"Формирование готовности руки к письму у детей дошкольного возраста через организацию игр и упражнений".
презентация к уроку по коррекционной педагогике (подготовительная группа) по теме

Доронина Надежда Васильевна

Одним из немаловажных аспектов подготовки ребёнка к школьному обучению является развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук. Эта проблема не теряет своей актуальности.Замечательный педагог В.А. Сухомлинский писал, что «истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев, от них, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли» .Чем больше уверенности и изобретательности в движении детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда (ручкой, карандашом, кистью), чем сложнее движения, необходимые для этого взаимодействия, тем ярче творческая стихия детского разума, чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее.Таким образом, связь активных движений пальцев рук с уровнем общего развития ребёнка получила научное обоснование. Уровень развития мелкой моторики один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь.Почему так важно для детей развитие тонкой моторики рук? Дело в том, что в головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук, расположены очень близко. Стимулируя тонкую моторику и активизируя тем самым соответствующие отделы мозга, мы активизируем и соседние зоны, отвечающие за речь.Таким образом, есть основание рассматривать кисть руки как орган речи. Как показывает практика, многие первоклассники в начальный период обучения сталкиваются с трудностями овладения навыками письма. Детям тяжело писать, появляется боль, дрожь в кистях рук, они плачут, нервничают. У детей появляется неудовлетворение, а у родителей огорчение.Когда я пришла работать в детский сад, я отметила тот факт, что у некоторых детей пальцы малоподвижны. Движения их отличаются неточностью, несогласованностью. Некоторые дети держали ложку в кулаке, с трудом правильно брали кисточку, карандаш, ножницы. Не могли расстегнуть и застегнуть пуговицы, зашнуровать ботинки. Отметив это, я решила тренировать движение пальцев рук, уделяя должное внимание организации игр и упражнений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pismo.doc191 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ  ДОШКОЛЬНОЕ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ  «ДЕТСКИЙ  САД № 20» «БЕЛОЧКА» ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО  ВИДА.

                                                               

                                                                                                                                                                                     

                     ТВОРЧЕСКИЙ  ОТЧЕТ  НА  ТЕМУ:

«ФОРМИРОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ РУКИ  К ПИСЬМУ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ОРГАНИЗАЦИЮ ИГР И УПРАЖНЕНИЙ».

                    Выполнила:          Доронина  Надежда  Васильевна,

                                                               воспитатель  подготовительной  группы.                                                                      

                                                                                         

                                                                                       

                                                           г. Инта

2013

Содержание

Введение……………………………………………………………….……...4

Глава 1. Теоретические основы проблемы формирования готовности руки  к письму у детей дошкольного возраста через организацию игр и упражнений

1.1.        Основные  понятия  готовности   руки  к  письму……………….6

1.2.        Основные этапы формирования готовности к

               письму у детей дошкольного возраста…………………………...12

1.3.        Значение использования игр и упражнений в          

               формировании графических навыков письма…………...……….16

Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по формированию графических навыков письма у детей подготовительной группы через организацию игр и упражнений

2.1.    Цель, задачи, содержание  и выводы констатирующего

          этапа исследования…………………………………………………….20

2.2.    Цель, задачи, содержание и выводы формирующего

          этапа исследования…………………………………………………….31

2.3.    Цель, задачи, содержание и выводы контрольного

          этапа исследования…………………………………………………….35

Заключение, определение  работы  на  перспективы………………………36

Список литературы…….………………………………………….................38

Приложения

                                                 Введение

Вопрос подготовки дошкольников к овладению письмом является частью проблемы подготовки к обучению к школе, которая с каждым годом, в свете изменения содержания школьных программ, становится все актуальнее. Родителей и педагогов всегда волнует вопрос, как обеспечить полноценное развитие ребенка в дошкольном возрасте.

На сегодняшний день задача обучения детей дошкольного возраста письму не имеет однозначного решения. Одни ученые и методисты выступают категорически против включения письма в программу дошкольного образования даже в подготовительных группах, мотивируя свое мнение недостаточной готовностью организма ребенка к данному виду деятельности, большой вероятностью ухудшения его здоровья, незнанием воспитателей методики обучения письму. Другие, напротив, считают, что многих сложностей при обучении письму в начальной школе можно избежать при проведении целенаправленной подготовительной работы на дошкольном этапе. Однако, и те, кто поддерживает общий тезис специальной предварительной подготовки, резко расходятся во взглядах на ее методы и особенно средства: одни рекомендуют использовать рисование, лепку, другие – штриховку, так же появились технологии, предполагающие использование модифицированных школьных прописей.

В нашей работе мы подвергаем исследованию использование для подготовки к письму детей подготовительной группы игр и упражнения.

Цель данной работы: доказать роль игр и упражнений в формировании готовности к письму у детей подготовительной группы.

Объектом является процесс формирования моторной готовности к письму у детей подготовительной группы.

Предмет исследования является процесс использования игр и упражнений в формировании готовности к письму у детей подготовительного дошкольного возраста.

Гипотеза: формирование готовности к письму у детей  подготовительной группы будет осуществляться более эффективно, если в практике работы использовать игры и упражнения.

Для реализации выдвинутой гипотезы мы поставили следующие задачи:

  1. Изучить теоретические основы проблемы формирования готовности к письму у детей дошкольного возраста
  2. Выявить особенности сформированности графических навыков письма у детей подготовительной группы.
  3. Подобрать игры и упражнения по формированию графических навыков письма и разработать поэтапную  систему их проведения у детей подготовительной группы.
  4. Доказать эффективность использования игр и упражнений в формировании готовности к письму у детей подготовительной группы.

Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ К ПИСЬМУ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ОРГАНИЗАЦИЮ

ИГР И УПРАЖНЕНИЙ.

        1.1. Основные   понятия  готовности  руки  к  письму.

Вся история развития человечества доказывает то, что движения руки тесно связаны с речью. Издавна люди бессознательно понимали это, играя с маленькими детьми, сопровождая слова, песни, игры движениями пальцев ребенка («Ладушки», «Сорока-ворона и т.д.).

Большое стимулирующее влияние функции руки отмечают все специалисты, изучающие деятельность мозга, психику детей. Выдающийся русский просветитель Н.И.Новиков еще в 1782 г. утверждал, что «натуральное побуждение к действию над вещами у детей есть основное средство не только для получения знаний об этих вещах, но и для всего умственного развития». И.П.Павлов внес большую ясность в этот вопрос. Он придавал, тактильным ощущениям большое значение, так как они несут в речевой центр, в его двигательную часть, дополнительную энергию, способствующую его формированию. Чем совершеннее кора головного мозга, тем совершеннее речь, а значит, и мышление.

Эта концепция лежит в основе современных теорий, разрабатываемых учеными. В коре головного мозга речевая область расположена рядом с двигательной. Она является, собственно, ее частью. Передняя центральная извилина мозга – это так называемая двигательная проекционная зона, отсюда идут приказы сделать то или иное движение. Около трети всей площади двигательной проекции занимает проекция кисти руки, расположенная близко от речевой моторной зоны. Именно величина проекции кисти руки, близость к моторной и речевой зонам навели ученых на мысль о том, что тренировка тонкой моторики пальцев рук оказывает большое влияние на развитие активной речи ребенка [1, С.3].

Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и мышление, связная речь. Учителя отмечают, что первоклассники часто испытывают серьезные трудности с овладением навыков письма.

Письмо – это сложный навык, включающий выполнение тонких координированных движений руки.

Техника письма требует слаженной работы мелких мышц кисти и всей руки, а так же хорошо развитого зрительного восприятия и произвольного внимания. Для овладения навыком письма необходима определенная функциональная зрелость коры головного мозга. Поэтому в дошкольном возрасте важно развивать механизмы, необходимые для овладения письмом, необходимо создать условия для накопления ребенком двигательного и практического опыта, развития навыков ручной умелости [14, С.5].

Письменный способ выражения мысли – одно из величайших достижений человечества. Значение умения пользоваться этим способом общения для каждого человека исключительно велико. Различные области деятельности в большинстве своем тесно связаны с процессом письма. Однако, письмо может стать подлинным средством общения лишь в том случае, если оно будет читаемым, четким и по возможности красивым. В письме интегрируются психические, физиологические, двигательные, социальные функции человека.

Дошкольный возраст – наилучшее время для запуска человеческих способностей. Л.Н.Толстой писал: «От пятилетнего ребенка до меня – один шаг, а от новорожденного до меня – страшное расстояние».

В дошкольных учреждениях большое внимание уделяется подготовке детей к обучению. Дети приобретают самые необходимые знания и начальные умения в различных видах учебного труда, и почти всех дисциплин начальной школы. И только письмо не включено в программу обучения, так как в этом возрасте для большинства детей оно не доступно. Вместе с тем подготовка к письму осуществляется косвенно через другие занятия. Ряд авторов В.М.Лыков, и др. исследовавших проблему обучения письму, рекомендуют на дошкольном этапе воспитания и обучения активно использовать доступные средства рисование, лепку, аппликацию как наиболее эффективные занятия для подготовки детей к овладению графикой письма [12, С.9, 28].

С.О.Филиппова излагает нетрадиционный взгляд на подготовку дошкольников к обучению письму. Основываясь на том, что навык письма, является двигательным навыком и, следовательно, подчиняется закономерности любого другого двигательного навыка, С.О.Филиппова предлагает использовать физические упражнения для развития качеств, определяющих успешность овладения детьми письмом. Различные виды деятельности требуют участия обоих рук. Исследователи говорят о необходимости развития как правой, так и левой руки. На физкультурных занятиях упражнения выполняются правой и левой рукой поочередно, что стимулирует развитие обоих рук.

По мнению ученых (Е.В.Гурьянов, 1959; О. И. Галкина, 1961; Т.С.Комарова, 1970; М. М. Безруких, С.П.Ефимова, 1978; И. Н. Садовникова, 1983; А.В.Антропова, М.М.Кольцова, 1983), для успешного овладения графикой письма необходимы:

  1. координация движений;
  2. пространственные представления;
  3. чувство ритма;
  4. ручная умелость [12, С.31].

Координация движений – это согласование работы всех мышц тела, в результате чего движения оказываются размеренными, пластичными, экономичными и при этом незаметно, что отдельные мышцы действуют противоположно.

Особенности графической деятельности требуют совместного развития руки и глаза. «Циркуль в глазах, не в руке, ибо руки работают, а глаза оценивают», - говорил Микеланджело. Однако на различных этапах овладение графическими навыками зрительный и двигательный контроль соотносятся по-разному.

П.Л.Горфункель исследовал роль зрительного звена в процессе овладения письмом. Он отмечает, что письмо начинающего неизбежно опирается на зрительное представление букв. Но данная функция заключается не только в этом, но и в том, что на основе зрительных представлений может устанавливаться характерная для сформированного письма ассоциация слухоречедвигательного представления с рукодвигательным. Задержка зрительной обратной связи ведет к ухудшению качества работы.

Таким образом, степень развития зрительного и двигательного контроля за  движениями  у детей к моменту поступления в школу в значительной мере определяет успешность овладения графикой письма [12,С.31-33].

Зрительно-пространственное различение предметов обеспечивается полем зрения, остротой зрения, глазомером.

Важнейшим и необходимым условием пространственного видения является и острота зрения. Что касается глазомерной функции, то ещё И.М.Сеченовым было доказано, что пространственное зрение-это зрение измерительное.

Различение ребёнком пространства складывается постепенно, становясь из стимульного и отрывочного всё более чёткими и целостными. Ориентация в пространстве начинается с различения направлений на собственном теле (созревание «телесной схемы»). Дети овладевают направлениями по вертикальной (вверх-вниз) и горизонтальной оси (спереди-сзади), ориентируются на микроплоскости листа, получают представления о пространственных признаках графем  [12, С.36].

Чувство ритма – способность, которая проявляется при воспроизведении ритмически организованных элементов временного ряда (И.Н.Садовникова, 1983).

Многие педагоги (например, К. Д. Ушинский), рассматривая проблему овладения графическими навыками, указывают, что одним из компонентов четкого каллиграфического почерка является ритмичность движений пальцев руки в процессе письма. Ритм движения процесса письма запечатлевается в его результате. Когда все элементы букв равноудалены, имеют одну высоту, одинаково наклонены, то такое письмо производит впечатление ритмического узора [12, С.38].

Отмечается также, что рука как рабочий орган должна быть готова к выполнению графических движений, а это определяется нервной регуляцией, развитием мелких мышц руки, степенью окостенения запястья и фаланг пальцев. Такая готовность руки к выполнению тонких, точных движений условно обозначается термином «ручная умелость» [12, С. 31].

Человеческая рука начинает развиваться рано и постепенно  совершенствуется в процессе разнообразной деятельности. О.М.Бабак (1955) считает, что мышечная система руки с её различными видами чувственности и многообразными движениями не только активное звено аппарата движения, но и своеобразный орган чувства.

Тренировка пальцев рук повышает  согласованность в работе мышц, даёт возможность выполнять сложные движения одним или несколькими пальцами.

Развитие ручной умелости может, осуществляется на различных занятиях (рисование, лепка, конструирование, специальная графическая подготовка и.т.д.). Однако из-за слабого развития мелких мышц кисти у детей графические действия быстро приводят к утомлению. Часто дети отказываются от такой деятельности, мотивируя отказ сильной усталостью руки. В этих условиях возрастает роль физкультурных занятий, т.к. они предоставляют широкие возможности для тренировки мелких мышц кисти в различных видах деятельности (О.А.Каломенский, Б.П.Ашмарин) [12, С.40].

Таким образом, письмо — сложный координационный навык, требующий слаженной работы мелких мышц кисти, всей руки, правильной координации движений всего тела. В дошкольном возрасте необходимо развивать у ребенка координацию движений, пространственные представления, чувство ритма и ручную умелость для подготовки его к овладению графикой письма, этапы формирования которой рассмотрим далее.

1.2. Основные этапы формирования готовности к

письму у детей дошкольного возраста

Развитие мелкой моторики рук и формирование готовности к письму осуществляется на всем этапе дошкольного детства. О.М.Бабак считает, что мышечная система руки с ее различными видами чувствительности и многообразными движениями не только активное звено аппарата движения, но и своеобразный орган чувства. В своих исследованиях он делает такие выводы: во-первых, основная дифференцировка мышечного волокна кости имеет место уже к моменту рождения; во-вторых, после четырех лет нарастание диаметра мышечного волокна несколько увеличивается, достигая к семи годам довольно значительной величины; в-третьих, усложнение двигательных нервных окончаний в мышцах кисти идет наиболее ускоренными темпами в дошкольном возрасте. В 7 лет в мышцах ребенка имеется сложно построенный  двигательный аппарат. Однако, нервная регуляция движений ребенка еще несовершенна, мелкие мышцы руки недостаточно развиты, не закончилось окостенение запястьев и фаланг пальцев, что вызывает особенные трудности при обучении графическим действиям [12, С.40].

Формирование движений рук начинается постепенно на протяжении уже первого полугодия жизни. Рука, сжатая в кулачок, распрямляется, особые движения захватывания предметов пытаются выполнить пальцы. Так рука начинает действовать как специфический орган. Движения пальцев рук имеют особое значение, так как оказывают огромное влияние на развитие высшей нервной деятельности ребенка. Ученые установили, что своевременное развитие ручных умений ребенка положительно влияет на развитие его речи. Однако прежде чем рука ребенка в своих действиях начинает походить на руку взрослого человека, проходит довольно значительное время.

Первый год жизни. До 3,5-4 месяцев движения рук у ребенка носят безусловно-рефлекторный характер, выполняются как относительно постоянные стереотипные реакции организма на воздействия внешней среды, не требующие оптимальных условий для своего возникновения. Первая двигательная функция рук – схватывание.

В 4-4,5 месяцев у ребенка появляются простые движения рук, направленные на непосредственный контакт с объектом: притягивание к себе случайно задетого предмета, его ощупывание. Действия рук носят еще случайный характер, без целенаправленного волевого усилия. Малыш удерживает в руке предмет, если взрослый вкладывает его в ладонь.

С 5 месяцев у ребенка – доминирующее положение большого пальца. Ребенок отводит его при схватывании.

В 6 месяцев он не только умеет крепко удерживать вложенный в руку предмет, но и брать его из любого положения. Ребенок теперь способен выделять постоянные свойства предмета независимо от его положения.

С 8-9 месяцев ребенок уже прекрасно сжимает игрушку, берет мелкие предметы двумя пальцами, а большие – всей ладонью. Новое для этого периода – манипулирование двумя предметами, а так же подражание предметным действиям взрослых.

С 10-11 месяцев до 1 года 2 месяцев отмечается появление функциональных действий, выражающих социальную сущность предмета, определяющих его назначение. На протяжение этого периода совершенствуются действия рук: кулачок разжался, пальцы действуют более самостоятельно и автономно.

В 1 год 3 месяца активизируется кончик большого пальца, а затем указательный палец. В последующем наблюдается интенсивное развитие относительно тонких движений всех пальцев, которое продолжается на протяжении всего периода раннего детства [14, С.12-14].

В начале второго года жизни большинство детей начинают ходить. Начинается новый этап в развитии руки и мозга – ознакомление с окружающим предметным миром. Ребенок не просто манипулирует предметами, а хочет выяснить, как можно действовать с ними. Для ребенка важен процесс. Далее появляются отдельные игровые действия. В сознании ребенка глубоко зафиксированными оказываются только названия тех предметов, которые «прошли» через его руку, его действия.

Третий год жизни определяется ведущей предметной деятельностью. Руки ребенка в постоянном движении, в работе. Не случайно К.И.Чуковский назвал детей от двух до пяти лет «гениальными тружениками планеты и гениальными лингвистами». Переход от пробы к умению – важнейшее достижение этого возраста.

В возрасте четырех лет ребенок оказывается в детском саду. Среди множества игр, дидактических материалов. Руками он начинает осваивать сенсорные эталоны: величину, длину, форму, структуру поверхностей. От ощущения – к восприятию, от восприятия – к представлению, от представления – к пониманию. Таким образом, «ручной» опыт даст «пищу для ума», обогатит речь специальными понятиями – «орудиями мысли». В этом возрасте важно развитие познавательных интересов, умений, целеполагания: чтобы голова замыслила, а рука сделала, чтобы сенсорно-моторная и вербальная познавательная деятельность дополнили одна другую.

На пятом году жизни совершенствуются ранее приобретенные умения, появляются новые интересы. «Выставки творчества», где демонстрируются поделки, сопровождаются рассказами о том, как это было выполнено. Ручные умения приучают ребенка преодолевать трудности, развивают его волю и познавательные интересы. Чем больше он задает вопросов, тем больше получает руками ответов. Привлекательным занятием становится писание по трафаретам цифр и букв. Это шаг к освоению грамоты и подготовка руки к письму.

Шестой год жизни – рука «готовится к школе». Если руку ребенка развивали с рождения, то здесь он совершенствуется в ручной умелости: осваивает более сложные способы резания, складывания, сгибания, наматывания, пересыпания, используя ткань, бумагу, проволоку, фольгу, подсобные и природные материалы, применяет различные орудия труда и материалы [7, С.30-37].

Таким образом, совершенствование руки, подготовка к письменной деятельности осуществляется на всем периоде дошкольного детства. Игра, как доступный вид деятельности будет наиболее способствовать этому.

1.3. Значение использования игр и упражнений в формировании графических навыков письма

Письмо – сложный координационный навык, требующий слаженной работы мелких мышц кости, всей руки, правильной координации движений всего тела. Овладение навыком письма – длительный и трудоемкий процесс, который не всем детям дается легко.

В педагогической и методической литературе описаны различные виды игр и упражнений на развитие мелкой моторики кистей пальцев рук.

1. Игры на развитие тактильного восприятия. Данные игры помогают развивать чувствительность пальцев рук, которая обеспечивает восприятие таких свойств предметов, как мягкость-твердость, форма, вес, температура, особенность поверхности. Узнавание ребенком предметов на ощупь в дальнейшем дает возможность правильно держать кисть, регулировать силу ее захвата и улучшает тонус мышц, что делает движения руки более точными. При систематической работе по развитию тактильного восприятия значительно активизируются познавательные процессы ребенка, расширяется его активный и пассивный словарь. Для закрепления навыков осязания проводятся дидактические игры: «Чудесный мешочек», «Коробка сюрпризов», «Чудо муфточка», «Угадай на ощупь, что там лежит», «Найди такое же», «Гладкий – шершавый» и так далее.

2. Игры с водой. Игры с водой помогают снизить тонус и уменьшить напряжение пальцев и кистей рук, повысить их работоспособность, увеличить объем активных движений, что создает основу для новых возможностей в формировании необходимых умений и навыков (умение пользоваться ножницами, карандашом, ручкой, делать поделки из бумаги и пластилина, более успешно манипулировать мелкими предметами).

3. Массаж является одним из видов гимнастики. Благоприятное влияние массажа на организм человека отмечают многие авторы. Массаж оказывает общеукрепляющее действие на мышечную систему, повышая эластичность и сократительную способность мышц. Работоспособность утомлённой мышцы под влиянием массажа восстанавливается быстрее, чем при полном покое. Массаж рук способствует снятию моторной напряжённости мышц рук и развивает гибкость и подвижность пальцев. Этой же цели служат игры с применением шестигранного карандаша, грецких орехов [1, С.11-13].

4.        Особую роль в  развитии моторики играют пальчиковые игры  - это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Они позволяют корректировать движения каждого пальца в отдельности и относительно друг друга, тренируют точность двигательных реакций, вырабатывают ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности. Пальчиковые игры как бы отображают реальность окружающего мира – предметы, животных, людей, их деятельность, явления природы. В ходе пальчиковых игр дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук [14, С.38-41].

5. Работа по развитию тонкой моторики может осуществляться с помощью гимнастических упражнений, которые можно разделить на блоки. Только после полноценного овладения одним блоком можно переходить к следующему отмечают Любина Г., Желонкина О.

 Первый блок направлен на развитие тактильных ощущений и кинестетического компонента двигательного акта.

Второй блок направлен на развитие динамической координации движений.

Третий блок – развитие динамической координации движений.

Четвертый блок – реакционной координации движений [6, С.65-69].

6. Работа с конструктором и мозаикой также направлена на совершенствование координации движений и развитие осязания. Детали мозаики и конструктора бывают разной формы  величины и цвета. Это моторики. Сначала ребёнку предлагают несложные задания такие как сортировка деталей мозаики по цвету, величине или форме, выкладывание горизонтальных или вертикальных дорожек, простых узоров. Затем дети могут строить изображения по образцу и самостоятельно.

7.        Во время лепки из глины, пластилина, теста хорошо развивается мелкая моторика, укрепляются мускулатура пальцев, вырабатываются тонкие движения руки движения руки, закрепляется навыки осязательного обследования, так как в процессе лепки постоянно требуется что-то разминать, скатывать или сплющивать [1, С.13-14].

8.        Рисование улучшает координацию движений пальцев и кисти руки, помогает преодолеть неуверенность и скованность движений. Это занятие очень полезное и любимое всеми детьми. Ведь рисовать можно разными материалом и способом на бумаге, на картоне, на снегу, на песке, на запотевшем окне и асфальте. Ребёнка можно попросить обвести трафарет или перевести картинку через кальку. Раскрасить её или нарисовать самому.

9.        Кроме упражнений со штампами, существуют и различные графические упражнения, способствующие развитию мелкой моторики и координации движений руки, зрительного восприятия и внимания. Выполнение графических упражнений в дошкольном возрасте очень важно и для успешного овладения письмом. Важно вести работу в тетрадях со специально подобранными графическими упражнениями: штриховка, обводка контуров, проведение различных линий, раскрашивание предметов [14, С.72-77].

10.        Эффективным средством при подготовке ребенка к письму является работа со штампами. Карандаш-штамп очень похож на ручку. В процессе этой работы развиваются сила руки, переключаемость (напряжение – расслабление – напряжение) руки. Штампы можно изготовить из карандаша с ластиком на конце на поверхность ластика с одной стороны тонкой иглой наносится контур рисунка [3, С.53].

11. Велика роль физкультурных упражнений, так как предоставляют широкие возможности для тренировки мелких мышц кисти в различных видах деятельности, носящих большей частью игровой характер (подвижные игры с потешками, речитативно-физкультурные композиции, перекладывание мелких предметов в эстафетах, броски и ловля мяча). Данные упражнения основаны на хватательных движениях и дозировке силы руки, развитию точности движений [12, С.43].

     ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ГОТОВНОСТИ К ПИСЬМУ У ДЕТЕЙ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ ПОСРЕДСТВОМ

ИГР И УПРАЖНЕНИЙ

2.1. Цель, задачи, содержание и выводы констатирующего

этапа исследования

    Целью констатирующего этапа исследования является: выявление исходного уровня сформированности графических навыков письма у детей подготовительной группы.

     Экспериментальной базой нашего исследования является МДОУ №20 «Белочка» г. Инта. Исследование проводилось в подготовительной группе. Констатирующий эксперимент проводился в сентябре 2007 г. В нём участвовало 10 детей подготовительной группы.

Списочный состав группы

Имя и фамилия ребёнка.

Возраст

1

       Шикер  Женя

        12.11.00

2

      Бибиков  Степа

        07.09.01

3

      Ходырев  Алеша

        21.04.01

4

      Корткова  Яна

        07.09.01

5

      Садейская  Настя  

        12.04.01

6

      Качаева  альбина

        04.07.01

7

      Самойлов  Гриша

        11.11.01

8

       Шахов  Данил

        23.03.01

9

       Покацкий  Артур

        30.08.01

10

       Рыжов  Максим

        14.11.00

Исходя из цели, мы сформулировали задачи констатирующего этапа исследования:

1. Подобрать диагностические задания для выявления уровня сформированности графических навыков у детей подготовительной группы.

2. Определить уровень сформированности графических навыков у детей подготовительной группы.

3. Проанализировать полученные результаты констатирующего этапа исследования.

 При достижении цели мы использовали программу «Воспитание, обучение детей под ред. Васильевой, а так же диагностические задания для определения уровня развития мелкой моторики; координации руки и глаза,  разработанные Л.А.Венгером, М.К.Ильиной и  Керном-Йирасеком (ориентационный тест школьной зрелости).

 Для реализации цели нашего констатирующего этапа исследования был проведён педагогический эксперимент, который включал в себя 7 заданий. Рассмотрим подробно каждое задание.

1 - Рисование мужской фигуры без образца.

Цель - Выявить уровень развития мелкой моторики рук и координации зрения и движения руки.

Материал - белый лист бумаги, карандаш.

Инструкция – «Здесь (на листе) нарисуй какого-нибудь мужчину. Так, как сможешь».

Оценка результатов:

5 баллов - у нарисованной фигуры должны быть голова, туловище, конечности. Голову с туловищем соединяет шея (она не должна быть больше, чем туловище). На голове - волосы (возможна шапка или шляпа), уши, на лице глаза, нос и рот. На руках – 5 пальцев. Есть одежда. Рисунок сделан так называемым синтетическим способом – одной непрерывающейся линией (руки и ноги как бы «вытекают» из туловища).

4 балла – выполнение требований, как в оценке «5»,кроме синтетического способа изображения. Возможны три отсутствующие части тела: шея, волосы, один палец руки, но не должна отсутствовать какая – либо часть лица.

3 балла – у фигуры на рисунке должна быть голова, туловище, конечности (руки и ноги нарисованы двумя линиями). Отсутствуют: пальцы на руках, уши, волосы, одежда, ступни ног.

2 балла – примитивный рисунок головы с туловищем. Конечности (достаточно лишь одной пары) изображены одной линией.

1 балл – отсутствует ясное изображение туловища и конечностей; каракули.

      3 балла – соответствует 4-5 баллам оценки Керна – Йирасека.

      2 балла  – соответствует 2-3 баллам оценки Керна – Йирасека.

      1 балл - соответствует 1 баллу оценки Керна – Йирасека.

2 - «Заштрихуй фигуры» (по М.Н.Ильиной).

Цель – выявить уровень развития способности к дифференцированию усилий кисти руки.

Материал – тестовый лист, простой карандаш.

Инструкция – «Посмотри, здесь нарисованы фигуры (треугольник, квадрат, круг). Каждая из этих фигур заштрихована по разному: треугольник очень сильно (с большим нажимом), круг  - средней силы нажим, квадрат – слегка. Заштрихуй оставшиеся фигуры в соответствии с образцом. Выполняй задание точно и аккуратно».

Оценка результатов:

3 балла – задание выполнено правильно;

2 балла – сначала штрихует в соответствии с условием, а дальнейшая штриховка с одинаковым нажимом;

1 балл – усилия кисти дифференцирует, штриховка одинаковая, выходит за контур.

3 – «Дорожки» (по Л.А.Венгеру).

Цель – выяснение особенностей зрительно-двигательной координации.

Материал – Рисунок, на котором нарисованы «дорожки» (дорожки усложняются от первой к последующей), карандаш.

Инструкция – «Ты водитель, и тебе надо провести карандаш по полоске (дорожке). Дорога, по которой ты поедешь (пойдёшь), не простая. Будь внимательным и осторожным. Линию веди, не отрывая руки от листа, и не съезжая с дорожки.

Оценка результатов:

5 баллов – нарисована непрерывная линия без разрывов, без выходов за пределы дорожки;

4 балла – ребёнок отрывал карандаш, но непрерывная линия без явных разрывов, без выходов за пределы дорожки;

3 балла -  нарисованная линия имеет изгибы, не соблюдая тип дорожки, но при этом не выходит за пределы, карандаш отрывается не более трёх раз;

2 балла – нарисованная линия выходит за пределы дорожки, неровная, более трёх отрывов;

1 балл – линия нарисована неровно, выходит за пределы дорожки, видны явные разрывы, многократное проведение по одному и тому же месту, линия дрожащая, очень слабая, или с очень сильным нажимом, рвущим бумагу.

    3 балла – соответствует 4-5 баллам оценки Л.А.Венгера.

    2 балла - соответствует 2-3баллам оценки Л.А.Венгера.

    1 балл - соответствует 1 баллу оценки Л.А.Венгера.  

4 – «Срисовывание точек»

Цель – Выявить уровень развития  тонкой моторики руки и координации зрения.

Материал – тестовый лист, карандаш.

Инструкция – «Посмотри, здесь нарисованы точки. Попробуй, здесь рядом, нарисовать точно так же».

Оценка результатов:

5 баллов – почти совершенное подражание образцу. Допускается только очень небольшое отклонение одной точки из ряда или столбца. Уменьшение рисунка допустимо, увеличение не должно быть;

4 балла – количество и расположение точек должно отвечать образцу. Можно допустить отклонение даже трёх точек на половину ширины промежутка между рядами и столбцами;

3 балла – целое по своему контуру похоже на образец. По высоте и ширине оно не превосходит его больше, чем в два раза. Точек не должно быть больше 20 и меньше 7. Допускается любой поворот, даже на 180 градусов;

2 балла – рисунок по своему контуру уже не похож на образец, но он ещё состоит из точек. Величина рисунка и количество точек не имеют значение. Другие формы не допускаются;

1 балл – черкание.

     3 балла – соответствует 4-5 баллам оценки Керна – Йирасека.

     2 балла - соответствует 2-3 баллам оценки Керна – Йирасека.

     1 балл - соответствует 1 баллу оценки Керна – Йирасека.

5 – «Срисовывание фразы»

Цель – Выявить уровень развития  тонкой моторики руки и координации зрения.

Материал – тестовый лист, карандаш.

Инструкция: «Посмотри и напиши ниже то, что здесь написано. Постарайся написать также».

Оценка результатов:

5 баллов - хорошо и полностью разборчиво скопирован образец. Буквы превышают размер букв образца не более чем в 2 раза. Первая буква по высоте соответствует прописной букве. Буквы четко связаны в три слова, скопированная фраза отклоняется от горизонтали не более, чем на 30°.

4 балла - разборчиво скопирован образец, однако размер букв и соблюдение горизонтальной линии не учитывается.

3 балла - явная разбивка на две части; можно понять хотя бы 4 буквы образца.        

2 балла - с образцом совпадают 2 буквы; копия все еще создает строку.

1 балл - каракули.

     3 балла – соответствует 4-5 баллам оценки Керна – Йирасека.

     2 балла - соответствует 2-3 баллам оценки Керна – Йирасека.

     1 балл - соответствует 1 баллу оценки Керна – Йирасека.

6 – «Графический диктант»

Цель – Выявление строить свою деятельность по словесной инструкции и умения самостоятельно продолжать выполнение поставленной задачи, умение ориентироваться в микроплоскости (в клетке), развитие моторной координации.

Материал – лист в клетку, карандаш.

а) Инструкция – «Сейчас мы будем рисовать узоры. Для этого надо очень внимательно меня слушать – я буду говорить, на сколько клеток и в какую сторону нужно проводить линии. Когда проведёшь линию, жди, пока я скажу, как проводить следующую. Следующую линию надо проводить там, где закончилась предыдущая, не отрывая карандаш от бумаги».

Оценка результатов:

3 балла – диктант выполняет точно и правильно.

2 балла – в диктанте допускает ошибки. Отрывает карандаш от листа бумаги.

1 балл – с заданием не справляется.

б) Инструкция – «Теперь справа от этого рисунка нарисуй такую же фигуру как слева. Задание выполняй внимательно и аккуратно.

Оценка результатов:

3 балла – рисунок перенесён точно и правильно;

2 балла – допущенные в диктанте ошибки, воспроизводит и самостоятельной деятельности. При выполнении задания отрывает карандаш от листа бумаги.

1 балл – самостоятельно изображение не воспроизводит.

7 – «Ведущая рука» (Бачина О.В., Коробова Н.Ф.)

Цель: определить ведущую руку ребенка.

Инструкция: «Давай мы поработаем вместе: я буду давать тебе задания, а ты старайся их хорошо выполнять».

  1. «Построй что-нибудь из палочек (кубиков), например колодец, дом или ограду». — Активные действия выполняет ведущая рука: берет, укладывает, поправляет.
  2. «Открой несколько (2-3) пузырьков (коробочек) с завинчивающимися крышками». — Активные действия выполняет ведущая рука: открывает, закрывает.
  3. «Нарисуй то, что хочешь, сначала одной рукой, затем — другой». — Учитывается, какой рукой ребенок работает, качество работы, выполненной правой и левой рукой.
  4. «Нарисуй десять крестиков, после чего сотри их ластиком». — Ведущей считается более активная рука.
  5. «Протри мебель (стол, шкаф и др.)». — Если ребенок протирает левой рукой, его просят поймать брошенную ему тряпку и перебросить ее в корзину, находящуюся в 4-5 шагах от него. Леворукие дети все эти действия выполняют левой рукой.
  6. «Подними лежащий на полу предмет». - Праворукие очень редко берут его левой рукой.
  7. «Возьми все картинки в одну руку, а раскладывай другой». - Ведущей считается рука, которой раскладываются картинки.
  8. «Соедини скрепки в цепочку». - Ведущая та рука, которая действует более активно.
  9. «Нанизывай бисер (пуговицы) на иголку с ниткой». - Ведущей считается та рука, которая выполняет активное движение независимо от того, в какой руке ребенок держит иголку.
  10. «Сцепи пальцы рук, переплетя их между собой (замок)». -Посмотрите, большой палец какой руки - правой или левой -сверху: если правой, то, по этому тесту, Ваш ребенок правша, левой — левша.
  11. «Сцепи руки сзади». - Посмотрите, какая рука какую держит. Если правая держит левую, то ведущая рука правая, и наоборот.
  12. «Скрести руки на груди (поза Наполеона)». - Какая рука сверху?
  13. «Покажи, как ты аплодируешь». - Посмотрите, какая рука совершает основное - ударное движение о ладонь другой руки. Более активна и подвижна ведущая рука.
  14. «Развяжи узелки». - Ведущей считается та рука, которая развязывает узел.
  15. «Сядь па пол, а затем встань, помогая себе одной рукой». - На какую руку опирался Ваш ребенок?
  16. «Заведи часы». - Ведущая рука выполняет активные действия, заводя часы, неведущая — их фиксирует.

Результаты заносятся в таблицу. Интерпретация:

  1. При выраженном предпочтении левой руки в задании ставится знак «+» в графу «Левая рука», при предпочтении правой - в графу «Правая рука».
  2. Если при выполнении теста ребенок одинаково часто использует как правую, так и левую руку, знак «+» ставится в графу «Обе руки».
  3. Ведущей у ребенка считается та рука, при выполнении действий которой он получил более 8 плюсов в графу «Правая (левая) рука».

Критерии уровней:

Низкий уровень развития – 1 - 1,6.

Средний уровень развития – 1,7 – 2,3.

Высокий уровень развития – 2,4 -3.

Характеристика уровней:

Низкий уровень – мелкая моторика и координация руки и глаза плохо развиты, не контролируют силу нажима на карандаш, отрывали карандаш от бумаги, задания выполняют неправильно, даже при помощи и после показа педагога.

Средний уровень – мелкая моторика и координация руки и глаза развиты недостаточно, между линиями отрывы, задания выполняют правильно после показа и помощи педагога.

Высокий уровень – мелкая моторика и координация руки и глаза развиты хорошо, дети контролируют силу  нажима на карандаш, карандаш от бумаги практически не отрывали, правильно выполняли задания.

Анализируя умения и навыки готовности  детей к письму, отмечаем, что воспитанники, которые показали высокий уровень развития сформированности графических навыков письма у 30% детей – это Женя Ш., Степа Б ., Алеша Х. – правильно сидели за столом. Эти дети твёрдо держали карандаш под наклоном к поверхности листа.

 При работе у них наблюдалось:

-при рисовании мужской фигуры без образца дети прорисовали все части тела: голова, туловище, конечности. На руках по пять пальцы. Рисунок выполнен не синтетическим способом;

-при штриховке геометрических фигур дети правильно держали карандаш (щепотью руки), контролировали силу нажима, не выходили за контур;

-линия при рисовании дорожек без явных разрывов, без выходов за пределы дорожки.

-в задании «Срисовывание точек» характерно почти совершенное подражание образцу;

-в задании графический диктант дети внимательно слушали инструкцию и чётко проводили линию. При переносе рисунок был точным и правильным.

- достаточно-сильный нажим карандаша на лист;

- при штриховке отмечаются выходы за контур геометрических фигур;

- хорошая ориентировка на микро - плоскости (клетке);

- отмечается  точная линия, что говорит о хорошем уровне   сформированности мышц ручной мускулатуры.

Трудности испытывали в таких  заданиях, как «Срисовывание фразы». Но прочитать написанное детьми можно.

Средний уровень развития сформированности графических навыков письма (50% детей) – это Гриша С., Яна К., Настя С., Альбина К., Данил Ш. Многие из них, сидя за столом, не сохраняли прямую осанку. При работе у детей наблюдалось:

-у фигуры человека отсутствуют уши, пальцы на руках (Данила Ш., Гриши С., Яны К., Насти С., Альбины К.), рисунок человека (Артура П., Максима Р.)  просто напоминает схему;

-при штриховке фигур силу нажима дифференцируют только в пределах «сильный – средний», слабого нажима ни у кого не наблюдается;

-нарисованная линия имеет изгибы, дети не соблюдают типы дорожки;

-при срисовывании точек допускали поворот (Яна К.), рисование крупных точек без соблюдения определенного расстояния между ними (Максим Р.), срисовывание точек близко образцу у таких детей как, Альбина К., Гриша С.;

-в задании «графический диктант» дети допускали ошибки в подсчете клеток, в срисовывании образца. Не справился с заданием Максим Р.

- слабая или наоборот, достаточно сильная степень нажима карандаша на лист.

Так же для всех детей оказалось трудным задание на срисовывание фразы.

Низкий уровень развития сформированности графических навыков письма (20%) – это Максим Р., Данил Ш. Дети с большим усилием доводили задание до конца. При работе отмечалось:

- ясное изображение туловища и конечностей, но отсутствуют части, например, пальцы, ступни;

- в задании «Заштрихуй фигуру» дети усилия кисти не дифференцируют, выходят за контур;

- в задании «Дорожки» - линия нарисована неровно;

- при срисовывании точки крупные, у  Максима Р. присутствуют лишние;

- в задании «Графический диктант» не внимательно слушали инструкцию, ориентировка на плоскости листа нарушена, в итоге с заданием не справились;

- отрыв карандаша от листа;

- при срисовывании фразы можно различить 1-2 буквы.

Дети были достаточно активны в процессе деятельности, быстро вступали в контакт, демонстрировали свою заинтересованность к предложенным заданиям.

Мы провели исследование на выявление ведущей руки у детей подготовительной группы, которое показало, что у 8 детей (80%) ведущая рука правая – это Женя Ш., Алеша Х., Степа Б.. Яна К., Настя С., Альбина К., Гриша С., Артур П., Максим Р., у Данила Ш.  . ведущая рука левая (10%).

В итоге отмечаем, что большинство детей выполнили предложенные задания до конца, но качество их выполнения было среднее, что говорит о недостаточном уровне сформированности графических навыков письма. Это послужило основой разработки системы работы для формирующего этапа исследования.

 

2.2 Цель, задачи и содержание формирующего этапа               исследования

   Целью формирующего этапа исследования является внедрение в учебно-воспитательный процесс системы дидактических игр и упражнений на формирование готовности к письму у детей подготовительной группы.

    Задачи формирующего этапа исследования:

1. Подобрать дидактические игры и упражнения;

2. Выстроить поэтапность и систематичность их проведения;

3. Подобрать и разработать пособия  и дидактические средства для проведения;

4. Провести систему дидактических игр и упражнений;

5. Проанализировать результаты формирующего этапа исследования.

    Экспериментальной базой нашего исследования была выбрана подготовительная группа МДОУ №20 «Белочка» г. Инта. Формирующий этап исследования проводился с 2.10.07. по 18.12.07 года. В нём участвовало 10 детей подготовительной группы.

    В своей работе по достижению наиболее высоких результатов, при проведении специальных занятий, мы руководствовались следующими принципами.

1.Принцип доступности (подобран доступный для детей материал);

2.Принцип последовательности и систематичности (одно следует за другим в определённой системе);

3. Принцип индивидуального и дифференцированного подхода;

4. Принцип наглядности;

5.Принцип целенаправленности (вся работа формирующего этапа исследования подчинена одной цели).

 Основной метод, который мы использовали на формирующем этапе - практический. Так же нами были использованы приёмы наглядности и словесного метода (беседа, объяснения, указание, вопросы).

Формирующий эксперимент проходил в три этапа.

Первый этап исследования – основной. Задачами этого этапа являются:

 1. Упражнять детей в составлении целого образа из частей, - развивать зрительно-моторную координацию;

2. Отрабатывать навыки ориентировки в микро - пространстве (на листе);

3.Отрабатывать навыки рисования по точкам, дорисовывания незаконченного рисунка, рисования рисунков по клеткам;

4.Развивать умение обводить трафарет, согласованно работая двумя руками;

5. Развивать навыки владения графическими приёмами (штрихи, линии), умение выполнять их в разных направлениях (сверху вниз, слева-направо, справа-налево и др.) одним движением руки не выходя за контур изображения предмета;

6.Обучать рисованию дугообразных, волнообразных и спиралевидных, ломанных линий их комбинаций в орнаментальной композиции.

Второй этап исследования – закрепления полученных умений. Задачи этого этапа:

1. Совершенствовать четкость движений руки;

2.        Совершенствовать навыки орнаментального линейно-графического рисования, по характеру руки приближённого к письменности;

Кроме того, на каждом этапе происходило решение следующих задач:

1.Укреплять мышцы, активизировать биологически активные точки, расположенные на руке;

2.Развивать координацию движений пальцев рук; произвольность;

3.Развивать выносливость мышц кисти рук к статическим нагрузкам, контролировать силу и нажим;

5.Развивать ручную умелость (при работе с предметами, бумагой, ножницами, природным материалом, нитками и иголкой;

6.Совершенствовать навык правильного захвата карандаша (ручки) «щепотью» (тремя пальцами);

7.Проводить работу по соблюдению правильной посадки при письме, правильного положения рук;

Например, мы провели игры «Умные руки», «Чудесный мешочек», «Волшебный поднос», которые позволяют отыскать или определять предмет на ощупь. В «Сухом бассейне» в специальном ящике с зерном спрятаны различные предметы, мелкие игрушки, с которыми так же выполняются различные задания, развивающие осязание, бассейн использовали и для снятия напряжения с кистей рук после графических упражнений в тетради.

Кроме того, выполнялись такие игры как:

  1. сматывание верёвочек в клубок, на палочку, собственный палец;
  2. нанизывание бусинок, пуговиц, трубочек на леску, нитку;
  3. шнуровка и завязывание узлов, плетение косичек;
  4. игры с мозайкой, конструктором «Лего»;
  5. сортировка семян, игры с песком, водой;
  6. выкладывание из палочек, косточек;
  7. выкладывание букв из различного материала (проволоки, спичек, семян) и др.

Мы проводили массаж и самомассаж с использованием различных комплексов, который оказывает общеукрепляющее действие на мышечную систему, повышая тонус, эластичность и сократительную способность мышц. Массажные движения проводились достаточно энергично с ощущением тепла. При самомассаже использовались Кузнецова, гранёные карандаши, шарики. Проводили пальчиковые игры и упражнения.

В работе мы использовали для отработки написания графических элементов упражнения в рабочих тетрадях, для создания которых  мы использовали практические пособия «Весёлые прописи», «Затейливые линии», «Чтобы рука красиво писала». Здесь осуществлялась поэтапность: сначала дети продолжают начатое направление (обводят изображения по контуру, штрихуют их, копируют рисунки, дорисовывают фигуру до целостного образа, обводят трафареты), затем знакомятся с элементами печатных букв (вписывают в рабочую строку в соответствии с заданными условиями высоты, длины, ширины, здесь же дети конструируют  буквы из различных материалов), с элементами письменных букв (обводят контур  по точкам, самостоятельно продолжают, создают узоры).

Всё это позволяет соединить в работу зрительно – двигательные операции, позволяет развивать правильный глазомер, чёткую координацию, уточнению и конкретизации зрительных образов, развитию пространственной ориентировки, приводит к автоматизации двигательных навыков.

Была выбрана следующая структура работы в тетради:

  1. Рассматривание образа, сенсорно – аналитическая характеристика образца (считается количество клеток, обращается внимание на высоту, ширину, элементы, расстояние между фигурами, элементами;
  2. Показ способа выполнения со словесным сопровождением.
  3. Пальчиковая гимнастика.
  4. Прорисовывание способа в воздухе.
  5. Выполнение в тетради.
  6. Анализ качества выполненной работы.

Работы детей представлены в Приложении 5.

Во время работы в рабочих тетрадях соблюдались некоторые гигиенические правила письма: сидеть прямо, ноги должны касаться пола всей ступнёй, рабочий лист не вращать, а передвигать вверх по мере заполнения, голову держать на расстоянии 25 – 30 см от плоскости стола.

Для создания мотивации, интереса к играм и упражнениям использовалось художественное слово, загадки.

Таким образом, на формирующем этапе исследования мы разработали и реализовали систему дидактических  игр и упражнений, направленных на формирование графических навыков у детей подготовительной группы.

2.3. Цель, задачи, содержание контрольного этапа

исследования

 Целью контрольного этапа исследования являлось выявление итогового уровня сформированности графических навыков письма у детей подготовительной группы.

 Для реализации поставленной цели определены следующие задачи:

1.выявить особенности сформированности графических навыков письма у детей подготовительной группы.

2. выявить эффективность опытно - экспериментальной работы.

 Для получения результатов контрольного этапа исследования была проведена работа, аналогичная констатирующему этапу. Методом нашего исследования являлся педагогический эксперимент, который включал в себя 5 диагностических заданий описанные в констатирующем этапе.

 Экспериментальной базой та же.

Результаты контрольного эксперимента

   

Анализ результатов показал, что на низком уровне сформированности графических навыков письма оказался один ребёнок.

Средний уровень развития определён у 2 детей –  Данил Ш., Альбина К. Они выполнили практически все задания. Испытывали трудности в заданиях: «Заштрихуй фигуру» (выходили за контур), «Графический диктант» (трудности в переносе изображения), «Срисовывание фразы».

На высоком уровне сформированности графических навыков письма оказались 7 детей (70%) – это Алеша Х., Гриша С., Яна К., Настя С., Степа Б., Женя Ш., Артур П. Дети выполняли все задания самостоятельно,  у них хорошо развита мелкая моторика руки, точность движения, зрительно-моторная и зрительно-пространственная координация, глазомер.

Характерно:

-при рисовании мужской фигуры без образца дети прорисовали все части тела: голова, туловище, конечности. На руках  по 5 пальцев. Рисунок выполнен синтетическим способом (Женя., Степа Б., Яна К);

-при штриховке геометрических фигур дети правильно держали карандаш (щепотью руки), но контролировать силу нажима удается не всем, не выходили за контур;

-в задании «Дорожки» линия без явных разрывов, без выходов за пределы дорожки.

-в задании «Срисовывание точек» характерно почти совершенное подражание образцу (Гриша С., Альбина К., Алеша Х., Настя С., Артур П.);

-в задании «Графический диктант» дети (Женя Ш., Степа Б., Алеша Х.,) внимательно слушали инструкцию педагога и правильно нарисовали изображение. А затем безошибочно его перенесли.

На основе сравнения результатов констатирующего и контрольного эксперимента можно сделать следующие выводы:

1. У детей наблюдается большая выносливость мышц кисти  рук к статическим нагрузкам, контролировать силу и нажим;

2. У детей усовершенствовалось умение обводить трафарет, согласованно работая двумя руками; умение штриховать изображения, не выходя за контур;

3. Наблюдается укрепление двигательной мускулатуры рук, дети научились рисовать мелкие элементы, похожие на буквы, линии в различных направлениях.

Таким образом, на основе полученных данных можно  сделать вывод о том, что благодаря нашей опытно - экспериментальной работе увеличились показатели сформированности графических навыков письма у детей подготовительной группы.

Заключение

Процесс письма представляет собой форму деятельности, в которой устанавливаются связи между зрительным и двигательным анализаторами (выполнение произвольных тонкокоординированных движений под контролем зрения).

Как показывает наблюдение за детьми, начинающими обучение в школе, этого недостаточно для подготовки руки к письму, так как движения, совершаемые в процессе письма, не могут быть воспроизведены ни в рисовании, ни в лепке – наиболее близких письму видах деятельности. Процесс письма вовлекает в работу другие движения, зрительное восприятие тоже подчинено другим целям. Поэтому  обозначенная   в  творческом  отчете  игр  и  упражнений  по  формированию  графических  навыков  письма  является  необходимостью  в  данном  виде  деятельности.

В процессе проведения констатирующего этапа исследования выявилось, что дети плохо ориентировались на микроплоскости (в клетке), практически не дифференцировали силу нажатия карандаша. Для детей был характерен отрыв карандаша от листа («графический диктант», «Дорожки»), некоторые дети при рисовании мужской фигуры без образца не прорисовывали части лица, пальцы рук, волосы, уши.

Исходя из результатов констатирующего эксперимента, мною  была  разработана  система  игр  и  графических   по   формированию  моторной  готовности  к  письму  у  детей  подготовительной  группы.

После проведения контрольного этапа исследования мною  сделаны   следующие  выводы:

  1. Дети научились выполнять задания в ограниченном пространстве – клетке;
  2. У детей наблюдается большая выносливость мышц кисти  рук к статическим нагрузкам, способности  контролировать  силу  и нажим;
  3. У детей усовершенствовалось умение обводить трафарет, согласованно работая двумя руками; умение штриховать изображения, не выходя за контур;
  4. Наблюдается укрепление двигательной мускулатуры рук, дети научились рисовать мелкие элементы, похожие на буквы, линии в различных направлениях.

Однако, в  перспективе  своей  деятельности  обозначаю  работу  по  выведению  детей  СУ  на  ВУ. Особое  внимание  уделяю  ребенку  с  НУ.  Подключаю  родителей, логопеда, психолога  и  ставлю  целью  при  помощи  системы  игровых  упражнений  вывести  Рыжова  Максима  на  СУ.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Бачина О.В., Коробова Н.Ф. Пальчиковая гимнастика с предметами. Определение ведущей руки и развитие навыков письма у детей 6-8 лет: Практическое пособие для педагогов и родителей. — М: АРКТИ, 2006. — 88 с.
  2. Борисенко М.Г., Лукина Н.А. Наши пальчики играют (Развитие мелкой моторики). – СПб: «Паритет», 2003.
  3. Гореева Н. Коррекция развития мелкой моторики и осязания у детей с нарушением зрения // Дошкольное воспитание. – 2002. - №6. – С. 75 - 79.
  4. Гризик Т., Тимощук Л. Работа со штампами // Ребёнок в детском саду. - 2001. - №6.  -  С. 53 - 55.
  5. Киселева В. Развитие тонкой моторики // Дошкольное воспитание. – 2006. - № 1. – С. 65 – 69.
  6. Лопухина И.С. Речь, ритм, движение. – СПб: Дельта, 2001.
  7. Любина Г., Желонкина О. Рука развивает мозг // Ребенок в детском саду. – 2003.- №4. – С.32.
  8. Любина Г., Желонкина О. Рука развивает мозг // Ребенок в детском саду. – 2003.- №5. – С.31.
  9. Любина Г., Желонкина О. Рука развивает мозг // Ребенок в детском саду. – 2003.- №6. – С.21.
  10. Любина Г., Желонкина О. Рука развивает мозг // Ребенок в детском саду. – 2003.- №1. – С.30.
  11. Моисеева Р. Пальчиковые игры // Дошкольное воспитание. – 2000. - №10. –  С.42.
  12. Нижегородцева Н.В, Шадрикова. Психолого-педагогическая готовность ребёнка к школе.- М.: «Владос», 2001.-256с.
  13. Подготовка дошкольников к обучению письму. Влияние специальных физических упражнений на эффективность формирования графических навыков: Методическое пособие / Под ред. Филипповой С. О. – СПб.: «Детство – Пресс», 2001. –  94с.
  14. Развиваем руки - чтоб учиться, и писать, и красиво рисовать. Гаврина С.Е., Кутявина  Н.Л., Топоркина И.Т., Щербина С.В. - Ярославль: «Академия», 1997.- 56с.

  1. Чудакова А. О подготовке руки к письму // Дошкольное воспитание. – 2005. - №9. – С. 29


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование и развитие диалогической речи у детей дошкольного возраста через организацию театральной деятельности

Театральная деятельность всегда широко использовалась в дошкольной педагогике, как средство развития устной речи детей. Для детей с речевым недоразвитием этот вид деятельности является ещё и к...

Отчет по самообразованию "Подготовка руки к письму у детей дошкольного возраста через создание изделий из соленого теста".

Отчет по самообразованию воспитателя на тему " Подготовка руки к письму у детей дошкольного возраста через создание изделий из соленого теста"....

Формирование фонематического восприятия у детей дошкольного возраста через дидактические игры и упражнения

Цель¨     создание системы работы по формированию фонематических представлений у детей с общим недоразвитием речи через дидактические игры и игровые упражнения Задачи¨...

ФОРМИРОВАНИЕ ИНТЕРЕСА К РУССКОЙ НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ОРГАНИЗАЦИЮ ЗАНЯТИЙ ПО ДЕКОРАТИВНОМУ РИСОВАНИЮ.

Статья о необходимости  художественно-эстетического  развития дошкольников через декоративное рисование....

Статья. "Формирование патриотических чувств детей дошкольного возраста через организацию мини- музея в ДОУ".

quot;Формирование патриотических чувств детей дошкольного возраста через организацию мини-музея в ДОУ"Исторически сложилось так, что любовь к Родине, патриотизм во все времена, в Российском госу...

Формирование фонематического восприятия у детей дошкольного возраста через игры и игровые упражнения

Игры, направленные  на развитие фонематического восприятия,способствуют формированию у детей направленности  на звуковую сторону речи, развивают умения, вслушиваться в звучание слова,узнават...