Тренинг: «Психологическая готовность педагога к работе с неблагополучными семьями»
методическая разработка по теме

Чернова Марина Борисовна

 

Чтобы эффективно общаться с людьми, нужно побуждать их к общению на основе вербальных и невербальных реакций. Вербальные реакции – то, что мы говорим. Невербальные – то, что сопровождает нашу речь (поза, мимика, жесты).

На что следует  обратить внимание при установлении контакта?

1.         Одежда – это первое, на что мы обращаем внимание («Встречают по одежке…»).

При первой встрече своим чрезмерно официальным стилем одежды Вы можете вызвать робость и чувство подчинения, перерастающие в раздражение. Желательно избегать одежды кричащих цветов, экстравагантных фасонов, крупных, ярких украшений.

2.         При разговоре желательно смотреть в глаза собеседнику. Человек, который смотрит в глаза, внушает больше доверия, воспринимается как заинтересованный в отличие от того, кто избегает смотреть в глаза. В процессе общения принимайте такое положение относительно собеседника, при котором ваши глаза будут находиться на одном уровне. Старайтесь не разговаривать стоя с сидячими клиентами (например, в инвалидном кресле). Вам лучше тоже садиться, чтобы быть с ними на одном уровне. Улыбка при встрече делает Вас более желательным собеседником.

3.         Обращаемся по имени, отчеству, у человека есть самое дорогое  - это имя. Он вас услышит.

4.         Собеседники бывают разные, от раз говорливых до молчаливых, главное уметь слушать, и не просто слушать. Если мы способны войти в мир подопечного, слушание перестает казаться нам скучным, утомительным занятием, и мы начинаем видеть, как много оно дает как подопечному, так и социальному работнику. Подопечный, которого внимательно слушают, сразу чувствует, что он кому-то интересен, что его жизнь кому-то важна, и это вселяет надежду. Особенно люди пожилого возраста. Специалист получая важную информацию о подопечных начинает лучше его понимать. Если специалист не в состоянии сосредоточиться на беседе с подопечным, их отношения останутся формальными, не приносящими ни пользы, ни удовлетворения.

5.         Слова, которые мы выбираем, чтобы выразить наши мысли, чувства, оказывают большое влияние на то, как нас воспринимают. Используйте в разговоре все средства экспрессивной выразительности речи: лучше воспринимается энергичная, оживленная речь, старайтесь избегать в разговоре длительных пауз, т.к. это может указывать на неуверенность в собственном мнении, создавая неприятную атмосферу для собеседника. Люди, говорящие на простом разговорном языке воспринимаются как более открытые, компетентные: избегайте вычурных фраз и выражений.

Чтобы собеседник почувствовал Ваш интерес к нему, используйте реплики-поощрения, такие как «понимаю Вас», «продолжайте, пожалуйста», «я Вас слушаю», «вот это хорошая идея». Лучше понять друг друга вам поможет отражение чувств собеседника: «У Вас вид счастливого человека», «Вас это тревожит?». Не стесняйтесь уточнить, если что-то непонятно, чтобы не возникло недопонимания, неточностей, используйте прием перефразирования, например: «Если я вас правильно понял, Вы хотите сказать, что…». Обратите внимание на то, что Ваша речь не должна содержать оценочные суждения по отношению к личности собеседника.

  6.   Психологические исследования показывают, что междометия (“ММ”,”АГА”,”УГУ”,”ДА%ДА” и т.п.) позитивно воспринимаются собеседником. Они подтверждают, что социальный работник внимательно слушает собеседника, воспринимает его слова и его самого. Но если междометия употребляются несвоевременно, возникает ощущение, что социалист слушает механически. Точно также раздражает избыток междометий с самого начала разговора или слишком частое их употребление. Таким образом, междометия могут быть уместны или неуместны в зависимости от ситуации.

 7.            Не менее важным является наблюдение за «языком тела» собеседника (мимика, жесты, позы и телодвижения). Наблюдая за человеком, Вы лучше поймете его внутреннее состояние и чувства, которые он испытывает в данный момент. Не менее важно осознавать язык собственного тела. Иногда смысл передаваемой информации зависит не от самих слов, а от тона голоса, выражения лица и позы человека. Например, мы стараемся не показывать своего неодобрения, но наш «язык тела» свидетельствует об обратном. Многие исследователи отмечают, что руки, сложенные на груди, нога, закинутая на ногу, манера откидываться назад или поворачиваться боком к собеседнику выражают и вызывают замкнутость и отчуждение. Напротив, более открытая

поза, легкий наклон вперед в направлении собеседника, вызывают ощущение заинтересованности и доверия. Естественная, ненапряженная поза хорошо воспринимается, располагает и успокаивает. Нужно постараться избегать нервных движений, резких и частых изменений позы, постукивания ручкой по столу, перекладывания бумаг и других посторонних и отвлекающих движений и действий. Поза демонстрирует Ваше расположение к собеседнику. Она не должна быть статичной и выражать напряжение. Позу желательно менять с изменением отношения к услышанному: положительное отношение – наклон вперед, отрицательное отношение – отклонение назад. Сгорбленная спина, скрещенные руки и отклонение назад говорят собеседнику о Вашем безразличии к обсуждаемой проблеме.

5.         Жесты говорят о Вашем эмоциональном состоянии, отношении, могут, как помочь, так и помешать в установлении контакта. Помните, к жестам, выражающим открытость, помогающим достигнуть согласия в общении, относятся следующие: открытые руки, не скрещенные ноги, сидение на краешке стула, общая расслабленность тела. Не рекомендуется опускать глаза, теребить одежду, играть какими-либо предметами, постоянно улыбаться, избегать прямого взгляда собеседника.

6.         Пространство дает людям почувствовать психологическую и физическую близость к нам. Сокращение расстояния между людьми увеличивает возможность для более близкого зрительного контакта. Однако нужно следить за тем, чтобы не вторгнуться в личное пространство собеседника. Сигналом вторжения будет его суетливость, отступление на шаг, закрытость позы (скрещивание рук).

7.         Время. Необходимо проявлять уважение к личному времени человека, приходить в назначенное время. При общении не рекомендуется смотреть на часы, что является демонстрацией отсутствия желания общаться далее с партнером.

Помните, непосредственность поведения облегчает установление контакта.

При повышенном самоконтроле может быть утрачено главное — естественность и непринужденность общения. Поэтому не стоит контролировать каждое свое движение, каждый жест, каждое слово.

8.      В случае грубого или агрессивного поведения  вы должны сохранять спокойствие и невозмутимость. Ни в коем случае нельзя отвечать грубо, так как чаще всего агрессия – это защитная реакция. И помните, что он не друг и не член семьи вашей семьи и  вы должны соблюдать определенную дистанцию в отношениях. Вы не можете рассчитывать на благодарность, ожидать проявления чувств со стороны подопечного.)

Работать очень сложно с двумя категориями: подростки и алкоголики ( буклет)

 9.      И конечно необходимо всегда помнить об элементарных правилах корректности, вежливости: обращайтесь к собеседнику по имени, имени/отчеству, не входите в дом без приглашения.

Очень многое зависит от вашего эмоционального настроя на работу, зачастую мы сталкиваемся с негативом, разочарованием, что приводит к профессиональному выгоранию. Профессиональное выгорание – это бич всех людей которые помогают. Выгоревший сотрудник не может быть хорошим сотрудником.

Признаки выгорания

  1. Физиологические ( нарушение сна, аппетита, или специалист жуёт постоянно), длительные заболевания, утомляемость,  снижение иммунитета, боли в мышцах, открыл дверь, болит голова
  2. Эмоциональные признаки ( неуверенность в себе, беспомощность, одиночество, потеря мотивации)
  3. Поведенческие ( уход от ответственности,  разочарование, опаздываем, уходим рано, не желание заполнять документацию)

ВЫГОРАЮЩИЙ СПЕЦИАЛЬСТ НЕ ЭФФЕКТИВЕН!

УПРАЖНЕНИЕ «КЛЕТКА»

 Цель: определение внутреннего состояния

 Выдаётся бланк и инструкция « Представьте, что приехал цирк и нарисуйте образ  животного, что вам представился»

Расшифровка:

Если круги не являются частью животного, то человек игнорирует нормы и правила.

Если – это уши, человек не вовлечён в группу ( он слушает)

Если полукруги глаза, то он наблюдает, не спешит включаться.

Зубы - оскал( агрессия).

Хвост- желание самоутвердиться.

Очки - хочет разглядеть.

Полукруги - фонарь, необходимо прояснить.

Копыта – агрессия.

Лапы на клетки, нуждается в контакте.

Наличие опоры – как вы себя чувствуете ( уверенно)

Висит – значит не уверенно.

Соотношение размеров клетки – хватает ли личного пространства.

Присутствуют ли элементы питания – значит вы голодны.

Вода – это  духовная  психологическая подпитка.

 

ЖИВОТНОЕ 3 ВИДА

АГРЕССИВНОЕ, НЕТРАЛЬНОЕ, ЖЕРТВЫ

ЕСЛИ несколько животных   присутствие членов семьи.

Животное с элементами защиты – человек может себя защитить.

Клетка если перевёрнута -  перевернуто представление о мире.

Если хотят освободиться от клетки - значит не комфортно, уходят ресурсы.

Что делать:

  1. Использовать дыхательные техники.
  2. Саморегуляция на мышечном уровне.
  3. Руки в замок, большими пальцами начинаем перебирать ( мама ребёнка похлопывает, чтоб уснул). РАБОТАЕТ ДОМИНАНТА
  4. Массаж
  5. Способы связанные с воздействием слова. « Я буду  разговорить спокойно», Можно подобрать индивидуально, и заранее.
  6. Самопрограммирование – « Сегодня у меня всё получиться» « Я спокоен», « Сегодня я справлюсь»
  7. Самопоощрения ( какой я молодец, ай да умница )
  8. Мегитация
  9. «Упражнение на эффективность», нужно взять ленточку двумя пальцами и завязать узел.

Часто руководитель даёт задание и она кажется не выносимым, что надо

Действовать

Не отчаиваться и делать маленькие шаги

Творчество

Верить в себя и в свои силы

 

 

 

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психологическая готовность педагога к работе с одаренными и талантливыми детьми.

Проблема одаренности в настоящее время становится все более актуальной. Это, прежде всего, связано с потребностью общества в неординарной творческой личности. Раннее выявление, обучение и воспитание о...

Буклет для педагогов ДОУ "Рекомендации по работе с неблагополучными семьями"

1. Признаки  неблагополучия в семье.2. Порядок работы педагога с неблагополучными семьями.3. Правила посещения воспитателем на дому воспитанника из неблагополучной семьи....

Семинар-практикум для родителей с элементами тренинга "Психологическая готовность школе. В семье будущий первокласников

Семинар-практикум для родителей с элементами тренинга "Психологическая готовность школе. В семье будущий первокласников...

Семинар-практикум для родителей с элементами тренинга "Психологическая готовность школе. В семье - будущий первоклассник"

Цель:- Способствовать расширению представлений родителей, дети которых посещают подготовительную группу, о готовности к школьному обучению.- Организация совместной работы детского сада, семьи по форми...

Консультация – презентация "Психологический аспект работы с неблагополучными семьями и семьями СОП "

В данном выступлении-презентации раскрываются вопросы о работе с неблагополучными семьями и семьями СОП, даются критерии, с помощью которых можно определить данную семью, указываются эффективные меру ...

Семинар-практикум для родителей с элементами тренинга "Психологическая готовность школе. В семье будущий первоклассник"

Организация совместной работы детского сада, семьи по формированию готовности ребенка к школе и благополучной адаптации его к школьному обучению.Способствовать расширению представлений родителей, дети...