Развитие творческих способностей при помощи театрализованной игры
методическая разработка (старшая группа) по теме

Головкина Ольга Валентиновна

План работы с детьми старшего возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vvedenie.docx25.57 КБ

Предварительный просмотр:

    Введение.

     С психологической точки зрения дошкольное детство является благоприятным периодом для развития мышления творческих способностей потому, что в этом возрасте дети чрезвычайно любознательны, у них есть огромное желание познавать окружающий мир.  И воспитатели ,и родители поощряя любознательность, сообщая детям знания, вовлекая их в различные виды деятельности, способствуют расширению детского опыта. А накопление опыта и знаний - это необходимая предпосылка для будущей творческой деятельности.  

    Дошкольное детство также является сензитивным периодом для развития творческого воображения. Из всего выше сказанного можно сделать вывод, что дошкольный возраст, даёт прекрасные возможности для развития способностей к творчеству. И от того, насколько были использованы эти возможности, во многом будет зависеть творческий потенциал взрослого человека.

Развитие творческого мышления.

    Главной педагогической задачей по развитию творческого мышления в дошкольном возрасте является формирование ассоциативности, диалектичности и системности мышления. Так как развитие именно этих качеств делает мышление гибким, оригинальным и продуктивным.

   Ассоциативность – это способность видеть связь и сходные черты в предметах и явлениях, на первый взгляд не сопоставимых.

   Диалектичность – это способность видеть в любых системах противоречия, мешающие их развитию, умение устранять эти противоречия, решать проблемы.

   Системное мышление позволяет видеть огромное количество свойств предметов, улавливать взаимосвязи на уровне частей системы и взаимосвязи с другими системами, познает закономерности при развитии системы от прошлого к настоящему и применяет это по отношению к будущему.

Развитие творческого воображения.

    Воображение – это умение конструировать в уме из элементов жизненного опыта (впечатлений, представлений, знаний, переживаний) по средством

 новых сочетаний к соотношений что-либо новое, выходящее за пределы ранее воспринятого. По утверждению Л.С. Выготского, все образы воображения основаны на тех представлениях и впечатлениях, которые дети получают в реальной жизни. Они во многом определяют творческую активность ребенка в игре, суть которой – не следовать готовым штампам и образам, а искать собственные оригинальные решения, направлять свое воображение на поиск нового. По моему мнению необходимо расширять опыт ребенка, если мы хотим создать достаточно прочные основы для его творческой деятельности. Чем больше ребенок видел, слышал и пережил, чем больше он знает и усвоил, чем большим количеством элементов действительности он располагает в своём опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях, будет деятельность его воображения. Именно с накопления опыта начинается всякое воображение.

О развитии творческого потенциала дошкольников.

   Развитие творческого потенциала, эмоций и чувств, а также способностей детей, создание максимально комфортных условий для их общения друг с другом и с педагогом – актуальнейшие проблемы современной педагогики. Известно: дошкольный возраст является наиболее сенситивным для овладения различными видами деятельности, в том числе творческими. Это неоднократно отмечали отечественные и зарубежные психологи и педагоги (Л.А. Венгер, Н.А. Ветлугина. Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, Т.С. Комарова, Д.Б. Эльконин и др. практиков).

    В настоящее время появилось немало альтернативных программ воспитания и обучения дошкольников. Тем не менее вопрос о развитии творческого потенциала ребенка остается актуальным. Дело в том, что большинство новых программ концентрируется прежде всего на познавательных аспектах развития. Поэтому, на мой взгляд, и существует противоречие между теоретическими подходами к природе творческих способностей детей, с одной стороны, и практикой их развития - с другой.

В качестве основной задачи были определены следующие:

- Использовать технологии, способствующие самоактуализации ребенка в рамках художественно-творческой деятельности.

  -Развивать индивидуальные личностные качества дошкольника, такие как положительная мотивация и устойчивый интерес к творческой деятельности, развитие творческого воображения, сотрудничества в совместной творческой работе (умение слушать и слышать партнера, вырабатывать общую точку зрения, обосновывать свою, оказывать взаимопомощь и т.д.), образного мышления, овладение первоначальными навыками образной импровизации, эвристическими приемами.

  -Создать условия для развития творческих возможностей детей, к которым относятся развивающая предметно-пространственная среда ДОУ; индивидуально личностный подход к ребенку, стимулирующий его творческую деятельность; удовлетворение потребности ребенка в эмоционально-насыщенных и разнообразных переживаниях, обеспечение свободы выражения своих чувств в разных видах деятельности.

       Становление способностей активно начинаются в дошкольном детстве. Развитию творческих способностей помогают различного рода игры детей.В играх по Л.С. Выготскому «первоначальный толчок к развитию получают многие двигательные, конструктивные, организаторские, художественно-изобразительные, иные творческие способности». Итак, по мнению Л.С. Выготского «занятия различными видами творческих игр в дошкольном детстве приобретают особое значение для формирования специальных способностей у детей». По-моему мнению, если деятельность ребенка носит творческий, не рутинный характер, то она постоянно заставляет его думать и становиться сама по себе достаточно привлекательным делом, как средство развития способностей ребенка, а в дальнейшем поможет ему стать успешным в процессе жизни, достичь определенных результатов, поможет детям стать людьми, способными принимать нестандартные решения.  Поэтому передо мной встала такая проблема – как и через что помочь детям развить творческие способности.

   Развитие творческих способностей – это процесс, во время которого ребенок усваивает ценности, традиции, культуру общества в котором ему предстоит жить.К сожалению, многим родителям в виду их загруженности на работе, некогда заниматься собственным ребенком, не хочется отвечать на его бесконечные вопросы, читать книги, играть с ним, проще купить компьютерную игру или поставит видеокассету с иностранными мультфильмами. Просидев за этим за этим занятием несколько часов, ребенок не только теряет свое здоровье, но и перенимает стереотипы поведения довольно примитивных героев. Наш ребенок может стать агрессивным, замкнутым, черствым, не желающим играть со сверстниками.

    Ребенок может «потерять» себя как личность, не быть востребованным в нашем стремительно развивающемся обществе, жить « по шаблону», работать «по шаблону». А каждый ребенок талантлив, индивидуален, он может стать «звёздочкой» и «зажигать» своей неповторимостью, энергией, способностью окружающих. Стать чуткой, доброжелательной, отзывчивой, творческой, успешной личностью. Творческий ребенок – думающий ребенок,у него развито восприятие окружающего мира. Такие дети, как показала диагностика, мало болеют простудными заболеваниями ,т.к. у них развивается позитивное отношение ко всему происходящему. Поэтому проблема развития творческих способностей, по-моему мнению, стоит сейчас очень остро.

Роль театрализованной игры в решении всех этих задач огромна, незаменима.

Театрализованная игра – одна из самых демократичных, доступных для детей видов искусства, она позволяет решать актуальные проблемы педагогики и психологии, связанные с художественным и нравственным воспитанием, развитием коммуникативных качеств личности, развитием памяти, воображением, мышлением, фантазии, инициативности и т.д. Психолог Александр Колмановский отметил ,что у детей после просмотра спектаклей начинает развиваться позитивное отношение к миру. Дети усваивают элементы мимики, пантомимики. Всё это в комплексе поможет детям в будущем легче адаптироваться в школьной жизни.

    Театрализованные игры можно разделить на две основные группы – режиссерские игры и игры-драматизации. Особое внимание я уделяю режиссерским играм: именно в них наиболее ярко развивается воображаемая ситуация и происходит зарождение театрализованной игры. В режиссерских играх используются сюжетные игрушки, а действие разыгрывается на мини-сцене импровизированного театра с занавесом, набором декораций.

     Атмосфера театра присутствует во всем пространстве детского сада: групповая комната, приемная, умывальная, спальня. Своих детей знакомлю с различными видами театра. В беседах им предлагаю обсудить вопросы: «Что такое театр? Что делают в театре зрители? Кто участвует в спектаклях? Кто шьет для артистов костюмы?» и т.д. Детям проводили игры «Испорченный телефон», «День рождения», «Угадай, что я делаю». В течение недели на познавательных и музыкальных занятиях детям предлагала такие виды деятельности, как сочинение сказок, их моделирование и разыгрывание, рисование ее персонажей. Например, сочиняя сказку «Новые приключения Ромы лесу», дошкольники должны были использовать настольный театр. В разных местах большого листа бумаги были нарисованы деревья, небольшие фигурки неопределенной формы и отдельные линии. Я предлагала детям создать «чудесный лес», дорисовывая все незаконченные изображения, превращая их кто во что хочет: в деревья, цветы, бабочек, птиц, даже в то, чего на самом деле не бывает: в невиданные растения, сказочных животных, пришельцев. Нарисованный детьми «Чудесный лес» – декорация к настольному театру, с помощью которого дети разыгрывали придуманную ими сказку об обитателях «Чудесного леса».

      Таким образом, можно выделить несколько обязательных условий для развития творческих способностей в процессе театрализованной деятельности.      

-Обогащение среды атрибутами театрализованной деятельности и свободное освоение детьми этой среды.

-Содержательное общение педагога и детей.

-Обучение детей выразительным средствам театрализованной деятельности.

-Заинтересованное отношение педагогов к данной деятельности.

    Для развития творческих способностей детей через театрализованные игры, по моему мнению, необходимо создать предметно-развивающую среду. Исходным требованием к предметной среде стал следующий подход: она должна обеспечивать и условия для творческой деятельности каждого ребенка, и зону ближайшего развития.

   Театрализованная деятельность предполагает наличие сцены, поэтому в группе мы с помощью родителей установили многофункциональный подиум. Подиум позволил визуально расширить пространство, увеличить дистанцию между теми, кто играет на нем, и теми, кто находится рядом.

Гибкому зонированию группы способствуют многофункциональные ширмы, которые позволяют детям играть в театр на магнитной доске, двигать фигурки на фланелеграфе, использовать перчаточные куклы, сделанные руками детьми. Обогащению театрализованной деятельности способствует и изготовление совместно с родителями и детьми кукол разных видов театра: конусного, настольного, теневого и др.

     Итак, творческие игры и игры с правилами, театрализованная деятельность, ознакомление со средствами речевой выразительности, с различными видами искусства и их интеграция, создание атмосферы доверия, свободы способствуют развитию творчества.  Театрализованная игра – одна из самых демократичных, доступных для детей видов искусства, она позволяет решать актуальные проблемы педагогики и психологии, связанные с художественным и нравственным воспитанием, развитием коммуникативных качеств личности, развитием памяти, воображением, мышлением, фантазии, инициативности и т.д. По моему мнению театрализованная игра-одна из самых мощных, сильных видов деятельности для развития у детей дошкольного возраста творческих способностей.

   Изучив методическую литературу по данному вопросу, составила план работы с детьми, в котором старалась учитывать основные приоритеты системы дошкольного образования:

  -Личностно-ориентированная модель общения с детьми

  -Принятие и поддержка его индивидуальности

  -Забота о его физическом, эмоциональном состоянии.

Исходя из выше сказанного, выделила основные принципы работы с детьми:

  -Партнёрские отношения с воспитанниками

  -Воспитание без нравоучений и наставлений

  -Опора на девиз – «Каждый воспитатель-психолог»

  -Понимание мира внутренних переживаний каждого отдельно взятого ребенка

  -Согласованность позиций в воспитании педагогов детского сада и родителей в семье

  -Создание эмоционально-благополучного, творческого микроклимата для каждого ребенка.

   Из этого следуют пять задач, требующие решения:

  -Помочь детям сомоутвердиться , реализоваться в группе сверстников, повысить свой статус в детском коллективе, из числа робких, застенчивых перейти к числу активных, успешных.

  -Научить принимать нестандартные решения, умело устранив возникшую проблему.

  -Помочь развить творческие способности каждого ребенка.

  -Принимать и уважать позицию другого, быть терпимым к противоположному мнению.

  -Помочь детям в будущем легче адаптироваться в школьной жизни.

План работы. Старший возраст.

Октябрь:

Наглядно-дидактическая игра «Я-модельер»

Игра-выставка «Коллекции любимой одежды»

Наглядно-дидактическая игра «Я-стилист»

Игра-соревнование «Причёски, выполненные на глазах у зрителей»

Ноябрь:

Подготовка к музыкальному спектаклю по сказке К.И. Чуковского «Муха-цокотуха»

Показ музыкального спектакля

Декабрь:

Подготовка к показу сценки Г. Орловой «В лесу у деда Мороза»

Показ сценки

Январь:

Игра «Мир красоты»

Игра «Портрет сказочного героя»

Февраль:

Подготовка к театрализованной игре «Снежная королева» по пьесе Шварца

Март:  Продолжение подготовки к показу спектакля 2. Показ спектакля «Снежная королева»

Апрель:

Подготовка к разыгрыванию сказки «Лисичка со скалочкой»

Разыгрывание сказки

Разыгрывание русской народной сказки «Лисичка со скалочкой на новый лад» (Элементы мимики, пантомимики).

  Театрализованная игра – одна из самых демократичных, доступных для детей видов искусства, она позволяет решать актуальные проблемы педагогики и психологии, связанные с художественным и нравственным воспитанием, развитием коммуникативных качеств личности, развитием памяти, воображением, мышлением, фантазии, инициативности и т.д. По моему мнению театрализованная игра-одна из самых мощных, сильных видов деятельности для развития у детей дошкольного возраста творческих способностей.

 Используемая литература.

1. Т.И. Петрова, Е.П. Сергеева, Е.С. Петрова  «Подготовка и проведение театрализованных игр в детском саду»

2. Т.Н. Доронова «Театрализованная деятельность детей»

3.Р.С. Немов  «Психология»

4.Берн Э. Игры, в которые играют люди. Психология человеческих взаимоотношений;Люди, которые играют в игры. Психология человеческой судьбы: пер. с англ./ Общ. Ред. М.С. Мацковского. - СПб.: Лениздат, 1992.

5.Зинина С.М. Психолог в детском саду. – Москва – Обнинск: Исследовательская группа «Социальные науки». - 2006.- №1.

6. В.А. Недоспасова «Растём играя».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация непрерывной образовательной деятельности в детском саду с помощью театрализованой игры.

Занятия, включающие театрализованную игру, выполняют одновременно воспитательные, познавательные и развивающие функции, ни в коей мере не сводятся только к подготовке выступлений. Их содержание,...

Развитие творческих способностей дошкольников через театрализованные игры.

В работе описывается влияние театрализованных игр на творческие способности дошкольников....

Развитие творческих способностей детей через театрализованные игры

Театрализованные игры являются наиболее благоприятной средой для развития творческих способностей детей, так как в ней особенно проявляются разные стороны развития ребенка....

Развитие творческих способностей детей через театрализованные игры

Игра – ведущий вид деятельности дошкольника. Этот постулат детской психологии известен всем. При этом игра понятие многообразное. Какой же вид игровой деятельности является наиболее важным для д...