ПРОГРАММА ОЗДОРОВЛЕНИЯ ДЕТЕЙ В ДОУ №6 «СОЛНЫШКО
план-конспект урока по теме

   Жизнь в ХХI веке ставит перед нами много новых проблем, среди которых самой актуальной на сегодняшний день является проблема сохранения здоровья.

    В уставе Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) говорится, что здоровье – это не только отсутствие болезней или физических дефектов, но и полное физическое, психическое и социальное благополучие. Оно является важнейшим показателем, отражающим биологические характеристики ребенка, социально – экономическое состояние страны, условия воспитания, образования детей, их жизни в семье, качество окружающей среды, степень развития медицинской помощи, служб охраны материнства и детства, в конечном счете – отношение государства к проблемам здоровья.

   По данным, опубликованным в Государственном докладе о состоянии здоровья населения РФ, 60% детей в возрасте от 3 до 7 лет имеют функциональные отклонения в состоянии здоровья и только 10% детей приходят в школу абсолютно здоровыми. Поэтому проблему здоровья следует рассматривать в широком социальном аспекте.

   С этой позиции в центре работы по полноценному физическому развитию и укреплению здоровья детей должны находиться, во – первых, семья, включая всех членов и условия проживания; во – вторых, дошкольное образовательное учреждение, где ребенок проводит большую часть своего активного времени, т.е. социальные структуры, которые в основном определяют уровень здоровья детей.

   Поэтому в ДОУ необходим поиск новых подходов к оздоровлению детей, базирующихся на многофакторном анализе внешних воздействий, мониторинге состояния здоровья каждого ребенка, учете и использовании особенностей его организма, индивидуализации профилактических мероприятий, создании определенных условий.

   Поэтому, мы считаем, что проблема оздоровления детей не кампания одного дня деятельности и одного человека, а целенаправленная, систематически спланированная работа всего коллектива образовательного учреждения на длительный период(в нашем случае эта программа оздоровления детей рассчитана на 5 лет).

 

ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ.

   Программа «Здоровый малыш» направлена на сохранение и укрепление здоровья детей, формирование у родителей, педагогов, воспитанников ответственности в деле сохранения собственного здоровья.

 

ЗАКОНОДАТЕЛЬНО – НОРМАТИВНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

  1. Закон РФ «Об образовании».
  2. Законы «О здравоохранении».
  3. Санитарные нормы и правила, утвержденные совместным постановлением Министерства образования РФ и Госсанэпиднадзором.
  4. Устав образовательного учреждения.

 

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

  1. Осознание взрослыми и детьми понятия «здоровье» и влияния образа жизни на состояние здоровья.
  2. Повышение уровня ориентации к современным условиям жизни.
  3. Овладение навыками самооздоровления.
  4. Снижение уровня заболеваемости.

 

ОБЪЕКТЫ  ПРОГРАММЫ

Дети дошкольного образовательного учреждения.

Семьи детей, посещающих образовательное учреждение.

Педагогический коллектив образовательного учреждения.

 

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПРОГРАММЫ

Профилактическое

  1. Обеспечение благоприятного течения адаптации;
  2. Выполнение сангигиенического режима;
  3. Проведение обследований по скрининг-программе и выявление патологий;
  4. Решение оздоровительных задач всеми средствами физической культуры;
  5. Проведение социальных, санитарных и специальных мер по профилактике и распространению инфекционных заболеваний.

Организационное 

  1. Организация здоровьесберегающей среды в ДОУ;
  2. Определение показателей физического развития, двигательной подготовленности, объективных и субъективных критериев здоровья методами диагностики;
  3. Составление групповых планов оздоровления;
  4. Изучение передового педагогического, медицинского и социального опыта по оздоровлению детей, отбор и внедрение эффективных технологий и методик;
  5. Систематическое повышение квалификации педагогических и медицинских кадров;
  6. Пропаганда ЗОЖ и методов оздоровления в коллективе детей, родителей, сотрудников.

 

ФОРМЫ И МЕТОДЫ ОЗДОРОВЛЕНИЯ ДЕТЕЙ

Формы и методы.

Содержание.

1.

Обеспечение здорового ритма жизни

- щадящий режим (адапт. период);

- организация микроклимата и стиля жизни группы.

2.

Физические упражнения

- утренняя гимнастика;

- физкультурно-оздоровительные занятия

- подвижные и динамичные игры;

- профилактическая гимнастика (дыха- тельная, звуковая, улучшение осанки, плоскостопие, зрение);

- спортивные игры;

- занятия ритмикой;

- пешие прогулки (турпоход).

3.

Гиг8иенические и водные процедуры

- умывание;

- мытье рук;

- игры с водой;

- обеспечение чистоты среды.

4.

Световоздушные ванны

- проветривание помещений (в том числе сквозное);

- сон при открытых фрамугах;

- прогулки на свежем воздухе;

- обеспечение температурного режима и чистоты воздуха.

5.

Активный отдых

- развлечения, праздники;

- игры-забавы;

- дни здоровья;

- каникулы.

6.

Арома- и фито- терапия

- ароматизация помещений;

- сеанс фитоаэроионизации;

- аромамедальоны.

7.

Диетотерапия

- рациональное питание;

- индивидуальное меню (аллергия, ожирение, хронические заболевания)

8.

Свето- и цветотерапия

- обеспечение светового режима;

- цветовое и световое сопровождение среды и учебного процесса.

9.

Музтерапия

- муз. сопровождение режимных моментов;

- муз. оформление фона занятий;

- музтеатральная деятельность;

- хоровое пение (в том числе звуковое).

10.

Аутотренинг и психогимнастика

- игры и упражнения на развитие эмоциональной сферы;

- игры – тренинги на подавление отрицательных эмоций и снятие невротических состояний;

- коррекция поведения;

- физ. минутки;

- физ. паузы;

- пальчиковая гимнастика.

11.

Спецзакаливание

- босоножье;

- игровой массаж;

- точечный массаж;

- обширное умывание;

- дыхательная гимнастика.

12.

Физиотерапия

- тубус – кварц.

13.

Пропаганда ЗОЖ

- эколого-валеологический театр;

- периодическая печать;

- спец.занятия (ОБЖ) с детьми.

 

 

 

 

 

 

По диагностике:

Коротко можем сказать, что уровень физ. подготовки оказался низким:

- низкая выносливость (быстро уставали, при ходьбе и беге наблюдалась одышка);

- нарушение координации движений при ходьбе, беге и др. видах;

- рассеянное внимание;

- не умели ориентироваться в пространстве;

- с трудом выполняли упражнения на гибкость;

- при ходьбе по гимнастической скамейке (упр. на равновесие) многие дети испытывали и сейчас испытывают страх;

- визуально у многих детей наблюдается нарушение осанки (точные данные о нарушениях осанки и строения стопы может выявить только медик).

     Из этого мы можем сделать вывод, что к сожалению, пропущенный год, пока не работал сад, дома родители не уделяли должного внимания физ. развитию, двигательной активности, закаливанию детей.

     Но тем не менее хочется отметить, что в целом детям доставляет большую радость любая двигательная деятельность (физ. занятия, утренняя гимнастика, подвижные игры, физ. минутки, физ. паузы, пальчиковая гимнастика).

     Хотелось бы обратить внимание на очень важный момент – это спортивная форма. Многие взрослые недооценивают значения физкультурной формы. А между тем физ. форма очень дисциплинирует детей, настраивает на спортивный лад, они сразу выравнивают спинки, более ответственно относятся к выполнению заданий.

Форма должна быть:

- удобной, чистой , желательно, чтобы носочки были белого цвета;

- когда жарко не использовать майку – нижнее бельё в качестве спортивной одежды, а принести спортивную майку - футболку без рукавов;

- не использовать спортивную форму в качестве сменной одежды в группе;

- спортивная форма должна храниться в отдельном пакете, стираться своевременно!!!!!!

     Мы наблюдали. Что после болезни дети приходят в спортивный зал , по просьбе родителей, в колготках, в кофтах с длинным рукавом – мы считаем, что это НЕДОПУСТИМО!!!!!!! В связи с этим предлагаем: после болезни, в зависимости от состояния ребенка, на 1-2 занятия дать ему освобождение (выдержать в группе) и далее постепенно адаптировать к физкультурным нагрузкам.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сводная диагностическая карта уровня экологической воспитанности детей старшей логопедической группы « Солнышко» за 2008-2009 уч.год

           Сводная диагностическая карта уровня экологической воспитанности детей  старшей логопедической   группы « Солнышко» за ...

НОД по физической культуре для детей среднего возраста "У Солнышка в гостях"

Мотивационная задача: Повысить эмоциональный тонус детей, активизировать их внимание....

Конспект игрового сеанса для детей раннего возраста "Весеннее солнышко"

Описание хода игрового сенса для детей раннего возраста "Весеннее солнышко"...

Конспект интегрированного занятия для детей первой младшей группы"Солнышко".

Конспект интегрированного занятия.Первая младшая группа.Тема:"Солнышко".Задачи: -закреплять знание цвета (жёлтый, формы (круг, знание количества предметов( "один" и "много") ;-продолжать учить замыкат...

Физкультурно-игровой праздник для детей старшей группы №1 «Солнышко» «День Знаний в детском саду»

Задачи: расширять знания детей об окружающем мире; учить сочетать движения и речь, развивать подражательные навыки, побуждать к импровизации; продолжать учить действовать в соответствии с игровыми пра...