Консультация для воспитателей Здравствуй, театр!
методическая разработка (старшая группа) по теме

Кочешова  Оксана  Евгеньевна

 

работа по ознакомлению с театром и формированию знаний о нем, кроме приобщения детей к одному из древнейших и прекрасных видов искусства, способствует умственному (расширению представлений о театральном искусстве), эстетическому ( эмоциональное отношение к этому виду искусства) и нравственному (правила поведения в театре) воспитанию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zdravstvuy.docx16.51 КБ

Предварительный просмотр:

«ЗДРАВСТВУЙ, ТЕАТР!»

Консультация для воспитателей

Здравствуй, театр!

            Участие детей в театрализованных играх и спектаклях становится возможным при желании у них к  подобного рода деятельности, что, с нашей точки зрения, включает в себя: знание театра как вида искусства, а также  эмоционально – положительное отношение к нему и определенный опыт собственной театрально – игровой деятельности. Что значит « знать театр» по отношению к детям старшего дошкольного возраста? Иметь представление о назначении театра как учреждения культуры, о специфике театральных профессий,  об особенностях процесса подготовки спектакля. Эмоционально – положительное отношение – это устойчивый интерес к театрализованной деятельности, адекватная реакция на сценическое действие, желание участвовать в нем. Специальные занятия с детьми и их участие в драматизациях, то есть опыт собственной театральной деятельности, помогают сформировать у детей умение осознанно применять средства образной выразительности ( интонация,  мимика, позы, жесты, пантомимика), перевоплощаться (почувствовать и передать характерные особенности образа), вести ролевой диалог, соединять речь с движениями и т.д.

                В процессе ознакомления детей старшего дошкольного возраста с театром и воспитания эмоционально – положительного отношения к нему необходимо сформировать представление:

                - о театре ( его назначении, внешнем и внутреннем оформлении здания,           где расположен театр, и т.д.);

                - о специфике актерского искусства;

                - о различных театральных профессиях (гример, костюмер, танцор и др.);

                - об особенностях подготовительной работы к спектаклю (кто и как                    готовит спектакль);

                - о разных видах театрального искусства;

                - о правилах поведения в театре.

                Посещению театра должна предшествовать подготовительная работа, основная цель  которой – дать представление о театре как о культурном учреждении. Необходимо организовать экскурсию, в ходе которой детям рассказывают о роли театра как вида искусства в жизни человека, о людях различных профессий, работающих в театре, об интерьере здания и т.д. Эти же задачи будут решаться и во время последующих бесед с использованием наглядного материала: афиши, рекламы, фотографии (различные театры, сцены из спектакля) и т.д. Детей знакомят с внутренними помещениями и их оформлением (фойе, зрительный зал, сцена и др.); подобная работа также обогащает и активизирует их словарь («декорации», «сцена», «оркестровая яма», «фойе», «прожектор» и др.). После экскурсии и бесед детям можно предложить порисовать на такие темы, как «здание театра», «Приглашение в театр», «Мой театр» и др.

Затем целесообразно подвести детей к пониманию и самостоятельному выделению того, что может служить символом театра. Для этого можно использовать общеизвестные театральные маски, предложить детям описать различные «настроения» масок с использованием образных слов, сравнений, антонимов, и др. Чтобы помочь детям воспринимать маски в качестве символов театра как искусства, предложите им нарисовать что-нибудь, чтобы все сразу поняли, что речь идет  о театре. Это также способствует развитию творческого воображения и помогает воспитателю понять, сформировано ли у дошкольников представление о театре.

                Для того чтобы сформировать у  детей представление о специфике деятельности артистов, необходимо отвести детей в театр, перед спектаклем познакомить с названием пьесы, ее содержанием, а в антрактах – обратить внимание на характерные черты разных действующих лиц. На следующий день после похода в театр необходимо провести беседу с детьми,      чтобы помочь им уточнить и систематизировать полученные впечатления, дать оценку увиденного. Воспитателю же следует обратить внимание детей не только на то, что происходило на сцене, но и какими образными средствами пользовались актеры. Детям можно предложить такие вопросы для обсуждения: «Что больше всего понравилось в спектакле, и почему?»; «Кто из героев понравился?»; «Как ты узнавал героя?». Вопросы, которые задает воспитатель, должны подтолкнуть детей к более глубокой оценке театрального действия, достигнутые ими через сравнительную характеристику персонажей,  соответствия декораций теме спектакля и др. После просмотра можно предложить детям нарисовать героев из спектакля, которые понравились или не понравились. В результате дети постепенно начинают оценивать не только сам образ  (хороший – плохой), но и способы его театрального воплощения, соответствие средств выразительности внутренней характеристике героя, соответствие или несоответствие трактовки персонажа артистом тому представителю о нем, которое сложилось у ребенка.

                Решая задачу формирования представления о различных театральных профессиях, можно организовать экскурсию в театр, во время которой дети посещают зал для репетиций, гримерную, костюмерную, слушают рассказы работников театра, занятых в постановке спектакля о том, что каждый из них делает, чтобы постановка была интересной и имела успех. Наблюдения за работой гримера, декоратора, костюмера и др., как показывает опыт, углубляет и активизирует интерес к театральному искусству, способствует расширению словарного запаса (гример, парик, осветитель и др.). Так дети узнают о том, чем заняты, что делают непосредственные участники театрального действия -(актеры, музыканты, дирижер); кто готовит пьесу к постановке -(режиссер, художник, балетмейстер); кто обеспечивает все

                                                 условия для ее осуществления - (гример, костюмер, осветитель, кассир, билетер, гардеробщик).

                Полученные таким образом знания дети могут использовать в разных видах деятельности, например: в игровой - (представляют себя художником, гримером, артистом, костюмером и  т.д.)

                Чтобы активизировать интеллектуальное развитие, тем, кто уже умеет читать и писать, можно предложить ребусы, кроссворды, загадки-головоломки, в которых искомое слово или даже целая фраза должны быть составлены из первых или последних букв слов, которое надо вспомнить, глядя на рисунки, и т.д. Использование загадок-головоломок помогает сделать беседы более увлекательными и способствует закреплению знаний о театре. Кроме того, интересная загадка и неожиданная отгадка вызывают у детей положительные эмоции.

                Кроме конкретных знаний, обеспечивающих определенный уровень представлений о театре и устойчивый интерес к нему, необходимо дать детям и этические представления, познакомить с культурой поведения в театре и других учреждений искусства. Этот аспект должен пронизывать всю работу: предшествовать непосредственному знакомству с театром , сопутствовать беседам, играм, изобразительной деятельности и т.д. Необходимо неоднократно обсуждать с детьми следующие проблемы: «Какие существуют правила поведения в театре?»; «Кто их должен соблюдать и почему?»; «Как выразить свою благодарность артистам за их труд и доставленное ими удовольствие?».

                После бесед на эти темы желательно, чтобы  дети разыграли сценки на закрепление правил поведения в театре. Например: дети рисуют билеты, выбирают «кассира», «билетера». Купив билет, заходят в «зал» (стулья заранее расставлены как в зрительном зале). «Билетер» помогает «зрителям» находить свои места. «Зрители» просят помочь найти свое место, благодарят за помощь, извиняются при проходе по ряду и т.д.

                Кроме того, детям можно предложить представить и разыграть ситуации, в которых они могли бы оказаться, например: «Представь, что спектакль уже начался, а ты не можешь найти свое место. Как бы ты поступил?»; «Представь, что во время спектакля ты начал кашлять. Что бы, ты ,сделал?»; « Как быть с мороженным, если ты не успел его съесть, а последний звонок уже прозвенел?» и т.д.

                Таким образом, работа по ознакомлению с театром и формированию знаний о нем, кроме приобщения детей к одному из древнейших и прекрасных видов искусства, способствует умственному (расширению представлений о театральном искусстве), эстетическому ( эмоциональное отношение к этому виду искусства) и нравственному (правила поведения в театре) воспитанию.

                Итак, здравствуй, театр!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей " Театр скороговорок ".

 Скороговорки - эффективное средство для развития дикции, фонематического слуха, речевого дыхания, выразительных средств голоса....

Консультация для родителей «ТЕАТР ДОМА»

Какими же должны быть театральные игры дошкольников и как помочь детям возможно полнее и разностороннее проявить себя в своем «детском театре»....

Консультация для воспитателей: "Театр в детском саду"

Использование элементов кукольного театра        в театрализованных развлечениях старших дошкольников....

Консультация для родителей: "Театр кукол и игрушек в детском саду"

Консультация для родителей: "Театр кукол и игрушек в детском саду"...

Консультация для родителей: "Театр-дома"

«Необходимо научить ребенка с детстваволноваться чужим несчастьям,радоваться    радостям другого,пробудить в восприимчивой детскойдуше эту      драгоценную спос...

Консультация для родителей. "Театр в жизни ребенка. В первый раз в театр"

Театр был, есть и будет лучшей эмоциональной школой жизни. Он тоже источник информации о мире, мощный стимул мыслительному процессу, формированию духовности....