РОЛЬ РАЗВИВАЮЩИХ ИГР В ПОДГОТОВКЕ ДЕТЕЙ К ШКОЛЕ
статья по теме

Ховалкина Зинаида Константиновна

Годы дошкольного детства – это годы интенсивного физического и психического развития детей. Весь воспитательно – образовательный процесс в детском саду направлен на формирование и развитие таких психических функций как: восприятие, внимание, память, мышление, воображение и речь. От того насколько они сформированы и развиты у ребенка, зависит его успешное обучение в школе.

 В дошкольный период основной вид деятельности ребенка – игра. Существует много видов игр: творческие, ролевые, речевые, подвижные и различные дидактические игры. С помощью дидактических игр воспитатель осуществляет сенсорное воспитание детей, развивает познавательные процессы (любознательность, понимание взаимосвязи простейших явлений и т.д.). Он использует игру как средство развития мышления, речи, воображения, памяти, расширения и закрепления представлений об окружающей жизни.

Своеобразие дидактической игры как игровой деятельности заключается в том, что взаимоотношения воспитателя с детьми и детей между собой носят именно игровой характер. Воспитатель является участником или ее организатором. Дидактические игры делают процесс обучения более легким и занимательным: та или иная умственная задача, заключенная в игре, решается в ходе доступной и привлекательной для детей деятельности.

Одним из видов дидактических игр являются игры с планшетами «Логико – малыш», которые мы проводим с детьми на протяжении нескольких лет.

Планшет представляет собой пластмассовую основу со специальным «окном», куда вставляется картонная карточка из набора; под «окном» расположены разноцветные фишки, которые можно передвигать по специальным «дорожкам». Вначале все фишки стоят в ряд внизу планшета. После того как карточка вставлена вопросной стороной к себе (зеленая полоса проходит сверху), воспитатель вместе с детьми внимательно рассматривает изображения на основном поле карточки (слева на карточке шесть крупных изображений), задает вопросы детям, делает пояснения. Рассказывает о том предмете, который изображен на картинке. Шесть основных изображений  отмечены кружками или стрелками в цвет фишек. Затем воспитатель вместе с детьми смотрит на более мелкие изображения (цифры, схемы), которые находятся справа в вертикальном ряду. Между изображениями слева и справа нужно найти логическую связь – подобрать пары.

Воспитатель ставит детям задачу и дети самостоятельно ее выполняют. Для этого надо выбрать одно изображение основного поля, найти фишку соответствующего цвета и передвинуть ее к правильному ответу в вертикальном ряду карточки. Таким же образом выполняются все остальные задания. Затем карточка переворачивается обратной стороной (красная полоска вверху) и проверяется правильность выполнения работы. Цвета фишек на планшете и кружков на карточке должны совпасть. В случае ошибки фишка возвращается в исходное положение, переворачивается карточка назад и нужно еще раз подумать и постараться найти правильное решение. А затем снова проверить правильность результата.

После этого нужно выполнить дополнительные задания, которые имеются на обратной стороне карточки: ответить на вопросы, составить рассказ по картинке и т.д. 

Детям обычно очень нравится играть с планшетами «Логико – малыш». Это познавательно (узнают что – то новое для себя), интересно, увлекательно. Они стараются правильно поставить фишки, проверить себя, проверить правильность выполнения задания. И еще дети соревнуются между собой – кто быстрее справится, кто первый?!

Планшеты «Логико – малыш» помогают развивать и совершенствовать произвольность таких качеств как: восприятие, внимание, память, мышление, воображение. С помощью них можно расширять, углублять, закреплять знания детей, совершенствовать речь, мелкую моторику, развивать навыки самоконтроля и самоутверждения, что является ценным для подготовки детей к обучению в школе. Играя с планшетами «Логико – малыш», дети включаются в мыслительный процесс, они думают, размышляют, анализируют, классифицируют, находят логические связи. Это тоже очень важно для развития детей дошкольного возраста.

Карточки к планшетам «Логико – малыш» охватывают самые различные области познания: и мир природы, и математику, и развитие речи, и психологию, и обж, и бытовую культуру, и историю, географию и культуру.

Планшеты «Логико – малыш» можно использовать для игр с детьми, начиная с трех лет. Для этого возраста целесообразно рассмотреть такие темы как: «Цвет в природе», «Цвет в игрушках», «Мишка играет», «Мишка мастерит», «Наши игры», «Наши игрушки», «Соответствия». Для детей четырехлетнего возраста перечень тем можно расширить, наряду с выше перечисленными, можно взять следующие темы: «Вещи», «Одежда», «Дом», «Посуда», «Мебель», «Еда», «Транспорт», «Домашние животные», «Насекомые», «Птицы», «Цветы». Для детей старшего дошкольного возраста  количество тем расширяется еще больше. Можно добавить такие темы как: «Растения», «Профессии», «Путешествия», «Как вести себя на улице», «Опасности вокруг нас», «На земле и под землей», « Увлечения», «Сохранение количества», «Сравнение множеств», «Первый десяток (от 1до 10)», «Второй десяток (от10 до 20)», «Измерение», «Проекции», «Композиции», «Последовательности», «От звука к слову», «От слова к предложению», «Глаголы», «Прилагательные», «Сто лет назад» и другие. То есть, чем старше становятся дети, тем более сложные задачи они могут решать.

В детстве закладываются основы мировоззрения человека, поэтому так важно своевременно начать формировать правильное представление об окружающем  мире и существующих в нем взаимосвязях. Развивающие игры с планшетами «Логико – малыш» позволяют решать множество образовательных задач: помогают ребенку прочно усвоить основные приемы счета однородных и разнородных предметов при их различном расположении в пространстве; состав числа; сохранение количества; лучше понять отношение части и целого; познакомиться с измерением длины, площади, объема, температуры. Пособие помогает упражнять детей в правильном и четком произнесении звуков, развивать связную речь. Расширять знания детей о жизни на земле и под землей; как вести себя в опасные моменты, которые могут подстерегать ребенка во дворе, в общественных местах, дома, в детском саду. Закреплять навыки адекватного поведения. Воспитывать привычку к здоровому образу жизни, есть полезную пищу, много двигаться, интересоваться окружающим, проявлять инициативу и т.д.

Развивающие игры с планшетами «Логико – малыш», наряду с другими, такими как: «Блоки Дьенеша», «Палочки Кюизенера», позволяют ненавязчиво, интересно и увлекательно развивать у детей дошкольного возраста психические функции, необходимые для дальнейшего процесса обучения в школе. Поэтому мы используем их в своей работе с детьми.

 

Литература:

1. Удальцова Е.И. «Дидактические игры в воспитании и обучении дошкольников»,  Минск,1976г.

Скачать:


Предварительный просмотр:

РОЛЬ РАЗВИВАЮЩИХ ИГР В ПОДГОТОВКЕ ДЕТЕЙ К ШКОЛЕ.

Годы дошкольного детства – это годы интенсивного физического и психического развития детей. Весь воспитательно – образовательный процесс в детском саду направлен на формирование и развитие таких психических функций как: восприятие, внимание, память, мышление, воображение и речь. От того насколько они сформированы и развиты у ребенка, зависит его успешное обучение в школе.

 В дошкольный период основной вид деятельности ребенка – игра. Существует много видов игр: творческие, ролевые, речевые, подвижные и различные дидактические игры. С помощью дидактических игр воспитатель осуществляет сенсорное воспитание детей, развивает познавательные процессы (любознательность, понимание взаимосвязи простейших явлений и т.д.). Он использует игру как средство развития мышления, речи, воображения, памяти, расширения и закрепления представлений об окружающей жизни.

Своеобразие дидактической игры как игровой деятельности заключается в том, что взаимоотношения воспитателя с детьми и детей между собой носят именно игровой характер. Воспитатель является участником или ее организатором. Дидактические игры делают процесс обучения более легким и занимательным: та или иная умственная задача, заключенная в игре, решается в ходе доступной и привлекательной для детей деятельности.

Одним из видов дидактических игр являются игры с планшетами «Логико – малыш», которые мы проводим с детьми на протяжении нескольких лет.

Планшет представляет собой пластмассовую основу со специальным «окном», куда вставляется картонная карточка из набора; под «окном» расположены разноцветные фишки, которые можно передвигать по специальным «дорожкам». Вначале все фишки стоят в ряд внизу планшета. После того как карточка вставлена вопросной стороной к себе (зеленая полоса проходит сверху), воспитатель вместе с детьми внимательно рассматривает изображения на основном поле карточки (слева на карточке шесть крупных изображений), задает вопросы детям, делает пояснения. Рассказывает о том предмете, который изображен на картинке. Шесть основных изображений  отмечены кружками или стрелками в цвет фишек. Затем воспитатель вместе с детьми смотрит на более мелкие изображения (цифры, схемы), которые находятся справа в вертикальном ряду. Между изображениями слева и справа нужно найти логическую связь – подобрать пары.

Воспитатель ставит детям задачу и дети самостоятельно ее выполняют. Для этого надо выбрать одно изображение основного поля, найти фишку соответствующего цвета и передвинуть ее к правильному ответу в вертикальном ряду карточки. Таким же образом выполняются все остальные задания. Затем карточка переворачивается обратной стороной (красная полоска вверху) и проверяется правильность выполнения работы. Цвета фишек на планшете и кружков на карточке должны совпасть. В случае ошибки фишка возвращается в исходное положение, переворачивается карточка назад и нужно еще раз подумать и постараться найти правильное решение. А затем снова проверить правильность результата.

После этого нужно выполнить дополнительные задания, которые имеются на обратной стороне карточки: ответить на вопросы, составить рассказ по картинке и т.д.  

Детям обычно очень нравится играть с планшетами «Логико – малыш». Это познавательно (узнают что – то новое для себя), интересно, увлекательно. Они стараются правильно поставить фишки, проверить себя, проверить правильность выполнения задания. И еще дети соревнуются между собой – кто быстрее справится, кто первый?!

Планшеты «Логико – малыш» помогают развивать и совершенствовать произвольность таких качеств как: восприятие, внимание, память, мышление, воображение. С помощью них можно расширять, углублять, закреплять знания детей, совершенствовать речь, мелкую моторику, развивать навыки самоконтроля и самоутверждения, что является ценным для подготовки детей к обучению в школе. Играя с планшетами «Логико – малыш», дети включаются в мыслительный процесс, они думают, размышляют, анализируют, классифицируют, находят логические связи. Это тоже очень важно для развития детей дошкольного возраста.

Карточки к планшетам «Логико – малыш» охватывают самые различные области познания: и мир природы, и математику, и развитие речи, и психологию, и обж, и бытовую культуру, и историю, географию и культуру.

Планшеты «Логико – малыш» можно использовать для игр с детьми, начиная с трех лет. Для этого возраста целесообразно рассмотреть такие темы как: «Цвет в природе», «Цвет в игрушках», «Мишка играет», «Мишка мастерит», «Наши игры», «Наши игрушки», «Соответствия». Для детей четырехлетнего возраста перечень тем можно расширить, наряду с выше перечисленными, можно взять следующие темы: «Вещи», «Одежда», «Дом», «Посуда», «Мебель», «Еда», «Транспорт», «Домашние животные», «Насекомые», «Птицы», «Цветы». Для детей старшего дошкольного возраста  количество тем расширяется еще больше. Можно добавить такие темы как: «Растения», «Профессии», «Путешествия», «Как вести себя на улице», «Опасности вокруг нас», «На земле и под землей», « Увлечения», «Сохранение количества», «Сравнение множеств», «Первый десяток (от 1до 10)», «Второй десяток (от10 до 20)», «Измерение», «Проекции», «Композиции», «Последовательности», «От звука к слову», «От слова к предложению», «Глаголы», «Прилагательные», «Сто лет назад» и другие. То есть, чем старше становятся дети, тем более сложные задачи они могут решать.

В детстве закладываются основы мировоззрения человека, поэтому так важно своевременно начать формировать правильное представление об окружающем  мире и существующих в нем взаимосвязях. Развивающие игры с планшетами «Логико – малыш» позволяют решать множество образовательных задач: помогают ребенку прочно усвоить основные приемы счета однородных и разнородных предметов при их различном расположении в пространстве; состав числа; сохранение количества; лучше понять отношение части и целого; познакомиться с измерением длины, площади, объема, температуры. Пособие помогает упражнять детей в правильном и четком произнесении звуков, развивать связную речь. Расширять знания детей о жизни на земле и под землей; как вести себя в опасные моменты, которые могут подстерегать ребенка во дворе, в общественных местах, дома, в детском саду. Закреплять навыки адекватного поведения. Воспитывать привычку к здоровому образу жизни, есть полезную пищу, много двигаться, интересоваться окружающим, проявлять инициативу и т.д.

Развивающие игры с планшетами «Логико – малыш», наряду с другими, такими как: «Блоки Дьенеша», «Палочки Кюизенера», позволяют ненавязчиво, интересно и увлекательно развивать у детей дошкольного возраста психические функции, необходимые для дальнейшего процесса обучения в школе. Поэтому мы используем их в своей работе с детьми.

Литература:

1. Удальцова Е.И. «Дидактические игры в воспитании и обучении дошкольников»,  Минск,1976г.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекционно-развивающая программа по подготовке детей к школе.

В программе дано определение психологической готовности детей к школе и очерчены основные пути этой подготовки в условиях детского сада....

Коррекционно-развивающие занятия по подготовке детей к школе Модифицированная психолого-педагогическая программа Автор модификации педагог-психолог Шоакбарова Светлана Ивановна

Пояснительная записка к рабочей (модифицированной) коррекционно-развивающей программе "Коррекционно-развивающие занятия по подготовке детей к школе" Модификация педагога-психолога Шоакбаровой Св...

Доклад для РМО воспитателей дошкольных групп "Роль декоративного рисования при подготовке детей к школе."

В процессе творчества мы можем развить дошкольнику качества необходимые для успешного обучения в школе. ...

Роль развивающих игр при подготовке ребенка к школе.

Исследования показывают, что наибольшие трудности в начальной школе испытывают те дети, которые проявляют интеллектуальную пассивность, у которых отсутствуют желание и привычка думать, стремление узна...

Рабочая коррекционно – развивающая программа по подготовке детей к школе «Я - БУДУЩИЙ ПЕРВОКЛАССНИК» (для детей 6 – 7 лет)

Рабочая коррекционно – развивающая программа поподготовке детей к школе«Я - БУДУЩИЙ ПЕРВОКЛАССНИК»(для детей 6 – 7 лет)...