Двигательная активность детей в ДОУ вне занятий
методическая разработка на тему

Здоровье

это состояние полноценного физического, психического и социального благополучия. Всемирная организация здравоохранения

       Физическое развитие —

 процесс формирования и последующего изменения на протяжении жизни естественных морфофункционалшых свойств организма ребенка и основанных на них психофизических качеств.
Э.Я. Степаненкова


      Физическое воспитание –

 это педагогический процесс, направленный на формирование двигательных навыков, психофизических качеств, на достижение физического совершенства.
Э.Я. Степаненкова


Формы организации физического воспитания —

это воспитательно-образовательный комплекс разнообразной деятельности детей, основу которой составляет двигательная активность.

Двигательная деятельность —

деятельность, характеризующая активность двигательного аппарата ребенка 
Э. Я. Степаненкова


Двигательная активность —

 это основа индивидуального развития и жизнеобеспечения организма ребенка.
Э.Я. Степаненкова


 

 

              Физкультурно-оздоровительная работа в ДОУ –

одна из ключевых в системе дошкольного образования. И это вполне объяснимо - только здоровый ребенок способен на гармоничное развитие. При этом большое значение имеет создание необходимых условий для самостоятельной двигательной деятельности детей в режиме дня.
Одним из приоритетных направлений деятельности МДОУ является физическое развитие и воспитание дошкольников.
Существуют разные формы организаций физического воспитания. Их совокупность создает определенный двигательный режим, необходимый для полноценного физического развития и укрепления здоровья детей. К формам организации двигательной деятельности детей относятся: -
физкультурные занятия;
— физкультурно-оздоровительная работа в режиме дня: утренняя гимнастика, подвижные игры и физические упражнения на прогулке, физкультминутки, физические упражнения после дневного сна, закаливающие мероприятия;
— активный отдых: детский туризм (прогулки и экскурсии), физкультурный досуг, физкультурный праздник, дни здоровья, каникулы;
— самостоятельная двигательная активность детей;
— индивидуальная работа с детьми;
image
— задания на дом. 
Несмотря на то, что все вместе эти формы организации, отвечая общим задачам физического воспитания и всестороннего развития ребенка, взаимосвязаны, каждая имеет свои специальные задачи.
Из перечисленных форм организации физкультурного воспитания больше всего времени в распорядке дня дошкольника занимает заранее спланированная физкультурно-оздоровительная работа, а также его самостоятельная двигательная деятельность. И если для первой в ДОУ обычно созданы все необходимые условия, то вторая подчас пускается на самотек.
Между тем следует исключать бесцельность и случайность детской двигательной активности, для чего необходимо целенаправленное руководство со стороны воспитателя. Нужно своевременно предлагать интересную для ребенка деятельность, периодически косвенно корректируя и дозируя ее продолжительность.
Занимаясь самостоятельно, ребенок сосредоточивает внимание на действиях, ведущих к достижению увлекающей его цели. Добиваясь успешного ее осуществления, он изменяет способы действий, сопоставляя их и выбирая наиболее целесообразные. Благодаря чему активизируется мыслительная деятельность дошкольника, развиваются настойчивость и целеустремленность. Этот процесс основан на предварительном ознакомлении ребенка с игрой или упражнением при обучении его воспитателем. В то же время усвоение и совершенствование двигательных умений может быть самостоятельным. Воспитатель, наблюдая за действиями детей, одному из них может подсказать правильный способ действий, чтобы не затягивать бесполезные усилия; другому же, наоборот, предоставить самостоятельность в решении задачи или даже усложнить задание, чтобы вызвать полезные физические и психические усилия.
Качественному улучшению самостоятельной двигательной деятельности детей всех
image возрастных групп поможет организация в группе физкультурного уголка или центра физкультуры и здоровья.
С целью создания условий для самостоятельной двигательной деятельности детей в группах, побуждения воспитателей к творческой деятельности

Физкультурно-оздоровительная работа в детском саду

В настоящее время в ГБОУ  уделяется большое внимание коррекционной работе, направленной на укрепление здоровья детей, профилактике заболеваний и формированию основ здорового образа жизни.

Для решения вопросов оздоровления детей в ДОУ проводится следующая работа:

Сформирована предметно-развивающая, физкультурно-оздоровительная среда: физкультурные уголки в группах, физкультурный и музыкальный зал, кабинет педагога-психолога и учителя-логопеда, бактерицидные лампы, массажные коврики для босохождения.

     2. Используется система методов и средств, направленных на обеспечение успешной психической и физической адаптации детей к условиям ДОУ, укреплению их здоровья:

 

Формы и методы

Содержание

 

1

Обеспечение здорового образа жизни

щадящий адаптационный режим

гибкий режим

индивидуальная оценка функциональных резервов организма

пропаганда здорового образа жизни

занятия по ОБЖ

 

2

Двигательная активность

утренняя гимнастика

физкультурно-оздоровительные занятия

подвижные игры

ЛФК

занятия на тренажерах

дыхательная гимнастика

спортивные игры

активный отдых: развлечения, праздники, игры-забавы, дни здоровья, простейший туризм

участие в районных спортивных мероприятиях

 

3

Свето-воздушные ванны

проветривание помещений

сон с доступом свежего воздуха

прогулки на свежем воздухе

обеспечение температурного режима

контрастные воздушные ванны (переход из спальни в игровую)

прием детей на улице в теплое время года

бактерицидные лампы

 

4

Диетотерапия

рациональное питание по меню

 

5

Музтерапия

музыкально-театральная деятельность

 

6

Занятия с педагогом-психологом

игры и упражнения на развитие эмоциональной сферы

игры-тренинги на подавление отрицательных эмоций и снятие невротических состояний

коррекция поведения

 

7

Закаливающие процедуры

хождение босиком по массажным коврикам после дневного сна

полоскание рта

контрастное обливание рук по локоть

 

8

Физиотерапия

люстра Чижевского

 

9

Гигиенические и водные процедуры

умывание

мытье рук

игры с водой (в летний период)

 

10

Соблюдение санитарно-эпидемиологических норм и правил

       см. СанПин

 

11

Занятия с учителем-логопедом

коррекция нарушений речи



3. В ДОУ ведется активная работа с семьями воспитанников: оформляются стенды, папки-передвижки, где представлены рекомендации по оздоровительным, закаливающим мероприятиям, режимом дня, возрастным особенностям детей; проводятся родительские собрания, консультации, семинары по вопросам формирования здорового образа жизни, профилактики заболеваний, коррекции отклонений в развитии; родители принимают активное участие в физкультурных праздниках и досугах.

 

 

 

Здоровый дух в здоровом теле

Об этом вечно нам твердят!

Мы знаем – спорт на самом деле

Полезен очень для ребят!

Зарядку делаем мы дружно

Ведь понимаем – это нужно!

И все у нас для спорта есть:

Скакалки, кегли и дорожки

И тренажеров есть немножко

Мячи и парашют здесь есть

Все невозможно перечесть.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс "Двигательная активность детей в парах на занятиях по физкультуре это интересно, весело и эффективно"

Занятия физкультурой и спортом - неисчерпаемый источник бодрости и прекрасного здоровья.Забота о здоровье,эмоциональном благополучие и всестороннем развитии ребенка - одна из первостепенных задач педа...

Занятие-развлечение "Волк и козлята", из серии комплексных занятий по проекту "Использование фольклора с применением двигательной активности детей младшего дошкольного возраста"

Занятие-развлечение "Волк и козлята" из серии комплексных занятий по проекту "Использование фольклора с применением двигательной активности детей младшего дошкольного возраста". Де...

Занятие-развлечение "В гости к хозяюшке Арине" из серии комплексных занятий по проекту "Использование фольклора с применением двигательной активности детей младшего дошкольного возраста"

Занятие-развлечение"В гости к хозяюшке Арине" из серии комплексных занятий по проекту, направлено на развитие навыков доброжелательного общения и взаимодействия с взрослыми и сверстниками. Д...

Формы организации  двигательной активности детей дошкольного возраста вне занятий .

Статья раскрывает разнообразные формы организации  двигательной активности детей дошкольников  вне занятий....

Консультация для педагогов "Развитие двигательной активности детей раннего возраста посредством двигательной активности"

В косультации даются рекомендации  по развитию двигательной активности  у детей раннего возраста через подвижную игру. Автор делится опытом работы из личной практики....