Профилактика дезадаптации детей, поступающих в дошкольное образовательное учреждение
статья (младшая группа) по теме

Чайка Елена Анатольевна

 

Обычно ребенок адаптируется к жизни в среде своей семьи. Чем младше ребенок, тем значимее и важнее эта связь для него. Малыш видит жизнь из «рук» родителей, именно они играют главную роль в создании того образа мира, который позволит ребенку со временем выйти из «гнезда», найти свое место среди других людей, научиться жить в ладу с самим собой и окружающими. Взрослым часто кажется, что это происходит само собой, по мере взросления ребенка, и никаких проблем здесь быть не может. Вырастая мы не помним о том, как трудно и страшно было впервые отпустить мамину руку и преступить порог самостоятельной жизни, даже если это порог детского сада.

В большинстве случаев поступление ребенка в ДОУ сопровождается проблемой его адаптации к новым нормам и правилам жизни, и далеко не все дети успешно с ней справляются. Возникновение у ребенка так называемого «адаптационного синдрома» является прямым следствием его психологической неготовности к выходу из семьи. Как родители, так и воспитатели параметрами готовности ребенка к поступлению в детский сад считают владение навыками самообслуживания и привычку к режиму дня, приближенному к детсадовскому. Вопрос же о том, в какой мер ребенок готов к разлуке с матерью, к установлению контактов с новыми незнакомыми детьми и взрослыми, к принятию и соблюдению достаточно сложных и не всегда понятных для ребенка социальных норм и правил поведения родителями даже не обсуждается. Более того, нередко родители, отмечая у своего ребенка слабое развитие навыков общения, стремятся отдать его в детский сад именно для того, чтобы он этому научился. Такая «учеба» зачастую оборачивается тяжелыми переживаниями самого ребенка, слезами и обидами других детей, претензиями и замечаниями воспитателей. Наблюдения за детьми в детском саду свидетельствуют  о том, что ребенок, не владеющий навыками самообслуживания, но психологически готовый к вступлению в более широкий, чем домашний, круг социальных отношений, привыкает к детскому саду значительно быстрее и безболезненнее, чем его сверстник, умеющий сам есть и одеваться, но не знающий, как подойти или обратиться к незнакомому для него взрослому или другому ребенку.

В целом проблема психологической неготовности ребенка к «выходу» из семьи представляется не менее важной, чем проблема готовности к школьному обучению. Игнорирование ее порождает в дальнейшем так называемого «несадовского» (а потом и «нешкольного») ребенка, не умеющего и не желающего принять иные, чем в семье, социальные нормы и выдвигающего в качестве защитного механизма бесконечные соматические заболевания.

Реальные результаты в решении задач профилактики и практического преодоления «адаптационного синдрома», возникающего у детей, впервые поступающих в ДОУ и психологически неготовых к этому, может принести только единая система взаимодействия родителей и специалистов ДОУ.

В данном сообщении представлена система, реализуемая в МБДОУ д/с № 31 г.Новошахтинска

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл profilaktika_dezadaptacii_detey.docx24.07 КБ

Предварительный просмотр:

Профилактика дезадаптации детей, поступающих в дошкольное образовательное учреждение

Обычно ребенок адаптируется к жизни в среде своей семьи. Чем младше ребенок, тем значимее и важнее эта связь для него. Малыш видит жизнь из «рук» родителей, именно они играют главную роль в создании того образа мира, который позволит ребенку со временем выйти из «гнезда», найти свое место среди других людей, научиться жить в ладу с самим собой и окружающими. Взрослым часто кажется, что это происходит само собой, по мере взросления ребенка, и никаких проблем здесь быть не может. Вырастая мы не помним о том, как трудно и страшно было впервые отпустить мамину руку и преступить порог самостоятельной жизни, даже если это порог детского сада.

В большинстве случаев поступление ребенка в ДОУ сопровождается проблемой его адаптации к новым нормам и правилам жизни, и далеко не все дети успешно с ней справляются. Возникновение у ребенка так называемого «адаптационного синдрома» является прямым следствием его психологической неготовности к выходу из семьи. Как родители, так и воспитатели параметрами готовности ребенка к поступлению в детский сад считают владение навыками самообслуживания и привычку к режиму дня, приближенному к детсадовскому. Вопрос же о том, в какой мер ребенок готов к разлуке с матерью, к установлению контактов с новыми незнакомыми детьми и взрослыми, к принятию и соблюдению достаточно сложных и не всегда понятных для ребенка социальных норм и правил поведения родителями даже не обсуждается. Более того, нередко родители, отмечая у своего ребенка слабое развитие навыков общения, стремятся отдать его в детский сад именно для того, чтобы он этому научился. Такая «учеба» зачастую оборачивается тяжелыми переживаниями самого ребенка, слезами и обидами других детей, претензиями и замечаниями воспитателей. Наблюдения за детьми в детском саду свидетельствуют  о том, что ребенок, не владеющий навыками самообслуживания, но психологически готовый к вступлению в более широкий, чем домашний, круг социальных отношений, привыкает к детскому саду значительно быстрее и безболезненнее, чем его сверстник, умеющий сам есть и одеваться, но не знающий, как подойти или обратиться к незнакомому для него взрослому или другому ребенку.

В целом проблема психологической неготовности ребенка к «выходу» из семьи представляется не менее важной, чем проблема готовности к школьному обучению. Игнорирование ее порождает в дальнейшем так называемого «несадовского» (а потом и «нешкольного») ребенка, не умеющего и не желающего принять иные, чем в семье, социальные нормы и выдвигающего в качестве защитного механизма бесконечные соматические заболевания.

Реальные результаты в решении задач профилактики и практического преодоления «адаптационного синдрома», возникающего у детей, впервые поступающих в ДОУ и психологически неготовых к этому, может принести только единая система взаимодействия родителей и специалистов ДОУ.

В данном сообщении представлена система, реализуемая в МБДОУ д/с № 31 г.Новошахтинска

Система предупреждения дезадаптации детей при приеме в ДОУ

Мероприятия

Ответственный

Сроки

Примечания

1

Организационная работа

- Беседа с родителями

- Комплектование групп и составление подвижного графика поступления детей в ДОУ

заведующая

Перед поступлением ребенка в ДОУ

По мере поступления детей в ДОУ

2

Медико – оздоровительная работа

- сбор анамнеза, просветительская работа с родителями;

- составление индивидуальных назначений, укрепляющих нервную и иммунную системы;

- реализация общеукрепляющих мероприятий для всех детей ясельной группы;

- индивидуальная медицинская помощь детям «группы риска»;

- наблюдение за физиологическим состоянием детей;

- контроль за соблюдением санитарно-эпидемиологического режима.

Врач, медсестра

Перед поступлением ребенка в ДОУ

Сентябрь

Индивидуально

В течении 5 дней с момента поступления в ДОУ

Постоянно

Дети ясельной группы

3

Психологическое обеспечение адаптационного периода:

- разработка рекомендаций для воспитателей по организации адаптационного периода;

- психологическое просвещение воспитателей и родителей;

- обучение воспитателей приемам психопрофилактики

- помощь в организации благоприятной развивающей среды, создание положительного психологического климата в группе;

- составление индивидуального режима адаптационного периода для каждого ребенка;

- коррекционная работа с тяжело адаптирующимися детьми

- взаимодействие со специалистами, психологическое обоснование рекомендованных мероприятий

Педагог-психолог

Август, по мере необходимости

По годовому плану ДОУ

Сентябрь

Постоянно

Индивидуально

После определения группы адаптации

Постоянно

4

Построение пед. процесса:

- работа с семьей (направленные беседы, анкетирование, составление индивидуального режима ребенка, учет индивидуальных запросов родителей в отношении ребенка);

- реализация индивидуального подхода к ребенку, учет его актуальных потребностей, уровня психофизического развития;

- использование психосберегающих технологий;

- организация благоприятной развивающей среды;

- создание благоприятного психологического климата в группе;

- регистрация наблюдения за ребенком в адаптационном листе

Воспитатели

Начинается перед поступлением ребенка в ДОУ

Постоянно

В течении всего адаптационного периода

Постоянно

Постоянно

Индивидуально

Вплоть до наступления адаптации

5

Организация специальных оздоровительных игр с музыкальным сопровождением (муз. игры, хороводы, элементы танцевальных движений, песни).

Музруководитель, инструктор по физ. восп.

Психологическое обеспечение адаптационного периода ребенка в ДОУ

Деятельность педагога-психолога на первом этапе включает:

  1. проведения семинаров для педагогов по данной проблеме;
  2. групповые консультации для родителей (устных и письменных в виде информации на стендах);
  3. организация анкетирования родителей воспитателями ;
  4. индивидуальные консультации для родителей и педагогов.

Второй этап работы – анализ результатов анкетирования.

Целями анализа являются:

  1. выделение тех факторов в анамнезе, которые могут неблагоприятно отразиться на социально – психологической адаптации ребенка (например: в биологическом аспекте анамнеза фактором риска могут быть: патология беременности, родов; перенесенные тяжелые заболевания, травмы; из факторов социального анамнеза необходимо учитывать – отклонения от возрастных режимов в домашних условиях, низкий уровень развития общения, наличие вредных привычек);
  2. получение данных о навыках ребенка, степени самостоятельности, интересных и любимых занятиях, привычках, что позволит наиболее эффективно построить взаимодействие воспитателя с ребенком, исходя из его потребностей и индивидуальных особенностей, что достаточно актуально не только в период адаптации.

Первые два этап работы педагога-психолога несут профилактическую функцию.

Третий этап работы – реализация профилактических и коррекционных мер для оптимизации процесса адаптации. На этом этапе большое значение имеет непосредственная индивидуальная работа с детьми, у которых наблюдается тяжелая степень адаптации. Кроме этого педагог-психолог разрабатывает рекомендации воспитателям для работы с конкретными поступающими детьми, которые фиксируются в календарных планах (ежемесячная страничка «Рекомендации психолога» или в графе «Примечания»).

Особенности работы воспитателя в период адаптации детей к ДОУ

Как будет протекать период адаптации малыша, во многом зависит от того, сумеет ли воспитатель понять нужды, интересы, наклонности ребенка, своевременно снять эмоциональное напряжение, согласовать методику проведения режимных процессов с семьей.

Для оптимизации процесса адаптации воспитатель может использовать следующее:

  1. направленные беседы с родителями;
  2. анкетирование;
  3. наблюдение за ребенком;
  4. развивающие игры.

Сведения о ребенке воспитатель получает в процессе беседы с родителями и их анкетирования (воспитатель заполняет анкету во время первой встречи с родителями), а также в ходе наблюдений за ребенком в первые дни его пребывания. Уже процессе первых наблюдений воспитатель может получить достаточно важную информацию о степени «проблемности» ребенка, его темпераменте, интересах, особенностях общения со взрослыми и сверстниками и т.п. Однако, наибольшее внимание следует уделить особенностям протекания процесса адаптации. Для этого на каждого ребенка ведется индивидуальный адаптационный лист , в котором ежедневно, с момента поступления ребенка в ДОУ, фиксируются результаты наблюдения за ним по выделенным критериям. По окончании адаптационного периода адаптационный лист передается педагогу-психологу, который прилагает его к карте психологического сопровождения  за развитием ребенка. Ведение адаптационного листа позволяет отследить особенности привыкания малыша к ДОУ и наметить ряд профилактических и при необходимости коррекционных мероприятий, для облегчения адаптационного синдрома.

Кроме этого в ходе бесед важно, чтобы воспитатель установил контакт с родителями, помог снять тревогу за малыша, информировал о протекании адаптационного периода, ориентировал на активное взаимодействие.

В первые дни пребывание ребенка в группе является минимальным. Утреннее кормление желательно проводить дома; для детей, у которых уже сформировался ряд отрицательных привычек рекомендуется назначать в первый дни приходить только на прогулку. Укладывание спать желательно проводить на шестой день пребывания в детском саду. На девятый день рекомендуется родителям оставить ребенка на один – два дня дома (из-за снижения защитных сил организма). По отношению к детям, нуждающимся в тесном контакте с близкими людьми, работа с семьей должна быть более глубокой и объемной. При этом необходимо помнить, что все выше перечисленные мероприятия должны осуществляться с учетом особенностей привыкания ребенка к ДОУ.

В процессе адаптации ребенка к ДОУ воспитателям рекомендуется:

  1. использовать элементы телесной терапии (брать ребенка на руки, обнимать, поглаживать);
  2. по рекомендации врача подвешивать над кроваткой возбудимого ребенка мешочки с успокаивающими сборами трав;
  3. предлагать ребенку засыпать с мягкой игрушкой;
  4. рассказывать сказки, петь колыбельные перед сном;
  5. использовать игровые методы взаимодействия с ребенком;

создавать у ребенка установки на предстоящие режимные процессы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов Тема «Профилактика дезадаптации детей поступающих в ДОУ»

Консультация для педагогов Тема «Профилактика дезадаптации детей поступающих в ДОУ»...

Профилактика эмоционального выгорания у педагогов дошкольного образовательного учреждения в условиях реализации ФГОС

Выбор темы данной работы был определен запросом администрации МДОУ на организацию систематической профилактической работы по сохранению и укреплению здоровья педагогов.  Ключевым моментом в предл...

СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ ПО ТЕМЕ «ПРОФИЛАКТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ СРЕДИ ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ СРЕДСТВАМИ МУЗЫКИ»

Конспект практического занятия с педагогами по формированию у них знаний о синдроме эмоционального и профессионального «выгорания». Повышение психологической культуры педагогов помогает ст...

Рекомендации воспитателю по взаимодействию с родителями ребенка, поступающего в дошкольное образовательное учреждение

Я думал и вправдуЧто сад - это сад,Где бабочек ловят, Едят виноград....Ой, Мамочка - мама, Куда я пришел?!Сажают детей за обеденный стол!Котлеты несут и молочный кисель! А после, как до...

Образовательные программы обучения детей коррекционных групп дошкольных образовательных учреждений

 Программа – ориентир творческой деятельности педагога, определяющий содержание образовательного процесса. В современных условиях особенно важна компетентная реализация выбранной обр...