Консультация "Речевое развитие как образовательная область дошкольного образования".
консультация

Склярова Наталия Вадимовна

Речевое развитие как образовательная область

дошкольного образования.

Paзвитие peчи (или онтогенез речи) — широко используемое комплексное обозначение процессов, этапов и методик, связанных с овладением средствами устной и письменной речи как ребёнком, так и в широком смысле — человеком в течение жизни, характеризующими в свою очередь развитие его навыков коммуникации, вербального мышления и литературного творчества [6, с.1096]. Основной целью образовательной области «Речевое развитие» (согласно ФГОС ДО) является формирование устной речи и навыков речевого общения с окружающими на основе овладения литературным языком своего народа.  Задачи речевого развития предполагают:

  • овладение речью как средством общения и культуры;
  • обогащение активного словаря;
  • развитие связной, грамматически правильной, диалогической и монологической речи;
  • развитие речевого творчества;
  • развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;
  • знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров, детской литературы;
  • формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылок обучения грамоте.

Все поставленные задачи решаются в ходе образовательной деятельности, совместной деятельности воспитателя с детьми, в индивидуальной работе и режимных моментах. На групповых занятиях любого направления: социально-коммуникативного, познавательного, художественно-эстетического идёт обогащение и активизация словаря, отработка правильных грамматических конструкций, совершенствование слухового внимания и фонематического восприятия, закрепление правильного звукопроизношения. На музыкальных занятиях проводится работа над интонационной выразительностью, чёткой дикцией и дыханием.  Конечно, основные направления работы по развитию речи такие как развитие словаря, воспитание звуковой культуры речи, воспитание любви и интереса к художественному слову, развитие связной речи – диалогической (разговорной) и монологической (рассказывание), различие звука и слова, нахождение места звука в слове, формирование грамматического строя речи выполняются непосредственно на занятиях по развитию речи.

Coздание условий для полноценного развития речи детей предусматривает и создание развивающей предметно-пространственной среды. «В пустых стенах ребёнок не заговорит», - заметила в своё время Е.И. Тихеева. Насыщая групповое пространство, воспитатели заботятся в первую очередь о том, чтобы дети могли в группе удовлетворить свои важные жизненные потребности в познании, в движении и в общении. Группы оснащаются современным игровым оборудованием, которое включает наглядный, игровой и демонстрационный материал, технические средства обучения. Это обеспечивает более высокий уровень познавательного развития детей и провоцирует речевую активность.

С целью создания эффективно развивающей предметно-пространственной среды во всех возрастных группах дошкольной образовательной организации (далее - ДОО) также оформлены речевые уголки и разработаны определенные требования к их содержанию. Педагогами накоплен и систематизирован разнообразный практический материал для opганизации peчевых игр и занятий: комплексы пальчиковых игр, пособия для проведения артикуляционных упражнений, тематические альбомы, игрушки для развития правильного речевого дыхания, игры для обогащения словарного запаса, формирования грамматического строя, связной речи, развития фонематического слуха и мелкой моторики.

Обратим внимание, что процесс развития речи детей дошкольного возрасты строится с учётом общедидактическихи методических принципов, поскольку именно они являются руководящей идеей организации речевого развития детей. Согласимся с мнением В.И. Яшиной, которая выделяет следующие принципы развития речи:

  • принцип взаимосвязи сенсорного, умственного и речевого развития детей;
  • принцип коммуникативно-деятельностного подхода к развитию речи;
  • принцип развития языкового чутья («чувства языка»);
  • принцип формирования элементарного осознания явлений языка;
  • принцип взаимосвязи работы над различными сторонами речи как целостного образования;
  • принцип обогащения мотивации речевой деятельности;
  • принцип активной речевой практики.

Однозначно, речевое paзвитие ребенка - это один из главных факторов становления личности в дошкольном детстве, определяющих уровень социальных и познавательных достижeний дoшкольника - потребностей и интересов, знаний, умений и навыков, а также других психических качеств. Эффективность процесса формирования peчевых навыков ребенка во многом зависит от организации комплексной работы по данному направлению в детском саду с использованием классических методов и приёмов, таких как:

  • наглядные: непосредственное наблюдение – наблюдение в природе, экскурсии; опосредованное – рассматривание игрушек, картин, рассказывание по игрушкам и картинам;
  • продуктивные основаны на построении собственных связанных высказываний в зависимости от ситуаций общения, например, беседа, рассказывание, пересказ, дидактические игры на развитие связной речи, решение творческих задач;
  • словесные – чтение и рассказ художественных произведений, заучивание наизусть, пересказ, обобщающие беседы, рассказывание без опоры на наглядный материал;
  • практические – дидактические игры, игры-драматизации, инсценировки, режиссёрские игры, хороводные игры.

Результативность речевого развития детей будет также зависеть и от новых технологий, которые должен осваивать современный педагог, таких как

  • обучение детей пересказу с использованием мнемотехники;
  • развитие связной речи в ходе творческого рассказывания (сочинение сказок, составление рассказов, использование черно-белый вариант карт В.Я. Проппа);
  • развитие связной монологической речи с использованием наглядности - игрушек, картин, предметов, схем;
  •  сказкотерапия.

Отметим, что важнейшим условием полноценного речевого развития ребенка является включение родителей в педагогический процесс. Как известно, образовательно-воспитательное воздействие состоит из двух взаимосвязанных процессов - организации различных форм помощи родителям и содержательно-педагогической работы с ребенком. Такой подход к воспитанию детей в условиях дошкольного образовательного учреждения обеспечивает непрерывность педагогического воздействия. Важнейшим условием преемственности является установление доверительного делового контакта между семьей и детским садом, в ходе которого корректируются позиции родителей и педагогов. Ни одна, даже самая лучшая, развивающая программа не может дать хороших результатов, если она не решается совместно с семьей, если в дошкольном учреждении не созданы условия для привлечения родителей к участию в образовательно-воспитательном процессе.

Таким образом, при условии правильно организованного педагогического процесса с применением методик, как правило игровых, учитывающих особенности детского восприятия, а также с правильной организацией развивающей предметно-пространственной среды цель образовательной области «Речевое развитие» будет достигнута, а поставленные задачи с успехом решены.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sayt.docx19.36 КБ

Предварительный просмотр:

Речевое развитие как образовательная область

дошкольного образования.

Paзвитие peчи (или онтогенез речи) — широко используемое комплексное обозначение процессов, этапов и методик, связанных с овладением средствами устной и письменной речи как ребёнком, так и в широком смысле — человеком в течение жизни, характеризующими в свою очередь развитие его навыков коммуникации, вербального мышления и литературного творчества [6, с.1096]. Основной целью образовательной области «Речевое развитие» (согласно ФГОС ДО) является формирование устной речи и навыков речевого общения с окружающими на основе овладения литературным языком своего народа.  Задачи речевого развития предполагают:

  • овладение речью как средством общения и культуры;
  • обогащение активного словаря;
  • развитие связной, грамматически правильной, диалогической и монологической речи;
  • развитие речевого творчества;
  • развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;
  • знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров, детской литературы;
  • формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылок обучения грамоте.

Все поставленные задачи решаются в ходе образовательной деятельности, совместной деятельности воспитателя с детьми, в индивидуальной работе и режимных моментах. На групповых занятиях любого направления: социально-коммуникативного, познавательного, художественно-эстетического идёт обогащение и активизация словаря, отработка правильных грамматических конструкций, совершенствование слухового внимания и фонематического восприятия, закрепление правильного звукопроизношения. На музыкальных занятиях проводится работа над интонационной выразительностью, чёткой дикцией и дыханием.  Конечно, основные направления работы по развитию речи такие как развитие словаря, воспитание звуковой культуры речи, воспитание любви и интереса к художественному слову, развитие связной речи – диалогической (разговорной) и монологической (рассказывание), различие звука и слова, нахождение места звука в слове, формирование грамматического строя речи выполняются непосредственно на занятиях по развитию речи.

Coздание условий для полноценного развития речи детей предусматривает и создание развивающей предметно-пространственной среды. «В пустых стенах ребёнок не заговорит», - заметила в своё время Е.И. Тихеева. Насыщая групповое пространство, воспитатели заботятся в первую очередь о том, чтобы дети могли в группе удовлетворить свои важные жизненные потребности в познании, в движении и в общении. Группы оснащаются современным игровым оборудованием, которое включает наглядный, игровой и демонстрационный материал, технические средства обучения. Это обеспечивает более высокий уровень познавательного развития детей и провоцирует речевую активность.

С целью создания эффективно развивающей предметно-пространственной среды во всех возрастных группах дошкольной образовательной организации (далее - ДОО) также оформлены речевые уголки и разработаны определенные требования к их содержанию. Педагогами накоплен и систематизирован разнообразный практический материал для opганизации peчевых игр и занятий: комплексы пальчиковых игр, пособия для проведения артикуляционных упражнений, тематические альбомы, игрушки для развития правильного речевого дыхания, игры для обогащения словарного запаса, формирования грамматического строя, связной речи, развития фонематического слуха и мелкой моторики.

Обратим внимание, что процесс развития речи детей дошкольного возрасты строится с учётом общедидактическихи методических принципов, поскольку именно они являются руководящей идеей организации речевого развития детей. Согласимся с мнением В.И. Яшиной, которая выделяет следующие принципы развития речи:

  • принцип взаимосвязи сенсорного, умственного и речевого развития детей;
  • принцип коммуникативно-деятельностного подхода к развитию речи;
  • принцип развития языкового чутья («чувства языка»);
  • принцип формирования элементарного осознания явлений языка;
  • принцип взаимосвязи работы над различными сторонами речи как целостного образования;
  • принцип обогащения мотивации речевой деятельности;
  • принцип активной речевой практики.

Однозначно, речевое paзвитие ребенка - это один из главных факторов становления личности в дошкольном детстве, определяющих уровень социальных и познавательных достижeний дoшкольника - потребностей и интересов, знаний, умений и навыков, а также других психических качеств. Эффективность процесса формирования peчевых навыков ребенка во многом зависит от организации комплексной работы по данному направлению в детском саду с использованием классических методов и приёмов, таких как:

  • наглядные: непосредственное наблюдение – наблюдение в природе, экскурсии; опосредованное – рассматривание игрушек, картин, рассказывание по игрушкам и картинам;
  • продуктивные основаны на построении собственных связанных высказываний в зависимости от ситуаций общения, например, беседа, рассказывание, пересказ, дидактические игры на развитие связной речи, решение творческих задач;
  • словесные – чтение и рассказ художественных произведений, заучивание наизусть, пересказ, обобщающие беседы, рассказывание без опоры на наглядный материал;
  • практические – дидактические игры, игры-драматизации, инсценировки, режиссёрские игры, хороводные игры.

Результативность речевого развития детей будет также зависеть и от новых технологий, которые должен осваивать современный педагог, таких как

  • обучение детей пересказу с использованием мнемотехники;
  • развитие связной речи в ходе творческого рассказывания (сочинение сказок, составление рассказов, использование черно-белый вариант карт В.Я. Проппа);
  • развитие связной монологической речи с использованием наглядности - игрушек, картин, предметов, схем;
  •  сказкотерапия.

Отметим, что важнейшим условием полноценного речевого развития ребенка является включение родителей в педагогический процесс. Как известно, образовательно-воспитательное воздействие состоит из двух взаимосвязанных процессов - организации различных форм помощи родителям и содержательно-педагогической работы с ребенком. Такой подход к воспитанию детей в условиях дошкольного образовательного учреждения обеспечивает непрерывность педагогического воздействия. Важнейшим условием преемственности является установление доверительного делового контакта между семьей и детским садом, в ходе которого корректируются позиции родителей и педагогов. Ни одна, даже самая лучшая, развивающая программа не может дать хороших результатов, если она не решается совместно с семьей, если в дошкольном учреждении не созданы условия для привлечения родителей к участию в образовательно-воспитательном процессе.

Таким образом, при условии правильно организованного педагогического процесса с применением методик, как правило игровых, учитывающих особенности детского восприятия, а также с правильной организацией развивающей предметно-пространственной среды цель образовательной области «Речевое развитие» будет достигнута, а поставленные задачи с успехом решены.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Схема взаимодействия учителя-дефектолога и воспитателя по основным образовательным областям дошкольного образования

В данной презентации раскрывается опыт работы учителя-дефектолога по ФГТ.  Схема предназначена для специалистов, работающих в условиях Дома ребенка  с детьми, имеющими ограниченные возможнос...

«Формы, методы и средства реализации содержания образовательной области «Физическое развитие» основной образовательной программы дошкольного образования СП ГБОУ СОШ № 11 г.о. Октябрьск «Детский сад № 10»»

ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕВариативные формы реализации содержания направленияИНТЕГРИРОВАННЫЕ ФОРМЫИнтегрированная формаВарианты  ПутешествиеООД «В гости к зайцу мы идем»Досуг «Поход в осенний...

«Интеграция области «Физическое развитие» в другие области дошкольного образования в детском саду».

Изменение педагогического воздействия с одностороннего влияния «педагог-ребёнок» на более многогранное и объёмное взаимодействие в системе «ребёнок – взрослые - сверстники» предполагает установление н...

Аналитическая справка по итогам мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения содержания образовательной области «Речевое развитие» адаптированной образовательной программы дошкольного образования ( на начало 2016- 2017 учебного год

Аналитическая справкапо итогам  мониторингадостижения детьми планируемых результатов освоения содержания   образовательной области  «Речевое развитие» адаптированной  образова...

Аналитическая справка по итогам мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения содержания образовательной области «Речевое развитие» адаптированной образовательной программы дошкольного образования

Аналитическая справкапо итогам  мониторингадостижения детьми планируемых результатов освоения содержания   образовательной области  «Речевое развитие» адаптирован...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ОСВОЕНИЮ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ «РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ» ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Рабочая программа образовательной области «Речевое развитие»  разработана на основе ООП ДО МБДОУ «Детский сад № 77» на уровень дошкольного образования.Реализуется группах ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ОСВОЕНИЮ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ «РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ» ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Рабочая программа образовательной области «Речевое развитие»  разработана на основе ООП ДО МБДОУ «Детский сад № 77» на уровень дошкольного образования.Реализуется группах ...