СТАТЬЯ. "РЕБЕНОК И ДОРОГА. ОПЫТ РАБОТЫ."
статья (старшая группа) по теме

МАХАНОВА ТАТЬЯНА ЮРЬЕВНА

В данной статтье представлены теоретичекие аспекты необходимости воспитания у детей навыков безопасного поведения н адороге и практический опыт работы воспитателя ГБДОУ детского сада №119 "Незнайка"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obespechenie_bezopasnosti_doshkolnikov.statya.docx35.71 КБ

Предварительный просмотр:

РЕБЕНОК И ДОРОГА. ОПЫТ РАБОТЫ.

В настоящее время приоритетным направлением, по которому организуется работа всех дошкольных образовательных учреждений и основной задачей дошкольного образования, в целом, является охрана и укрепление здоровья детей. Решение этой задачи в свою очередь невозможно без обеспечения безопасности жизнедеятельности каждого ребёнка.

Безопасность дорожно-транспортного движения – одна из основных проблем сохранения жизни и здоровья граждан страны. Сегодня, когда ребенок с раннего детства знакомится со сложной техникой и становится участником дорожного движения, встает проблема его обучения основам безопасного поведения на улицах и дорогах, необходимость сознательного выполнения им требований правил дорожного движения.

Моральный, социальный и экономический ущерб от гибели детей не восполним.

Воспитание грамотных и дисциплинированных участников дорожного движения возможно только с самого раннего возраста. В первую очередь, организация обучения детей правилам и навыкам безопасного поведения на дороге, проведение профилактической работы в дошкольных образовательных учреждениях, привлечение к воспитанию детей их родителей.

Традиционно главной идеей безопасности детей было обеспечение этой безопасности. Однако в современном мире технического прогресса обеспечение безопасности не решает всех проблем.

Психологи уже давно установили, что дети в силу своих возрастных психологических особенностей не всегда могут правильно оценить обстановку на дороге. Следует отметить, что предрасположенность ребенка к несчастным случаям в дорожном движении обусловлена такими особенностями психофизиологического развития, как:

  1. неустойчивость и быстрое истощение нервной системы;
  2. быстрое образование условных рефлексов и быстрое их исчезновение;
  3. процессы раздражения и возбуждения сильнее процессов торможения;
  4. потребность в движении преобладает над осторожностью;
  5. стремление подражать взрослым;
  6. недостаток знаний об источниках опасности;
  7. переоценка своих возможностей.

Французский психолог Дюваль утверждает: "Дети — это не взрослые в миниатюре. Их реакция на опасность очень отличается от нашей".

Множественные исследования педагогов-психологов показывают, что зачастую дети прекрасно усвоившие теорию безопасности не умеют применять свои знания на практике.

Дети, не усвоившие понятия о скрытых опасностях на дороге, практически ежедневно ставят эксперимент на себе. Предоставленные  сами  себе,  дети  в  большинстве  случаев  не  могут  ощутить  реальную  опасность  на  дороге.  Считая  себя  быстрее приближающегося  автомобиля  и  его  скорость,  дети  часто  переоценивают  свои  возможности.  

Пешеход, а следовательно и ребенок, непрерывно сталкивается с ситуациями, сходными с теми, которые он уже встречал раньше и исход которых ему известен благодаря предыдущему опыту. Чем больше сохранилось в памяти ребенка таких стандартных ситуаций-ассоциаций, тем большую безопасность он способен себе обеспечить.

Первым учителем, который может помочь обществу решить эту проблему, должен стать воспитатель дошкольного учреждения. Главное – он должен привить устойчивые навыки безопасного поведения ребенка в любой дорожной ситуации.

Исходя из выше сказанного, становится ясно, что формирование безопасного поведения на дорогах у детей в дошкольных учреждениях имеет свои особенности. От воспитателя требуется не столько формировать знания правил, сколько формировать умение действовать безопасно в сложных дорожных ситуациях. Отличное знание правил само по себе не гарантирует малышу безопасности на дорогах. Конечно, изучение правил – дело нужное, но главная задача не в этом. Суть заключается в том, чтобы привить ребенку устойчивые навыки безопасного поведения в любой дорожной ситуации и привить ему положительное отношение к решению этой задачи.

Прежде чем начинать формирование основ безопасного поведения на дорогах у дошкольников, педагогам самим необходимо знать и соблюдать правила дорожного движения, так как сам педагог является примером для ребенка.

Для освоения основ безопасного поведения на дорогах ребенок должен обладать такими качествами как :

Внимание (позволяет ребенку сконцентрироваться на ситуации на дороге, быстро переключаться, распределять внимание, не сосредотачивая его на едином объекте)

Мышление (помогает ребенку установить причинно-следственные связи между своими действиями и ситуацией на дороге до выполнения какого-либо действия)

Ориентировка в пространстве (позволяет ребенку оценивать окружающее пространство независимо от собственной позиции,  менять точки отсчета).

Координация движений (позволяет ребенку быстро воспринимать  обстановку, перерабатывать за короткий промежуток времени полученную  информацию и очень точно действовать по пространственным, временным и силовым параметрам при общем дефиците времени). 

Только совместными усилиями воспитателей и родителей, используя их знания, терпение и такт, возможно научить детей навыкам безопасного общения со сложным миром перехода улиц и дорог. Необходимо так же отметить, что навыки безопасного поведения на дороге у детей необходимо закреплять и тренировать ежедневно, в специально организованных для этого условиях.

Ведь навыки и привычки, которые ребенок приобретает в дошкольном возрасте, помогут ему несколько позже приобрести знания.

Модель поведения ребенка на дороге должна характеризоваться навыком, а отношение к выполнению правил безопасного движения должно стать положительной привычкой.

Навыки, привычки и знания развиваются, закрепляются и совершенствуются в течение всей жизненной деятельности человека. По мере взросления и накопления опыта уровень подготовленности ребенка к безопасному поведению на дороге растет.

Знакомство ребенка с дорожной ситуацией, с транспортом как элементами окружающей его среды имеют свою специфику. Он не может ее «попробовать», а для него важен личный опыт. Однако очень важно заранее обучить ребенка безопасному поведению на дороге. Развитию таких мыслительных навыков способствует внедренное в дошкольных учреждениях ситуационное обучение, овладев которым, только воспитатель способен выработать у ребенка мыслительный навык. Ситуационное обучение заключается в систематизации и анализе типичных дорожно-транспортных ситуаций, в результате которых произошли или могут произойти ДТП. Цель ситуационного обучения – приучать ребенка предвидеть опасные ситуации, правильно их оценивать и прогнозировать их развитие, вырабатывать решения, предупреждающие попадание ребенка в ДТП или уменьшающие тяжесть их последствий.

Для анализа опасной ситуации воспитатель использует разнообразные технические средства: макеты, альбомы, слайды, кинофильмы, видеомагнитофоны. Наибольший эффект дает ситуационное обучение, когда оно проводится параллельно с изучением Правил дорожного движения.

Формирование у дошкольников безопасного поведения на дорогах должно осуществляться несколькими путями.

Прежде всего – через непосредственное восприятие окружающего мира, в процессе которого дети активно знакомятся с различными дорожными ситуациями, воспринимая и называя предметы, явления, действия людей, их взаимоотношения между собой, анализируя эти отношения и делая выводы.

Второй путь – познание действительности через рассказы родителей, воспитателей, чтение художественной литературы, просмотры телевизионных передач, диафильмов и видеофильмов, через подвижные игры, с помощью различных картинок, иллюстраций, атрибутов и личный пример  взрослых.

И, наконец – через специальную работу по формированию у детей значимых для безопасного поведения двигательных навыков и установок восприятия.

В рамках рассмотрения первого пути формирования у дошкольников безопасного поведения на дорогах целесообразно говорить о создании предметно-развивающей среды, направленной на формирование безопасного поведения на дорогах у детей.

Для освоения основ безопасного поведения на дорогах ребенок должен обладать такими качествами как: внимание, мышление, ориентировка в пространстве, координация движений. Для лучшего развития этих качеств необходимо большее пространство, чем группа детского сада. И лучшим вариантом, по нашему мнению, будет использование участка детского сада.

Наше учреждение ГБДОУ детский сад №119 «Незнайка» предлагает вашему вниманию свой двухлетний опыт работы.

В результате использования разнообразных форм и методов работы на участке детского сада по формированию опыта безопасного поведения на дороге у детей старшего дошкольного возраста,  организации развивающего пространства участка детского сада для формирования практического опыта безопасного поведения на дороге и регулярного проведения мероприятий на участке, направленных на формирование практического опыта у детей старшего дошкольного возраста дети становятся более аккуратны, осторожны, внимательны, приобретают «здоровые» привычки безопасного поведения,  активно применяют полученные знания в практической деятельности. Дети с удовольствием используют  в самостоятельной деятельности на прогулке макеты, дорожные знаки, атрибуты к играм. Обогащение развивающей среды участка, планомерная организация детской деятельности на участке детского сада, сотрудничество родителей и детского сада в данном направлении, положительно сказывается на формировании основ безопасного поведения на дороге.

МАХАНОВА Т.Ю.

ПРИЛОЖЕНИЯ.

Проект  

«Создание автогородка на участке группы №10 ГБДОУ детского сада №119 «Незнайка»

Общие положения

Введение в проблему

По прогнозам к 2035 году на Земле будет 3 миллиарда автомобилей, в настоящее время их количество насчитывает 800 млн. В ближайшей перспективе — к 2015-2020 годам — в России будет около 40 млн. автомобилей. При учете увеличения с 1991 г. по настоящее время численности автомобилей в 18 раз, проблема культуры поведения автомобилистов и безопасности перемещения пешеходов стоит очень остро. Статистика дорожно- транспортных происшествий (ДТП) носит угрожающий характер. Основная доля пострадавших детей (более 50%) в ДТП приходится на возраст с 7 до 14 лет.

С точки зрения безопасности движения пешехода проводится большая работа по профилактике ДТП:

 организуются «Уголки по безопасности дорожного движения» в образовательных учреждениях;

выпущены макеты печатных и электронных учебных пособий по безопасности дорожного движения для образовательных учреждений;

проводятся занятия по правилам движения, но носящие в основном кабинетный, теоретический уровень овладения предметом.

Современное решение проблемы заключается :

-   в усилении решения проблемы безопасности дорожного движения со стороны пешеходов, в частности детей;

-  в формировании практического навыка безопасного поведения на дороге детей старшего дошкольного возраста

- в  моделировании в условиях (виртуальных и практических) конкретных ситуаций автодорожного и пешеходного движения, в событиях и  действиях, максимально приближенных к обстановке на улицах города;

Основные цели создания автогородка:

  1. привитие детям дошкольного возраста практических навыков безопасного поведения на дорогах;
  2. закрепление знаний, приобретенных на занятиях;
  3. практическое упражнение детей в соблюдении правил через сюжетно-ролевую игру, организованную на территории автогородка.

Этапы создания автогородка на участке:

  1. совещания с родителями;
  2. разработка этапов создания автогородка;
  3. воплощение проекта;
  4. открытие городка.

Автогородок может иметь следующий набор элементов:

  1. проезжую часть для движения транспорта, обозначенную дорожной разметкой;
  2. два трехсторонних перекрестка, оборудованных дорожными знаками, один из них с круговым движением;
  3. участок дороги с односторонним движением;
  4. нерегулируемый пешеходный переход «зебра» и регулируемый пешеходный переход, на котором установлен светодиодный светофорный объект, состоящий из двух транспортных и двух пешеходных светофоров, работающий от аккумулятора как в автоматическом, так и в ручном режиме управления. Наличие нерегулируемых и регулируемых пешеходных переходов позволяет отрабатывать правила безопасного перехода проезжей части, а также обращать внимание детей на скрытые опасности при переходе;
  5. оборудованные места для  26 дорожных знаков
  6. выносные дорожные знаки
  7. тротуар и пешеходная дорожка для движения пешеходов в городке;
  8. выносной материал (дорожные знаки, светофоры, нагрудные знаки, обозначающие транспорт для детей, атрибуты для сюжетно-ролевой игры)
  9. остановка автобуса;
  10. кафе
  11. поликлиника;
  12. заправка;
  13. станция технического обслуживания;
  14. пост ДПС.

Наличие малых форм (остановка, кафе, заправка и т.д.) – очень важный момент для обучения. Они позволяют отработать правила поведения на остановке, правила перехода проезжей части при выходе из транспорта, обыграть различные ситуации на дороге. Малые формы рекомендуется оснащать игровым оборудованием, детской мебелью, посудой, инструментами, муляжами продуктов и т.д.

Циклограмма проведения мероприятий на участке детского сада, направленных на формирование опыта безопасного поведения у детей старшего дошкольного возраста.

п/п

Формы и методы взаимодействия с детьми

Часы в месяц

1

Непосредственно образовательная деятельность на прогулке

1 раз в неделю

2

Беседы

1 раз в месяц

3

Экскурсии (наблюдения)

1 раз в 3 месяца

4

Сюжетно-ролевые игры на прогулке

Ежедневно (и как для самостоятельной деятельности)

5

Подвижные игры

3 раза в неделю

6

Проблемные ситуации на участке детского сада

2 раза в месяц

7

Игры в «Автогородке»

2 раза в месяц

8

Развлечения по ПДД на улице (викторины, конкурсы)

1 раз в квартал

9

Игры на  участке «Азбука дорожного движения»

Ежедневно

10

Тематические физминутки

ежедневно

11

Контрольно – оценочные мероприятия (совместно с родителями)

2 раза в год

Перспективное планирование мероприятий на участке детского сада по формированию опыта безопасного поведения на дорогах у детей старшей группы с правилами на 2011 – 2012 учебный год.)

месяц

Познавательная

деятельность

Игровая

деятельность

Продуктивная

деятельность

Проблемные ситуации с имитационным  моделированием

Работа с родителями

С

Е

Н

Т

Я

Б

Р

Ь

НОД: «Правила и безопасность поведения на улицах города»

НОД: область «Физическое развитие»  

Сюжетно-ролевая игра: «Автобусная экскурсия по улицам нашего города»

Выполнение разметки на участке:

«Улицы города»

 

«Как неразлучные друзья дорогу переходили»

Индивидуальные беседы на тему: «Особенности детей старшего дошкольного возраста и их влияние на формирование опыта безопасного поведения на дорог

О

К

Т

Я

Б

Р

Ь

НОД: «О чем говорят дорожные знаки»

НОД: область «Физическое развитие»  

Сюжетно – ролевая игра: «Пешеходы и водители»

 Изготовление выносного материала «Дорожные знаки»

«В стране знаков»

Совместно с родителями создание «дорожных знаков» (изготовление подставок и столбиков)

Н

О

Я

Б

Р

Ь

НОД: «Помощники на дороге»

НОД: область «Физическое развитие»  

Сюжетно – ролевая игра «Кто поможет нам в беде» (Службы помощи на дороге)

Изготовление макетов зданий службы помощи

«Это улица моя, есть здесь зданий череда»

Составление с родителями презентации «Какая служба нам поможет», помощь родителей в изготовлении макетов зданий.

Д

Е

К

А

Б

Р

Ь

НОД: «Опасности на дороге»

НОД: область «Физическое развитие»  

Игра – забава: «Я начну, а ты продолжишь»

Изготовление знаков, обозначающих опасности.

 «Снежная королева в городе»

Совместно с детьми изготовление макета своего дома.

Я

Н

В

А

Р

Ь

НОД: «Чтобы не было беды. Детям о дорожных происшествиях и их последствиях»

НОД: область «Физическое развитие»  

Игра -  соревнование: «Мы помощники дорожной полиции»

Изготовление нагрудных знаков «Транспорт». Изготовление атрибутов к сюжетно- ролевой игре (ГИБДД)

 «Незнайка на дороге»

Совместно с родителями изготовление графических моделей на тему: «Опасные ситуации на дороге»

Ф

Е

В

Р

А

Л

Ь

НОД: «Перекресток »

НОД: область «Физическое развитие»  

 Игра - соревнование «Пешеходы и водители»

Подвижные игры

«Автомобилисты»

Изготовление макетов зданий соц.значения

«На перекрестке»

Творческий конкурс «Безопасный маршрут от дома до детского сада»

М

А

Р

Т

НОД: «Светофор»

НОД: область «Физическое развитие»

Спортивный досуг

Изготовление плакатов по безопасному поведению на дороге для малышей.

«В стране Светофории»

Буклет: «Соблюдайте правила безопасности на дороге».

А

П

Р

Е

Л

Ь

НОД «Автогородок»

НОД: область «Физическое развитие»

Игры в «автогородке»

Подвижные игры «Стоп»

Изготовление атрибутов для игр в «автогородке»

«Малыши приходят в гости»

Открытое мероприятие «Автогородок в действии»

М

А

Й

НОД «Автогородок»

НОД: область «Физическое развитие»

Игры в «автогородке»

Подвижные игры «Пешеходы и водители»

Изготовление схем для организации игры «Поиск клада»

«Поиск клада»

Презентация сайта для родителей «Безопасность наших детей»

Карта анализа развивающей среды группы № _________

Разработаны на основе исследований Поляковой М.Н., Нищевой Н.В. и примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «Детство» образовательной области «Безопасность»

В критериях оценки качества организации развивающей среды выделяем три блока:

  1. Оценка материально-технического оснащения

В рамках данного блока выявляется наличие материально-технического оснащения, его соответствие требованиям.

  1. Оценка функционального и эмоционального комфорта

В рамках второго блока выявляется качество материалов, представленных в развивающей среде, соответствие материалов возрасту. Современность и эстетичность материалов, возможность их разностороннего использования.

  1. Оценка содержания развивающей среды

Для удобства проведения мониторинга представим критерии в таблице.

Наличие

Доступность

(содержание)

Функционально-эмоциональный комфорт

уголок безопасности в группе и его наполняемость:

  1. Светофоры
  2. Пешеходные переходы
  3. Знаки дорожного движения
  4. Материалы для организации сюжетно-ролевых игр, направленных на соблюдение правил безопасности на дороге (атрибуты сотрудника ГИБДД, водителя, пассажира и т.п.)
  5. Дидактические  и настольно-печатные игры, направленные на закрепление знаний о правилах безопасности а дороге
  6. Картотеки с правилами безопасности на дороге для детей
  7. Макеты, имитирующие ситуации на дороге
  8. Иллюстрации правильного и не правильного поведения на дороге
  9. Свои материалы

информационные плакатов

  1. Как вести себя на дороге
  2. Как вести себя в транспорте
  3. Это опасно
  4. Свои материалы

Материально-техническое оснащение

  1. Компьютерные игры, направленные на формирования безопасного поведения на дорогах у дошкольника
  2. Музыкальная подборка звуков, имитирующих различные сигналы опасности и безопасности

(сигнал машины, гудок поезда, крики людей, шум толпы, сигнал тревоги и т.п)

  1. Виртуальные экскурсии, с имитацией чрезвычайных ситуаций на дорогах
  2. Подборка презентаций, выполненных совместно с детьми, по теме «Безопасность на дорогах»
  3. Подборка видео тематической направленности

Участок группы и материалы для использования на участке

  1. Разметка или условные обозначения для разметки
  2. Светофоры
  3. Пешеходные переходы
  4. Знаки дорожного движения
  5. Материалы для организации сюжетно-ролевых игр, направленных на соблюдение правил безопасности на дороге (атрибуты сотрудника ГИБДД, водителя, пассажира и т.п.)
  6. Макеты (стационарные или разборные):

дом, школа, детсад, стадион, театр, кинотеатр, парк, больница, кафе-мороженое, полиция, автозаправка, остановка транспорта, стоянка автомобилей, пожарное депо, ж/д переезд

  1. Транспорт для передвижения детей на участке или его условные обозначения (велосипеды, электромобили, автомобили детские, нагрудные знаки и т.п.)

Оценивание проводится по бальной системе, каждый материал оценивается в 3 блоках, указанных перед таблицей. Каждый материал оценивается от 1 до 3 баллов максимально.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация на тему "Опыт работы по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма и воспитанию навыков безопасного поведения на дорогах"

В презентации рассказано о работе воспитателя в соедней группе по обучению детей правилам дорожного движения, о работе с родителями по данной теме. Презентация состоит из трех частей. 1ч-27 слай...

Опыт работы по безопасному поведению дошкольников на дорогах

Необходимость поиска наиболее эффективных путей в воспитании безопасного поведения у детей дошкольного возраста является  на сегодняшний день  достаточно острой и актуальной. В этой большой ...

Опыт работы по обучению детей безопасному поведению на дорогах и работы с родителями по профилактике ДДТТ

Обучение детей дошкольного возраста правилам безопасного поведения на дорогах должно проводиться с учетом их психофизиологических особенностей, важнейшей из которых является не сложившаяся нервно - пс...

Опыт работы по обучению детей безопасному поведению на дорогах и опыт работы с родителями по профилактике ДДТТ

Наш детский сад расположен в  микрорайоне города Бавлы Республики Татарстан недалеко от федеральной магистрали «Москва-Оренбург», по которой беспрерывным потоком едут автомобили и поэ...

Опыт работы Тема: «Система работы по формированию навыков безопасного поведения на дорогах у детей дошкольного возраста»

Повседневная жизнь обычного гражданина таит множество опасностей. Обеспечение безопасности себя и своих детей становится всё актуальнее.Проблема дорожно-транспортных происшествий в Российской Фед...

опыт работы Тема: «Система работы по формированию навыков безопасного поведения на дорогах у детей дошкольного возраста»

Тема: «Система работы по формированию навыков безопасного поведения на дорогах у детей дошкольного возраста»...