Рабочая программа по образовательной области "Чтение художественной литературы".
рабочая программа (подготовительная группа) на тему

Ермилова Наталья Валентиновна

Рабочая программа разработана на подготовительную группу на год. Программа составлялась  по календарю жизни сада. Произведения соответствуют программе "Детство".

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

 «Детский сад общеразвивающего вида» № 21 «Умка»

Рабочая учебная программа по образовательной области

ЧТЕНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Подготовительная к школе группа

Воспитатель: Ермилова Н.В

Сентябрь

Непосредственная образовательная деятельность

Образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов

Самостоятельная деятельность детей и изменения предметно-развивающей среды

Взаимодействие с семьями детей

                                                                                                                «Осень золотая»

Я. Тайц «По грибы» - пересказ произведения.          

Продолжать учить детей пересказывать текст самостоятельно, передавать интонацией характеры персонажей, свое отношение к героям; закрепить умение пересказывать рассказ по ролям, образовывать уменьшительно – ласкательные наименования (листок, кузовок, мешок, лепесток и др.);

Физминутка «Ветер дует нам в лицо». Комплекс утренней гимнастики «Осенняя прогулка». Использование в режимных моментах стихов, загадок про осень.

Драматизация «Под грибом» (по сказке В.Сутеева)

Разместить выставку книг «Времена года», «Рассказы о природе».

Предложить прочитать рассказ Н.Носова,«Огородники» и нарисовать рисунок.

Папка-передвижка «Осенние забавы».

Выставка детских работ «Осенняя  палитра».

    «Самые красивые и аккуратные»

Помочь вспомнить знакомые сказки X. К. Андерсена, познакомить с новыми сказками. Упражнять в пересказе простых коротких произведений с помощью воспитателя с использованием различных театров.

Развивать интонационную выразительность речи при чтение сказки Г.Х Андерсена «Новый наряд короля», «Пастушка и трубочист».

Комплекс утренней гимнастики «Делай как мы». Использование пословиц.

С/р «Салон красоты», «Парикмахерская».

Д/и «Одень куклу», «Хорошо – плохо».

Рассматривание иллюстраций «Мойдодыр», «Девочка чумазая».

Изготовление совместно с детьми книжек-малышек с пословицами и поговорками на данную тему.

«Чудесный мир детства»

В. Драгунский «Друг детства» - чтение рассказа.              Учить детей эмоционально воспринимать образное содержание произведения, осмысливать идею; закрепить представления о жанровых особенностях литературных произведений (сказка, стихотворение, рассказ); осмысливать значение образных выражений.

Знакомить детей с загадками о друге, о дружбе. Слушание песен про детство, друзей. Комплекс утренней гимнастики «Дети с палками идут».

С/р «Детский сад», «Школа». 

Разместить в книжном уголке книги по данной теме.              

Придумать рассказ «Один день из моей жизни в летском саду».

Конкурс рисунка «Мирное детство».

«Наш любимый детский сад»

Чтение сказки  Ш. Перро «Мальчик – с пальчик»

рассказывание сказки. Продолжать знакомить с жанровыми особенностями сказки; учить осмысливать характеры персонажей; формировать образность речи, понимание образных выражений;  развивать творческие способности, умение разыгрывать фрагменты сказки.

Слушание песен про «Детский сад». Комплекс утренней гимнастики «На зарядку становись!» Прослушивание сказок Ш.Перро в аудиозаписи.

Слушание музыки к сказке «Золушка».

С/р «Детский сад».

Пополнить развивающую среду играми, книгами.

Изготовление атрибутов для сказки «Золушка».

Драматизация сказки «Золушка».

Нарисовать рисунок «Мой любимый детский сад».

Чтение рассказа Л.Толстого «Филлипок».

Составить рассказ «Что мне нравиться больше всего в детском саду».

Октябрь

Непосредственная образовательная деятельность

Образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов

Самостоятельная деятельность детей и изменения предметно-развивающей среды

Взаимодействие с семьями детей

«Музыкальный калейдоскоп»

Фольклор народов мира «Кораблик», пер с англ. С. Маршак. -  песенка. Продолжать знакомить детей со значением и содержанием малых фольклорных форм (песенок); учить выразительно и ритмично рассказывать наизусть песенку «Кораблик»; формировать интонационную выразительность речи в процессе исполнения и обыгрывания потешек и песенок; воспитывать любовь к устному народному творчеству.

Комплекс утренней гимнастики «Мы поставили пластинку». Слушание песенок, потешек в аудиозаписи.

Игры на музыкальных инструментах.                        

Пополнить книжный уголок  новыми книгами с потешками, песенками. закличками.                  

Выучить самостоятельно любую потешку.

«Природа вокруг нас»

Познакомить с творчеством писателя Д. Мамина  Сибиряка.Чтение рассказа  «Медведко». Формировать умение осмысливать содержание произведения «Медведко.

Слушание музыки «Времена года. Осень».Физминутка «Ветер дует нам в лицо». Комплекс утренней гимнастики «На прогулку мы пойдем».

Разместить выставку книг «Времена года», «Рассказы о природе».

Д/и «Угадай по описанию», «Времена года», «Во саду ли  во городе ».

Сбор природного материала, засушивание листьев и семян.

Написать и оформить пословицы, поговорки, стихи об осени.

«Будь здоров»

Воспитание у детей потребности в здоровье через художественное слово Учить детей пониманию целостного здорового образа жизни, через чтение художественной литературы. Развивать способность эмоционально реагировать на содержание литературных произведений. М.Михайлов «Как медведь трубку курил», «Два Мороза».

Рассматривание иллюстраций к произведениям. Показать детям, что их здоровье зависит от них самих. Довести до понимания детей ценность витаминов. Упражнять детей в использовании потешек и поговорок о здоровье в повседневной жизни. Знакомить детей с загадками о спорте. Обратить внимание детей на плакат «Режим дня».. Комплекс утренней гимнастики                                 «Ровная осанка – залог здоровья».

Внести дидактические игры для закрепления культурно-гигиенических навыков.

Пополнить книжный уголок литературой о здоровом образе жизни.

Вечер загадок, посвященных здоровью человека.

Обогатить сюжетно-ролевую игру «Больница»

Подготовить пословицы и поговорки  о здоровье, о спорте.

Составить рассказ «Мой любимый вид спорта»

«В гостях у мультяшек»

Учить детей понимать смысл сказки, правильно оценивать поступки героев. Продолжать работу над развитием связной речи; совершенствовать, диалогическую и монологическую речь, закреплять умение отвечать на вопросы, давать развернутый ответ. Учить сопоставлять прочитанное (услышанное) с фактами жизни. Чтение и беседа по сказке «Марья Моревна» Разыгрывание по ролям.        

Викторина по сказкам. Комплекс утренней гимнастики «На стройке».

Д/и «Угадай из какой сказки». Слушание песен из мультфильмов.

Прослушивание аудиозаписи сказок.                         Игры с настольным театром показ сказок.      Изготовление атрибутов к сюжетно - ролевой игре «Театр» .                

Предложить родителям вместе с детьми придумать небольшую сказку о героях мультфильмов  и оформить ее в авторскую “ книжку-малышку”.

Ноябрь

Непосредственная образовательная деятельность

Образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов

Самостоятельная деятельность детей и изменения предметно-развивающей среды

Взаимодействие с семьями детей

«Поздняя осень»

Закреплять у детей знания о изменениях в природе поздней осенью, о том как ведут себя в это время животные. Продолжать совершенствовать художественно-речевые исполнительские навыки детей при чтении стихотворений. Чтение стихотворений: А.Пушкин «Унылая пора! Очей Очарованье!..» («Осень») Н. Рубцов «Про зайца», Б. Прохоров «Кормушка».

Использование загадок про  осень. Комплекс утренней гимнастики «Осенние месяцы».

Слушание в аудиозаписи «Звуки леса».

Разместить выставку книг о животных.                                         Д/И «Зоологическое лото», «Загадки о животных», «Времена года».                            

Выучить стихотворение: Б. Прохоров «Кормушка»

Предложить родителям сделать вместе с ребенком дома кормушку для птиц.

«Неделя вежливости»

Воспитание дружеских взаимоотношений между детьми. Формирование умения договариваться, помогать друг другу. Воспитание заботливого отношения к малышам, пожилым людям. Формирование таких качеств, как сочувствие, отзывчивость, справедливость, скромность и т.д. Чтение В.Осеевой «Волшебное слово», В. Драгунский «Тайное становиться явным.»

Д/ и «Вежливые слова».    Комплекс утренней гимнастики                        «Чтоб совсем проснуться будь вежлив и внимателен».                      Повторить волшебные слова.                

Во время игр закреплять вежливые слова.  Разместить в книжном уголке книги по данной теме.

Рассматривание картинок, иллюстраций «Как вести себя в общественных местах».

Выучить дома пословицу или поговорку  о дружбе, о вежливости.

«Моя Воркута»

Расширение представлений детей о родном крае. Продолжение знакомства с достопримечательностями региона, в котором живут дети. Воспитание любви к «малой Родине», гордости за достижения своей страны. Рассказы детям о том, что Земля - наш общий дом, на Земле много разных стран, важно жить в мире со всеми народами, знать и уважать их культуру, обычаи и традиции.

Развлечение «Люблю родной край».  Комплекс утренней гимнастики «Веселая неделька в Воркуте».

Выставка книг про родной край.                         Настольная игра «площади города».

Рассматривание книг, иллюстраций оВоркуте.

Выучить стихотворение о Воркуте по желанию.                                                        Фотовыставка «Моя Воркута»                     Нарисовать рисунок ко дню города.

    «Мамы всякие нужны, мамы всякие важны»

Учить детей эмоционально воспринимать стихотворение, развивать образность речи; через чтение художественных произведений воспитывать в детях любовь и уважение к маме. Стихи: М.Карим «Эту песню мама пела», Е.Благинина «Вот какая мама», «Мамин день»,

Комплекс утренней гимнастики «Мы зарядку делать будем, мамочку свою разбудим».                      

Учить детей выразительно читать стихотворения наизусть, передавая интонацией свое отношение.

Создать условия для возникновения сюжетно-ролевых игр «Семья», «Дом»

Разместить в книжном уголке книги и иллюстрации о маме, семье.

Д/ и «Мамы всякие нужны»

Выучить с детьми пословицы о маме.        Нарисовать портрет мамы.        Составить рассказ о маме.

Декабрь

Непосредственная образовательная деятельность

Образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов

Самостоятельная деятельность детей и изменения предметно-развивающей среды

Взаимодействие с семьями детей

«Зимняя сказка»

«Снегурочка» - рассказывание русской народной сказки.

Учить понимать образное содержание сказки, оценивать поступки героев и мотивировать свою оценку; развивать способность к целостному восприятию сказки в единстве ее содержания и художественной формы; закреплять знания об особенностях (композиционных, языковых) сказочного жанра; воспитывать любовь к русскому народному творчеству.

В ходе режимных моментов проговаривание песенок, потешек: «Зима пришла». Комплекс утренней гимнастики «Мы на лыжах в лес идём».

Создать условия для рассматривания иллюстраций к сказкам.

 Внести атрибуты для разыгрывания сказки «Снегурочка».

Д/и «Сказка я тебя знаю», «Угадай из какой сказки».

Предложить дома выучить   стихотворение:                            

К. Бальмонта «Снежинка»

Нарисовать рисунок к сказке «Снегурочка»

«Любимые игрушки»

«Берегите игрушки» Э.Успенский.

Прививать любовь к игрушкам через художественное слово. Учить детей выразительно читать наизусть стихотворение.

Комплекс утренней гимнастики «Зарядка с мячом».

Создать условия для игр с любимыми игрушками. Конструирование из бумаги пальчикового театра для совместных игр.

Предложить нарисовать свою любимую игрушку.

Посмотреть мультфильм «История игрушек»

«Мы сильные, ловкие и смелые»

«Как мы с Вовкой готовились в олимпийскую сборную» Софья Прокофьева,  Генрих Сапгир «Румяные щечки»

Воспитание у детей потребности в здоровье через художественное слово. Учить детей пониманию целостного здорового образа жизни, через чтение художественной литературы. Развивать способность эмоционально реагировать на содержание литературных произведений.

Показать детям, что их здоровье зависит от них самих.

Упражнять детей в использовании потешек и поговорок о здоровье в повседневной жизни.

Знакомить детей с загадками о спорте.

Комплекс утренней гимнастики «Силачи».

Создать условия в книжном уголке для рассматривания иллюстраций к произведениям о спорте.

Предложить детям игры в физ.уголке.

Побеседовать с детьми на тему «Почему надо заниматься спортом»

Составить рассказ о своём любимом виде спорта.

«В гостях у Деда Мороза»

И. Суриков  «Зима» - работа по содержанию стихотворения.

Учить детей выразительно читать наизусть стихотворение, передавая интонацией любование зимней природой, чувствовать, понимать и воспроизводить образный язык стихотворения, находить пейзажную картину по образному описанию, обосновывать свой выбор; упражнять в подборе эпитетов, сравнений, метафор для описания зимней природы («Сонные, укрытые снегом, словно в белых шубах»).

В ходе режимных моментов проговаривание стихотворения Е.Михайлова «Что такое Новый год».Проведение  дид. игры «Из какого произведения отрывок?» Комплекс утренней гимнастики «Скоро праздник – новый год».

Создать условия для рассматривания иллюстраций книги «Новогодние пожелания» Е. Каргановой

Изготовление детьми приглашения на праздник.

Предложить дома выучить стихотворение к празднику  «Новый год»

Предложить детям написать письмо Деду Морозу.

Январь

Непосредственная образовательная деятельность

Образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов

Самостоятельная деятельность детей и изменения предметно-развивающей среды

Взаимодействие с семьями детей

«Вежливые ребята»

Чтение детям С.Михалкова "Дядя Степа".

Помочь детям воспринять стихотворение в его многозначности - единстве героического и комического; обратить внимание детей на характерные особенности героя; учить мотивировать свои оценки; вызвать у детей восхищение героем, желание быть похожим на него. 

Чтение детям стихотворений из цикла "А что у вас?", "Хорошие друзья", "Хороший человек"

Комплекс утренней гимнастики «С хлопками веселее». В ходе режимных моментах как можно чаще использовать волшебные слова. Заучивание детьми понравившихся им стихотворений.

С/Р «Школа волшебных слов». 

Рассматривание книги «Новейшие правила для воспитанных детей »

Изготовить дома книжку – малышку  про вежливые слова.

Познакомить родителей с книгой «Новые уроки для маленьких леди и джентльменов»

Беседа с родителями «Вежливо говорим дома».  

Чтение стихотворений С.Я. Маршака "Ежели вы вежливы"

                                                                                                                           «В гостях у Снежной королевы»

Знакомство с творчеством Г. Х. Андерсена. Чтение сказки «Снежная королева»                                

 Уточнить знания детей о творчестве датского сказочника Г.Х. Андерсена; учить осмысливать и оценивать характеры персонажей сказки; формировать умение обращать внимание на поэтические образы;  воспитывать доброту, внимание, заботу об окружающих.

Комплекс утренней гимнастики «Зимние месяцы».

«Коляда! Коляда! А бывает коляда...», «Коляда, коляда, ты подай пирога...»,

Создать условия для рассматривания иллюстраций книг Г.Х.Андерсена. Д/и "Угадай сказку по иллюстрации.˝, "Назови героев сказки".

Почитать дома детям сказки Г.Х.Андерсена,

Посмотреть м/ф «Дюймовочка»              

                                                                                                                                    «Доброта есть у всех»

 Чтение нанайской сказки «Айога»  Учить понимать образное содержание сказки; понимать и оценивать характеры персонажей; закреплять знание о жанровых  особенностях литературных произведений; учить детей понимать и оценивать характер главной героини;

воспитывать отрицательное отношение к лени через художественное слово.

Комплекс утренней гимнастики «С добрым  утром, просыпайтесь, на зарядку собирайтесь». 

Учить понимать переносное значение пословиц, поговорок («Лениться да гулять – добра не видать», «Ленивому и лениться лень»);

Создание в группе атмосферы для добрых и дружественных игр.

Заучивания пословиц о доброте. Создать условие для сюжетно-ролевой игры  «Больница», «Ветлечебница».

Чтение В. Осеевой «Волшебное слово». 

Составление альбома (фото, рисунки) «Наши добрые дела».

                                                                                                                                    «Моя любимая машинка»

Чтение рассказа Н.Носова «Автомобиль»

Учить понимать жанровые особенности рассказа, видеть его начало, основную и завершающую часть; учить оценивать поступки героев; воспитывать навыки коллективной творческой деятельности; учить анализировать поступки героев рассказа, иметь свое мнение о прочитанном .

Знакомить детей с загадками про дорожные знаки, транспорт.

Комплекс утренней гимнастики «Любимые игрушки».

Использование плакатов «Безопасность на дороге», «Дорожные знаки».

Выставка книг про машины.

Игры в уголке по ПДД.                    Изготовление дорожных знаков.

Повторить с родителями правила дорожного движения.                                            Нарисовать план – схему «Дорога домой».

Февраль

Непосредственная образовательная деятельность

Образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов

Самостоятельная деятельность детей и изменения предметно-развивающей среды

Взаимодействие с семьями детей

«История и традиции»

Беседа о празднике «День народного единства». Заучивание пословиц и поговорок о Родине. Прививать чувство патриотизма, любви к родине. Воспитывать интерес, любовь к художественной литературе. Развивать способность слушать литературные произведения различных жанров и тематики, эмоционально реагировать на их содержание и следить за развитием сюжета .Чтение былин «На заставе богатырской», «Три поездки Ильи Муромца».

Комплекс утренней гимнастики «Мы любим спорт  (с гимнастической палкой)». Просмотр мультфильма «Илья Муромец и Соловей разбойник».

Рассматривание энциклопедий, альбомов об истории нашей страны.

Составить рассказ «Какие традиции соблюдают дома».

Составление генеалогического древа семьи.

Просмотр мультфильмов «Алёша Попович и Тугарин Змей», «Князь Владимир».

«У Лукоморья»

«Что за прелесть эти сказки»                                                     Уточнить и обогатить представление о сказках А.С. Пушкина; помочь в своеобразие их языка; вызвать желание услышать сказочные произведения поэта(«Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях», «Сказка о золотой рыбке», «У лукоморья дуб зеленый…», «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди»). воспитывать умение эмоционально воспринимать образное содержание сказок, замечать и выделять изобразительно – выразительные средства, понимать их значение

Слушание отрывков в аудиозаписи по произведения А.С. Пушкина. Комплекс утренней гимнастики «СЕКРЕТИК В ЛЕСУ».

Слушание музыки  «Садко».

Принести портрет Пушкина.                                      Предложить настольные игры по сказкам А.С.Пушкина

Просмотр мультфильма «Сказка о рыбаке и рыбке» Рассматривание открыток к поэме А.С.Пушкина "Руслан и Людмила".

Нарисовать рисунок по сказкам А.С.Пушкина.

Чтение сказки «Золотой петушок».

Выучить наизусть отрывок из любого произведения.

«Почемучки»

Воспитывать интерес, любовь к художественной литературе. Развивать способность слушать литературные произведения различных жанров и тематики, эмоционально реагировать  на их содержание и следить за развитием сюжета. Развивать способность к целостному восприятию рассказа в единстве его содержания и художественной формы, закреплять знания об особенностях  жанра.Чтение рассказа В.Осеевой «Почему», Н.Носова «Фантазёры».

Комплекс утренней гимнастики                                               «Герои сказок». Поощрять самостоятельность, стремление задавать вопросы.

Создать условия для свободного самостоятельного экспериментирования с художественными материалами (бумага белая и цветная, краски, картон, глина, тесто, ткань инструментами

 ( кисть, карандаши, ножницы, стека).

Рассматривание энциклопедий.

Найти в энциклопедии ответ на интересующий вопрос.

Чтение энциклопедий.

«Наша Армия»

Учить детей эмоционально сопереживать, проявлять заинтересованность историей своей страны. Сборники рассказов: С. Баруздин  «Шел по улице солдат», А.Митяев «Землянка», С. Алексеев «Они защищали Москву», Л.Кассиль «Твои защитники», «Главное войско». Воспитывать чувство уважения и заботы к защитникам Отечества.

Прослушивание военных песен. Разучивание с детьми стихотворений о защитниках Отечества. Довести до понимания детьми значения защиты своей Родины, своего народа; воспитывать смелость и выносливость. Комплекс утренней гимнастики « Юные разведчики».

Рассматривание репродукций картин исторического жанра. Создать условия для организации сюжетно-ролевых игр: «Пограничники», «Мы солдаты»

Просмотр военных фильмов.

Сбор  материала и иллюстраций военной техники российской армии.

Чтение детям С.Я.Маршак "Рассказ о неизвестном герое".

Март

Непосредственная образовательная деятельность

Образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов

Самостоятельная деятельность детей и изменения предметно-развивающей среды

Взаимодействие с семьями детей

«Здравствуй, Весна»

В. Бианки. Сказка «Хвосты», «Лесные домишки». Чтение рассказов, стихотворений, песенок, закличек Н.Некрасов «Зелёный шум», А.Майков «Весна». Вызвать у детей чувство любования, восторга перед красотой родной природы, желание выразить в слове свои переживания и впечатления; учить эмоционально воспринимать образное содержание художественных текстов; воспитывать любовь к природе.

На прогулке чтение стихотворений во время наблюдений. На прогулке хороводные игры с использованием песенок, потешек. Комплекс утренней гимнастики                      «Мы зарядку делать будем и весною всех разбудим».

«Масленица, Масленица»,

Рассматривание иллюстраций о весне.  

Д/И «Времена года».                                Наблюдение в уголке природы за молодыми побегами.            

Изготовить для птиц кормушки.          

Чтение В.Гаршин «Лягушка - путешественница».    Изготовление совместных работ на тему: «Весеннее настроение».                

«Книжный калейдоскоп»

Литературная викторина «По следам любимых литературных героев».

Учить детей понимать смысл сказки, правильно оценивать поступки героев. Чтение русской народной сказки.

«Семь Симеонов – семь работников» ( обр. И. Карнаухова). Продолжать знакомить с русскими народными сказками, их жанровыми особенностями;

повторить элементы композиции сказки (зачин, концовка);

учить осмысливать характеры персонажей сказки, составлять описательный рассказ;

развивать умение пересказывать сказку по плану;

формировать образность речи, понимание образных выражений.

Комплекс утренней гимнастики                                      «Путешествие по морю-океану».

Прослушивание отрывков из  сказок в аудиозаписи.

Пополнить книжный уголок новыми книгами.

Д/и «В гостях у сказки», «Угадай из какой сказки».        

С/р «Библиотека», «Книжкина больница».            

Попросить родителей отремонтировать книжки для малышей.

Беседа «Книга наш друг».

Моя любимая книга» - презентация ребёнком своей любимой книги.

Памятка «Прививаем детям любовь к чтению».

                                                                                                                    «Блины выпекай масленицу встречай»

Познакомить детей с древним русским праздником  (Масленица), объяснить его происхождение и назначение.  Продолжать различать жанровые особенности обрядовых песен; учить понимать главную мысль песен; продолжать различать жанровые особенности обрядовых песен. Малые формы фольклора «Масленица, Масленица», «Как на Масленой недели».

На прогулке хороводные игры с использованием песенок, потешек. Комплекс утренней гимнастики                                                  «Весенние месяцы».

Потешка: «Как на Масленой неделе...»

Рассматривание иллюстраций «Как встречают и провожают Масленицу»

Нарисовать рисунок «Масленицы» Выучить заклички, песенки к Масленице.

«Неделя театра»

Расширять представления детей о театре, как виде искусства. Формировать интерес к театральному искусству, как источнику радости, переживаний. Чтение А.Толстого «Приключения Буратино».

Комплекс утренней гимнастики «Герои сказок». На прогулке с\р игра «Театр.  

Настольные игры «В гостях у сказки», С/р «Мы идём в театр».

Изготовить билеты для игры в «Театр».

Изготовить маски для театрального уголка.                                                                 Почитать детям продолжение сказки «Приключения Буратино»

Апрель

Непосредственная образовательная деятельность

Образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов

Самостоятельная деятельность детей и изменения предметно-развивающей среды

Взаимодействие с семьями детей

«От улыбки станет всем светлей»

Н. Носов. Рассказ  «На горке». Учить детей анализировать поступки и поведение героев произведений, оценивать их в соответствии с принятыми правилами. Учить  находить способ  разрешения конфликта. Б. Заходер.  «Никто». Учить детей анализировать поступки и поведение героев произведений, оценивать их в соответствии с принятыми правилами. Учить соотносить содержание произведений с личным опытом детей.

Комплекс утренней гимнастики «Цирк».

Прослушивание песни «Улыбка».

Во время игр относиться друг к другу с понимание, добротой, вежливо.

Д/И «Эмоции».

Чтение рассказов Н.Носова «Живая шляпа», «Фантазёры».

Придумывание юмористических рассказов.

«Пернатые друзья»

Чтение рассказов, стихотворений о весне. Воспитывать интерес к природе, бережное и внимательное к ней отношение.. Чтение, обсуждение В.Бианки «Синичкин календарь» (Апрель). Чтение, заучивание наизусть песенок, потешек, закличек «Уж ты, ласточка», «Идёт матушка-весна…»

Комплекс утренней гимнастики «Воробьи-воробышки».                                   Физминутка «Стая птиц летит на юг».    

Слушание в аудиозаписи  «Птичьи голоса»                  

Пополнить развивающую среду книгами, играми.

Рассматривание книг про птиц. 

Д/и "Четвертый лишний" /зимующие и перелетные птицы/

Предложить родителям сделать вместе с ребенком дома кормушку.

Наблюдать во время прогулки за птицами.

«Вперёд к звёздам»

На примере познания космоса показать возможности человека. Подвести итог в систематизации представлений о космосе Чтение рассказов о космосе. .Беседа «Жизнь в космосе» Викторина « День космонавтики»

Комплекс утренней гимнастики       « Полет к звездам».  Физминутка     « Полёт к звёздам».

Тематическая подборка литературы ко Дню космонавтики.                        Принести в группу портрет Ю. Гагарина.

Подготовка материалов для коллективной работы «Солнечная система»                                                                     Посмотреть мультфильм «Белка и Стрелка».

Выучить стихи о космосе, космонавтах.

«Закаляйся детвора! Всем привет! Физкульт – Ура! »

Учить детей пониманию целостного здорового образа жизни, через чтение художественной литературы. Создание правильных представлений о здоровом образе жизни. В.Бианки «Лисичкин хлеб»; И.Соковня «Неболейка».

Активно приобщать дошкольников посредством произведений художественной литературы к нормам здорового образа жизни.

Комплекс утренней гимнастики «Хотим расти здоровыми». Использование пословиц, потешек и стихов в режимных моментах.

Сюжетные картинки о спорте.

Разместить пословицы и поговорки о здоровом образе жизни.

Внести книгу «Здоровейка»

Рекомендовать просмотр познавательных видео фильмов о здоровом образе жизни, м/ф о русских богатырях.

Май

Непосредственная образовательная деятельность

Образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов

Самостоятельная деятельность детей и изменения предметно-развивающей среды

Взаимодействие с семьями детей

«Лучик – лучик, пригревай! Деток, солнышко встречай!»

Расширять представления детей об изменениях в природе в весенние месяцы. Обращать внимание детей на изобразительно-выразительные средства (образные слова и выражения, эпитеты, сравнения); помогать почувствовать красоту и выразительность языка произведения; прививать чуткость к поэтическому слову.

Чтение, обсуждение В.Бианки «Синичкин календарь» (Май), Чтение стихотворений Ф.Тютчев «Весенняя гроза».

«Краски весны», (Б. Асаналиев), «Подснежники»

 (Т. Белозёров).

Комплекс утренней гимнастики «В гостях у солнышка».

 Использование пословиц, стихов в режимных моментах

Пополнить книжный уголок весенними иллюстрациями.

Создать условия для дид. игры  «Времена года».

Повторение выученных в группе стихов.

Папка «Природа в поэзии: Весна».

«Этот День Победы порохом пропах»

Расширять представления детей об Армии – защитнице нашей страны, о военных. Воспитывать уважение и чувство благодарности ко всем, кто защищал Родину. Желание быть на них похожими. Беседа о родах войск современной Российской Армии. Чтение рассказа А.Митяева «Почему Армия всем родная?» » Рассказ воспитателя о великом празднике народа - Дне Победы. Заучивание «Детского стихотворения о войне» М.Садовского

Комплекс утренней гимнастики « Юные разведчики».        

Слушание песен военных лет, слушание военных маршей.                          

Пополнить книжный уголок книгами, картинками,   иллюстрациями о войне, труде в тылу, портретами героев  войны. Создать условия для сюжетно/ролевых игр «Разведчики», «Мы солдаты» пополнить игры новыми атрибутами.

 Привлечь родителей к созданию выставки «Вечная память».                                      Просмотр военных фильмов.

«Пусть всегда будет мама! Пусть всегда будет папа! Пусть всегда буду я!»

Ю. Яковлев «Мама». Учить детей передавать свое отношение к содержанию стихотворения, подбирать определения, сравнения к заданному слову; упражнять в осознанном использовании средств интонационной выразительности.

Комплекс утренней гимнастики «Семейная гимнастика с  обручем».

Использование пословиц, стихов в режимных моментах. Словесная игра «Какие у меня папа с мамой?» Цикл рассказов на тему: « Я и моя семья» пофантазировать с детьми о том, какая у них будет семья, когда они вырастут

Создать условия для возникновения сюжетно-ролевых игр «Семья», «Дом»

Разместить в книжном уголке книги и иллюстрации о маме, семье.

Э. Успенский «Если был бы я девчонкой...»; С. Черный «Приставалка».

Подготовить материал для выставки о семье.

«Хочу всё знать»

 Н. Носов «Винтик, Шпунтик и пылесос», «Незнайка путешествует», «Незнайка учится»;

Развивать через чтение представления о мире, в котором живут дети, деятельности взрослых. Расширять круг детского чтения изданиями познавательного, энциклопедического характера. Через чтение художественной литературы развивать кругозор детей.

Комплекс утренней гимнастики «Животные жарких стран».

Прибаутки: «Вот пришло и лето красное...», «Вы послушайте, ребята...».

Поощрять самостоятельность, стремление задавать вопросы.

Разместить в книжном уголке иллюстрированные энциклопедии.

Создавать условия для экспериментаторской деятельности.

А. Волков «Волшебник изумрудного города», «Семь подземных королей», «Урфин Джюс и его деревянные солдаты».

.Почитать детскую энциклопедию на интересующие детей темы.

Рекомендуемая литература для чтения, рассказывания и разучивания

Русское народное творчество

Малые формы фольклора. «Бегут, бегут со двора», «Береза моя, березонька», «Богат Ермошка», «Вот пришло и лето красное...», «Вы послушайте, ребята...», «Заря-заряница», «Идет матушка-весна...», «Из-за леса, леса темного», «Как на Масленой неделе...», «Когда солнышко взойдет, роса на землю падет...», «Коляда! Коляда! А бывает коляда...», «Коляда, коляда, ты подай пирога...», «Масленица, Масленица», «Наши уточки с утра...», «Синички-сестрички, тетки-чечетки», «Уж ты Зимушка-зима», «Уж ты, ласточка...».

Волшебные сказки. «Белая уточка», «Заговоренный клад», «Заколдованная королевна», «Василиса Прекрасная», «Волшебное кольцо», «Жар Птица и Василиса Царевна», «Иван — крестьянский сын и Чудо-юдо», «Марья Моревна», «Окаменелое царство», «По колено ноги в золоте, по локоть руки в серебре», «Семь Симеонов», «Снегурочка», «Пойди туда, не знаю куда, принеси то, не знаю что», «Три царства — медное, серебряное и золотое», «Финист—Ясный сокол», «Хрустальная гора», «Царевна-змея».

Бытовые сказки. «Две загадки», «Иван-солдат», «Мудрая дева», «Петр и Петруша», «Солдат и царь в лесу», «Солдат и черт», «Ум».

Былины. «Алеша Попович и Тугарин Змеевич», «Илья избавляет Царьград от Идолища», «Илья Муромец и Калин-царь», «Как Илья Муромец богатырем стал», «Как Илья поссорился с князем Владимиром», «На заставе богатырской», «Про прекрасную Василису Микулишну», «Садко», «Святогор -Богатырь», «Сказка о русских богатырях и нечистой силе», «Три поездки Ильи Муромца».

Фольклор народов мира

Малые формы фольклора. «Ой, зачем ты, жаворонок...» (укр.), «Улитка» (молд.).

Сказки. «Айога» (нан.), «Джек, покоритель великанов» (вал., пер. К.Чуковского), «Золотой холм» (чеш. нар. ск.), «Кот в сапогах», «Мальчик-с-пальчик» (фр.), «Наказанная гордыня», «Про трех заколдованных князей» (чеш. нар. ск.).

Поэтические произведения

Лирические стихи о природе. Я.Аким «Яблоко»; К.Бальмонт «Осень»; А. Блок «Ну лугу»; И. Бунин «Первый снег»; Г. Виеру «У моря» (пер. с молд. Я.Акима); Воронько «Есть в лесу под елкой хата...» (пер. с укр. З.Александровой); С.Есенин «Береза»; А.Кушнер «Птицы»; М.Лермонтов «На севере диком...», «Горные вершины...» (из Гёте); А. Майков «Летний дождь»; С. Маршак «Тает месяц молодой...»; А. Плещеев «Весна» (отрывок), «Мой садик», «Осень

наступила», «Скучная картина!..» (отрывок); А.Пушкин «Унылая пора! Очей очарованье!..» («Осень»), «Уж небо осенью дышало...» («Евгений Онегин»); Г. Сатир «Месяц», «Ночь и день», «Тень- олень», «Тучи», «Про овечку и человечка»; Е. Серов «Ветерок спросил, пролетая...»; И. Токмакова «Туман», «Яблонька», «Разговор Старой Ивы с Дождем»; А. Толстой «Осень, обсыпается весь наш бедный сад...»; А. Фет «Кот поет, глаза прищуря...», «Что за вечер! А ручей...», «Чудная картина...»; А. Черный «Волк».

Стихи об окружающей предметной и социальной действительности. В. Берестов «Восьмое марта», «Читалочка», «О чем поют воробушки»; Б. Заходёр «Повара»; В. Левин «Мистер Сноу»; А. Майков «Колыбельная песня»; Е. Михайлова «Что такое Новый год»; Э. Мошковская «Какие бывают подарки»; Г. Сатир «Лошарик», «Семья», «Удивительный день»; И. Токмакова «Кораблик», «Это праздник...», «Мне грустно...», «Я ненавижу Тарасова...»; Д. Чиарди «Прощальная игра» (пер. с англ. Р. Сефа).

Веселые стихи. В. Берестов «Дракон»; М. Бородицкая «Убежало молоко»; Б. Заходер «Кавот и Камут»; С. Маршак, Д. Хармс «Веселые чижи»; Э. Мошковская «Хитрые старушки»; Р. Сеф «Бесконечные стихи», «Совершенно не понятно»; В. Левин «Мистер Квакли»; И. Токмакова «Плим»; Э. Успенский «Если был бы я девчонкой...»; С. Черный «Приставалка».

Поэтические сказки. П. Ершов «Конек-горбунок»; А. Пушкин «Сказка о золотом петушке», «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях», «Сказка о попе и работнике его Балде», «Сказка о рыбаке и рыбке»; К. Чуковский «Бармалей», «Одолеем Бармалея».

Басни поэтические и прозаические. И. Крылов «Ворона и Лисица», «Лебедь, Щука и Рак», «Слон и Моська»; С.Михалков «Аисты и Лягушки», «Осел и Бобр», «Слон-живописец», «Соловей и Ворона»; По мотивам текстов Эзопа «Кошка и Куры», «Лисица и виноград», «Лисица и Лев», «Лягушки», «Орел и Жук».

Прозаические произведения русской и зарубежной литературы

О природе. В. Бианки «Лесные домишки», «Оранжевое горлышко», «Синичкин календарь»; В. Гаршин «Лягушка-путешественница»; Р. Киплинг «Маугли»; С. Козлов «Ежикина скрипка», «Как ослик шил шубу», «Такое дерево»; К. Коровин «Белка»; А. Куприн «Слон»; Д. Мамин-Сибиряк «Медведко», «Притча о молочке, овсяной кашке и сером котишке Мурке», «Сказочка про козявочку»; М. Михайлов «Лесные хоромы»; Р. Погодин «Откуда идут тучи», «Про жеребенка Мишу и мышонка Терентия»; М. Пришвин «Весна в лесу», «Еж», «Золотой луг»; Я. Сладкое «Разноцветная земля»; Г. Снегирев «Скворец»; Е. Трутнева «Осень».

О социальной действительности и нравственных ценностях. С. Аксаков «Аленький цветочек»; С. Алексеев «Первая колонна»; Г.-Х. Андерсен «Волшебный холм», «Гадкий утенок», «Дикие лебеди», «Дюймовочка», «Елка» «Новый наряд короля», «Русалочка», «Свинопас», «Снежная королева», «Стойкий оловянный солдатик», «Пастушка и трубочист», «Уж что муженек сделает, то и ладно», «Чайник»; А. Толстой «Иван да Марья», «Прожорливый башмак»; П. Бажов «Серебряное копытце», «Хозяйка медной горы»; Л. Воронкова «Дедова калоша», «Маленький Соколик», «Ссора с бабушкой», «Таня выбирает елку» из сборника «Солнечный денек»; Н. Гарин-Михайловский «Книжка счастья»; А. Гайдар «Поход»; бр. Гримм «Бременские музыканты»; В.Даль «Старик-годовик»; В. Драгунский «Друг детства», «Он живой и светится», «Тайное становится явным»; О.Дриз «Когда человеку шесть», «Пуговки», «Стеклышки», «Сто весенних лягушат»; М. Зощенко «Великие путешественники»; Б. Житков «Как я ловил человечков», «На льдине»; В.Катаев «Дудочка и кувшинчик»; Ю. Коваль «Дед, баба и Алеша», «Ух!»; В. Крупин «Отцовское поле»; А. Митяев «Мешок овсянки»; М. Михайлов «Два Мороза»; Н. Носов «Дружок», «Карасик», «Огурцы», «Фантазеры»; В. Одоевский «Городок в табакерке»; В. Осеева «Волшебное слово», «Почему?», «Синие листья», «Три сына»; А. Островский «Снегурочка»; Л. Пантелеев «Трус»; К. Паустовский «Теплый хлеб»; Я. Сегель «Как я был мамой»; Н. Телешов «Белая цапля», «Крупеничка», «Уха»; Л. Толстой «Два брата», «Косточка», «Праведный судья», «Прыжок», «Филлипок»; С. Топелиус «Три ржаных колоска»; Э. Шим «Где наша деревня», «Не смей»; Г. Цыферов «Паровозик»; Ю. Яковлев «Мама».

Сказка-повесть. А. Волков «Волшебник изумрудного города», «Семь подземных королей», «Урфин Джюс и его деревянные солдаты»; А. П. Гайдар «Чук и Гек»; В. Губарев «Королевство Кривых Зеркал», «Малыш и Мелькор»; А.Линдгрен «Мио, мой Мио», «Пеппи- Длинный чулок», «Принцесса, не желавшая играть в куклы»; А. Милн «Винни-Пух и все-все-все»; Н. Носов «Винтик, Шпунтик и пылесос», «Незнайка путешествует», «Незнайка учится»; А. Погорельский «Черная курица или Подземные жители»; О. Пройслер «Маленькая Баба- Яга», «Маленькое приведение», «Чертенок №13»; Дж. Родари «Джельсомино в Стране лжецов», «Приключения Чипполино»; А. Толстой «Золотой ключик или Приключения Буратино»; Э. Успенский «Дядя Федор, пес и кот»; Я. Экхольм «Людвиг Четырнадцатый, Тутта Карлссон первая и единственная»; Туве Янссон «Погоня за кометой», «Шляпа волшебника».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по образовательной области «Художественное творчество», образовательному компоненту «Лепка» для групп раннего возраста (от 1г.6м. до 3 лет)

Рабочая программа  по образовательной  области «Художественное творчество», образовательному компоненту «Лепка»для  групп раннего возраста (от 1г.6м. до 3 лет)...

Рабочая программа по образовательной области "Художественно-эстетическое развитие" в 1 младшей группе (рабочая программа воспитателя)

Рабочая программа по образовательной области "Художественно-эстетическое развитие" в 1 младшей группе (рабочая программа воспитателя)...

Рабочая программа по образовательной области "Художественно-эстетическое развитие" во 2 младшей группе (рабочая программа воспитателя)

Рабочая программа по образовательной области "Художественно-эстетическое развитие" во 2 младшей группе (рабочая программа воспитателя)...

Рабочая программа по образовательной области "Художественно-эстетическое развитие" в средней группе (рабочая программа воспитателя)

Рабочая программа по образовательной области "Художественно-эстетическое развитие" в средней группе (рабочая программа воспитателя)...

Рабочая программа по образовательной области "Художественно-эстетическое развитие" в старшей группе (рабочая программа воспитателя)

Рабочая программа по образовательной области "Художественно-эстетическое развитие" в старшей группе (рабочая программа воспитателя)...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» (разделы: музыка, художественно-продуктивная деятельность) для подготовительной к школе группы «А»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАна основе Примерной общеобразовательной программыдошкольного образованияс учетом Комплексной образовательной программыдошкольного образования «Мир открытий»,научный руково...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» раздел «Музыкальная деятельность» на 2020 – 2021 учебный год Составлена на основе парциальной программы музыкального воспитания «Ладушки» И. М. Каплуновой, И. А. Новоскольц

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАпо образовательной области «Художественно-эстетическое развитие»раздел «Музыкальная деятельность»на 2020 – 2021 учебный годСоставлена на основе парциальн...


 

Комментарии

Ермилова Наталья Валентиновна

Программа разработана на год.Подготовительная группа. В соответствии с календарём жизни ДОУ. В конце программы прилагается список литературы по программе "Детство".

 Побединская Ирина Викторовна

Половины произведений, которые указаны у Вас в планировании, в программе "Детство" нет. Ваша программа конечно чудесна, но вот нам в прошлом году комиссией было строго указано на то, что Волков рекомендован для младшего школьного возраста и что надо читать строго по программе, а если останется время- то можно и что-то другое...:((((