Развитие творческих способностей детей средствами театрализованной игры.
проект по развитию речи (подготовительная группа) на тему

Подкорытова Вера Николаевна

Педагогический проект: (сентябрь-май) 2013-2014 г.)

Скачать:


Предварительный просмотр:

Педагогический проект: (сентябрь-май) 2013-2014 г.)

Развитие творческих способностей детей средствами театрализованной игры.

Подкорытова В.Н. воспитатель первой квалификационной категории МКДОУ детский сад «Солнышко», старшая/подготовительная группа.

Актуальность проблемы

     Дошкольный возраст – наиболее целесообразный период для творческого развития детей, так как именно в этом возрасте дети обладают большим потенциалом творчества и фантазии.

    Известно, что детское творчество - явление уникальное. Многие психологи и педагоги, как отечественные, так и зарубежные, придают большое значение творческому развитию во всестороннем развитии личности ребенка. К сожалению, на занятиях, в свободной деятельности ребенок не всегда создает действие, образ, а копирует педагога, так как мы излишне опекаем детей, сознательно ограничивая его действия и фантазию. Нельзя забывать нам, взрослым, какое влияние оказывают нам взрослым на развитие ребенка. Сформировать у дошкольников взаимосвязь понятий «труд», «результативность» и «чувства» и, самое главное, умение понимать свое эмоциональное состояние, регулировать свое собственное поведение поможет игровая деятельность, которая определена целью социально-бытовых задач.

   Одним из главных видов деятельности детей дошкольного возраста является игра. Играя, ребенок познает окружающее, а любознательность становится качеством личности ребенка. Вся жизнь детей насыщена игрой. Каждый ребенок хочет сыграть свою роль. Научить ребенка играть, брать на себя роль и действовать, вместе с тем помогая ему приобретать жизненный опыт, - все это помогает осуществить театр. Поэтому, решая задачи развитие творческих способностей детей, в своей работе большое внимание уделяю специально организованной театрализованной деятельности.

      Постановка проблемы:

В последнее время (проработав воспитателем более 30 лет), мне всё чаще приходится наблюдать различную степень нарушения в развитии дошкольников, среди которых особое место занимают нарушения в эмоционально-личностном развитии ребёнка-дошкольника. Компьютер и телевизор прочно смогли заменить живое общение родителей с ребёнком. Свою негативную роль сыграли также социальные факторы, экология,  что заметно повлияло на особенности творческого и личностного развития дошкольников. Общеизвестно, что в дошкольном детстве закладываются предпосылки к дальнейшему творческому развитию и саморазвитию личности и дошкольное учреждение - первое и самое ответственное звено в общей системе народного образования. Поэтому проблема творческого развития ребёнка - одна из важных проблем воспитания детей дошкольного возраста, от уровня овладения творческими способностями детей зависит умение общаться с людьми, успешность   дальнейшего обучения детей в школе, а также общее интеллектуальное развитие дошкольника. В современном обществе я считаю, что самый короткий путь эмоционального раскрепощения, снятия зажатости - это театрализованная игра. Я предположила, что использование в работе с дошкольниками театрализованных игр открывает широкие перспективы формирования личностного развития ребёнка. Театрализованные игры можно рассматривать оптимальным содержанием художественно-творческой и игровой деятельности. В данных видах деятельности создаются благоприятные условия для совершенствования творческих способностей детей.  

Цель проекта: формирование творческой индивидуальности ребенка средствами театрализованной игры.

Задачи:

- формирование представлений о театральном искусстве;

развитие:

- режиссёрских умений в процессе работы над текстом литературных произведений;

- актёрских умений в процессе освоения вербальных и невербальных средств выразительности, овладение первоначальными навыками образной импровизации;

- оформительских умений в процессе создания атрибутов, декораций, игрушек-самоделок.

Объект: развитие творческих способностей дошкольников группы «Непоседы»

Предмет: психолого-педагогические условия развития творческих способностей дошкольников.

Гипотеза исследования: состоит в том, что целенаправленная работа воспитателя с детьми с помощью театрализованных игр, использование разнообразных форм работы с родителями и педагогами приведет к положительной динамике показателей развития творчества детей.

Новизна: комплексный подход для эффективного взаимодействия педагогов, детей и их родителей в развитии творческих способностей.

Теоретическая значимость заключается в разработке:

- системы взаимодействия педагогов, детей и их родителей в развитии творчества детей;

- разработка картотеки по различным театрализованным и развивающим технологиям.

Практическая значимость:

- внедрение системы взаимодействия педагогов, детей и их родителей в педагогическую работу ДОУ;

- в обогащении предметно-развивающей среды по развитию творческих способностей детей;

- в обогащении и распространении опыта работы.

Ожидаемый результат:

- развитие творчества дошкольников;

- родители будут активными участниками образовательного процесса по развитию творческих способностей детей.

Механизм оценки результатов:

Анализ и оценка детской деятельности.

Этапы реализации проекта:

Реализация проекта включает в себя три этапа: подготовительный, основной и заключительный.

1-й этап – подготовительный (сентябрь 2013 года)

- проведение педагогической диагностики;

- разработка цикла мероприятий, направленных на развитие творческих способностей детей;

- создание развивающей среды для творчества детей.

2-й этап – основной (октябрь 2013 апрель 2014 года)

Проведение серии мероприятий, направленных на развитие творчества детей старшего дошкольного возраста, взаимодействие с родителями, педагогами. Разработка системы организации образовательной деятельности детей 5-7 лет по развитию творческих способностей детей.

Обогащение предметно-развивающей среды:

    Успешная реализация данного проекта предусматривает и условия создания соответствующей развивающей среды, включающая наличие необходимых учебных пособий, игр и игровых материалов, условий для наблюдения и экспериментирования, а также спокойная доброжелательная атмосфера, в которой могут проявиться задатки и способности ребенка, а также условия, способствующие развитию мыслительной и речевой деятельности.

Работа с детьми:

Технологии и методы обучения

Здоровье сберегающая технология.

- воспитательная и оздоровительная направленность образовательного процесса (серия занятий по теме "здоровья" по социальному миру);

  - физическое развитие и оздоровление детей (утренняя гимнастика, подвижные игры, часы двигательной активности, физкультурные праздники, закаливание, дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз, релаксация);

 - профилактическая - луково-чесночная, ионизация воздуха.  Адаптивная физкультура - коррекция осанки, стопы;

- обеспечение психологического благополучия (цикл занятий по ситуации общения, игротерапия, сказкотерапия, психогимнастика, гибкий режим в течение всего дня);

Дифференцированный подход

- оказание своевременной помощи детям, испытывающим трудности при усвоении материала;

 - дифференцированный подбор материала, который позволяет учитывать индивидуальные возможности детей;

Индивидуально-дифференцированный подход позволяет учитывать познавательные интересы и особенности мальчиков и девочек.

Методы:

- Словесные методы связаны с художественным словом.

-  Практические методы обучения:  дидактические игры (с наглядным материалом),  словесные и подвижные игры, режиссёрские игры (со строительным и дидактическим материалом), рисование и раскрашивание наиболее ярких и эмоциональных событий из сказки с объяснением личностного смысла изображения событий, пантамимические этюды и упражнения, инсценировки, драматизация.

Работа с родителями:

- родительские собрания, консультации, "круглые столы" на различные темы, индивидуальные беседы, дискуссии, открытые занятия, дни открытых дверей, проведение совместных праздников, развлечений, анкетирование.

Работа с педагогами:

Консультации, семинар-практикум, мастер-класс, совместное участие  в спектаклях и развлечениях.

3-й этап – заключительный (май 2014 года).

Рефлексия деятельности реализации проекта, выявление достижений и неудач проведенной работы:

- организация и проведение итоговой диагностики воспитанников;

- презентация проекта Итоговое совместное мероприятие с детьми, родителями и педагогами);

- анализ проведенного проекта.

Перспективы развития проекта:

Разработка системы организации образовательной деятельности детей старшего дошкольного возраста по развитию индивидуальных творческих способностей детей в ДОУ. Система взаимодействия педагогов, детей и их родителей в развитии творчества детей средствами театрализованной игры будет применяться педагогами в рамках сотрудничества, обмена опытом работы.

Литература:

1.Программа «Маленький актер»: для 5-7 лет, Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2012 год;

2. Антипина Е.А. Методическое пособие «Театрализованная деятельность в детском саду: Игры, упражнения, сценарии, 2-е изд., перераб. – М.: ТЦ Сфера 2009 год.

3. Чурилова Э.Г. Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников: Программа и репертуар. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004

4. Журнал Воспитатель ДОУ – Изд. ТЦ Сфера, №3/2016, с.64-76;  №6/2010, с.88-89.

5. Дошкольное воспитание №6/1997 с.64-66

6. М.Д.Маханёва "Театрализованные занятия в детском саду",


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творческих способностей детей средствами театрализованной деятельности

Развитие творческих способностейдетей средствами театрализованнойдеятельности. В современном обществе резко повысился социальный престиж интеллекта и научного знания. С этим связано стремление да...

Доклад на тему "Развитие творческих способностей детей средствами театрализованной деятельности".

В данном материале говорится о важности и необходимости развития творческих способностей детей средствами театрализованной деятельности....

ПРОГРАММА. Развитие творческих способностей детей средствами театрализованной деятельности в НОД.

ПРОГРАММА.Развитие творческих способностей детей средствами  театрализованной деятельности в НОД....

Развитие творческих способностей детей средствами театрализованной деятельности.

Данная презентация о создании оптимальных условий для развития эмоционально-волевой,познавательной,двигательной сферы,речи,развитие позитивных качеств личности каждого ребенка....

Консультация для педагогов «Методика развития творческих способностей детей средствами театрализованной деятельности»

Творческие способности у детей проявляются и развиваются на основе театрализованной деятельности. Эта деятельность развивает личность ребенка, прививает устойчивый интерес к литературе, музыке, театру...

Консультация «Развитие творческих способностей детей средствами театрализованной деятельности»

Заинтересованность педагога и родителей в процессе развития театрализованной деятельности детей позволяет развивать индивидуальные возможности ребенка...

Театрализованные игры в детском саду-это развитие творческих способностей детей средствами театрализованного искусства"

Театрализованные игры в детском саду-это развитие творческих способностей детей средствами театрализованного искусства"...