ФОРМИРОВАНИЕ ИНТЕРЕСА К РУССКОЙ НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ОРГАНИЗАЦИЮ ЗАНЯТИЙ ПО ДЕКОРАТИВНОМУ РИСОВАНИЮ.
статья по рисованию (средняя, старшая, подготовительная группа) по теме

Докутович Татьяна Юрьевна

Статья о необходимости  художественно-эстетического  развития дошкольников через декоративное рисование. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_formirovaniya.docx23.47 КБ

Предварительный просмотр:

ФОРМИРОВАНИЕ ИНТЕРЕСА   К   РУССКОЙ   НАРОДНОЙ   КУЛЬТУРЕ  ДЕТЕЙ   ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ОРГАНИЗАЦИЮ ЗАНЯТИЙ ПО ДЕКОРАТИВНОМУ РИСОВАНИЮ.

Дошкольный возраст – период активного познания мира и человеческих отношений, и чем больше ребёнок будет знать о своей стране, её истории, достижениях, тем больше будет создано условий для формирования зрелого гражданина и настоящего человека. Приобщение  детей к традиционной народной культуре соответствует одному из принципов Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, утверждённого Приказом Минобрнауки РФ от 17.10.2013 г. №1155, а именно «приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства». В соответствии с ФГОС ключевая линия дошкольного детства — это приобщение к ценностям культуры, социализация ребенка в обществе. Федеральным государственным образовательным стандартом определены единые воспитательные процессы дошкольного образования, ориентированные на становление гражданина, любящего свой народ, свой край, свою Родину, толерантно относящегося к культуре, традициям и обычаям других народов.

Знакомит нас с народным декоративно-прикладным искусством декоративное рисование по мотивам русских народных росписей. Декоративно-прикладное  искусство,  одно  из средств эстетического воспитания, помогает формировать художественный вкус, учит видеть и понимать прекрасное в окружающей нас жизни и в искусстве. Народное искусство способствует художественному воспитанию детей, так как в его основе заложены все специфические закономерности декоративного искусства – симметрия и ритм. Оно доступно детскому восприятию, так как несет в себе понятное детям содержание, которое конкретно, в простых, лаконичных формах раскрывает ребенку красоту и прелесть окружающего мира. Художественно-эстетическое развитие есть обязательная образовательная область в содержании любой образовательной программы дошкольного учреждения, основой которой является Федеральный государственный образовательный стандарт.

 «В жизненно важном, для любой культуры, процессе особое значение имеет познание и осмысление собственной старины, истоков собственной национальной культуры» считал крупнейший русский историк, литературовед, академик  Д.С. Лихачёв. Выдающийся педагог В.А. Сухомлинский рассматривал народную культуру, как средство нравственного воспитания, формирования мировоззрения и развития фантазии ребенка. По мнению Е.И. Тихеевой, только при приобщении ребенка к народной культуре происходит развитие речи и образного мышления.

Н.П. Сакулин, Е.А. Флерина видят в ней источник создания художественного образа в рисовании, активизации процесса детского творчества. Другой выдающийся педагог и писатель К.Д. Ушинский писал: «Воспитание, если оно не хочет быть бессильным, должно быть народным…», «Воспитание, созданное самим народом, основанное на народных началах, - писал он, - имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях…».

Воспитательное значение народного творчества, искусства неоднократно подчёркивала в своих работах А.П. Усова. Она утверждала, что использование народного творчества в детском саду никогда не было случайным побуждением или модой, а всегда выступало в тесной связи с педагогическими и художественными задачами дошкольной педагогики.

Изучив разную литературу по данной теме, прихожу к выводу, что народное творчество, искусство как ничто другое, приобщает детей к истории своего края, к промыслам своих земляков, дети начинают понимать и осознавать, что они являются частью этой культуры и должны поддерживать её возрождение. 

Русская народная культура ‒ это богатейший материал для знакомства детей с традициями русского народа, его обычаями, самобытными праздниками, предметами быта. Родная культура должна стать основным стержнем для формирования личности. Приобщая к культурному наследию своего народа, мы формируем представление о богатстве, разнообразии, нравственности, красоте, воспитываем лучшие качества: трудолюбие, доброту, взаимовыручку, сочувствие – это и есть уважение к культуре и истории своей страны, чувство ответственности за её сохранение.

В последние годы возросла потребность в приобщении детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры, так как самобытная Русь может дать духовный, нравственный и интеллектуальный потенциал для развития личности детей. Кто как не наши предки любили и оберегали родной дом и близких? Нынешнее поколение, в основном, привыкло к жизни в квартирах. И даже те, кто родился в селе, стремятся поселиться со своими семьями в городах. Современный человек сегодня воспринимает своё жильё просто как место, где можно покушать, поспать, посмотреть телевизор. Может, поэтому, покинув такой дом, человек не чувствует к нему никакой привязанности.

Народная культура в обучении и воспитании детей в системе образования очень необходима. Благодаря энергии прошлого, мудрости, накопленной веками, мы можем стать умнее и лучше, добрее и чище, душевнее и более трепетно относиться друг к другу и ко всему живому вокруг. Успех приобщения дошкольников к русской национальной культуре зависит от выбора форм и методов обучения и воспитания. Поэтому одним из приоритетных направлений в моей работе по формированию интереса к народной культуре   является приобщение детей к истокам русской народной культуры через такой вид изобразительной деятельности как декоративное рисование. 

Очень важно ознакомить детей с народной декоративной росписью. Она, пленяя душу гармонией и ритмом, способна увлечь ребят национальным изобразительным искусством. Декоративная роспись, как один из видов народного декоративно-прикладного искусства помогает формировать художественный вкус, учит видеть и понимать прекрасное в окружающей нас жизни и в искусстве.

Народ веками стремился в художественной форме выразить своё отношение к жизни, любовь к природе, своё понимание красоты. Он проявлял свои творческие устремления и способности лишь в создании предметов, необходимых в труде и быту. Народные мастера не копировали природу буквально. Реальность, окрашенная фантазией, порождала самобытные образы. Так рождались сказочно прекрасные росписи на прялках и посуде; узоры в кружеве и вышивке; причудливые игрушки.

Изделия декоративно-прикладного искусства, которые видят дети, раскрывают перед ними богатство культуры народа, духовные идеалы, они помогают им усвоить обычаи, традиции, особенности жизни, быта, которые передают от поколения к поколению.

Изобразительное народное искусство обладает огромной силой эмоционального воздействия и является хорошей основой для формирования духовного мира человека. Народное искусство образно, красочно, оригинально по своему замыслу. Оно доступно детскому восприятию, так как несёт в себе понятное детям содержание, которое конкретно, в простых, лаконичных формах раскрывает ребёнку красоту и прелесть окружающего мира. Это всегда знакомые детям сказочные образы животных, выполненные из дерева или глины.

Орнаменты, используемые народными мастерами для росписи игрушек и посуды, включают в себя цветы, ягоды, листья, которые ребёнок встречает в лесу, в поле, на участке детского сада. Так, мастера хохломской росписи умело составляют орнаменты из листьев, ягод. Городецкие мастера создают свои орнаменты из листьев и крупных цветов купавки, шиповника и розы. Мастера глиняной игрушки расписывают свои изделия чаще всего геометрическим орнаментом: кольцами, полосками, кругами, которые также понятны детям.

Главными задачами для создания творческого потенциала личности дошкольника можно считать следующие: формирование у детей эмоциональной отзывчивости и интереса к образам русского народного декоративно-прикладного искусства, воспитание у детей желания заниматься подобной деятельностью.

Формирование обобщенных знаний и умений выражается в умении различать стили наиболее известных видов декоративной живописи: хохломской, городецкой, дымковской и др. (понимание детьми характерных особенностей изделий различных народных промыслов); в освоении детьми характерных элементов, колорита, композиции; в умении создавать выразительные узоры на бумаге и объёмных предметах; в воспитании при этом чувства формы, ритма, симметрии.

Для получения этих знаний предусматривают ознакомление детей с определенным видом народного декоративно-прикладного искусства, его характерными признаками − материалом, из которого изготавливаются изделия, особенностями росписи, историей промысла. С этой целью устраиваются выставки, проводятся занятия; предусматривают обучение детей приёмами декоративного рисования. При этом точное повторение всех элементов росписи не главное. А.А. Грибовская считает, что «…задача воспитателя – это не подготовка будущих мастеров хохломской или другой росписи, а приобщение ребёнка к истокам народного искусства, дать возможность, усвоив некоторые навыки, составить узор, расписать вылепленного коня, барышню, почувствовать радость творчества».

Изделия народных мастеров помогают воспитывать у детей внимательное и бережное отношение к окружающей среде, так как декоративно – прикладное искусство по своим мотивам близко к природе. Художники веками наблюдали мир животных, красоту птиц, разнообразие растений, видели и чувствовали гармонию природы. Затем её красота, соразмерность, разумность, упорядоченность нашли отражение в узорах декоративных росписей. В них – изображения человека, и животных, и птиц, растительные узоры, орнаменты.  Подлинное чувство любви к народному искусству нельзя воспитать, если детей не приобщать к природе, фольклору, быту, нравам, традициям этого народа. Например, нельзя до конца почувствовать, понять всемирно известную дымковскую игрушку, если не знать русскую деревню, ее историю, нравы, обычаи. Идеал сельской красавицы как сильной, ловкой, здоровой, румяной воплотился и в образе крепкой бабы с ребенком (русской мадонны), и в статной горделивой красавице-водоноске. Изделия народных промыслов помогают понять и почувствовать, что человек – часть природы, а именно  это  является  основой  гармоничного развития  ребёнка.

 Изучив разную литературу по данной проблеме, прихожу к выводу, что народное творчество, искусство как ничто другое, приобщает детей к истории своего края, к промыслам своих земляков, дети начинают понимать и осознавать, что они являются частью этой культуры и должны поддерживать её возрождение. 

Собственную художественную деятельность детей в сфере декоративного искусства, а именно развитие умения создавать узоры по мотивам народных росписей, следует рассматривать не как цель, а как средство решения более важной задачи: развитие основ личности ребенка, формирование интереса к народной культуре. Присвоение детьми через искусство нравственно-эстетических ценностей своего народа. Развитие первого чувства Родины имеет огромное значение и для будущего становления личности, осознания себя как частицы своего народа, своей страны. Ностальгия проявляется в зрелые годы, а зарождается в детстве. Не случайно взрослые люди, нередко на склоне лет, хотят взглянуть на свою родину, вернуться, пусть на  короткое  время  туда,  где прошло детство.

Знакомство детей с нашими традициями, народными промыслами, мастерством народных умельцев и русским фольклором, я считаю очень важным. Это позволит нашим детям почувствовать себя частью русского народа, ощутить гордость за свою страну, богатую славными традициями.

В последнее время предпринимаются попытки сохранить, поддержать и восстановить традиции народной культуры, прежде всего в области народной художественной культуры. Конечно, в наши дни мы гораздо чаше имеем дело с профессиональным творчеством отдельных мастеров или массовым производством, а не с народным творчеством как таковым. Дело в том, что народная культура теряет своего носителя, которым всегда были крестьянство и слободское население. Сегодня интерес к народной культуре проявляют разные группы интеллигенции — любители старины, искусствоведы, художники. Но они, как правило, в своем творчестве воспроизводят лишь отдельные элементы народной культуры и то, что мы сегодня называем народной культурой, это не столько часть актуальной культуры, сколько часть культурного наследия, которая нужна нам, чтобы не быть «Иванами, не помнящими родства».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ФОРМИРОВАНИЕ ИНЖЕНЕРНОГО МЫШЛЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ ЗАНЯТИЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ КОНСТРУКТОРА ПОЛИДРОН ПРОЕКТИРОВАНИЕ

В исследовательской работе раскрывается технология формирования инженерного мышления у детей старшего возраста в дошкольной образовательной организации через разработку занимательных занятий с использ...

ФОРМИРОВАНИЕ НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ОРГАНИЗАЦИЮ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Дошкольный возраст – это наиболее благоприятный возраст и для нравственного развития детей. В это время расширяется и перестраивается система взаимоотношений ребенка со взрослыми и сверстниками....

Формирование нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста через русскую народную сказку.

. Старший дошкольный возраст — важный этап становления морального облика ребенка, когда происходит его вхождение в мир социальных отношений, усвоение элементарных морально-нравственных требовани...

Формирование нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста через русскую народную сказку.

В настоящее время сказка, как и другие ценности традиционной культуры, заметно утратила свое предназначение...

«Формирование экологических представлений у детей старшего дошкольного возраста через организацию исследовательской деятельности»

Экологическое воспитание тесно связано с уровнем развития исследовательской деятельности детей в природе, т.к. именно в процессе исследования формируется привычка к поиску. Чем выше уровень исследоват...

«Формирование экологических представлений у детей старшего дошкольного возраста через организацию исследовательской деятельности»

Экологическое воспитание тесно связано с уровнем развития исследовательской деятельности детей в природе, т.к. именно в процессе исследования формируется привычка к поиску. Чем выше уровень исследоват...

РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА К ПРИРОДЕ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ОРГАНИЗАЦИЮ НАБЛЮДЕНИЙ НА ПРОГУЛКАХ

РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА К ПРИРОДЕ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ОРГАНИЗАЦИЮ НАБЛЮДЕНИЙ НА ПРОГУЛКАХ  Аннотация.  Статья посвящена изучению формирования интереса у детей д...