пальчиковая гимнастика
материал (средняя группа) по теме

Ястребкова Наталья Владимировна

пальчиковая гимнастика

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon palchikovaya_gim-ka.doc479.57 КБ

Предварительный просмотр:

 «

МОИ ПАЛЬЧИКИ

   РАССКАЖУТ»

.

П

альчиковые игры целесообразно на чинать с самых простых упражнений, таких, как «Посолим суп» (собранны ми в щепоть пальцами ведущей руки ими тируем названное движение); «Птички» (птички-пальчики «склевывают», напри мер, слова с заданным звуком); «Почистим клювы» (большим пальцем дети тщатель но со всех сторон «очищают» каждый пальчик ведущей руки). Затем можно пе рейти к более сложным играм. «Футболисты»

Как-то летом на лесной полянке собра лись поиграть в футбол две команды - ко манда зайчиков (левая рука) и команда бе лочек (правая рука).

Капитан команды зайчиков вывел на по ле свою команду (работают левой рукой).

Разминается капитан (большим пальцем совершают 7-10 круговых движений).

Разминаются игроки (не менее Зраз сги бают и разгибают каждый палец пооче редно).

Капитан команды зайчиков приветству ет членов своей команды: «Здравствуйте!» (большой палец поочередно соприкасается с каждым пальцем левой руки).

На поле выходит команда белочек (ра ботают правой рукой).

Разминается капитан (большим пальцем совершают 7-10 круговых движений).

Разминаются белочки (не менее 3 раз сгибают и разгибают каждый палец пооче редно).

Капитан команды белочек приветствует членов своей команды: «Здравствуйте!» (большой палец поочередно соприкасается с каждым пальцем правой руки).

Команды приветствуют друг друга: «Здравствуйте!» (соприкасаются одно именными пальцами обеих рук).

В качестве словесного сопровождения пальчиковых игр предпочтительны малые фольклорные формы (потешки, небольшие стихи, считалки).

Сбил, сколотил (стучат кулаком одной руки по кулаку другой).

Вот колесо (показывают круг обеими руками).

Сел да поехал (крутят воображаемым

рулем).        

«Ах, хорошо!» (Покачивают головой.)

 Оглянулся назад (оглядываются

Одни спицы лежат (показывают расто пыренные пальцы обеих рук

Свинка Ненила (хлопают в ладоши)

 Сыночка хвалила (поглаживают себя по голове):

- То-то хорошенький! (Поглаживают кисти правой руки.)

То-то пригоженький! (Поглаживают кисти левой руки.)

Ходит бочком (ребром ведущей руки ве дут по столу),

Хвостик крючком (показывают указа тельные пальцы обеих рук),

Нос пяточком (ставят кулачок на кула чок и на нос).

Жил-был зайчик (хлопают в ладоши) -

Длинные ушки (три пальца в кулак, указательный и средний - ушки).

Отморозил зайчик (сжимают и разжи мают пальцы обеих рук)

Носик на опушке (трут нос).

Отморозил носик (сжимают и разжи мают пальцы обеих рук),

Отморозил хвостик (гладят кобчик)

И поехал греться (крутят руль)

К ребятишкам в гости.

Там тепло и тихо (разжимают кулаки

обеих рук),

Волка нет (хлопают в ладоши),

И дают морковку на обед (поглаживают

живот ладонью ведущей руки по часовой

стрелке).

***

Стучит-бренчит по улице (стучат ку лачком о кулачок) -

Фома едет на курице (локоть правой ру ки опирается на стол, большой и указа тельный пальцы образуют «клювик», ос тальные изображают гребешок).

Тимошка - на кошке (локоть правой ру ки опирается на стол, указательный и ми зинец образуют ушки, средний и безымян ный плотно прижаты к ладони)

По кривой дорожке (ребром ладони изо бражают движение по кривой по столу).

***

Мои пальчики расскажут (хлопают в ладоши с растопыренными пальцами),

Что умеют - все покажут (одноименные пальцы обеих рук 4 раза соприкасаются друг с другом).

Их пять на каждой руке (показывают растопыренные пальцы).

Всё сделать смогут, всегда помогут (хло пают в ладоши).

Они на дудочке играют (здесь и далее движения соответствуют тексту),

Мячик бросают,

Белье стирают,

Пол подметают,

Щиплют, ласкают -

Пять и пять моих ловких пальчиков (показывают пальцы обеих рук).

Упражнение «Кулак-ребро-ладонь» используется для развития межполу-шарных связей.

У нашего (выставляют два кулака)

 У Гришеньки (ставят ладони на ребро)

 Под окошком (показывают две ладони)

Вишенки (выставляют два кулака).

У Семена в саду клены,

У Алены дуб зеленый (левая рука: заги бают пальцы, начиная с мизинца),

У Марины куст малины,

У Арины две рябины (правая рука: за гибают пальцы, начиная с мизинца).

А у Вани (показывают ладонь)

На плетень (выставляют кулак)

Зелененький (ладонь)

 Вьется хмель (кулак).

***

Коленька   хороший    (поглаживают

кисть левой руки),

Коленька   пригожий   (поглаживают

кисть правой руки),

Пройди по дороженьке (указательный и

средний пальцы обеих рук шагают)

 Топни (выставляют кулак),

Коля (ставят ладонь на ребро),

Ноженькой (показывают ладонь).

***

Вышла курочка гулять (шагают двумя пальцами - указательным и средним -каждой руки),

Свежей травки пощипать (щиплющие движения всеми пальцами каждой руки),

А за ней ребятки -

Желтые цыплятки (бегут всеми пальца ми обеих рук).

«Ко-ко-ко, ко-ко-ко (хлопают в ладоши),

Не ходите далеко (грозят пальцем веду щей руки),

Лапками гребите (гребущие движения каждым пальцем обеих рук одновременно, большие пальцы фиксируют ладони у края стола),

Зернышки ищите» (дети собирают зерна поочередно двумя пальцами каждой руки или обеих рук одновременно: боль шой - указательный, большой - средний и т.д.).

Хорошо использовать пальчиковую гимнастику с элементами массажа би ологически активных зон.

Чистая водичка (моющие движения)

Умоет Саше личико (поглаживающие движения по щекам),

Анечке - ладошки (интенсивное поти-рание ладоней),

А пальчики - Антошке (массаж пооче редно каждого пальчика, «снимаем» пер чатки).

***

Ай, лады, лады, лады (хлопают в ладоши),

Не боимся мы воды (совершают интен сивные моющие движения обеими ладонями),

Чисто умываемся («моют» лицо, расти рают уши),

Маме (друг другу) улыбаемся (улыба ются).

Жили-были зайчики (три пальца в ку лак, указательный и средний - ушки)

На лесной опушке (хлопают в ладоши).

Жили-были зайчики (показывают уши)

В беленькой избушке (показывают до мик).

Мыли свои ушки (трут уши),

Мыли свои лапочки (моющие движения ладонями рук),

Наряжались зайчики (движение ладо ней сверху вниз по туловищу),

Надевали тапочки (показывают).

Интересны упражнения, осложнен ные решением сопутствующих задач, например по стихотворению Ю. Чужа ка «Покупал баран баранки» (закрепле ние обратного счета).

На базаре (выставляют кулак)

Спозаранок (ставят ладонь на ребро)

Накупил (показывают ладонь)

Баран (кулак)

Баранок (ребро).

Для барашков (пальцы левой руки «иг рают»),

Для овечек (пальцы правой руки «игра ют»)

Десять маковых колечек (показывают 10 пальцев),

Девять сушек, восемь плюшек,

Семь лепешек, шесть ватрушек,

Пять коржей, четыре пышки, Т

ри пирожных, две коврижки

И один калач купил (показывают соот ветствующее количество пальцев).

Про себя не позабыл (отрицательное движение головой), А для женушки -

Подсолнушки (пальцы обеих рук расто пырены, большие пальцы прижаты друг к другу)!

В старшем дошкольном возрасте уже можно готовить руку ребенка к письму.

Развитие графических навыков зависит не только от качества мелких движений паль цев, кистей рук, тренированности мышц, точности и координации движений, но и от уровня сформированности внимания, зрительной и двигательной памяти, прост ранственных представлений. Помогает в развитии графических навыков способ ность к наблюдению, сравнению, творчес кому воображению.

Во втором полугодии в старшей и под готовительной к школе группах детям по лезно рисовать под диктовку: это вызы вает интерес, радость, снимает психичес кое напряжение, позволяет быстрее и лег че усвоить предлагаемый материал, пре одолеть речевое нарушение. Например:

  • Рисуем большой треугольник, над ним - чуть поменьше, сверху - еще меньше. Что получилось? (Елочка.) Раскрасим ее.
  • Рисуем квадрат, над ним треугольник, в квадрате - окно, на крыше - труба, из трубы идет дым.
  • Рисуем дождик: сначала тучу (дожде вую, снеговую), потом дождинки (кап, кап...), снежинки.

При знакомстве детей со словом объяс няю: слово можно нарисовать. Данный прием стимулирует развитие воображения, ассоциативного мышления, фантазии, рас ширяет словарный запас дошкольников.

Легко нарисовать существительные: день (солнце, светло), ракета, свет (солн це, фонарь, окно).

Труднее рисовать слова-состояния, сло ва-определения: жарко (солнце), весело (улыбка), добрая (мама, бабушка), верный (щенок, пес).

Еще интереснее задание - нарисовать слово с противоположным значением: большой-маленький, добрый-злой, чис тый-грязный, утро-вечер и т.д.

Можно рисовать и предложение. Особенно эффективно рисование под дик товку при усвоении и закреплении пред логов. Рисунки помогают понять прост ранственное расположение предметов. Па раллельно тексту даю схему предлога.

В гнезде - дрозды. В небе белеют облака.

Яблоки - на яблоне.

На веточке - певчая птичка.

На сосне - сосновые шишки. На козе - стрекоза.

Над Волгой - иволга.

Махаон  порхал  над мухомором.

В кресле - перс,

Под креслом - Рекс. Л

иза и Зина - под зонтом.

У Даши подушка под ушком.

За возом - забор, За селом - стожок,

В старшем дошкольном возрасте после знакомства с первыми согласными звука ми приучаю детей «читать» с помощью пальцев. Каждому пальцу соответствует свой звук: большой палец - согласный звук, указательный - а, средний - у, безы мянный - о, мизинец - и.

Согласный звук подставляется по мере изучения, место гласного звука не меняет ся, например: па, та, ма; пу, ту, му; по, то, мо; пи, ти, ми. И т.д.

Сначала на пальцы надеваем красные колпачки - символы гласных звуков, за

Тем  работаем  по памяти, меняя согласный звук: та, ма; ту, му; то, мо; ти, ми. И т.д.

Метод пальчи кового чтения по могает активизиро вать детей, вызывает интерес к чтению, по скольку предлагается в занимательной форме. Обучение на основе ус воения детьми позицион ного принципа чтения сло гов типа согласный-гласный, доведенное до автоматизма пальчиковым чтением, позволяет быстро и без проблем считывать слоги.

Предлагаемые игры и упражнения поз воляют превращать скучные занятия в ув лекательные, способствуют улучшению функционального состояния корковых мозговых структур, речевой деятельности

Познавательно-речевое развитие


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сообщение из опыта педагогической работы "Применение пальчиковой гимнастики в работе с детьми с речевыми нарушениями. Описание комплекса пальчиковой, двигательной и зрительной гимнастики в стихах.

1.Сообщение из опыта педагогической работы "Пальчиковая гимнастика с детьми с речевыми нарушениями".2.Описан комплекс пальчиковой, двигательной и зрительной гимнастики в стихах (по лексическим темам)...

Консультация для родителей. Пальчиковая гимнастика в детском саду Почему проводится пальчиковая гимнастика в детском саду.

Для малышей пальчиковая гимнастика в детском саду проводиться для того чтобы развить мелкую моторику, стимулировать разговорную зону...

Рекомендации родителям. Пальчиковая гимнастика для развития речи. Консультация для родителей «Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников».

Рекомендации родителям. Пальчиковая гимнастика для развития речи. Консультация для родителей «Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников»....

Пальчиковая гимнастика — эффективный способ развития мелкой моторики. Значение пальчиковой гимнастики в развитии дошкольников.

Пальчиковая гимнастика — эффективный способ развития мелкой моторики. Значение пальчиковой гимнастики в развитии дошкольниковПальчиковая гимнастика — эффективный способ развития ...

Картотека самомассажа и пальчиковой гимнастики для детей дошкольного возраста Комплекс пальчиковой гимнастики № 1 «МОЯ СЕМЬЯ»

Картотека самомассажа и пальчиковой гимнастики для детей дошкольного возрастаКомплекс пальчиковой гимнастики № 1«МОЯ СЕМЬЯ»Этот пальчик - дедушка,Этот пальчик - бабушка,Этот пальчик - папо...


 

Комментарии