Литературная викторина "Могучие богатыри славной Руси".Подготовительная к школе группа.
материал (подготовительная группа) по теме

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл literaturnaya_viktorina.docx24.59 КБ

Предварительный просмотр:

Литературная викторина

“Могучие богатыри славной Руси”.

Подготовительная к школе группа.

Воспитатель МАДОУ ЦРР детский сад 10 Э. В. Мосиенко

Цель: Развитие патриотических чувств посредством художественной литера

туры.

Программное содержание:

Обучающие: Продолжать знакомить детей с жизнью на Руси в старину, с русскими богатырями.

Развивающие: Развивать любознательность, наблюдательность, память, умение сопоставлять, сравнивать, высказывать собственное суждение, умение доказывать свою точку зрения, развивать меткость, двигательную активность, вызвать интерес к языку былин, активизировать словарь детей: былина, сказитель, пахарь, ножны, доспехи, странник, дружина, щит, шлем, кольчуга, копье , палица.

Воспитательные: Посредством художественной литературы воспитывать любовь к Родине, патриотические чувства, эмпатию. На примере подвигов русских богатырей воспитывать желание стать достойными защитниками Родины.

Интеграция областей: Физическая культура, здоровье, безопасность, социализация, труд, коммуникация, познание, чтение художественной литературы, художественное творчество, музыка.

Предварительная работа: Чтение былин: « Вольга Всеславьевич», « Микула Селянинович», « Святогор – Богатырь», « Алеша Попович и Тугарин Змеевич», « Про Добрыню Никитича и Змея Горынича», « Как Илья из Мурома богатырем стал», « Илья Муромец и Соловей Разбойник», « Как Илья от Святогора меч получил», « Илья избавляет Царьград от Идолища», « Старик Данило и Молодой Михайло». Рассматривание иллюстраций, просмотр презентаций. Рассматривание оружия и доспехов богатырей: щит, шлем, кольчуга, меч, копье, палица, боевой топор, сабля, кистень, лук и стрелы.

Оборудование: мультимедийное оборудование, три дорожки, камень с надписью: налево пойдешь в парк на карусели попадешь;  направо пойдешь в кафе попадешь; прямо пойдешь добрым людям в беде поможешь, богатырским премудростям научишься. Колыбель, шлем, палица. Гора: сумка переметная, ковш, костыль, плетка. Лук со стрелами. Краски, карандаши, фломастеры, пластилин, глина, конструктор, цветная бумага, бросовый материал…

Музыка. Треки.

  1. Стас Намин. « Богатырская сила»
  2. Римский Корсаков « Садко» фрагменты (гусли).
  3. Мусорский « Хаванщина». « Рассвет». Фрагменты.

М. м. слайды.

     1. Защитники Отечества.

     2. Старец  сказитель.

     3. Киев – город.

     4. Лес.

     5. Враги жгут, грабят.

     6. Богатыри.

     7. Люди просят помощи.

     8. Сокол, волк, олень.

     9. Вольга Всеславьевич.

   10. Микула Селянинович.

   11. Илья Муромец.

   12. Данило Игнатьевич.

   13. Святогор богатырь.

   14. Алеша Попович.

   15. Добрыня Никитич.

   16. Молодой Михайло Данилович.

   17. Щит, меч, копье, палица, булава, боевой топор, сабля, кистень, кольчуга, шлем.

Ход занятия

Трек 1

Под музыку дети входят в зал.

М/м: слайд 1

Воспитатель: Защитники Отчизны все века

                          Святую Русь от недруга хранили

                          И если враг напал издалека

                          То его гнали, били и громили...

                                                                               М. Чикин.

 

Воспитатель: Ребята, какой праздник будет  в феврале?

Дети: День Защитника Отечества.

Воспитатель: Во все времена берегли и защищали землю русскую. А вы когда вырастите хотите стать защитниками Родины?

Дети: Да.

Воспитатель: Не простое это дело, не легкое. Мы с вами читали много былин о сильных, могучих богатырях, которые в старину защищали землю русскую. Вы много знаете о богатырях и их подвигах?

Дети: Да.

Воспитатель: Да, у богатырей есть чему поучиться, для того чтобы стать достойными защитниками своего народа. Вы хотели бы попасть в те далекие времена и проверить свои знания?

Дети: Да.

Воспитатель: Думаю, что я знаю кто нам может помочь.

М/м. слайд 2, трек 2.

Воспитатель: Давным давно не было  радио, телевидения, узнавали люди о каких то событиях от старцев сказителей. Такой старец сказитель рассказал бы нам о жизни людей в старину и о богатырях. А мы с вами посмотрели, насколько хорошо мы знаем о жизни богатырей.

Сюрпризный момент. Стук в дверь. Заходит старец сказитель / в такой же одежде как на слайде/.

Сказитель: Здравствуйте люди добрые.

                     Я услышал вас и пришел помочь.

                     Расскажу и покажу в старину как жилось.

                     По степям, по лесам, по горам проведу.

                     Обо всех богатырях вам поведаю.

М/м. слайд 3, трек 2.

На высоких холмах стоит Киев – город. В старину опоясывал его земляной вал, окружали рвы.

М/м. слайд 4.

За пригородами и селами тянулись леса дремучие. А за лесами раскинулись степи.

Шло из этих степей на Русь много горюшка. Налетали на них кочевники – жгли и грабили, уводили русских людей в плен.

М/м. слайд 6.

Без устали разъезжали богатыри на могучих конях. Защищали свой народ.

Ну что же, посмотрю что вы знаете о богатырях, проверю вашу смекалку. Пойдемте со мной /подводит к камню с надписью, читает/.

Вот и думайте куда пойти.

Дети думают высказывают свое мнение, решают пойти прямо.

Сказитель: А не побоитесь?

Дети: Нет. Идут прямо.

М/м. слайд 7.

Люди из прошлого: Турецкий царь Салтан Бекетович на Русь войной собирается. Помогите!

Сказитель: Ребята, поможете?

Дети: Да.

Сказитель: Самим вам не справиться, богатырей звать надо. Подводит к колыбели в которой лежит шлем и палица.

М/м. слайд 8

Какой богатырь рос не по дням, не по часам, а по минуточкам. В 5 лет научился писать, считать, читать. Умел соколом по небу летать, серым волком обертываться, оленем по горам скакать?

Дети думают, рассматривают, отгадывают.

Дети: Вольга Всеславьевич, помоги!

М/м. слайд 9.

Вольга Всеславьвич: Кто зовет меня?

Сказитель и дети: Турецкий царь на Русь войной собирается, помоги пожалуйста.

Волга Всеславьевич: Вот спасибо добры молодцы что позвали меня. Пора послужить родной земле. Силушку свою показать вы можете?

Воспитатель: Ребята, давайте разомнемся.

                         Богатырская разминка с гантелями.

Трек 1.

То не грозное небо хмурится

Не сверкают в степи клинки

Это батюшки Ильи Мурамца

Вышли биться ученики. / И. п. гантели внизу, 1 – гантели к плечам, 2 – подняться на носки, гантели вверх, прогнуться посмотреть вверх, 3 – гантели к плечам, 4 – И. п./.

За победу их ветры молятся

Ждут их тернии и венцы /И. п. гантели вверху, 1 – наклон влево, 2 – И. п.

3 – наклон вправо, 4 – И. п./

Разгулялися добры молодцы

Распотешились молодцы / Размахивают руками вверху, соединяют руки вместе, топают ногами/.

Эх да надобно жить красиво

Эх да надобно жить раздольно

Богатырская наша сила

Сила духа и сила воли / Присед, руки в стороны, встали гантели к плечам, нога на пятку/.

М/м. слайд  9.

Вольга Всеславьевич: Силушка есть у вас, теперь покажите свою смекалку. Вот гора, собрана она из вещей богатырей. Узнаете кому они принадлежат, сможете позвать сюда богатырей.

Игра  « Кому это принадлежит «.

Подходят к « горе «, рассматривают, находят сумку переметную. Думают, отвечают: Переметная сумка принадлежит Микуле Селяниновичу, пахарю.

Старец: Правильно, зовите его.

Дети зовут, просят помочь.

М/ м. слайд 10, трек 3.

Микула: хорошо, помогу.

Дети подходят  к «горе «  находят ковш. Обсуждают, зовут.

М/м. слайд 11, трек 3.

Илья Муромец: Помогу, рад я защитить землю русскую.

Дети подходят к « горе » находят костыль, думают, отвечают, зовут.

М/м. слайд 12.

Данила Игнатьевич:  Помогу добрым людям.

Дети подходят к « горе» находят плетку, отгадывают, зовут.

М/ м. слайд 15.

Добрыня Никитич: Помогу.

Сказитель: Много вы богатырей , но не всех еще. Чтобы остальных позвать, надо из лука в цель попасть и загадки отгадать. Справитесь?

Дети: Да.

Игра « Попади и отгадай».

Сказитель: Вот лук и стрелы.  Покажите свою меткость и смекалку. Подводит, обьясняет. Под каждой картинкой загадка, если попадете, прочитаю, отгадаете, сможете позвать богатыря.

Дети стреляют, попадают.

Странник: Ростом богатырь выше темного леса

                    Головой облака подпирает

                    Скачет по горам – горы под ним шатаются

                    В реку заедет – вся вода из реки выплеснется

Дети отгадывают, зовут.

М/ м. слайд 13, трек 3.

Святогор  богатырь: Не дам русский народ в обиду, помогу.

Стреляют еще раз, попадают.

Сказитель: В славном городе Ростове у  попа был сын. Грамоте он не учился, за книги не садился, а учился  с малых лет копьем владеть, из лука стрелять, богатырских коней укрощать. Силы был не большой, а хитростью Тугарина Змеевича победил.

 Дети   отгадывают, зовут.

М/ м. слайд 14, трек 3.

Алеша Попович: Помогу всех врагов перехитрю.

Стреляют в третий раз, попадают.

Сказитель: Самый молодой богатырь.

Дети отгадывают, зовут.

М/ м. слайд 16.

Михайло Данилович:  Помогу.

М/м. слайд 9.

Вольга Всеславьевич: Хорошо вы потрудились добры молодцы. Такую дружину собрали, с которой никакой враг не страшен.

Сказитель: Не получится защитить народ без доспехов и оружия богатырского. Что вы о них знаете?

Воспитатель: Приглашаю будущих защитников в творческую мастерскую. Тут есть все  что вам понадобиться./ Дети рассматривают /. Нарисуйте или  сделайте  доспехи и оружие богатырское. Трек 2.

М/ м. слайд 17. / когда работы закончены/.

Сказитель:  Посмотрите чем защищали народ богатыри , а мне покажите, что сделали вы. / рассматривают, рассказывают/.

Сказитель:  Хорошо потрудились, все знаете.

М/м. слайд 18.

Люди из прошлого: Узнали враги, что собралась дружина, в которой богатыри и дети из детского сада вместе свой народ защищают. Убежали и обещали никогда не нападать на землю русскую! Спасибо за помощь.

Воспитатель и дети благодарят сказителя и обещают стать достойными защитниками отечества.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД раздел «Формирование целостной картины мира» тема: «Илья Муромец – богатырь земли русской» подготовительная к школе группа

Материал формирует представление детей о прошлом русского народа Древней руси, знание о былине и ьылинном богатыре - Илье Муромце. Развивать познавательный интерес к истории России. Воспитывать чувств...

«Богатырская наша сила» (совместный вечер досуга, посвящённый русским богатырям для детей подготовительной к школе группы и родителей)

«Богатырская наша сила»(  Досуг, посвящённый русским богатырям для детей подготовительной к школе группы.)Цель:Формирование уважения и гордости к наследию русского народа, нравственно-патри...

"Осеннее настроение" литературно-музыкальная композиция для детей подготовительной к школе группы

Данная методическая разработка объединила три направления художественно-эстетического воздействия - музыку, поэзию и фотографию, что должно способствовать развитию эмоциональной сферы ребенка, помочь ...

Литературный центр грамотности и письма подготовительной к школе группы

Литературный центр – пожалуй, самый главный из всех центров активности в группе, являющийся своеобразным информационным ядром. Постоянный книжный фонд центра составляют программные произведе...

Занятие по экологии Тема: «Богатыри русского леса» Подготовительная к школе группа

Цель: Показать значимость  деревьев  русского  леса в жизни русского народа; вызвать интерес к деревьям леса. Задачи:  - познакомить детей с той пользой, которую деревья ...

Конспект ООД в области: «Познавательное развитие» на тему: «Богатыри земли русской». Подготовительная к школе группа.

Цель: Познакомить с былиной, как с одним из фольклорных жанров; формировать представление о героическом прошлом русского народа, русских богатырях – защитниках Земли Русской: Илье Муромце, Добрыне Ник...

ПРОЕКТ по нравственно-патриотическому воспитанию «Богатыри земли русской» (подготовительная к школе группа)

ПРОЕКТ «23 ФЕВРАЛЯ» (подготовительная группа)Проблема:  отсутствие интереса к Российской армии.Обоснование проблемы: недостаточный уровень у дошкольников знаний о Российской арми...


 

Комментарии

Дробжева Надежда Владимировна

Я хочу поблагодарить вас за учебно-методический материал литературную викторину «Могучие богатыри славной Руси», которую уже использовала в своей работе с детьми. Посредством художественной литературы «Былин», предложенной вами в предшествующей работе с детьми, воспитывала любовь к Родине, патриотические чувства, эмпатию. На примере подвигов русских богатырей воспитывала желание стать достойными защитниками Родины. Ещё хочу поблагодарить вас за прекрасно подобранные соревновательные игры, которые очень понравились моим ребятам, и они с интересом и огромным желанием в них играли.