Искусствоведческя викторина для педагогов "Живопись, архитектура"
методическая разработка по теме

Волкова Елена Александровна

Искусствоведческая викторина для педагогов по закреплению знаний о живописи и архитектуре. Задания, кроссворды и т.д. направленные на сплочение коллектива.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon iskusstvovedcheskaya_viktorina.doc60 КБ

Предварительный просмотр:

Искусствоведческая викторина для педагогов

ТЕМА: '' Живопись, архитектура.''

ЦЕЛЬ:

  1. Выяснить знания воспитателей по темам живопись, архитектура.
  2. Способствовать развитию интереса к данным темам.

МАТЕРИАЛ:

Слайды, Кроссворды, карточки с названиями жанров живописи, карточки с фамилиями художников, карточки с названиями городов и названиями дворцов, ребусы.

Предварительная работа: консультации по теме живопись,

                                Консультация по теме архитектура,

                               Индивидуальные консультации по данным темам.

                               Домашнее задание.

ХОД ВИКТОРИНЫ:

Здравствуйте уважаемые коллеги, сегодня у нас с вами состоится искусствоведческая викторина по теме ''Живопись и архитектура'' её цель выяснить как мы усвоили с вами знания по этим темам.

Для начала я прошу вас разделится на две команды и представить нам капитанов своих команд.


 1. Давайте вспомним Что такое живопись?

 ( это вид искусства, заключающийся в создании картин, живописных полотен, наиболее полно и жизнеподобно отражающих действительность)

2. Что такое архитектура?

 ( от лат архи- главный тектор – строить, возводить. Зодчество, искусство проектировать и строить.)

3.Главное выразительнгое средство живописи?

 (цвет, его способность вызывать различные чувства, ассоциации, усиливает эмоциональность изображения)

4. Назовите жанры живописи?

( портрет, натюрморт, пейзаж, бытовой, исторический, мифологический, батальный)

5. Основные выразительные средства , применяемые в архитектуре?

 ( ритм. Пластика объёмов, масштабность, пропорциональность, фактура, цвет поверхности.)

6. Основные виды архитектуры?

( Объёмные сооружения ( культовые, общественные, промышленные и др. здания), ландшафтная архитектура (беседки, мосты, фонтаны), градостроительство- создание новых городов, и реконструкция старых).

 Команда давшая больше правильных ответов получает жетон.


. РАБОТА СО СЛАЙДАМИ

 Следующее задание мы с вами должны определить жанр живописи:

1. ''Девятый вал''    -  морские пейзажи, И.К.Айвазовский.

2. ''Последний день Помпеи'' – исторический жанр, К. Брюллов.

3. ''Яблоко и вишня ''       - натюрморт, К.С.Петров-Водкин

4. '' Девочка с персиками'' -  портрет,  В.Серов.

5.  '' Март''             - пейзаж, Левитан

6. ''Разборчивая невеста''    - бытовой жанр, П.Федотов.

7.''Екатерина законодательница''  - портрет, Левицкий

8. ''Мартовский снег''          - пейзаж,  Э.Грабарь.

9. ''Золотая осень'' – пейзаж, И.Я. Левитан.

побеждает команда давшая больше правильных ответов.

.

КОНКУРС КАПИТАНОВ

Я приглашаю выйти капитанов. На полу вы видите карточки с названиями жанров живописи; разложите фамилии художников так чтобы они соответствовали жанрам живописи.

 Бытовой                         Федотов

 Исторический                Суриков

 Пейзаж                        Левитан ,Куинджи, Саврасов, Шишкин, Айвазовский

 Портрет                        Левицкий, Серов,

 Натюрморт                 Хруцкий

 

. Подойдите команды к мольбертам и отгадайте кроссворд  по теме Архитектура. Смотрим, как команды справились с этим заданием. Получает жетон та команда которая правильно разгадала кроссворд.

.  В следующем конкурсе надо правильно соотнести названия дворцов с их местонахождением.

Петербург.                  

(Мраморный, Зимний, Аничков, Михайловский, Строгановский, Меншиков)

Москва.                       Таврический,.

Царское Село             Большой Екатерининский

 

Петергоф.                  Марли, Монплезир

Павловск.                    Павловский дворец

. «ПОЙМИ МЕНЯ»

Следующий конкурс называется ''Пойми меня'' подойдите  капитан команды у которой больше всего жетонов вытягивайте конверт, в котором названо одно из известных зданий Санкт-Петербурга и живописное произведение. Инструкция к проведению: Капитан читает название, дает описание на листе бумаги данного архитектурного произведения или живописного произведения, показывает описание участнику, который должен угадать, о чем идет речь. Участник должен сделать свое описание и предложить его следующему участнику.  ( Зимний дворец и Золотая осень. Левитан)

. КРОССВОРД.

А сейчас мы будем разгадывать кроссворд по теме Живопись.

Жетон получает команда, которая правильно разгадает кроссворд.

. ЭТЮД.

Следующий конкурс у нас домашнее задание ''Этюд'' пока участники конкурса готовятся к его проведению, у нас Блиц-опрос для наших гостей.

Х. БЛИЦ-ОПРОС ДЛЯ ЗРИТЕЛЕЙ.

  1. Назовите имя живописца, который добивался удивительного эффекта освещения на своих полотнах (Куинджи)
  2. Этому художнику как не крещённому еврею поначалу очень трудно было пробиться в жизни.    (Левитан)
  3. Этот русский художник всю жизнь ненавидел войну, но писал батальные сцены и сам погиб на войне.   (Верещагин)
  4. На этой картине изображена дочь Саввы Мамонтова – Верочка. Вспомните название автора произведения.  (Девочка с персиками Серов)
  5. Назовите имя самого известного коллекционера русской живописи, жившего в 19-м  веке. (П.М. Третьяков)
  6. В каком дворце в Петербурге находится один из самых известных музеев русского искусства. (Михайловский дворец ГРМ.)
  7. Шпиль этого сооружения венчает кораблик, ставший символом Петербурга. (Адмиралтейство)
  8. Назовите самый большой и самый известный  дворец Петербурга и всей России. (Зимний дворец)
  9. Дворец этого вельможи в петровское время считался самым большим и богатым в Петербурге  (Дворец Меншикова)
  10. В этом дворце рука убийцы настигла императора Павла  (Михайловский замок)

 Наши команды готовы оживить картину, а их соперники должны угадать что это за картина и кто её автор.

Получает жетон команда, угадавшая картину и её автора.


Х.  «КАКАЯ КОМАНДА БОЛЬШЕ ДАСТ ПРАВИЛЬНЫХ ОТВЕТОВ НА ПОСТАВЛЕННЫЕ ВОПРОСЫ?''

Чем являлась Петропавловская крепость в течении первых 200-т лет своей истории? ( как политическая тюрьма)

  1. как военный объект
  2. как политическая тюрьма
  3. как музей
  1. Про какой из архитектурных стилей сказано, что его здания кажутся ''скорее вылепленными, чем построенными''. ( барокко)
  1. классицизм
  2. романский
  3. барокко
  1. Этот удивительный уголок природы, подаренный императрицей своему сыну по случаю рождения у него первенца, со временем превратился в один из красивейших дворцовых парковых ансамблей классицизма. О какой усадьбе идёт речь? ( о Павловске)
  1. о Царском Селе
  2. о Павловске
  3. о Гатчине
  1. О каком архитекторе Екатерина  писала из Царского Села:'' Родом из шотландец, якобинец по убеждениям, большой рисовальщик, воспитанный на классических образцах, он получил  известность благодаря своей книги об античных банях'' ( Камерон)
  1. Камерон
  2. Росси
  3. Трезини

      5.    Какой из монастырей был построен для императрицы Елизаветы Петровны, пожелавшей     провести в нем остаток своих дней. ( Смольный)

  1. Александро-Невский
  2. Смольный
  3. Валаамский

       6.  Назовите имя русского художника, в творчестве которого можно обнаружить черты сентиментализма. ( Боровиковский)

  1. Кипренский
  2. Рокотов
  3. Боровиковский

      7.   Этот крепостной художник между занятиями живописью выполнял работу кондитера и лакея в доме своего барина. ( Тропинин)

  1. Аргунов
  2. Тропинин
  3. Сорока

      8.    Кто из русских живописцев, оставив Петербург, поселился в деревне и  стал писать сцены крестьянской жизни. ( Венецианов)

  1. Федотов
  2. Венецианов
  3. Тропинин

      9.     Современники утверждали, что этот художник за свою жизнь написал 3000 портретов. Сегодня установлены имена более 200 лиц, портретированных им.             ( Тропинин)

  1. Левицкий
  2. Репин
  3. Тропинин

     10.      Кого из Русских живописцев ещё при жизни стали называть ''великим''?       ( Брюллов)

  1. Иванова
  2. Брюллова
  3. Кипренского

Х .РЕБУСЫ.

 А сейчас вы видите на мольберте зашифрованные фамилии архитекторов и живописцев. Чья команда расшифрует быстрее ребусы та и получает следующий жетон.

 

Х.МУЗЫКАЛЬНО – ПОЭТИЧЕСКИЙ.

 Следующий конкурс музыкально- поэтический команды подготовили друг другу задания угадать по музыкально-поэтическому фрагменту картину или здание.

Х.

И последние задание нашей викторины. Один из воспитанников нашего детского сада рассказал про картину и здание,  попробуйте угадать, о чём идёт речь.

 На этом наша искусствоведческая викторина заканчивается. Спасибо командам и зрителям за активное участие. И подводя итоги, мы можем сказать, что подобные конкурсы помогают педагогам закреплять знания  детей,  полученные на занятиях по музейной педагогике, отмечаем  высокие знания наших педагогов по данным темами и их творческую заинтересованность.

Настал момент награждения.

ПРИЛОЖЕНИЕ К ИСКУСТВОВЕДЧЕСКОЙ ВИКТОРИНЕ.

  1. Кроссворд по теме «Живопись».
  2. Кроссворд по теме «Архитектура».
  3. Зрительный ряд:

''Девятый вал'' , И.К.Айвазовский.

''Последний день Помпеи'', К. Брюллов.

''Яблоко и вишня '' , К.С.Петров-Водкин

'' Девочка с персиками'',  В.Серов.

'' Март'' , Левитан

''Разборчивая невеста'' , П.Федотов.

''Екатерина законодательница'', Левицкий

''Мартовский снег'',  Э.Грабарь.

''Золотая осень'', И.Я. Левитан.

По горизонтали:

2. Автор картины «Девочка с персиками» ( Серов). 3. Автор картины «Московский дворик» ( Поленов). 6. Автор картины «Золотая осень» ( Левитан). 7. Автор картины «Грачи прилетели» ( Саврасов).

По вертикали:

1. Автор картины «Последний день Помпеи» ( Брюллов). 4. Автор картины «Явление Христа народу»      ( Иванов) 5. Русский художник, создатель картин на сказочные былинные темы. ( Васнецов). 8. Автор картины «Утро Стрелецкой казни» ( Суриков). 9. Автор картины «Лунная ночь на Днепре» ( Куинджи). 10. Автор картины «Рожь» ( Шишкин).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Искусствоведческий рассказ по картине И.И.Шишкина "Хвойный лес. Солнечный день"

Описательный рассказ педагога по картине художника, позволяющий увидеть то,на что раньше, может быть ребенок, не обратил свое внимание....

Искусствоведческая и педагогическая литература о формировании графических навыков и умений у детей дошкольного возраста

Детское рисование вызывает интерес многочисленных исследователей: искусствоведов, психологов, физиологов, педагогов. Представители различных наук подходят к изучению детского рисования с разных сторон...

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим в подготовительной группе. Тема: «Мелекесс. Архитектура родного города» Ознакомление с архитектурой родного города Мелекесса.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад №15 «Золотой ключик»города Димитровграда, Ульяновской области.      Конспект...

конспект искусствоведческой беседы

конспект искусствоведческой беседы В области «Художественно-эстетическое развитие» по ознакомлению детей  с пейзажем  И. И, Шишкин. «Зима» В средней  г...

конспект искусствоведческой беседы

конспект искусствоведческой беседы...

конспект искусствоведческой беседы

конспект искусствоведческой беседы В области «Художественно-эстетическое развитие» по ознакомлению детей  с творчеством  П.П.Чистякова «женский портрет» В п...

Архитектура как вид искусства, возможности ознакомления дошкольников с архитектурой

Происходит от латинского слова «architectura», которое состоит из двух корней: «архи» — «главный» и «тектон»— «строитель»....