культуру человечества, чувствующего свою  ответственность перед будущим, зависящим от его действий в настоящем.

              Ориентируясь на народную педагогику, мы пришли к выводу, что врастание нового поколения в жизнь взрослых предполагает знакомство детей  с бытом крестьян. Нужно показать, как жили  люди раньше, что в их жизни было ценным, как гармонично сочетался быт с природой.

              С чего начинать работу? Освоение любого материала происходит на двух уровнях – эмоциональном и интеллектуальном. Предпочтение отдаем эмоциональному  уровню: неважно , сколько запомнит ребенок, а важно, что сохранит его эмоциональная память на долгие годы ( она сможет  сохранить тепло деревянной прялки и русской печи, красоту бытовой урало-сибирской росписи, напевность обрядовых песен).

 

                    Блоки:

                    «Знакомство с  кубанской хатой»

  1. экскурсия к хате сторожилов
  2. беседа с использованием фотографий
  3. изготовление макета хаты
  4. закрепление знаний в форме дидактической игры «Составь хату», «Назови части»
  5. сравнение хаты с современным домом, его архитектурным украшением
  6. изображение увиденного в рисунке
  7. украшение наличников
  8. лепка  из глины самана  и постройка хаты

                     «Знакомство с внутренним убранством кубанской хаты»

  1. экскурсия в хату
  2. оформление уголка кубанской хаты  у себя в группе
  3. обыгрывание назначения русской печи и деревянных лавок
  4. рассказы о жизни бабушек
  5. загадывание загадок о печке, лавке, столе и пр.
  6. дидактические игры «Обставь горницу», «Назови, что это»
  7. ролевая игра «В гостях у бабушки Кати»
  8. оформление горницы для  тряпичных кукол

                     «Знакомство с орудиями труда»

  1. знакомство с топором,  пилой, молотком
  2. игровые приемы «От скуки на все руки» ,Свой обычай на всякий случай»»,»
  3. дидактические игры «Назови, что это», «Кому, что нужно»
  4. ролевые игры «Семья», «Дело мастера боится»
  5. знакомство с сельскохозяйственным трудом, зерновыми культурами
  6. экскурсии  на поле в разное время года
  7. рассказы – беседы «Хлеб всему голова», «Всякому семю свое время»
  8. ролевые игры с использованием макетов орудий труда

                              «Знакомство с народной кухней»

  1. знакомство с простейшими обрядовыми блюдами : пряники для бабушек, калачи с пылу, жару, из печи
  2. изготовление пирогов с капустой
  3. овсяной кисель
  4. заваривание чая
  5. изготовление вареников с картошкой ,изготовление большого пирога с овощами или фруктами
  6. замешивание теста для блинов
  7. изготовление печенья- жаворонков
  8. знакомство с изготовлением дрожжевого теста
  9. овощные салаты

                    «Знакомство с надворными постройками»

  1. экскурсии
  2. иллюстрации
  3. дидактические игры «Что за воротами», «Расставь по местам»
  4. ролевые игры «Кубанское  подворье»,»Построй сам»
  5. дать понятия о бане, амбаре, хлеве
  6.  овчарня, овин и их назначение
  7. оформление композиции «Кубанское  подворье», «Построй  сам»
  8. лепка животных из глины, домашних птиц, изготовление макетов построек с использованием природного и бросового материала

                          «История возникновения нашей станицы»

  1. беседа «Край родной»
  2. рассказы об истории станицы
  3. экскурсии
  4. рассказы о возникновении железной дороги
  5. встречи  со сторожилами станицы
  6. рассказы о ремеслах станицы
  7. рассказы о военных годах
  8. знакомство с обычаями и обрядами казаков


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Духовно-нравственное воспитание дошкольников через ознакомление с музыкальным фольклором

В настоящее время проблеме духовно-нравственного воспитания уделяется пристальное внимание. Это подчеркивается и в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования, где ср...

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ОЗНАКОМЛЕНИЕ С МАЛЫМИ ФОЛЬКЛОРНЫМИ ФОРМАМИ

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ОЗНАКОМЛЕНИЕ С МАЛЫМИ ФОЛЬКЛОРНЫМИ ФОРМАМИ...

Доклад на тему: "Духовно - нравственное воспитание дошкольников через ознакомление с культурными традициями своего народа"

Доклад будет полезен воспитателям дошкольных учреждений по духовно - нравственному воспитанию....

«ШАГАЕМ ПО ДОРОГЕ МУДРОСТИ» ПРОГРАММА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ОСНОВ ДУХОВНО – НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ОЗНАКОМЛЕНИЕ С НРАВСТВЕННЫМИ КАЧЕСТВАМИ ЛИЧНОСТИ

Реализации задач по духовно – нравственному развитию личности ребенка способствует  интеграция методологических основ социокультурного системного подхода к истокам в образовании профессора ...

Духовно - нравственное и речевое воспитание дошкольников через ознакомление с русским фольклором

В презентации раскрыты жанры русского фольклора. А также к каждому жанру подобран речевой материал....