Консультация для воспитателей.ФГТ в области дошкольного образования.
материал по теме

Для системы дошкольного образования установлены Федеральные государственные требования, а не Федеральный государственный стандарт. В настоящее время разработанные и утвержденные только ФГТ к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, в которых определены обязательные образовательные области и основные задачи образовательных областей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultaciya_dlya_vospitateley.docx23.72 КБ

Предварительный просмотр:

                         МДОУ  «Детский сад № 12 «Медвежонок»

          Консультация для воспитателей.                          

ФГТ в области дошкольного образования.

        

                        

                                                                      Подготовила воспитатель:

                                     Шестерняк А.В.

                  Вольск                

                                        2012 год

          Консультация для воспитателей.                                         ФГТ в области дошкольного образования.

Для системы дошкольного образования установлены Федеральные государственные требования, а не Федеральный государственный стандарт. В настоящее время разработанные и утвержденные только ФГТ к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, в которых определены обязательные образовательные области и основные задачи образовательных областей.

Изменения такого рода предполагает изменение подходов к организации воспитательно-образовательного процесса: в данном случае не через систему занятий, а через другие, адекватные формы образовательной работы с детьми дошкольного возраста.

Вся образовательная деятельность строится на основе интеграции и тематического планирования.

Особенности образовательного процесса в соответствии с ФГТ Согласно теории Л.С. Выготского и его последователей, процессы воспитания и обучения не сами по себе непосредственно развивают ребенка, а лишь тогда, когда они имеют деятельностные формы и обладают соответствующим содержанием.

В ФГТ содержится указание на то, какие виды деятельности можно считать приемлемыми формами практики для ребенка дошкольного возраста: игровая, коммуникативная, трудовая, двигательная, познавательно-исследовательская, музыкально-художественная, восприятие художественной литературы, как особый вид детской деятельности и продуктивная.

Специфика дошкольного образования, помимо многих других особенностей, заключается в том, что процесс обучения является, по сути, процессом усвоения в других вида деятельности (под словом других Эльконин имеет ввиду не учебной).

Схема развития любого вида деятельности такова: сначала она осуществляется в совместной деятельности со взрослым, затем в совместной деятельности со сверстниками и становится самодеятельностью.

ФГТ требуют от практиков решать образовательные задачи в процессе совместной деятельности ребенка со взрослым (в ходе режимных моментов; в непосредственно образовательной деятельности, осуществляемой в процессе организации детских видов деятельности и в самостоятельной деятельности детей.

Одно из требований программы - построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми.

Скоролупова и Федина, разработчики ФГТ, предлагают определенные формы работы с детьми, соответствующие условно каждому виду деятельности:

Двигательная

  1. Подвижные дидактические игры
  2. Подвижные игры с правилами
  3. Игровые упражнения
  4. Соревнования

Игровая

  1. Сюжетные игры
  2. Игры с правилами

Продуктивная

  1. Мастерская по изготовлению продуктов детского творчества
  2. Реализация проектов

Коммуникативная

  1. Беседа ситуативный разговор
  2. Речевая ситуация
  3. Составление отгадывание загадок
  4. Сюжетные игры
  5. Игры с правилами

Трудовая

  1. Совместные действия
  2. Дежурство
  3. Поручение
  4. Реализация проекта

Познавательно-исследовательская

  1. Наблюдение
  2. Экскурсии
  3. >Решение проблемных ситуаций
  4. Экспериментирование
  5. Коллекционирование
  6. Моделирование
  7. Реализация проекта
  8. Игры с правилами

Музыкально-художественная

  1. Слушание
  2. Исполнение
  3. Импровизация
  4. Экспериментирование
  5. Музыкально-дидактические игры

Чтение художественной литературы

  1. Чтение
  2. Обсуждение
  3. Разучивание

Таким образом, ФГТ в дошкольном образовании направлено на создание оптимальных условий для развития детей дошкольного возраста в современных условиях, реализации права ребенка на доступное, качественное образование.

«Самостоятельная деятельность детей» – одна из основных моделей организации образовательного процесса детей дошкольного возраста:

  1. свободная деятельность воспитанников в условиях созданной педагогами предметно-развивающей образовательной среды, обеспечивающая выбор каждым ребенком деятельности по интересам и позволяющая ему взаимодействовать со сверстниками или действовать индивидуально;
  2. организованная воспитателем деятельность воспитанников, направленная на решение задач, связанных с интересами других людей (эмоциональное благополучие других людей, помощь другим в быту и др.).

«Совместная деятельность взрослого и детей» – основная модель организации образовательного процесса детей дошкольного возраста; деятельность двух и более участников образовательного процесса (взрослых и воспитанников) по решению образовательных задач на одном пространстве и в одно и то же время. Отличается наличием партнерской (равноправной) позиции взрослого и партнерской формой организации (возможность свободного размещения, перемещения и общения детей в процессе образовательной деятельности).

Предполагает индивидуальную, подгрупповую и фронтальную формы организации работы с воспитанниками.

Различают:

  1. непосредственно образовательную деятельность, реализуемую в ходе совместной деятельности взрослого и детей;
  2. совместную деятельность взрослого и детей, осуществляемую в ходе режимных моментов и направленную на решение образовательных задач;
  3. совместную деятельность взрослого и детей, осуществляемую в ходе режимных моментов и направленную на осуществление функций присмотра и (или) ухода.

В соответствии с Законом РФ «Об образовании» (пункт 6.2 статьи 9) приказом министерства образования и науки РФ  от 23.11.2009 № 655 утверждены  федеральные государственные требования (ФГТ) к структуре основной общеобразовательной программы ДО. ФГТ фиксируют структуру основной общеобразовательной программы, кроме того положения ФГТ являются основой структуры планирования образовательной деятельности. Выделим некоторые из  положений:

  1. «Программа должна основываться на  комплексно – тематическом принципе построения образовательного процесса…»;
  2. далее «Программа должна предусматривать решение образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов;
  3.  далее «Программа должна…предполагать построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра». В ФГТ содержится указание на то, какие виды деятельности можно считать адекватными для ребёнка дошкольного возраста: кроме игровой, это – коммуникативная, двигательная, продуктивная, познавательно – исследовательская, трудовая, музыкально – художественная деятельность, чтение (восприятие) художественной литературы.

В настоящее время в массовой практике используются три основных принципа построения образовательного процесса:

  1. Учебный
  2. Предметно – средовой
  3. Комплексно – тематический

На сегодняшний день доминирует  учебный принцип (или учебная модель) построения образовательного процесса. Эта модель является наиболее распространённой и традиционной для российского дошкольного образования. В рамках учебной модели воспитатель ежедневно проводит занятия, которые, по сути, представляют собой адаптированные к потребностям дошкольного возраста уроки по ознакомлению с окружающим, математике, развитию речи, и другим «предметам». Несмотря на включение игровых методов и приёмов, более свободной организации детей сущность учебной модели не изменилась. Организация специальных занятий по  «предметам» - не тождественна организации различных видов детской деятельности, а деятельность педагога и детей на специально организованных занятиях - не является совместной деятельностью взрослого и детей, т. к. главной составляющей занятия является воздействие взрослого на ребёнка, а главной составляющей совместной деятельности являетсявзаимодействие, сотрудничество. Учебная модель организации образовательного процесса не является адекватной для детей дошкольного возраста, что доказывают труды классиков отечественной психологии (Л. С. Выготский, Л. И. Божович, А. В. Запорожец, А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин и др.).

В предметно – средовом принципе  построения образовательного процесса (ярким примером является система М. Монтессори) главной составляющей является дидактический материал, действие с которым, по мнению авторов, автоматически развивает ребёнка, соответственно, взрослому отводится второстепенная роль, опосредованная в зависимости от направленности дидактического материала.

Однако предметно – средовой принцип применим к организации самостоятельной деятельности детей. Под самостоятельной деятельностью понимается свободная деятельность воспитанников в условиях созданной педагогами предметно – развивающей среды, обеспечивающей выбор каждым ребёнком деятельности по интересам позволяющей ему взаимодействовать со сверстниками или действовать индивидуально.

Комплексно – тематический принцип построения образовательного процесса успешно реализуется в специальной коррекционной педагогике. В логопедических группах в течение года изучается несколько лексических тем, это является наиболее эффективным способом преодоления лексической недостаточности детей имеющих тяжёлые нарушения речи. Комплексно – тематический принцип в данном случае реализуется не в «чистом виде», а в совокупности с учебной моделью: занятия продолжают оставаться основной формой организации образовательного процесса, построенного по предметному принципу.

Таким образом,  ФГТ вносят существенные изменения в структуру планирования образовательной деятельности. Основным принципиальным отличием является замена учебного блока, который ранее в календарном и перспективном планировании назывался «Специально организованные занятия» на блоки «Образовательной деятельности, осуществляемой в совместной деятельности взрослых и детей», где существенным признаком совместной деятельности является наличие партнёрства, сотрудничество взрослого и ребёнка, возможность свободного размещения, перемещения и общения детей.

При планировании необходимо учитывать схему развития любого вида деятельности в соответствии с культурно – исторической концепцией Л. С. Выготского: сначала деятельность осуществляется в совместной деятельности со взрослым, затем в совместной деятельности со сверстниками, наконец становится самостоятельной деятельностью ребёнка.

Планирование воспитательно – образовательного процесса в соответствии с ФГТ может быть представлено в других формах и видах.

На сегодняшний день разработано и предлагается две  Основные общеобразовательные программы дошкольного образования: «Успех», «От рождения до школы» полностью соответствующих ФГТ.

Программы определяют обязательную часть  основной общеобразовательной программы ДО детей дошкольного возраста, на основе которой ДОУ самостоятельно разрабатывает и реализует основную общеобразовательную программу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ МЕТОД ПРОЕКТОВ В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ

«Метод проектов» как одна из ведущих технологий, реализуемых в системе общего образования, имеет свою специфику при применении в дошкольном образовании. Это связано с возрастными особенностями детей д...

Консультация для воспитателей «Здоровьесберегающие системы в дошкольном образовании» Островок здоровья

«Здоровьесберегающие системы в дошкольном образовании»Островок здоровьяБыть здоровым - естественное желание каждого человека. Здоровье - понятие не только биологическое, но и социальное. Хорошее здоро...

Консультация для воспитателей: "Реализация ФГОС в дошкольном образовании"

Консультация для воспитателей:Реализация ФГОС вдошкольном образовании...

Консультация для воспитателей " Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании"

Консультация для воспитателей " Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании"...

Консультация "Речевое развитие как образовательная область дошкольного образования".

Речевое развитие как образовательная область дошкольного образования.Paзвитие peчи (или онтогенез речи) — широко используемое комплексное обозначение процессов, этапов и методик, связанных с овл...