Психологическое сопровождение образовательного процесса с учетом ФГТ
статья (подготовительная группа) по теме

 

Дошкольное образование приобретает все большую социальную значимость. Родители начинают понимать, что дошкольный возраст – это важный период, который будет влиять на последующее становление детской личности. Полноценное образование дошкольников можно получить, прежде всего, в детском саду, где проводится всесторонняя творческая работа по детскому развитию. По мере того как возрастает запрос на дошкольное образование, становятся актуальными вопросы его организации. На первый план выдвигается образовательная политика.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Психологическое сопровождение образовательного процесса

с учетом ФГТ

Дошкольное образование приобретает все большую социальную значимость. Родители начинают понимать, что дошкольный возраст – это важный период, который будет влиять на последующее становление детской личности. Полноценное образование дошкольников можно получить, прежде всего, в детском саду, где проводится всесторонняя творческая работа по детскому развитию. По мере того как возрастает запрос на дошкольное образование, становятся актуальными вопросы его организации. На первый план выдвигается образовательная политика.

Центральным моментом, глобальной идеей этих преобразований является, на наш взгляд, психологизация системы образования дошкольника, а именно, приведение в соответствие практики дошкольного образования с теми специфическими характеристиками дошкольного возраста, которые определяют его уникальный вклад в общий цикл психического развития.

Необходимым условием реализации ФГТ в настоящее время становится психологическое сопровождение воспитательно-образовательного процесса. При этом важно, чтобы психологическая служба ДОУ ориентировалась не только на диагностику и развивающие занятия с детьми, но и на тесное сотрудничество с педагогическим коллективом. Данный материал представляет собой обобщение актуального опыта научно-методической и практической работы педагога-психолога по вопросам психологического обеспечения воспитательно-образовательного процесса в ДОУ с учетом новых требований.

Цель психологической службы в процессе внедрения ФГТ: создание профессионально значимых условий для инновационной деятельности педагогов в связи с внедрением ФГТ, благоприятных условий для  полноценного проживания ребёнком дошкольного детства, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и  индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном обществе и к обучению в школе.

Эти цели реализуются в процессе разнообразных видов деятельности: игровой, коммуникативной, познавательно-исследовательской, продуктивной.

Задачи психологической службы:

  1. Создать оптимальные условия для самореализации и раскрытия творческого потенциала воспитанников и педагогов, укрепления здоровья и эмоционального благополучия.
  2. Создание системы поддержки внедрения инновационных технологий в педагогическом коллективе ДОУ;
  3. Обеспечение психологически комфортного климата, создание безопасной образовательной среды;
  4. Оказание помощи и поддержки педагогам в решении проблем, возникающих в период внедрения ФГТ.
  5. Совершенствовать систему подготовки детей к обучению в школе в соответствии с планом по преемственности между начальной школой и детским садом.

Направления работы педагога-психолога:

  1. Диагностическая работа:
  1. Изучение особенностей, потребностей и профессиональных интересов педагога;
  2. Изучение уровня мотивационной готовности педагога;
  3. Изучение уровня самооценки педагога;
  4. Изучение профессиональных барьеров, трудностей, блокирующих эффективность работы педагога и др.

Работа с детьми:

  1. Мониторинг уровня освоения образовательных областей (промежуточный, итоговый);
  2. Мониторинг сформированности интегративных качеств у детей (промежуточный, итоговый);
  3. Участвует в обследовании детей с ОВЗ с целью выявления уровня их развития, состояния общей, мелкой артикуляционной моторики, а также особенностей познавательной деятельности, эмоциональной сферы.

  1. Психологическое просвещение и обучение

Цель – повышение психологической компетентности педагога.

Формы работы:

  1. Семинары, семинары-практикумы, индивидуальные и групповые консультации, психолого-педагогические консилиумы, дискуссии и др.

Содержание работы:

  1. Содействует повышению уровня культуры общения воспитателя с родителями.
  2. Участвует в научных работах, курсах повышения квалификации.
  3. Участвует во внедрении здоровьесберегающих технологий (подготовка руки к письму, правильная осанка и т. д.).
  4. Участвует в деятельности по психологической подготовке детей к школе (активизация внимания и памяти), просвещает воспитателей по данной тематике.
  5. Знакомит родителей:
  1. с психофизиологическими особенностями ребенка с учетом возраста;
  2. со способами создания условий для полноценного психического развития ребенка на каждом возрастном этапе.
  1. Коррекционная работа

Цель:  создание условий, способствующих приобретению необходимых психологических знаний и навыков для реализации новых стандартов.

Формы работы:

  1. Тренинги профессионального роста;
  2. Тренинги по преодолению профессиональных затруднений;
  3. Тренинги эффективного взаимодействия;
  4. Тренинги на развитие навыков саморефлексии и самоанализа и др.

Содержание работы:

  1. Проводит обучение воспитателей навыкам бесконфликтного общения друг с другом (работа в паре).
  2. Проводит совместные занятия со старшими дошкольниками с целью развития творческого воображения, фантазии, психологического раскрепощения каждого ребенка.
  3. Планирует совместно с другими специалистами и организует интеграцию детей с отклонениями в развитии в группе.
  4. Обучает родителей:
  1. способам применения разных видов игровых средств и оборудования;
  2. умению организовывать и направлять разные игры детей;
  3. методам игрового взаимодействия с ребенком;
  4. созданию оптимальной развивающей среды дома;
  5. правилам выбора игровых средств и оборудования.
  1.  Обеспечивает гармонизацию детско-родительских отношений.
  2.  Оказывает помощь детям, родителям (лицам, их заменяющим), педагогическому коллективу в решении конкретных проблем, связанных с воспитанием, поддержкой и развитием личности ребенка.

  1. Психопрофилактика

Цель – повышение психологической компетентности педагога и родителей.

Формы работы: семинары, семинары-практикумы, индивидуальные и групповые консультации, психолого-педагогические консилиумы, дискуссии и др.

Содержание работы:

  1. Обеспечивает психологическую безопасность всех участников воспитательно-образовательного процесса.
  2. Оказывает психологическую профилактическую помощь воспитателям с целью предупреждения у них эмоционального выгорания.
  3. Организует психопрофилактические мероприятия с целью предупреждения психоэмоционального напряжения у детей (психологические аспекты организации детского сна, питания, режима жизнедеятельности детей).
  4. Организует психопрофилактические мероприятия с целью предупреждения психоэмоционального напряжения у детей (психопрофилактические прогулки, физкультурная терапия).
  5. Объясняет родителям значимость:
  1. создания условий для успешной социализации детей;
  2. обучения игровому взаимодействию с детьми.

Формирует:

  1. психологическую компетентность родителей в вопросах воспитания, развития детей;
  2. потребность к овладению психологическими знаниями;
  3. модель поведения родителей в ситуациях адаптации ребенка к детскому саду, школе;
  4. личностные качества воспитанников с учетом сохранения их индивидуальности (совместно с педагогами-психологами, логопедами, врачами и другими специалистами);
  5. предпосылки для оптимального перехода детей на следующую возрастную ступень.

6. Разрабатывает конкретные рекомендации для родителей по вопросам воспитания, развития и обучения ребенка в виде информационно-наглядного материала (памятки, буклеты и др.).

  1. Консультирование.

Содержание работы:

  1. Оказывает консультативную и практическую помощь воспитателям по соответствующим направлениям их профессиональной деятельности.
  2. Организует и проводит консультации (индивидуальные, групповые, тематические, проблемные) по вопросам развития детей, а также практического применения психологии для решения педагогических задач, тем самым повышая их социально-психологическую компетентность.
  3. Проводит консультирование воспитателей по предупреждению и коррекции отклонений и нарушений в эмоциональной и когнитивной сферах у детей.
  4. Оказывает консультативную помощь в разработке сценариев, праздников, программ развлечений и досуга, распределении ролей.
  5. Проводит:
  1. индивидуальные консультации родителей по вопросам воспитания и обучения детей;
  2. групповые тематические консультации для родителей;
  3. игровые детско-родительские сеансы;
  4. психологическую диагностику детей.
  5. индивидуальные консультации для родителей по запросу;
  6. консультации по телефону по вопросам, не требующим личного контакта;
  7. информационные беседы по телефону;
  8. игровые сеансы с группой детей, объединенных по направлениям развития (интеллект, коммуникация, эмоционально-волевая сфера);
  9. индивидуальное игровое взаимодействие с детьми группы риска.

Предполагаемый результат по комплексному сопровождению педагогического персонала:

  1. Осознанная готовность педагогов к реализации новых образовательных стандартов;
  2. Субъектная позиция педагога в отношении работы с ФГТ;
  3. Психологическая компетентность педагогов;
  4. Активизация педагогической рефлексии собственной профессиональной деятельности;
  5. Самореализация педагога.

Список используемой литературы:

  1. Афонькина Ю.А. Мониторинг качества освоения основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
  2. Ильина М.Н. Подготовка к школе: развивающие упражнения и тесты/ М.Н. Ильина. – СПб.6 Питер, 2007.
  3. Марцинковская Т.Д. Диагностика психического развития детей/ Т.Д. Марцинковская. – М.: Гардарики, 2000.
  4. О федеральных государственных требованиях к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования // Дошкольное воспитание. - 2010. - № 5.
  5. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 ноября 2009 г. .\° 655 «Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования» // Дошкольное воспитание. - 2010. -№ 4.
  6. Примерная основная общеобразовательная  программа  дошкольного образования «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» , под ред. Н.Е. Вераксы,  Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой, Е.А.
  7. Психологическая диагностика готовности к обучению детей 5-7 лет/ авт.-сост. Ю.А. Афонькина. – Волгоград: Учитель, 2012. – 62 с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психологическое сопровождение образовательного процесса в ДОУ

Описание методологических основ, принципов, идей  психологического сопровожения образовательного процесса в детском саду...

План психологического сопровождения образовательного процесса АУ ДОУ ДСОВ № 16 "Снежинка"

Основная задача педагога-психолога – сделать жизнь ребенка в ДОУ комфортной, прежде всего с точки зрения детской психологии, общих и индивидуальных особенностей ее развития. Он должен помочь воспитате...

"Инновационные технологии психологического сопровождения образовательного процесса с учетом ФГОС"

Основной целью  инновационной  деятельности является достижение высокой эффективности воспитательно-образовательной работы с детьми на уровне современных требований.  Инновационные проц...

План психологического сопровождения образовательного процесса педагога – психолога . на 2015 – 2016 уч .год

План психологического сопровождения образовательного процесса  педагога – психолога в ДОУ...

Система диагностической деятельности психологического сопровождения образовательного процесса

Основной задачей  информационного сопровождения учебного процесса является осуществление психологического мониторинга.Психологический мониторинг представляет собой систему постоянного отслеж...

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В УСЛОВИЯХ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

С введением нового Федерального государственного стандарта дошкольного образования (далее - ФГОС ДО)  в образовательной системе были  введены основные принципы дошкольного образования,...

Психологическое сопровождение образовательного процесса по формированию психологической готовности детей к обучению в школе в условиях реализации ФГОС

Сейчас в свете ФГОС ДО особое внимание уделяется вопросам психологизации педагогической деятельности, как повышения качества дошкольного образова...