Главные вкладки

    Педагогический опыт работы: "Волшебная перчатка"
    материал по теме

    Беликова Анастасия Николаевна

     

    В данном материале представлен опыт работы в детском саду при помощи перчаточной куклы.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon tema.doc57.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Тема: «Волшебная перчатка»

    «Единственная настоящая роскошь – это роскошь человеческого общения!»

    Антуан де Сент - Экзюпери

    Цель: Развитие коммуникативных навыков среднего дошкольного возраста средствами перчаточного театра.

    Задачи:   1.  Совершенствовать коммуникативные навыки.

                    2.  Дать представление о перчаточном театре

                    3. Воспитывать доброжелательное отношение к окружающему миру.

    Одной из важнейших задач дошкольного периода является социализация ребенка и важнейшая ее часть – развитие коммуникативности ребенка, то есть умения общаться со сверстниками и взрослыми.

             Жизнь каждого человека буквально пронизана контактами с другими людьми. Потребность в общении – одна из самых важных человеческих потребностей. Психологи относят потребность в общении к числу важнейших условий формирования личности.

             Отношения с другими людьми зарождаются и наиболее интенсивно развиваются в детском возрасте. Без полноценного общения ребенок не сможет социально адаптироваться в обществе, также это отразится на интеллектуальном развитии и формировании личности в целом.

             Большинство дошкольников в коммуникативном общении достаточно благополучны. Они способны налаживать контакты как со взрослыми, так и со сверстниками; умеют договариваться о совместных делах и играх; строят планы и пытаются их реализовать; свободно выражают свои просьбы, задают вопросы; в процессе общения используют различные коммуникативные средства - речевые, мимические, невербальные (образно - жестовые). Их отличает живой - интерес к собеседнику, которым для ребёнка старшего дошкольного возраста; становится сверстник.

     Однако определённая часть детей в разной степени испытывает трудности в овладении коммуникативной деятельностью (в общении). Это обнаруживается при взаимодействии ребёнка со взрослыми и сверстниками, в партнёрской ролевой игре, в ситуациях нерегламентированного общения (в свободной деятельности). Трудности вхождения в детский коллектив, недостаточное умение учитывать в совместной деятельности деловые и игровые интересы партнёра приводят к обеднению коммуникативных способностей ребёнка, оказывают негативное влияние на характер и содержание игровой деятельности, межличностных отношений, определяют невысокий социальный статус в группе сверстников. Такие дети, несмотря на стремление играть вместе с другими, с трудом налаживают дружеские и игровые отношения с ними, ссорятся, вынуждены играть в одиночестве.

     Для развития коммуникативных умений и навыков, с моей точки зрения, эффективнее использовать театрализованную деятельность. А так же в свою деятельность я включаю игры и упражнения, способствующие развитию навыков общения, межличностных отношений и эмоциональной сферы, которые могут проводиться с детьми индивидуально, с небольшой подгруппой детей и с целой группой детей.

    Используя в своей работе театральную деятельность, а также игры и упражнения, способствующие развитию навыков общения, позволили добиться высоких результатов в развитии у детей коммуникативных навыков, позволили поддерживать интерес у детей на протяжении всего периода воспитания.

             У детей формируются умения и навыки практического владения выразительными движениями (мимикой, жестами, пантомимикой) – средствами человеческого общения. Дети развивают свои организаторские способности, укрепляют возможные качества лидера и тянутся за лидером. Проведенный мною мониторинг, именно положительная динамика речевого развития, и навыки владения выразительными движениями позволяет судить о правильности выбора деятельности для моих воспитанников, а это вовлечение их в театрализованную деятельность.

    Таким образом, формирование коммуникативной компетенции ребёнка дошкольного возраста является актуальной проблемой современной дошкольной педагогики, решение которой имеет важное значение, как для каждого конкретного человека, так и для общества в целом.

             Я предположила, что особенности коммуникативных умений и навыков дошкольников определяются уровнем организации взаимодействия взрослого с ребёнком и во взаимодействии ребенка со сверстником, т.е. правильно построенное взаимодействие или специально созданные условия будут способствовать развитию эмоциональной сферы детей и формированию позитивного отношения к социальной действительности.

             Актуальность данного вида деятельности обоснована и поэтому приоритетным направлением и главной целью моей педагогической деятельности является создание условий для формирования коммуникативных умений и навыков детей старшего дошкольного возраста посредством перчаточного театра как один из путей достижения современного качества дошкольного образования при подготовке детей к школе.

    Какой малыш не мечтал хотя бы однажды, чтобы его любимые игрушки, ставшие лучшими друзьями, ожили и заговорили? Чтобы они смогли разомкнуть темницу своей статичности, рассказать о себе, стать настоящими партнерами по играм? И даже куклы-роботы не способны эту мечту исполнить, ведь их движения механистичны и, пожалуй, еще более далеки от желаемого "оживления", которого чает ребенок. Но, оказывается, чудо "живой" игрушки все-таки возможно!

    Речь пойдет об удивительном создании рук человеческих – кукле-перчатке. О тряпичной мягкой кукле, которую можно "оживить" с помощью руки и "одушевить" силой своих эмоциональных переживаний. Приходилось ли Вам когда-нибудь знакомить малыша с этой игрушкой? Если да, то вспомните его первую реакцию. Кроха уже привык к окружающим его обычным куклам, застывшим в одной позе и выражающим лишь одну эмоцию, а то и вовсе равнодушным. И тут вдруг он видит куклу, которая тянется к нему руками, кивает головой, непринужденно раскланивается и здоровается с ним будто сама собой… Изумление, любопытство, желание потрогать и разгадать тайну "живой и говорящей" игрушки – все одновременно выражается на лице крохи. За первым неизгладимым впечатлением следует освоение возможностей куклы, которые оказываются практически безграничными.

             В чем же преимущества такой игрушки?

    Во-первых, одевая куклу на руку, ребенок "сливается" с ней, отождествляется с персонажем, в которого будет играть. С ее помощью он может не просто отрабатывать модели поведения, как он это делает с обычной куклой. С ней он способен эмоционально выразить все то, что его тревожит и волнует, говоря не от своего лица, а от лица сказочного персонажа, живущего в воображаемом мире. Кстати говоря, именно поэтому куклы-перчатки используются детскими психологами в психокоррекционной работе. На занятии психолог предлагает ребенку разыграть специально для него придуманный сценарий. В процессе представления, в том или ином виде воссоздающего травмирующую ребенка ситуацию, малыш с помощью куклы-перчатки выражает свои переживания и агрессию. Таким образом, дети избавляются от мучивших их страхов и негативных эмоций.

    Во-вторых, кукла-перчатка, сама по себе несет некоторый эмоциональный образ. Как правило, кукла – веселая или грустная - изображает положительного или отрицательного героя какой-либо сказки, мульт- или телефильма. Играя с куклой, ребенок психологически переживает роль. А значит, приобретает столь необходимый ему эмоциональный опыт прохождения полярных состояний. Несколько разнохарактерных кукол-перчаток помогут малышу ответить на вопрос, каково это – быть злым или добрым, лживым или правдивым, умным или глупым, доверчивым или подозрительным, смелым или трусливым, открытым или замкнутым, раздражительным или спокойным… И наконец, главное, каково это – быть взрослым? В игре он больше не малыш, он – взрослый: решает взрослые проблемы, сам справляется с жизненными ситуациями, самостоятельно делает выбор.

    Для какого же возраста подойдет эта игрушка?

    В принципе, начинать знакомить малыша с куклами-перчатками можно уже с 1,5 лет. Для начала родитель или воспитатель сам выступает в роли актера. Наденьте куклу на руку, и пусть сказочный персонаж расскажет и покажет малышу сказку. Ребенок пока будет зрителем, а сказочный герой вовлечет малыша по мере разворачивания сюжета в примитивные совместные действия.

    В 3 года ребенок уже может самостоятельно играть с куклой-перчаткой, выстраивая сюжетную смысловую цепочку из 3 – 4 действий и озвучивая эти действия. Малыш с удовольствием подхватит игру, начатую взрослым, а фантазия уже позволит ему использовать в игре воображаемые предметы и предметы-заменители.

            К 4 годам малыш научился хорошо говорить и может на равных с взрослым или сверстником организовывать театрализованные представления. Теперь для ребенка становится чрезвычайно важной следующая ступень – построение и развитие диалогической речи. Ему важно обогатить опыт общения в различных ситуациях. И нет лучшего помощника для  ребенка  в этом деле, чем тряпичная кукла-перчатка или, что еще эффективнее, набор кукол-перчаток – героев сказки, то есть, кукольный детский  театр .

    Преимущество кукольных  театров  в том, что, как правило, все они основаны на известных и любимых  детьми  сказках. Все мы знаем, что без сказок невозможно полноценное развитие ребенка. Сказка затрагивает самые глубинные пласты психики человека и открывает основополагающие человеческие ценности. Очевидно благотворное влияние сказки даже на психику взрослого человека. Для ребенка же сказка – это возможность научиться думать, оценивать поступки героев, усвоить этические нормы, развить память и речь. Ритмичный, простой и певучий язык сказок, полный повторов и устойчивых оборотов ("жили-были", "жить поживать да добра наживать", "зайчик-побегайчик", "лисичка-сестричка", "бил-бил, не разбил"), значительно облегчает понимание сказок и тренирует речевой аппарат ребенка при произнесении сказки вслух.

            В театральной постановке может участвовать вся семья, а чтобы ребенку было интереснее, пригласите для игры его сверстников. Пусть каждый из малышей выберет героя, который ему симпатичен. Научите детей называть вслух свою роль и пояснять в игре свои действия, озвучивать персонажа. "Я - лягушка-попрыгушка", "Я - лисичка-сестричка", "Я - волчок–серый бочок" – каждый из героев говорит с особой интонацией, выражает только ему свойственный характер. И помните, театр – это волшебное действо, для которого нужно обеспечить соответствующую "магическую" обстановку: полумрак, кулисы, с помощью свечей или разноцветной подсветки можно создать таинственную игру света и тени.

     Но вернемся к разговору о полезности. Что еще дает  ребенку  игра в кукольный  театр ? Вспомним, что кукла полностью подвластна ребенку, зависит от него. Это дает малышу возможность смоделировать собственный мир, который будет являться отражением "настоящего" мира, мира взрослых. В этом моделировании параллельно происходят два очень важных для развития малыша процесса. С одной стороны, это подражание взрослым, которое является одним из ключевых факторов детского развития. Раз за разом ребенок повторяет движение, ситуацию, фразу, сказку, отслеживая при этом реакцию окружающих. Через это подражание ребенок учится самоопределению.

     Второй процесс противоположен по своей сути, но внутренне тесно взаимосвязан с первым. Это процесс создания своего, нового мира, т.е. творчество. Сюжет сказки – лишь опора для малыша, лишь толчок к самостоятельному творчеству. В идеале, кукольный  театр  нужен  ребенку  как возможность для бесконечных экспериментов, модуляций. Что такое творчество? Это способность создавать собственные идеи, не действовать по шаблонам и подсказкам. Творческие способности закладываются в детские годы и развиваются на основе собственной активности, заинтересованности реальным миром. Поэтому так важно дать ребенку возможность свободного познания окружающей действительности. Поощрять его не только в том, чтобы он выучил, запомнил и "правильно" сыграл ту или иной роль, но и в том, чтобы он развивал свои сюжеты, свободную игру, в которой он сможет реализовать свои фантазии. Именно так формируется основа будущего творческого восприятия мира. Возможность сформировать эту основу и дает малышам игра в кукольный театр.

             Знакомство детей с перчаточной куклой и театрализованными играми начинаю с первой и второй младших групп. Малыши смотрят драматизированные сказки и другие инсценировки, которые показывают воспитатели и старшие дошкольники, это создает радостную атмосферу.

    Начиная со средней группы детей, последовательно знакомлю с видами театров, основами актерского мастерства. Для этого использую этюдный тренаж, помогающий развивать внимание и восприятие; формирую коммуникативные навыки; прививаю навыки отображения различных эмоций, настроений, отдельных черт характера.

     В средней группе начинаю обучать элементам художественно-образных выразительных средств (интонации, мимике и пантомиме). Дети начинают играть с перчаточным театром. Дети сами пробуют себя в роли артистов.

             Не теряться выступать перед аудиторией, уметь управлять своим голосом – очень важный элемент в процессе общения ребенка с окружающим миром. Игры с печаточными куклами помогают ребенку приобрести уверенность в своих силах и возможностях. В средней группе начинается интенсивное общение детей между собой. И я с самого начала этот процесс стараюсь тактично направлять и контролировать.

     Со старшей группы я приглашаю детей в театральный кружок «В гостях у сказки».

    1. Я  обогащаю представления детей о людях, их взаимоотношениях, эмоциональных и физических состояниях;
    2. учу «прочитывать» эмоции в мимике, жестах, интонации речи и соответственно реагировать.
    3. побуждаю детей к активному проявлению эмоциональной отзывчивости: пожалеть обиженного, утешить, угостить, разделить переживаемые чувства;
    4. дети осваивают культуру общения, культуру поведения в общественных местах;
    5. развивают умения элементарного самоконтроля и саморегуляции своих действий, взаимоотношений с окружающими;
    6. у детей углубляю представления о самих себе, о своих личностных качествах, возможностях, достижениях.

             С особым удовольствием дети участвуют в музыкальных сказках, где органично сочетаются слово, песня, музыка, танец. Движение под музыку, пение приносит детям ни с чем несравнимое удовольствие и радость. Такие спектакли юные артисты показывают детям других групп, тем самым, даря радость другим. С детьми, посещающими кружок «В гостях у сказки» мы ставим спектакли, музыкальные сказки, инсценировки и мн. др. Мои дошколята выступают не только для своих родителей, но и для детей из других групп нашего ДОУ.

    Содержание занятий театрального кружка «В гостях у сказки» включают в себя: просмотр кукольных спектаклей и беседы по ним; игры- драматизации; упражнения, способствующие развитию навыков общения, межличностных отношений; упражнения для социально-эмоционального развития детей; упражнения по дикции (артикуляционная гимнастика, скороговорки); задания для развития речевой интонационной выразительности; игры-превращения («учись владеть своим телом»), образные упражнения; упражнения на развитие детской пластики; ритмические минутки (логоритмика); пальчиковый игротренинг для развития моторики рук, необходимой для свободного кукловождения; упражнения на развитие выразительной мимики, элементы искусства пантомимы; театральные этюды; подготовка (репетиции) и разыгрывание разнообразных сказок и инсценировок; знакомство не только с текстом сказки, но и средствами ее драматизации – жестом, мимикой, движением, костюмом, декорациями (реквизит).

     Для удобства использования вышеперечисленных упражнений и заданий составила картотеку, которая оформлена и представлена в методическом кабинете.

             Создавая среду пребывания ребёнка в дошкольном учреждении, решаю много творческих и организационных задач. В ДОУ имеются разнообразные театры, атрибуты, необходимые для театрализованных постановок. Дети могут в любое время уединиться в более спокойную обстановку, послушать аудиозапись любимой сказки, релаксирующую музыку. Приемная группы также несет свою функцию, она является информационным центром, куда помещается вся информация о предстоящих представлениях.

     Родители принимают активное участие в совершенствовании предметно-развивающей среды, поскольку много дидактических пособий, изделий и атрибутов для театрализованной деятельности изготовляется совместно с родителями.

    Результаты своей деятельности я отслеживаю самостоятельно. Психологические особенности общения, индекс тревожности, самооценку изучает педагог-психолог. Педагогическая диагностика проводится мной два раза в год. В таком же режиме проводится психологическая диагностика. Педагог-психолог даёт мне рекомендации по проведению дальнейшей работы. Результаты психолого-педагогической диагностики позволяют наметить дальнейшие шаги в воспитательно-образовательном процессе.

    Используемая литература:

     Антипина Е.А. Театрализованная деятельность в детском саду: Игры, упражнения, сценарии. – М.:ТЦ Сфера, 2006.

     Арушанова А.Г. Речь и речевое общение детей: Формирование грамматического строя речи: Методическое пособие для воспитателей.- 2-ое изд., испр. И доп.. – М.: Мозаика-Синтез,2005.

     Арушанова А.Г., Дурова Н.В., Иванкова Р.А., Рычагова Е.С. Истоки диалога: Книга для воспитателей. Под ред. А.Г. Арушановой. – М.:»Мозаика – Синтез», 2005.

     Гриценко З.А. Ты детям сказку расскажи…Методика приобщения детей к чтению. – М.: Линка - Пресс, 2003.

     Калинина Р.Р. В гостях у Золушки.(занятия, игры, упражнения),1997.

     Сорокина Н.Ф. Играем в кукольный театр: Пособие для воспитателей, педагогов дополнительного образования и музыкальных руководителей детских садов. – М.:АРКТИ,1999.

     Сорокина Н.Ф. Сценарии театральных кукольных занятий. Календарное планирование: Пособие для воспитателей, педагогов дополнительного образования и музыкальных руководителей детских садов. – М.: АРКТИ,2004.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Опыт работы "Волшебная сила растений"

    Опыт работы "Волшебная сила растений"...

    Педагогический опыт по теме: "Развитие речи у детей старшего дошкольного возраста в организованном педагогическом процессе"

    Педагогический опыт по теме: "Развитие речи у детей старшего дошкольного возраста в организованном педагогическом процессе"...

    "Способы представления и распространения педагогического опыта" Педагогический опыт

    Педагогический опыт Способы представления и распространения педагогического опыта...

    Педагогический опыт по теме: «Использование метода педагогического проектирования как средства развития детей дошкольного возраста»

    По теме: «Использование метода педагогического проектирования как средства развития детей дошкольного возраста»...

    Педагогический опыт работы на тему "Формирование экологической культуры у детей младшего и среднего дошкольного возраста при использовании правильной педагогической организации процесса познания"

    Все мы - дети Природы. И с малых лет человек должен познавать ее и непременно учиться любить, оберегать, разумно пользоваться, быть действительно созидающей, а не губительной частью мира....

    Опыт работы "Волшебная бумага" в технике оригами для детей разновозрастной группы

    Не секрет что развитие мелкой моторики рук благотворно влияет на формирование всех психических процессов, творческих способностей детей, речевой активности, а также развитие интелекта в целом. Мой опы...

    Опыт работы. Волшебный песок, чудесница вода.

    В процессе исследования и экспериментирования развивается любознательность малыша, расширяются его представления об окружающем мире; ребёнок приобретает богатый чувственный опыт, получает мощный импул...