ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ОЗНАКОМЛЕНИЕ С МАЛЫМИ ФОЛЬКЛОРНЫМИ ФОРМАМИ
статья на тему

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ОЗНАКОМЛЕНИЕ

С МАЛЫМИ ФОЛЬКЛОРНЫМИ ФОРМАМИ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx18.43 КБ

Предварительный просмотр:

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ОЗНАКОМЛЕНИЕ

С МАЛЫМИ ФОЛЬКЛОРНЫМИ ФОРМАМИ

                                                                   

       В условиях кризисного общества главными  приоритетами в воспитании ребенка являются  его раннее развитие и обучение для обеспечения успешности и процветания во взрослой  самостоятельной жизни, а такие категории, как     нравственность и  духовность занимают далеко не первые места.

Мы также должны помнить, что дети – это наше отражение. В первую очередь мы  сами должны стать носителями духовно-нравственной культуры, которую стремимся привить детям.

Отрадно, что в настоящее время, когда начинается процесс духовного возрождения России, с 1 января 2014 года вступил в силу ФГОС ДО, который закрепляет приоритет духовно-нравственного воспитания дошкольников.

Так в Общих положениях отмечено, что одним из основных принципов ДО является  приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.

Изначально в российской педагогике воспитание всегда связывалось с развитием духовно-нравственной сферы и ставило перед собой цель – воспитать ребенка мыслящим, добродетельным, милосердным, верящим в возможность совершенствования мира и людей. Одним из средств духовно-нравственного воспитания дошкольников является устное народное творчество. Только произведения устного народного творчества удивительным образом совмещают в себе глубокую мудрость, легкость осознания и простоту запоминания, соответствующие психофизиологическим особенностям дошкольников.

Проблема формирования у детей духовно-нравственных чувств и качеств через малые формы фольклора на сегодняшний день имеет особую значимость. Народ заботливо сопровождал поэтическим словом каждый этап жизни ребенка, все стороны его развития. Это целая система традиционных правил, принципов, с помощью которых воспитывается ребенок в семье. Стержнем этой системы было и остается устное народное творчество, передаваемое из века в век, из семьи в семью. К сожалению, в наше время ребенок больше времени проводит за компьютером, чем в живом окружении. Вследствие этого произведения народного творчества (колыбельные песни, пестушки, потешки) практически не используются даже в младшем возрасте, не говоря уже о детях 6-7 лет.

Работа по формированию у детей  духовно-нравственных чувств и качеств через малые фольклорные формы должна проходить через все виды детской деятельности, организованную образовательную деятельность, режимные моменты, сюжетно-ролевые игры, игры – драматизации, праздники, развлечения, побуждающие детей к различной деятельности: игровой, словесной, продуктивной.

Знакомство с  потешками нужно начинать с рассматривания картинок, иллюстраций, игрушек, затем рассказывать детям о персонаже потешки и его особенностях. Для того, чтобы дети лучше запоминали потешки, можно использовать пальчиковый театр.

Маленький ребенок в период адаптации скучает по дому, маме и не способен к общению с другими детьми и незнакомыми ему взрослыми. Он находится в угнетенном состоянии. Как отвлечь ребенка, когда он капризничает, как занять его досуг, развеселить, поднять настроение? Лучше всего подходит прибаутка, песенка, потешка. В них заключен большой воспитательный смысл – ребенок слушает, наблюдает, подмечает, подпевает.

Пословицы и поговорки называют жемчужинами народного творчества, они оказывают огромное воздействие на духовно-нравственные чувства человека: поучения, умозаключения в них легко воспринимаются и запоминаются.  Пословицу можно использовать в любой ситуации. Собираясь на прогулку, напомнить медлительному ребёнку: «Семеро одного не ждут», или заметив, что ребёнок оделся неаккуратно, сказать: «Поспешишь, людей насмешишь».  Если ребёнок хочет поучаствовать в работе, воспитатель  его подбадривает радостной улыбкой: «Кто труда не боится, того лень сторонится». Некоторые дети излишне робки, их надо поддержать, ласково произнося  пословицу: «Дело мастера боится».

Полезные упражнения для ума -  это  загадки. Учитывая возрастные способности детей,  даются загадки разные по тематике и содержанию. Отгадывая  загадку,  у детей развивается мышление, память. Изобразительные средства загадок – метафоры, олицетворение отличаются конкретностью, наглядностью. С их помощью у детей развиваются такие качества, как творческое воображение и художественный вкус.

Доказано, что формирование духовно-нравственных чувств и качеств у детей через малые фольклорные формы оказывает большое эмоциональное воздействие на чувства ребят, развивает любовь к своему народу, к его обычаям, к родной стране, расширяет кругозор у детей,  развивает творческое и логическое мышление.

Список литературы:

  1. Аникин, В.П. «Русские пословицы и поговорки»/ В.П. Аникин - Москва, художественная литература, 1988 г.-240 с.

2.  Виноградов, Г.С. «Русский фольклор» / Г.С. Виноградов, Иркутск, 1980 г.- 180 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Познавательное речевое развитие детей через использование малых фольклорных форм.

Фольклор – это слово означает творчество любого народа, которое передается из поколения в поколение.  Определение «фольклор» ввел английский ученый Уильям Томс в 1846 году. Фольклор – это по...

Формирование духовно-нравственных отношений у дошкольников через сказкотерапию

Формирование духовно-нравственных отношений у дошкольников  через сказкотерапию...

Инновационный проект по развитию речи «Речевое развитие младших дошкольников посредством обучения малыми фольклорными формами»

«Сказки, песенки, потешки являются незаменимым средством пробуждения познавательной активности, самостоятельности, яркой индивидуальности».   ...

Семинар – практикум: «Укрепление здоровья детей раннего возраста через использование малых фольклорных форм»

Особую роль в развитии детей раннего возраста играют малые фольклорные формы, особенно потешки. Неповторимое своеобразие потешки особенно ценно для ребёнка....

Обобщение опыта работы «Формирование речевых способностей детей раннего возраста через приобщение малых фольклорных форм»

Ранний дошкольный возраст- это период активного условия ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической.  Существенную роль в проце...

СТАТЬЯ Тема: «Развитие речевой активности у детей раннего возраста через использование малых фольклорных форм»

Одна из центральных задач педагогики раннего детства - изучение ранних проявлений интеллектуальной жизни, поиск эффективных методов и приемов подхода к малышу, позволяющих установить с ним двусторонни...