Буклет "Музыкальные игры и упражнения для развития и коррекции речи детей"
статья

Пугачёва Наталья Владимировна

Буклет в помощь педагогу "Музыкальные игры и упражнения для развития и коррекции речи детей" (сборник материалов для дефектологов, музыкальных руководителей и воспитателей)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл v_pomoshch_pedagogu_po_novym_tehnologiyam.rar480.51 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

 


 



 


 

        


Информационный банк                

МДОУ №4 "Лебедушка"

«В помощь педагогу»

Серия «Методические рекомендациии»

Музыкальные игры и упражнения для развития и коррекции речи детей

(сборник материалов для дефектологов,

музыкальных руководителей

и воспитателей)

музыкально-ритмические игры предлагается использовать как наиболее адекватную форму коррекции двигательной недостаточности, которая выражается в бедности вспомогательных, мимических и пластических движений у детей. Игры направлены на формирование у детей умения владеть своим телом, соотносить темп и ритм движений с темпом и ритмом музыки, выразительность движений — с характером музыкального сопровождения. Освоение музыкально-ритмической деятельности способствует развитию чувства ритма, навыков выполнения музыкально-ритмических движений, развитию и коррекции мелкой моторики рук. Данный раздел представлен в виде адаптированных детских плясок, игр и игровых упражнений с музыкальным сопровождением по развитию общей и мелкой моторики.

игры с использованием детских музыкальных инструментов предлагается применять в целях развития и коррекции тембрового слуха, метроритмического чувства, мелкой моторики рук в условиях специально организованного исполнения адаптированных для восприятия простых мелодий и ритмических аккомпанементов. Данный вид музыкальной деятельности несет в себе значительную коррекционную нагрузку комплексного характера (развитие мыслительной сферы, сенсомоторных способностей ребенка, зрительно-двигательной координации).

музыкально-коммуникативные игры помогут научить детей общаться с помощью музыки, совершенствовать их коммуникативную инициативу и активность. С этой целью предлагается применять в работе игры-приветствия, игры с игрушками с музыкальным сопровождением, танцы в парах, танцы со сменой партнера, ритмические упражнения с элементами расслабляющего массажа.

К каждой игре предложено разноуровневое целеполагание и методические указания, которые помогут педагогам в планировании коррекционно-развивающей работы. Для более удобного использования нотный материал располагается непосредственно за методическим материалом.

I (*) уровень — низкий. Ребенок неэмоционально и не всегда адекватно реагирует на музыку. Часто отказывается от участия в музыкальной деятельности. Не узнает знакомые песни. Без удовольствия слушает музыку, не может адекватно передать характер музыкального произведения. Работа с детьми данного уровня предполагает индивидуальную работу по развитию эмоциональной отзывчивости на музыку.

II (**) уровень средний. Ребенок эмоционально, но не всегда адекватно реагирует на музыкальное звучание. С помощью взрослого передает различный характер музыкального звучания в движении. Узнает знакомую мелодию, песню. Не может правильно воспроизвести хлопками простейший ритмический рисунок мелодии из 2—3 звуков после неоднократного ее прослушивания. Неправильно интонирует мелодию, неточно различает тихую и громкую музыку, тембровые свойства звуков. Музыкальная и двигательная память, певческие и двигательные навыки сформированы недостаточно.

   

   III (***) уровень — выше среднего. Ребенок эмоционально и адекватно реагирует на музыкальное звучание различного характера. Узнает знакомые мелодии с помощью взрослого. Различает двухчастную форму музыкальной пьесы (с помощью взрослого). Воспроизводит хлопками простейший ритмический рисунок мелодии из 2—3 звуков после неоднократного ее прослушивания. Чисто интонирует мелодию, подпевая голосу взрослого. Различает с подсказкой тихую и громкую музыку, тембровые свойства музыкальных звуков. Музыкальная и двигательная память, певческие навыки сформированы недостаточно.

Музыкальные игры можно использовать с детьми разного уровня музыкального развития, выбирая те ее варианты, которые подходят индивидуально ребенку.

Удачи Вам и Вашим детям

и музыкального настроения!!!

МУЗЫКАЛЬНО-ИГРОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ ПО СЛУШАНИЮ МУЗЫКИ.

«Кто пищит?»

сл. и муз. Е. Макшанцевой

ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ

СОДЕРЖАНИЕ

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ


• развитие эмоциональной отзывчивости на музыку;

• активизация слухового внимания.

• развитие способности к звукоподражанию;

• активизация слухового внимания;

• побуждение к подпеванию повторяющихся в тексте слов.

• развитие способности к звукоподражанию, слухового внимания;

• разучивание движений согласно тексту;

• подпевание знакомых слов в тексте;

• закрепление представлений детей о понятиях тихо, громко.


1.Кто под стульчиком

сидит?

Пик-пик-пик!

Пик-пик-пик!

Кто под стульчиком

пищит?

Пик-пик-пик!

Пик-пик-пик!


Припев:

Нет, нет не пищит,

Он тихонечко сидит.


2.

Тихо, тихо, надо ждать.

Да, да, да! Да, да, да!

Может запищит опять.

Да, да, да! Да, да, да!

Дети слушают музыкальный вопрос, который пропевает музыкальный руководитель. Подпевают повторяющиеся звукосочетания.

* дети слушают;

** дети подпевают повторяющиеся слова;

*** дети поют вместе с педагогом.

По окончании песни, педагог игрушкой издает писк и игра повторяется снова. В конце игры педагог зовет детей к себе и, показывая игрушку, предлагает поиграть.

«СЕМЬ ПРЫЖКОВ»

датская народная мелодия

ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ

СОДЕРЖАНИЕ

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

• развитие слухового внимания;

• обучение музыкально-ритмическим движениям совместно со взрослым;

• коррекция мелкой моторики рук.

• развитие слухового внимания;

• активизация слухового сосредоточения;

• обучение движениям (стоя);

• коррекция координации движений и мелкой моторики рук.

• развитие слухового внимания;

• активизация сосредоточения на звуковой сигнал до окончания звучания;

• обучение движениям в паре;

• коррекция мелкой моторики рук.

1-4 такты

5 такт

6 такт

7 такт

8 такт

первый аккорд


повтор 1-8 тактов

первый аккорд...


второй аккорд...


повтор 1-8 тактов

Хлопки по коленям.

Три хлопка в ладоши.

Вращение кистями рук.

Три хлопка в ладоши.

Вращение кистями рук.

Дотрагиваются до части тела, например, до носа и называют его.

Повтор движений.

Дотрагиваются до носа, называют его.

Дотрагиваются до новой части тела (уши).

Повтор движений.

После повторения 1-8 тактов, повторить все предыдущие движения и добавить новое (новый аккорд).

Музыкально-ритмические движения выполняются:

* сидя по показу и с помощью взрослого;

** стоя в кругу по показу и с помощью взрослого;

*** стоя в паре.

МУЗЫКАЛЬНО-РЕЧЕВЫЕ ИГРЫ

«НА БАБУШКИНОМ ДВОРЕ»

сл. и муз. О.Девочкиной

ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ

СОДЕРЖАНИЕ

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

*

• побуждение детей к интонированию.

**

• развитие певческого интонирования;

• побуждение к подпеванию повторяющихся в тексте звукосочетаний, подпеванию окончаний фраз.

***

• развитие певческого интонирования;

• обучение пению согласованно друг с другом, правильному дыханию.

Гуси кричат:

«Га-га-га!»

Утки кричат:

«Кря-кря-кря!»

Козлик кричит:

«Ме-ме-ме!»

Коровка мычит:

«Му-му-му!»

Киска поет:

«Мяу-мяу-мяу!»

Барашек зовет:

«Бе-бе-бе!»

Цыплята пищат:

«Пи-пи-пи!»

Лошадки кричат:

«И-го-го!»

Курочки кудахчут:

« Куд ах- тах- тах!»

Петушок поет:

«Ку-ка-ре-ку!»

А собачка лает:

«Гав-гав-гав!»

Дом наш охраняет:

«Гав-гав-гав!»

* дети слушают голос взрослого,

интонируют на слог «ля»;

** дети слушают музыкальный вопрос и пропевают звукоподражания;

*** дети поют всю песню. Придумывают характерные движения.

«ЧТО У КОГО ВНУТРИ?»

текст О.Ватиетис, движения О.Клезович

ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ

СОДЕРЖАНИЕ

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

*

• знакомство детей с различными звукосочетаниями.

**

• развитие слухового внимания, способности к звукоподражанию;

• обучение детей ритмичному проговариванию звукосочетаний.

***

• развитие слухового внимания, воображения, способности к звукоподражанию;

• обучение детей придумыванию движений, ритмичному проговариванию слов.

У одуванчиков — взлеталка:

«Фу-у-у-у!»

У мотоцикла — рычалка:

«Трр-трр!»

У часов — смешилка:

«Ха-ха-ха!»

У мышки — пищалка:

«Пи-пи-пи».

У лошажки — ржалка:

«И-го-го».

У ветра — задувалка:

«У-у-у-у».

У каблуков — стучалка:

«Тук-тук».

У носа — сопелка:

«Ф-ф-ф».

У ежика — пыхтел ка:

« П ых- пых- пых».

У телефона — звонилка:

« Д иль-диль-диль».

А у солнца — светилка:

«А-а-а-а».

* дети наблюдают за музыкальным руководителем и слушают;

** дети, подражая, повторяют звукосочетания;

*** дети рассказывают стихотворение полностью с помощью взрослого и придумывают движения, соответствующие звукосочетаниям.

МУЗЫКАЛЬНО-РИТМИЧЕСКИЕ ИГРЫ

«ПЛЯСКА С ПЛАТОЧКАМИ»

сл. А.Ануфриевой, муз. немецкая народная, движения Т.Сауко

ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ

СОДЕРЖАНИЕ

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

• развитие эмоциональной отзывчивости на музыку;

• обучение детей правильному положению платочка в руке и движению с ним под музыку;

• коррекция координации движений и мелкой моторики рук.

• развитие эмоциональной отзывчивости на музыку;

• обучение движения с платочком;

• коррекция координации и мелкой моторики рук.

• развитие эмоциональной отзывчивости на музыку;

• закрепление движений с платочком;

• коррекция координации и мелкой моторики рук.










1. У кого в руках платочек, тот ко мне пойдет в кружочек.

И платочек всем покажет, Весело помашет.

Припев:

Вот так, вот платок какой,

Покружись над головой.

2. Мы возьмем за уголочки наши яркие платочки. И поднимем выше, выше. И поднимем выше, выше.

3. Сядем тихо мы в кружочек, спрячемся за свой платочек. А потом, а потом всех ребяток мы найдем.

4. Как похожи на цветочки наши яркие платочки. И ребятки наши тоже на цветочки все похожи.

Рекомендуется провести с детьми беседу о платочке, его форме, цвете. Дети берут платочки и выполняют музыкально-ритмические движения:

* совместно со взрослым;

** по образцу;

***самостоятельно.

Идут друг за другом.





Кружатся.


Поднимают платочки, держа за уголки.



Присаживаются на корточки, прячутся за платочки, которые поддерживают обеими руками.

Кладут платочки на голову.

«МЕДВЕЖАТА»

текст О.Громовой, муз. Т.Прокопенко

ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ

СОДЕРЖАНИЕ

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

• развитие эмоциональной отзывчивости;

• обучение ритмическим движениям по показу;

• коррекция координации движений, слухового внимания и сосредоточения.

• развитие тембрового слуха, подражания, эмоциональной отзывчивости на ритм;

• обучение ритмическим движениям по показу;

• побуждение к декламированию вместе со взрослым.

• развитие тембрового слуха, подражания, эмоциональной отзывчивости на ритм;

• закрепление ритмических движений по показу, согласно тексту песни.

Медвежата в чаще жили,

Головой они крутили.

Вот так, вот так-так,

Головой они крутили.


Медвежата мед искали,

Дружно дерево качали.

Вот так, вот так-так,

Дружно дерево качали.


Вперевалочку ходили

И из речки воду пили.

Вот так, вот так-так,

Вперевалочку ходили.


А потом они плясали,

Выше лапы поднимали.

Вот так, вот так-так,

Выше лапы поднимали.

Дети изображают медведя: широко расставляют ноги, носками внутрь, ссутуливаются, сгибают в локтях руки, отводя локти от туловища.

Выполняют повороты головой вправо-влево. Выставив одну ногу вперед, вытягивают вперед и руки, выполняют наклоны туловища.


Топчутся на месте, переступая с ноги на ногу, как медведи.

Кружатся, как медвежата.

* дети выполняют движения с помощью взрослого;

** дети выполняют движения и подпевают;

*** детям дается возможность проявить творческую активность и самим показать, как выполняют движения медведи.

ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЕ ИГРЫ

«ПЕНИЕ ПТИЦ»

Польская детская песня, обработка Т.Боровик

ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ

СОДЕРЖАНИЕ

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

• развитие эмоциональной отзывчивости на музыку, слухового внимания;

• обучение звукоподражанию.

• развитие слухового внимания;

• побуждение к подпеванию повторяющихся в тексте звукосочетаний и прохлопыванию их ритмического рисунка.

• развитие способности к звукоподражанию, слухового внимания, ритмического чувства;

• обучение вышеуказанным движениям, подпевание знакомых слов в тексте, повторющихся звукосочетаний;

• коррекция мелкой моторики рук, автоматизация звуков «ж», «к», «р», «ч», «ц», «х» в словах и звукосочетаниях.

1. Лишь заря на дворе,

Утка в дудочку играет,

А утята подпевают:

«Кря-кря-кря».

2. Прилетел пестрый чиж,

Он запел нежней свирели,

И ребята присмирели

Тишь-тишь-тишь.

3. Соловей лучше всех

Разливается, хлопочет,

Словно ночью спать не хочет:

«Цех-цех-цех».

4. В небе крылья раскрыв,

Звонкий жаворонок вьется.

Над полями раздается:

«Жив-жив-жив».

5. Воробей-озорник

На рассвете все летает,

Малым детям спать мешает:

«Чик-чирик, чик-чирик».

Деревянная

коробочка.




Маракас.






Треугольник.






Свистулька.




Бубен.

* предполагает звукоподражание;

** дети подпевают и прохлопывают ритмический рисунок;

*** пропевают и проигрывают ритмический рисунок, играют на музыкальных инструментах.

«ПУТЕШЕСТВИЕ В ЛЕС»

разработка Л.Меркуловой

ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ

СОДЕРЖАНИЕ

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

*

• развитие слухового внимания,

• способности к звукоподражанию;

• обучение ритмичному (усложнение ритма по усмотрению музыкального руководителя с каждым уровнем) отстукиванию и проговаривариванию знакомых слов в тексте;

• разучивание разных ритмических рисунков;

• коррекция мелкой моторики рук.

Оснащение: искусственные елки, березки, дятел, заяц, деревянные палочки, металлофон.







1.Пойдем по дорожке прямой.

Вы, дети, идите за мной.

Слышите, дятел стучит о сучок:

Тук-тук, тук-тук,

И мы повторим этот звук.

2.Сейчас по тропинке

свернули направо,

Увидели зайца —

он прыгнул в канаву.

А ножки стучат:

Туки-туки-туки-тук.

Повторим, дети, этот звук.

3. Вот вышли из леса

кругом тишина,

Только стучат два веселых бобра:

Тук-тук да тук, тук-тук да тук.

Повторим, дети, этот звук.

4. Вот и выбрались мы из леса.

А теперь я с вами прощаюсь,

меня ждут в лесу.

Дети приглашаются в зал — они гуляют по лесу. Воспитатель говорит, что они заблудились. Все кричат: «Ау!». Появляется волшебница и обещает вывести детей из леса.

Идут, размеренно ударяя ногами об пол.


Игра на палочках.







Игра на ложках.





Игра на палочках.

Музыкальные игры и упражнения для развития и коррекции речи детей

           

Пособие для дефектологов,

музыкальных руководителей

и воспитателей

Рекомендовано

Научно-методическим учреждением

«Национальный институт образования»

Министерства образования

Республики Беларусь

E-mail: info@aversev.coni; www.aversev.com

«ВЕСЕЛЫЙ ОРКЕСТР»

сл. и муз. О. Девочкиной

ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ

СОДЕРЖАНИЕ

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

• развитие эмоциональной отзывчивости на музыку, слухового внимания;

• обучение детей музыкально-ритмическим движениям (кисти опущены вниз, поочередные движения пальцами, имитация игры на дудке);

• коррекция мелкой моторики рук.

• развитие слухового внимания;

• обучение детей движениям, побуждение к подпеванию повторяющихся в тексте звукосочетаниий;

• коррекция координации движений и умения выполнять согласованные движения обеими руками.

• развитие способности к звукоподражанию, слухового внимания;

• закрепление движений, пропевание всех слов в тексте.

1.

Я на пианино весело играю,

Ну, а все ребята дружно помогают:

Ля-ля-ля-ля. (2р.)

2.

А теперь на дудочке весело играю,

Ну, а все ребята дружно помогают:

Ду-ду-ду-ду. (2р.)

3.

Я на барабане весело играю,

Ну, а все ребята дружно помогают:

Трам-там-там.(2р.)

4.

А я на гармошке весело играю,

Ну, а все ребята дружно помогают:

Ля-ля-ля-ля. (2р.)

5.

А я на тарелках весело играю,

Ну, а все ребята дружно помогают:

Ти-ли, ти-ли-ли. (2р.)

Дети поют или подпевают голосу взрослого и выполняют музыкально-ритмические движения:

* совместно со взрослым;

** по образцу;

*** самостоятельно.

1.Имитируют игру на пианино. Поочередно перебирают пальцами, опущенными вниз. Поют.

2.Имитирут игру на дудочке. Поочередно перебирают пальцами.

3.Стучат указательным пальцем левой руки по указательному пальцу правой. Поют.

4.Имитируют игру на гармошке: пальцы сжаты в кулак, повернуты вертикально, кулачки соприкасаются друг с другом. Поют.

5.Руки вытянуты, ладони прямые, выполняют скользящие движения руками вверх-вниз. Поют.

МУЗЫКАЛЬНО-РИТМИЧЕСКАЯ ИГРА

«ПЛЯСКА С ПЛАТОЧКАМИ»

сл. А.Ануфриевой, муз. немецкая народная, движения Т.Сауко

ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ

СОДЕРЖАНИЕ

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

• развитие эмоциональной отзывчивости на музыку;

• обучение детей правильному положению платочка в руке и движению с ним под музыку;

• коррекция координации движений и мелкой моторики рук.

• развитие эмоциональной отзывчивости на музыку;

• обучение движения с платочком;

• коррекция координации и мелкой моторики рук.

• развитие эмоциональной отзывчивости на музыку;

• закрепление движений с платочком;

• коррекция координации и мелкой моторики рук.










1. У кого в руках платочек, тот ко мне пойдет в кружочек.

И платочек всем покажет, Весело помашет.

Припев:

Вот так, вот платок какой,

Покружись над головой.

2. Мы возьмем за уголочки наши яркие платочки. И поднимем выше, выше. И поднимем выше, выше.

3. Сядем тихо мы в кружочек, спрячемся за свой платочек. А потом, а потом всех ребяток мы найдем.

4. Как похожи на цветочки наши яркие платочки. И ребятки наши тоже на цветочки все похожи.

Рекомендуется провести с детьми беседу о платочке, его форме, цвете. Дети берут платочки и выполняют музыкально-ритмические движения:

* совместно со взрослым;

** по образцу;

***самостоятельно.

Идут друг за другом.





Кружатся.


Поднимают платочки, держа за уголки.



Присаживаются на корточки, прячутся за платочки, которые поддерживают обеими руками.

Кладут платочки на голову.

ИНСТРУМЕНТАЛЬНАЯ ИГРА

«ПЕНИЕ ПТИЦ»

Польская детская песня, обработка Т.Боровик

ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ

СОДЕРЖАНИЕ

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

• развитие эмоциональной отзывчивости на музыку, слухового внимания;

• обучение звукоподражанию.

• развитие слухового внимания;

• побуждение к подпеванию повторяющихся в тексте звукосочетаний и прохлопыванию их ритмического рисунка.

• развитие способности к звукоподражанию, слухового внимания, ритмического чувства;

• обучение вышеуказанным движениям, подпевание знакомых слов в тексте, повторющихся звукосочетаний;

• коррекция мелкой моторики рук, автоматизация звуков «ж», «к», «р», «ч», «ц», «х» в словах и звукосочетаниях.





1. Лишь заря на дворе,

Утка в дудочку играет,

А утята подпевают:

«Кря-кря-кря».

2. Прилетел пестрый чиж. Он запел нежней свирели,

И ребята присмирели:

«Тишь-тишь-тишь».

3. Соловей лучше всех

Разливается, хлопочет,

Словно ночью спать не хочет: «Цех-цех-цех,цех».

4. В небе крылья раскрыв. Звонкий жаворонок вьется.

Над полями раздается:

«Жив-жив-жив».

5. Воробей-озорник

На рассвете все летает,

Малым детям спать мешает:

«Чик-чирик, чик-чирик».

* предполагает звукоподражание;

** дети подпевают и прохлопывают ритмический рисунок;

*** пропевают и проигрывают ритмический рисунок, играют на музыкальных инструментах.

Деревянная коробочка.

Маракас.




Треугольник.




Свистулька.





Бубен.

Музыкальные игры и упражнения для развития и коррекции речи детей

Пособие для дефектологов,

музыкальных руководителей

и воспитателей

Рекомендовано

Научно-методическим учреждением

«Национальный институт образования»

Министерства образования

Республики Беларусь

  Автор.- составитель О.В.Клезович. — Мн.: Аверсэв, 2005г.

13

12

11

10

8

9

7

6

5

2

15

16

«ХЕЙ, ПРИВЕТ»

американский фольклор, русский вариант текста Т.Боровик

ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ

СОДЕРЖАНИЕ

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

• развитие доброжелательного отношения друг к другу;

• активизация тактильной чувствительности;

• обучение музыкально-ритмическим движениям по показу;

• формирование навыков совместной деятельности;

• коррекция мелкой моторики рук.

• развитие слухового внимания;

• обучение движениям в паре со взрослым, побуждение к подпеванию повторяющихся в тексте звукосочетаний;

• формирование навыков совместной согласованной деятельности;

• коррекция координации движений.

• развитие координации движений, чувства ритма;

• обучение выполнению движений в паре со сверстниками;

• побуждение к пению знакомых слов в тексте, повторяющихся звукосочетаний;

• формирование навыков общения.

Хей, хей — привет тебе!

Хей, хей — привет тебе!

Припев:

Хлоп, хлоп, хлоп, хлоп...

Ушкам твоим привет,

И твоим привет, привет.

Припев:

Топ, топ, топ, топ...

Щечкам твоим привет,

И твоим привет, привет.

Припев:

Кач, кач, качи, кач...

Дети здороваются, подавая руку партнеру (по очереди).


Исполняют движения по тексту.

Дети прикасаются к ушкам друг друга.


Исполняют движения по тексту.

Дети прикасаются к щекам друг друга.



* дети выполняют музыкально-ритмические движения, стоя в кругу или по залу;

** дети стоят в парах со взрослыми (педагогами или родителями);

*** дети выполняют музыкально-ритмические движения, стоя в паре со сверстниками.

Составитель: Пугачёва Наталья Владимировна музыкальный руководитель МДОУ №4 "Лебедушка"

ВВЕДЕНИЕ

Материал посвящен вопросам применения музыкальной деятельности в коррекционно-педагогической работе и отражает современное понимание процесса музыкального воспитания детей дошкольного возраста.

Пособие предназначено для проведения музыкальных занятий, занятий ритмикой, для работы по развитию и коррекции речи детей, поможет при ознакомлении их с окружающим миром. В методической брошюрке представлены музыкальные коррекционно-развивающие игры, способствующие повышению уровня музыкального развития детей и коррекции имеющихся у них нарушений. Игровая форма музыкального материала поможет вызвать у детей интерес к занятиям, создать у них положительное эмоциональное отношение к музыкальной деятельности,- в процессе которой Вы сможете корректировать нарушения в речевом и двигательном плане. Поставленная игровая задача и ее результаты ведут к усвоению программного материала.

В пособии представлены:

музыкально-игровые упражнения по слушанию музыки, которые предлагается использовать как самостоятельный вид деятельности или подготавливающий разучивание песен, хороводов, плясок, игр с использованием детских музыкальных инструментов. Содержание раздела позволит развить у детей слуховое внимание, эмоциональную отзывчивость на музыку, звуковысотный, тембровый и динамический компоненты слухового восприятия.

музыкально-речевые игры — адаптированные в речевом плане детские песни, ритмодекламации, музыкально-игровые этюды, направленные на усвоение интонационно-речевой модели эмоционального содержания музыки с простой мелодией и элементарной песенно-ритмической основой, которые постоянно сопровождаются движениями с целью развития у детей речедвигательной координации, коррекции звукопроизношения, артикуляции, автоматизации произношения звуков.

музыкально-ритмические игры предлагается использовать как наиболее адекватную форму коррекции двигательной недостаточности, которая выражается в бедности

МУЗЫКАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНЫЕ ИГРЫ

«САНКИ»

сл. и муз. Т Сауко

ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ

СОДЕРЖАНИЕ

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

• формирование навыков совместной деятельности;

• обучение детей выполнению движений согласованно, движению по залу;

• обучение музыкально-ритмическим движениям: приседания под музыку, качание головой;

• закрепление представления детей о зиме, зимних играх.

• формирование навыков совместной деятельности, коммуникативных способностей;

• обучение движениям, умению подпевать знакомые слова в тексте;

• коррекция ориентации в пространстве.

• формирование навыков совместной деятельности;

• обучение согласованному выполнению движений в паре;

• закрепление движений, умения подпевать знакомые слова в тексте;

• закрепление представлений детей



1.

Наши дети в санки сели,

Звонко песенку запели:

Ли-ли-ли-ли-ли-ле,

Ли-ли-ли-ли-ли-ле.

2.

За веревочку взялись

И помчались с горки вниз.

Вдруг салазки на бок хлоп —

Все попадали в сугроб.

Ай-яй-яй-яй-ай-яй-яй,

Все попадали в сугроб.

3.

Ну, вставай, вставай, дружок,

И отряхивай снежок.

Снова в саночки садись,

С горки весело катись.

Дети выполняют музыкально-ритмические движения:

* по одному, стоя в кругу;

** в паре со взрослым;

*** в паре со сверстником.

Встают парами. Один — спиной и протягивает руки назад, другой сзади берет его за руки. Парами бегут по залу.

Держась за руки, стоя на месте выполняют приседания.

Приседают, садятся на пол.

Качают головой.

Встают, «отряхивают» снежок и меняются ролями.

3

14

4


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры и упражнения для развития и коррекции познавательной сферы детей дошкольного возраста

Игры и упражнениядля развития и коррекциипознавательной сферыдетей дошкольного возрас...

Игры и упражнения для развития грамматического строя речи детей старшего дошкольного возраста

Данный буклет включает в себя перечень игр и упражнений по формированию словообразования и словоизменения разных частей речи для детей старших и подготовительных групп....

ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ЗВУКОВОЙ КУЛЬТУРЫ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

рекомендации для родителей по развитию звуковой культуры речи....

Методическая разработка "Игры и упражнения для развития интонационной выразительности речи детей дошкольного возраста".

Дошкольный возраст- это период активного усвоения ребёнком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи - фонетической, лексической, грамматической. Забота о своевременном формировании ...

"Музыкальные игры и упражнения для развития и коррекции речи детей"

Музыкальные игры и упражнения для развития и коррекции речи детей предназначены для музыкальных руководителей, воспитателей, дефектологов....

Игры и упражнения для развития и коррекции внимания детей старшего дошкольного возраста.

Игра «Найди отличия» Цель: развивать зрительное внимание (его концентрацию, устойчивость)....