Главные вкладки

    Коррекционно - развивающая программа"Путешествие по стране Добра"
    методическая разработка (старшая группа) по теме

    Чайка Елена Анатольевна

    Все чаще и чаще можно услышать сегодня фразы: «Какой агрессивный ребенок! Откуда в нем столько агрессии?» Чтобы разобраться в этом, для начала важно знать, что агрессивность является нарушением поведения ребенка, а не симптомом психического заболевания. Необходимо помнить, что некоторые трудности в поведении детей носят возрастной характер и связаны с переживанием одного из кризисов развития (1 года, 3 и 7 лет). И эти периоды в жизни ребенка, несмотря на всю сложность, свидетельствуют о нормальном ходе процесса психического развития дошкольника.

     

    ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ: снижение уровня агрессивности у дошкольников путем снятия эмоционального напряжения, повышение самооценки.

    ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ:

    -устранить у ребенка неконтролируемые чувства гнева и злости;

    - повысить самооценку ребенка, нормализовать эмоциональное состояние и развить чувство  эмпатии ;

    - закрепить положительные коммуникативные

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл korrekcionno.docx25.64 КБ

    Предварительный просмотр:

            Коррекционно – развивающая программа  

                         « Путешествие по стране Добра»

    Все чаще и чаще можно услышать сегодня фразы: «Какой агрессивный ребенок! Откуда в нем столько агрессии?» Чтобы разобраться в этом, для начала важно знать, что агрессивность является нарушением поведения ребенка, а не симптомом психического заболевания. Необходимо помнить, что некоторые трудности в поведении детей носят возрастной характер и связаны с переживанием одного из кризисов развития (1 года, 3 и 7 лет). И эти периоды в жизни ребенка, несмотря на всю сложность, свидетельствуют о нормальном ходе процесса психического развития дошкольника. Кроме того, например, с точки зрения гештальт-психологии агрессия необходима для выживания и носит функции защиты и сохранения «своей среды» или конструктивного ее изменения. Итак, что же такое агрессия?

    Агрессия– мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам сосуществования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевленные и неодушевленным), приносящее физический ущерб людям или вызывающее у них психологический дискомфорт (отрицательные переживания, состояние напряженности, страха, подавленности).

    Агрессивность – это свойство личности, выражающееся в готовности к агрессии.

    Виды агрессии:

    *физическая агрессия (нападение) – использование физической силы против другого лица или объекта

    *вербальная агрессия – выражение негативных чувств как через форму (ссора, крик, визг), так и через содержание вербальных реакций (угроза, проклятья, ругань);

    *прямая агрессия – непосредственно направленная против какого-либо объекта или субъекта

    *косвенная агрессия  –  действия, которые опосредованно направлены на другое лицо (злобные сплетни, шутки), и действия, характеризующиеся  не направленностью и неупорядоченностью (взрывы ярости, проявляющиеся в крике, топании

    ногами, битье кулаками по столу)

    *инструментальная агрессия – является средством достижения какой-либо цели

    враждебная агрессия – выражается в действиях, целью которых является причинение вреда объекту агрессии.

    Причины появления агрессии у детей могут быть самыми разными. Возникновению агрессивных качеств, способствуют некоторые соматические заболевания или заболевания головного мозга. Огромную роль в развитии тех или иных качеств ребенка играет воспитание в семье, причем с первых дней жизни ребенка. Социолог М. Мид доказала, что в тех случаях, когда детей резко отлучают от груди и общение с матерью сводят к минимуму, у них формируются такие качества, как тревожность, подозрительность, жестокость, агрессивность, эгоизм. И наоборот, когда в общении с ребенком присутствуют мягкость, он окружен заботой и вниманием, эти качества не вырабатываются.

     На становление агрессивного поведения большое влияние оказывает характер наказаний, метода воздействия: либо снисходительность, либо строгость. Как это ни парадоксально, агрессивные дети одинаково часто встречаются и у слишком мягких родителей, и у очень строгигих.

    Укреплению агрессивных форм поведения у ребенка способствуют:

    Ø скандалы в семье

    Ø применение физической силы во время семейных ссор (драки)

    Ø грубое, жестокое обращение с ребенком

    Ø привлечение его к посещению (просмотру) жестоких спортивных состязаний: бокса, боев без правил и т. п.

    Ø просмотр боевиков, сцен  насилия как в художественных, так и в мультипликационных фильмах

    Ø одобрение агрессивного поведения как способа решения конфликта, проблемы: «А ты тоже его ударь», «И ты сломай», «А ты что, отнять не можешь?!»

    Характерные особенности агрессивного поведения ребенка.

    Ø Отказывается от коллективной игры.

    Ø Слишком говорлив.

    Ø Чрезмерно подвижен.

    Ø Не понимает чувств и переживаний других детей

    Одним из способов оказания психологической помощи детям 5-7 лет по преодолению агрессивных тенденций в  условиях социально одобряемых форм поведения является реализация  коррекционно - развивающей программы « Путешествие по стране Добра»

    ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ: снижение уровня агрессивности у дошкольников путем снятия эмоционального напряжения, повышение самооценки.

    ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ:

    -устранить у ребенка неконтролируемые чувства гнева и злости;

    - повысить самооценку ребенка, нормализовать эмоциональное состояние и развить чувство  эмпатии ;

    - закрепить положительные коммуникативные модели поведения: устранить ругательства и драчливость ребенка.

    КРИТЕРИИ ОТБОРА

    Дети  дошкольного возраста (5-7 лет)  с высоким уровнем агрессивности и повышенной тревожностью.

    РЕЖИМ РАБОТЫ

     Занятия проводят 1раз в неделю, время – 20-30 минут, в первую половину дня после основных занятий примерно в 10.30-11.00  индивидуально.  На каждом занятии решают определенную задачу по  снижению уровня агрессивности. Если материал занятия усваивается трудно, то занятие повторят 1-2 раза, но с заданиями, аналогичными основному занятию. Например, на 1-ом занятии педагог-психолог рассказывает, как «это делать», показывает,   т.е.  действует как учитель, на 2-ом занятии педагог-психолог выступает ,как партнер (совместная деятельность), на 3-ем занятии - дети действуют самостоятельно. Взрослый - организатор среды. Общее количество   занятий – 10 . Рассчитаны на 2.5 месяца.

    ПРИНЦИПЫ  РЕАЛИЗАЦИИ  ПРОГРАММЫ:

    1. Принцип индивидуализации  предполагает учёт возраста, учёт типа детско-родительских отношений, уровня общего состояния ребёнка.

    2. Принцип доступности  предполагает учет  психологических особенностей ребёнка.

    3. Принцип систематичности и  последовательности заключается в непрерывности, регулярности, планомерности процесса, в котором реализуются задачи коррекционно-развивающей работы.

    4 Принцип научности  лежит в основе всех технологий, способствующих снижению агрессивности у детей дошкольного возраста.

    ОСНОВНЫЕ  МЕТОДЫ:

    1. Игры с песком,
    2. Игры с водой,
    3. Арттерапия,
    4. Психогимнастика,
    5. Сказкотерапия,
    6. Этюды и игры релаксационной направленности,

    ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ

    Дети

     Родители

    Педагоги

    метод, автор

    наблюдение за невербальным поведением ребенка и за поведением ребенка в игре Н.В. Клюева

    тест определения особенностей межличностных отношений Рене Жиля

    тест Розенцвейга для изучения особенностей поведения ребенка в конфликтных ситуациях

    Тест « Руки» Э.Вагнера

    Тест « АСВ»

    Анкета для выявления эмоционально –личностных проблем детей  Хельбрюгеля

    Тест « Руки»

    Анкета « Признаки агрессивности»

    Е.К. Лютова, Г.Б. Монина

    Структура коррекционно-развивающих занятий:

    Вводная часть

    1.Особое приветствие

    2. правила работы с песком, водой . глиной

    ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

    3.упражнения на развитие тактильно –кинестетической чувствительности

    4.упражнения или игры, направленные на отработку проблем ребенка.

    5.расслабляющие  упражнения с использованием музыки и шумов природы.

    ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ

    6.подведение итогов

    7.диагностика  психоэмоционального состояния ребенка( оценка эффективности занятия)

    Домашнее задание

    Ритуал прощания 

    ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

    1этап -  Диагностический

    Задача : изучение нарушений психологического здоровья

    2. этап – информационный

    Задача: информирование родителей и педагогов о имеющихся проблемах в развитии ребенка

    3 этап – коррекционный

    Задача – коррекционно-развивающая работа с ребенком

    1 блок – ( 1 занятие) – контактный. Обеспечивают создание доброй , безопасной ситуации, где участник чувствует  взаимопонимание, поддержку, желание помочь в решении проблемы.

    2блок – ( 9 занятий) –  коррекционно  – направленный.Осуществляет коррекцию негативных личностных черт, обучение социально желаемым формам общения.

    3 блок – (2 занятия) – контрольный + обучающий + контрольный. Обеспечивает  закрепление полученных навыков и форм общения . Используются игровые и неигровые приемы , которые развлекают ребенка, проверяют  умение предотвратить конфликтные ситуации, способствуют взаимопониманию участников , рефлексии и контролю своего поведения.

    4 этап – контрольный

    Задача: определение эффективности коррекционно-развивающей работы.

    ТЕХНИЧЕСКОЕ ОСНАЩЕНИЕ : аудиокассеты (с музыкальными фрагментами соответствующего характера - для расслабления и снятия эмоционального напряжения. Песочница, маленький бассейн, доски для лепки, глина.

     Для положительного результата  по снижению уровня агрессивности у детей дошкольного возраста, необходима взаимосвязь педагога-психолога, родителей, воспитателя и детей

    Работа с воспитателями включает в себя:

    1. Профилактическую цель, т.е. педагог - психолог информирует воспитателей о том, что такое агрессивность, как работать с  агрессивными детьми.

    2. Ознакомление взрослых с принципами, этапами и целями программы по снижению уровня агрессивности. Нацеливание их на совместную с педагогом-психологом деятельность.

    3.Рекомендации по работе с  агрессивными детьми.

    Работа с родителями детей,  имеющих высокий уровень агрессивности

    1. Организация совместной работы педагога-психолога, воспитателей и родителей по оказанию положительного результата :

    - ознакомление с программой,

    - групповая консультация.

    2. Использование педагогом-психологом  домашних заданий. Нацеливание родителей на эмоциональную поддержку детей в оказании правильной помощи детям в выполнении этих заданий.

    3.Индивидуальное консультирование родителей при возникновении личностных проблем у детей, имеющих  высокий уровень агрессивности

    Критерием эффективности проводимой коррекционно-развивающей работы может служить :

    1. Исчезновение в поведении агрессивных тенденций и появление доброжелательности;
    2. Преобладание положительных эмоций;
    3. Способность сдерживать нежелательные эмоции или применение приемлемых способов их проявления ( не причинная вреда другим).

    Тематика занятий может быть расширена и дополнена – в зависимости от проблем конкретных детей.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Презентация к коррекционно-развивающей программе "Путешествие по стране Добра"

    презентация программы по коррекции агрессивности у детей старшего дошкольного возраста...

    Коррекционно - развивающее мероприятие "Путешествие в страну сказок"

    Мероприятие помогает ввести детей в сложный мир человеческих отношений, помочь прожить определенные эмоциональные состояния, объяснить, что они обозначают, и дать им словесное наименование....

    Конспект коррекционно-развивающее занятие«Путешествие в страну Фантазилию»

    Преодоление чувства тревоги, и страха, укрепление нервно-психическое здоровье детей. ...

    Коррекционно-развивающее занятие "Путешествие в страну чувств"

    laquo;Путешествие в волшебную страну»Предлагаемое занятие рассчитано на работу с детьми  5-6 летФорма работы:  подгрупповая  (5-6 человек) ·...

    Коррекционно-развивающее занятие "Путешествие в страну чувств"

    Участники: дети старшего дошкольного возраста, имеющие нарушения эмоционально-волевой сферы. Цель занятия: совершенствование представлений об основных эмоциональных состояний....

    Конспект коррекционно-развивающего занятия «Путешествие с ручейком» по программе "Сказочная страна"

    Цель: повышение адаптационных возможностей ребенкаЗадачи:Понизить уровень психоэмоционального напряжения посредством методов арттерпии  и игровой терапии.Создать  условия  для положител...