Мини-музеи в ДОУ
статья по теме
Необходимо приобщать воспитанников к истории, искусству. Создание в ДОУ мини-музеев обогащает знания детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mini-muzei_v_dou.doc | 52 КБ |
Предварительный просмотр:
Хорькова Елена Юрьевна
Заместитель заведующего по воспитательной и методической работе,
МБДОУ Детский сад № 8 «Теремок» общеразвивающего вида, г.Салехард, ЯНАО
МИНИ – МУЗЕИ В ДЕТСКОМ САДУ.
Музей – особое, специально организованное пространство ДОУ,
способствующее расширению кругозора и ребенка, и взрослого,
повышению образованности, воспитанности,
приобщению к вечным ценностям, привитию чувства патриотизма
Вот уже в течение нескольких лет коллектив нашего сада успешно разрабатывает и внедряет в деятельность ДОУ различные образовательные технологии. В частности, успешно используем метод проектов. Один из наших проектов называется «Мини-музеи в детском саду».
Почему мы создали мини-музеи.
Как пришла идея создания? Наш город Салехард – небольшой. В нем нет изобилия музеев и выставочных комплексов, но и как часто наши дети посещают их? Мы провели небольшой соцопрос и выяснили, что большая часть воспитанников детского сада ни разу не была в музее. Причины самые разные.
Как же привлечь внимание родителей к музеям? Прямая агитация здесь вряд ли поможет. Поэтому для начала мы решили создать собственный «музейный комплекс», включающий мини-музеи в групповых помещениях, мини-музее в кабинетах специалистов, заведующего, спортивном зале и галерею «Звезд».
Что такое мини-музей.
Конечно, в условиях детского сада невозможно создать экспозиции, соответствующие требованиям музейного дела. Поэтому мы назвали их «мини-музеями». Часть слова «мини – » в нашем случае отражает и возраст детей, для которых они предназначены, и размеры экспозиции, и определенную ограниченность тематики.
Важная особенность этих элементов развивающей среды – участие в их создании детей и родителей. Дошкольники чувствуют свою причастность к мини-музею: они участвуют в обсуждении его тематики, приносят из дома экспонаты. Ребята из старших групп проводят экскурсии для младших, для ТВ, для администрации ДОУ, для гостей и родителей. Пополняют экспозиции рисунками и поделками. В настоящих музеях ничего трогать нельзя, а вот в мини-музеях не только можно, но и нужно! Их можно посещать каждый день, самому менять, переставлять экспонаты, брать их в руки и рассматривать. В обычном музее ребенок лишь пассивный созерцатель, а здесь он – соавтор, творец экспозиции. Причем не только он сам, но и его папа, мама, бабушка и дедушка. Каждый мини – музей – результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей.
Размещение мини – музеев.
В любом детском саду существует проблема свободных помещений. Для расположения мини-музеев использовались различные части групповых комнат, «раздевалок», спальных комнат, стены у входа в группу и т.п. Одно из требований, предъявляемых к расположению музеев, было следующим: каждый из них обязательно должен вписываться в интерьер помещений. Экспонаты располагались на полках, стеллажах, приобретенных или изготовленных родителями, прикреплялись к стенам, стояли на полу и т.д.
Возраст детей.
Содержание, оформление и назначение мини – музея обязательно отражали специфику возраста детей данной группы. Так, например музей «книги» появился в подготовительной группе, а для малышей создали мини-музей «игрушек – забав», в спортзале - музей «мяча», а в кабинете заведующей мини – музей «кукол» и т.д.
Мини – музее постоянно пополняются новыми экспонатами. Здесь же размещаются детские работы, выполненные совместно со взрослыми.
Этапы проекта «Мини-музеи в детском саду».
В процессе создания музейного комплекса сотрудникам детского сада пришлось попробовать себя и в роли дизайнеров, художников, и в роли музееведов, историков. Всю работу можно поделить на три этапа.
1. ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП:
В начале работы коллектив каждой группы (дети, воспитатели) вместе с родителями определяли тему и название мини - музея, разрабатывали его модель, выбирали место для размещения, мини – музеи получились разными и по оформлению, и по содержанию.
Каждый воспитатель на педагогическом совете защищал собственный под – проект, который строился по следующей схеме: оформление (чертеж – схема), описание (оборудование, экспонаты), название первой ознакомительной экскурсии, перспективы развития, варианты участия в его создании детей и родителей.
Методическая служба детского сада разработала критерии конкурса на лучший мини – музей, которые были обсуждены с коллективом после защиты проектов. Родителям было предложено посетить с детьми разнообразные выставки, музеи (в летний период) и обсудить, что такое музей, для чего он создается, для чего его посещают люди, и т.п.
2.ПРАКТИЧЕСКИЙ ЭТАП (ИЛИ ЭТАП РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА):
Взрослые и дети, следуя своим моделям, создавали мини – музеи в группах.
Большую роль в этом процессе сыграли родители, которые приносили экспонаты, помогали в оформлении. На последней стадии этого этапа воспитатели вместе с детьми разрабатывали содержание экскурсий по своему музею, причем сами дошкольники предлагали, что именно они считают нужным рассказать о своих мини – музеях. Желающие становились экскурсоводами.
3.ПРОВЕДЕНИЕ КОНКУРСА НА ЛУЧШИЙ МИНИ - МУЗЕЙ.
На этом этапе дошкольники или воспитатели проводили для ребят других групп, для родителей, для телевидения ознакомительные экскурсии. Для каждого мини-музея воспитатели составили визитки, в которых содержалось краткое описание экспозиции и приглашение посетить её. Приветствовались оригинальность оформления и изложения материала. Требования конкурса были объявлены в самом начале работы. Оценивались прежде всего оформление, содержание и оригинальность тематики и экспонатов. Была разработана карта члена жюри, которая ускорила обобщение результатов. такие карты были заранее розданы каждому члену жюри, в состав которого вошли родители и независимые эксперты.
Члены жюри заранее обсудили критерии оценки, сравнили свое понимание этих критериев и после знакомства с экспозициями заполнили «Карты оценки». Требуемые характеристики оценивались по 5 и 10 – ти балльной системе.
Особо понравившиеся экспозиции можно было дополнительно отметить восклицательным знаком, а свои сомнения по поводу оценки выразить в виде знака «минус». Эти дополнения учитывались на заключительном этапе подсчетов. Например, если две группы набирали одинаковое количество баллов, жюри обращало внимание на наличие дополнительных отметок.
Кроме того, некоторые мини – музеи были отмечены по отдельным «номинациям» - за оригинальность оформления, активное участие родителей и т.п. При обобщении материалов сначала суммировались данные по каждой характеристике, затем подсчитывалась сумма баллов по всем критериям для каждого мини – музея. Т. о. в карте каждого члена жюри выводилась общая оценка для каждого мини-музея, И, наконец, для определения победителей суммировались баллы всех членов жюри по данному мини – музею. По результатам подсчетов составлялся «рейтинг» мини – музеев. Победителями, соответственно, стали те, кто набрал наибольшее количество баллов по всем критериям у большинства членов жюри.
ОПИСАНИЕ МИНИ-МУЗЕЕВ
Мини-музей книги
Создан под руководством Т.А. Бикбавлеевой, Н.А. Куренгиной.
Расположение. Занимает угол стены спальни, экспонаты размещены на подвесных полках, сделанных одним из пап.
Содержание и экспонаты. Основная идея – показать, какими разными бывают книги, познакомить ребят с их историей, В мини-музее собраны сохранившиеся в семьях старинные издания, книжки – малютки, книжки – раскладушки, звучащие, музыкальные книги.
Делятся они и по жанрам: сказки, стихи, повести и т.д. Отдельно выделены произведения о природе. Различаются книги и по размеру, назначению (обучающие, развивающие), по возрасту потенциальных читателей, Здесь же можно познакомиться с портретами известных писателей: А.Пушкина, Л.Толстого и др. особый интерес у дошкольников вызывает часть экспозиции, в которой представлены «орудия труда» писателей: от пера до современной авторучки, Юные таланты при желании могут попробовать написать собственное стихотворение с помощью гусиного пера, например. Есть здесь и береста, на которой когда-то писали наши предки и на которой их потомки с помощью палочки могут написать свои собственные послания.
Цели и задачи: Знакомство с историей возникновения книг, воспитание интереса к чтению, рассказ о роли книги в жизни человека, о разных писателях, о том, как появилась и развивалась грамота.
Темы экскурсий: «Старинные книги», «Кто такие писатели», «Как создаются книги», «От гусиного пера до современной авторучки», «Говорящие книги», «Книги о природе» - и др.
ЗНАЧЕНИЕ И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МИНИ-МУЗЕЕВ.
Мини-музеи в группах позволили воспитателям сделать свое слово «музей» привычным и привлекательным для детей. Экспонаты используются для проведения различных занятий, для развития речи, воображения, интеллекта, эмоциональной сферы ребенка.
Любой предмет мини - музея может подсказать тему для интересного разговора. Например, вопросы ребят о куклах, выставленных в кабинете заведующего (мини – музей «Кукол»), побудило воспитателей старших групп провести цикл занятий об истории создания различных кукол.
На базе мини – музеев организовывались кратковременные (часто однодневные) выставки, которые мы назвали «экспресс - выставками». Большой интерес у взрослых и детей вызвала экспозиция «Береза» (мини – музей «Береста»).
Ее основу составили различные предметы, связующим звеном которых стали предметы, принесенные из различных мест, причем участие в ее создании приняли не только родители , но и сами воспитатели.
Дошкольники разных групп знакомились с мини-музеями своих «коллег». При этом в средних, старших и подготовительных группах экскурсии проводили сами ребята, а в младших обо всем рассказывали воспитатели, хотя и малыши пытались в меру своих возможностей обратить внимание посетителей на те или иные предметы.
Главное, мы достигли своей цели: как во время создания мини-музеев, так и после этого многие родители заинтересовались нашим проектом и по мере возможности посещали и собираются в летний период посетить с детьми «настоящие» музеи. Мини-музеи стали неотъемлемой частью развивающей предметной среды нашего детского сада.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Из опыта работы в мини-музее группы №10 «Земляничка». «Музей идет в детский сад»
В нашей группе по результатам анкетирования и опроса родителей воспитанников группы был создан мини-музей «Рязанская горенка». Родители и сами оказались активными помощниками в создании ми...
Реализация проекта "Дети в музее" в детском саду. Организация образовательной деятельности детей в рамках проекта "Дети в музее". Мини- музей в детском саду
В современном обществе музеи продолжают свою культурную и просветительскую деятельность. Именно в дошкольном возрасте необходимо приучать ребенка к нравственно- культурным ценностям, муз...
Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе на тему: «Музеи и мини-музеи в детском саду»
Расширить знания детей об окружающем мире....
Мини-музей "Музей русского быта"
Музей создан для ознакомления дошкольников с условиями жизни русского народа в старину....
Мини-музей «Музей сказки» в первой младшей группе №6
Цель проекта:-приобщение к словесному искусству; формирование интереса к потребности в чтении. Задачи:Для детей:- ознакомить детей с фольклором;-способствовать развитию речи, расширению кругозора...
Мини -музей«МУЗЕЙ ИСТОРИЯ ИГРУШКИ»
Эту презентацию я изготовила для родителей , чтобы познакомить с мини музеем нашей группы....
Мини-музей: музей Карандаша и Краски.
Представлены фотографии достопримечательностей г.Воронеж с их кратким описанием....