История железнодорожной формы
занимательные факты (подготовительная группа) по теме

Шелудько Оксана Анатольевна

История развития железнодорожной формы в России.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл istoriya_formy.docx876.64 КБ

Предварительный просмотр:

История развития железнодорожной формы.

Впервые предложение о введении специальной формы для железнодорожников было внесено на рассмотрение императора России министром путей сообщения Генерал-Адьютантом К. Посьетом в январе 1879 года. Затем небольшие изменения были внесены в 1885 году, а в СССР первая форма была введена в 1932 году. Народный комиссар путей сообщения Л.М.Каганович 13 сентября 1943 года издал приказ №711Ц о введении новой формы, которая продержалась до 1955 года. Следующие изменения формы происходили в 1964, 1972, 1979, 1985 и, наконец, последняя форма была введена приказом МП 31 января 1879 года приказом Министерства путей сообщения в России вводилась специальная форма для служащих железных дорог.

Железнодорожная форма России образца 1879 года

31 января 1879 года приказом Министерства путей сообщения в России вводилась специальная форма для служащих железных дорог.

В приказе указывалось, что ношение формы должно быть обязательным "во время отправления служебных обязанностей".
Форма предусматривала следующие предметы:

  двубортный мундир длиною до колен;

  фуражку;

  шаровары из сукна по цвету мундира;

  пальто двубортное черного цвета;

  ремень с пряжкой;

  сапоги.
Для различия железнодорожных служб, которых было четыре, были введены различные цвета кантов на головном уборе, обшлагах, воротниках, наплечных знаков, а именно:

  для службы пути и зданий - зеленый цвет;

  для службы тяги и подвижного состава - синий цвет;

  для службы движения - малиновый цвет;

  для службы телеграфной - желтый цвет.
Кроме того, для различных профессий, вводились бляхи на фуражку (например, ДОРОЖНЫЙ МАСТЕР), нагрудные знаки, нарукавные знаки из металла.
Для различия специалистов разных классов на фуражке имелись полоски-галуны:

  для 1-го класса - 3 галуна;

  для 2-го класса - 2 галуна;

  для 3-го класса - 1галун.
Кокарда на головном уборе, пряжка ремня, нагрудные и нарукавные знаки работников имели начальные буквы той дороги, на которой они работали. Например, для Сибирской ж.д. это были буквы СЖД, для Северо-Западной - СЗЖД, для Китайско-Восточной - КВЖД и т.д.
Мундиры отличались по цвету для различных служб. Для службы пути и зданий они шились из темно-зеленого сукна, а для службы движения - из черного. Пуговицы на мундирах пришивались в два ряда по 6 штук и были либо гладкие, либо с начальными буквами названия дороги, как на знаках и пряжках.
Начальники станций имели еще одно отличие: фуражку красно-оранжевого цвета.
Наплечные знаки поперечные, посреди плеча, из чередующихся серебряного и светло-зеленого гарусных жгутов, нашитых на светло-зеленом суконном погончике.(Цвет определялся видом службы).





Железнодорожная форма России образца 1932 года

                                     

Форма предусматривала следующие предметы:

  однобортный мундир с отложным воротником, на который нашивались петлицы со знаками различия по армейскому образцу;

  фуражку;

  брюки-галифе;

  шинель;

  ремень с пряжкой;

  сапоги.
Для различия железнодорожных служб, которых было пять, были введены различные цвета кантов на головном уборе и петлицах:

  для службы пути - зеленый цвет;

  для службы тяги - синий цвет;

  для службы телеграфной - желтый цвет;

  для службы эксплуатации и прочих - малиновый цвет.
На петлицах для обозначения должности прикреплялись звездочки (от одной до четырех), ромбики (от одного до четырех) или нашивки. Кроме того на петлицах прикреплялся технический знак - перекрещенные молоток и разводной ключ.
Поездные машинисты и их помощники на фуражке, присвоенной поездным бригадам, носили вокруг околыша узкий белый галун с классной разбивкой:

  машинист 1 класса - 4 галуна;

  машинист 2 класса - 3 галуна;

  машинист 3 класса - 2 галуна;

  все их помощники - 1 галун;



Форма предусматривала следующие предметы:

  однобортный мундир с отложным воротником, на который нашивались петлицы со знаками различия по армейскому образцу;

  фуражку;

  брюки-галифе;

  шинель;

  ремень с пряжкой;

  сапоги.
Для различия железнодорожных служб, которых было пять, были введены различные цвета кантов на головном уборе и петлицах:

  для службы пути - зеленый цвет;

  для службы тяги - синий цвет;

  для службы телеграфной - желтый цвет;

  для службы эксплуатации и прочих - малиновый цвет.
На петлицах для обозначения должности прикреплялись звездочки (от одной до четырех), ромбики (от одного до четырех) или нашивки. Кроме того на петлицах прикреплялся технический знак - перекрещенные молоток и разводной ключ.
Поездные машинисты и их помощники на фуражке, присвоенной поездным бригадам, носили вокруг околыша узкий белый галун с классной разбивкой:

  машинист 1 класса - 4 галуна;

  машинист 2 класса - 3 галуна;

  машинист 3 класса - 2 галуна;

  все их помощники - 1 галун;

Железнодорожная форма России образца 1943 года

Во время Великой Отечественной войны был возрожден ряд дореволюционных традиций, немыслимых в довоенные годы. Этим давалось понять, что Советский Союз является, в известной степени, наследником и преемником Российской империи. В соответствии с данной концепцией, в 1943 году были произведены изменения в военной и ведомственной униформе, придававшие ей стиль, близкий к бытовавшему в 1910-е годы, но не повторявший его буквально.
В качестве знаков различия железнодорожникам были установлены погоны, сходные с военными, но таковым не идентичные. Погоны высшего, старшего и среднего начальствующих составов представляли собой вытянутый шестиугольник с параллельными длинными сторонами. Нижний конец погона срезался под прямым углом, а верхний заканчивался срезанным тупым углом со стороной среза, параллельной нижнему краю. Края погона, кроме нижнего, окантовывались светло-зеленым сукном. Длина погона, в зависимости от размера одежды, была от 13,5 до 15,5 см. Ширина погона с кантом у высшего начальствующего состава была 6 см, у старшего и среднего - 5,5 см. Ширина канта составляла 0,25 сантиметра, а высота скоса срезанного тупого угла верха - 1 сантиметр. Погоны имели каркас; хлястик и шлевка служили для пристегивания погон к одежде.
Погоны младшего начальствующего и рядового составов отдаленно напоминали эполеты, и состояли из двух соединенных между собой вытянутых шестиугольников. Верхний конец верхнего шестиугольника образовывал тупой угол с высотой скоса боковых сторон 1 см Общая длина погона была от 13,5 до 15,5 см, а верхний шестиугольник был, соответственно, длиной от 8,5 до 10,5 см Нижний шестиугольник был длиной 5 см. Ширина верхнего шестиугольника с кантами составляла 3 см, нижнего - 6 - 6,2 см. Параллельные боковые стороны были по 3 см, остальные - по 3 - 3,2 см За некоторое сходство со щипковыми инструментами железнодорожники прозвали свои суконные эполеты "балалайками".
Для всех видов обмундирования, кроме летнего пальто, по приказу полагались жесткие пристежные погоны, а на пальто - мягкие пришивные, но с пуговицей в верхнем конце. Однако, как и в армии, на пальто носили жесткие пристежные. Для работников служб тяги, движения, связи, пути и строительства для ношения при исполнении служебных обязанностей приказ устанавливал мягкие пришивные погоны из темно-синего жаккардового шелкового галуна с тем же рисунком переплетения, что и на парадных На практике же такие погоны встречались крайне редко. Серебряные погоны красовались даже на рабочей форме машинистов. Восемнадцатимиллиметровые пуговицы в верхнем конце погон были золоченые, у младшего состава - латунные.
Немного ниже пуговиц крепились впервые введенные эмблемы принадлежности к той или иной отраслевой службе железнодорожного транспорта. До этого, еще с последней четверти XIX века, службы традиционно различались по присвоенным им цветам кантов, что создавало известные неудобства при переходе из одной службы в другую.
Эмблемой службы движения было изображение железнодорожного разъезда со сторожкой слева и светофором посередине. Впоследствии это изображение выштамповывалось на слегка вытянутой шестиугольной пластинке. Эмблемой службы тяги служил профиль паровоза, а у работников электротяги - электровоза (последнее, впрочем, встречалось довольно редко). Службу пути и строительства символизировал арочный железнодорожный мост, а у службы связи эмблемой был поставленный на угол квадрат с вписанным в него кругом, с помещенной наверху звездочкой рубиновой эмали и двумя скрещенными рубиновыми молниями в середине. Эмблемой административной службы были серп и молот, наложенные на пятиконечную звезду и французский ключ.

      Форма одежды личного состава железнодорожного транспорта подразделялась на парадную и повседневную, в свою очередь подразделявшуюся на зимнюю и летнюю. Приказ предусматривал парадную форму для всех категорий железнодорожников, но реально ей обеспечивались только генералы, работники треста спальных вагонов прямого сообщения и, возможно, сотрудники Наркомата и иные аппаратчики, в той или иной степени исполнявшие парадные функции. Поэтому для различных торжественных мероприятий старший и средний начальствующие составы традиционно использовали светлую летнюю форму.
Темно-синие ткани, использовавшиеся для пошива предметов зимнего обмундирования, имели очень темный, почти иссиня-черный (так называемый "провальный") оттенок. Однако у работников службы тяги встречалась форма и чисто черного цвета, служившая обычно в качестве рабочей. Светло-коричневые ткани, использовавшиеся для летнего обмундирования, имели бежевый цвет, нередко с белесоватым или сероватым оттенком, причем в окраске и тоне встречались варианты. Проводникам для работы по обслуживанию пассажиров полагались полотняные белые куртки, а летние гимнастерки могли иметь белый цвет.
У работников локомотивных бригад встречались двубортные кожаные куртки танкистского или классического "комиссарского" покроя, а у начальства - и кожаные пальто. Ряд работников служб движения и службы пути и строительства при исполнении служебных обязанностей носили, вместо обще железнодорожных, особые цветные фуражки, использовавшиеся и для обозначения должности, и как средство сигнализации.
Во все времена железнодорожники, особенно младший состав, одевались, мягко говоря, как Бог на душу положит. Во время Великой Отечественной войны железнодорожники из-за нехватки ведомственной формы нередко носили армейское обмундирование, но со своими знаками различия. Начальствующему составу по форме полагалось ношение брюк навыпуск, но во время грязных работ допускалось их ношение заправленными в сапоги, считавшиеся спецобувью. Младший состав носил вместо шаровар бриджи армейского покроя без кантов, начсостав носил офицерские бриджи с кантами. Кители начальствующего состава иногда имели на груди накладные карманы; применялись на железной дороге и кители флотского образца. Ношение форменной одежды при исполнении служебных обязанностей было строго обязательным, но, как и в армии, отклонения от правил ношения ее железнодорожниками имели место по самым различным причинам.
Приказ определял нормы вещевого снабжения железнодорожников. В комплект форменной одежды высшего, старшего и среднего начальствующих составов входили:

  фуражка темно-синего цвета с черным околышем - для ношения при шинели, парадном мундире и при кителе темно-синего цвета;

  фуражка светло-коричневого цвета с черным околышем - для ношения при летнем повседневном кителе светло-коричневого цвета;

  белый чехол, надеваемый на фуражку при белом кителе;

  папаха из черного каракуля для высшего начальствующего состава и шапка типа кубанки (финка) из черного каракуля для старшего и среднего начальствующих составов;

  шинель двубортная темно-синего цвета;

  пальто летнее высшего, старшего и среднего начальствующих составов;

  мундир двубортный темно-синего цвета;

  брюки навыпуск темно-синего цвета к мундиру парадному;

  китель зимний темно-синего цвета;

  брюки навыпуск темно-синего цвета к кителю зимнему;

  китель летний светло-коричневого цвета;

  брюки навыпуск светло-коричневого цвета к кителю летнему;

  китель летний из белой ткани;

  ботинки хромовые;

  ремень парадный тканевый.
В комплект форменной одежды младшего начальствующего и рядового составов входили:

  фуражка темно-синего цвета с черным околышем - для ношения при шинели, парадном мундире и при гимнастерке темно-синего цвета;

  фуражка светло-коричневая с черным околышем - для ношения при летней гимнастерке серого цвета;

  шапка типа кубанки (финка) из черного барашка;

  шинель двубортная темно-синего цвета;

  мундир парадный однобортный из темно-синего сукна;

  шаровары из темно-синего сукна к мундиру парадному;

  гимнастерка из темно-синей шерстяной ткани;

  шаровары с напуском из темно-синей шерстяной ткани к гимнастерке темно-синей;

  гимнастерка хлопчатобумажная серого цвета;

  шаровары с напуском из хлопчатобумажной ткани серого цвета;

  ремень поясной из кожи черного цвета с бляхой;

  сапоги кожаные.
Женскому личному составу железнодорожного транспорта была положена почти та же форма одежды, что и мужчинам. Разница была в том, что шинели, гимнастерки и кители застегивались на левую, "женскую" сторону, вместо брюк надевали юбку, а вместо фуражки в большинстве случаев - берет. В зимнее время женщины носили кубанку. Как и женщины в армии, железнодорожницы обувались в черные туфли на низком "английском" каблуке или в форменные сапоги.
Парадные мундиры высшего, старшего и среднего начальствующих составов были из темно-синей мериносовой диагоналевой ткани, а у младшего начальствующего и рядового составов - из темно-синего сукна. Подкладка мундира железнодорожных генералов делалась из черного шелка, а у остальных категорий работников на подкладку шел черный сатин.

Железнодорожная форма России образца 1955 года.

В 1955 году в железнодорожной форме решили отменить погоны, т.е. перейти к форме гражданского образца. А знаки различия вновь перекочевали на петлицы, как в 1932 году. Принадлежность к определенной службе определялась цветом окантовки петлиц.
В остальном форма не претерпела существенных изменений. Были отменены обязательные сапоги для младшего начальствующего состава. На фуражке убрали звезду, остался только технический знак - скрещенные молоток и гаечный ключ.
Китель для старшего состава был серого цвета, а для младшего - черного. На нем было два нагрудных кармана, прикрытых клапанами. Застегивался китель на 5 металлических пуговиц с изображением технического знака.

Железнодорожная форма России образца 1955 года.

Форма была введена приказом МПС № 13Ц от 19 марта 1985 г.
Этим приказом вводился перечень и вид предметов форменной одежды железнодорожников, а также новые знаки различия.
Форменная одежда включает в себя:

  пальто из темно-синей ткани;

  костюм состоящий из пиджака и брюк;

  плащ;

  сорочка;

  фуражка (пилотка для женщин), шапка;

  обувь черного цвета;

  галстук.
На летний период разрешается ношение всем категориям начальствующего и рядового состава форменного костюма модели "куртка и брюки" из полушерстяной камвольной ткани темно-синего цвета: для мужчин - куртка и брюки, для женщин - куртка и юбка.
Костюм подразделяется на две категории: для высшего начальствующего состава и для остальных работников.
На одежде (пальто, пиджак, куртка, плащ, сорочка) должны быть прикреплены знаки различия, включающие в себя:

  наплечные знаки;

  геральдический знак - эмблема железной дороги- на тулье фуражки и на правой стороне пиджака;

  петлицы;

  нарукавный знак(шеврон) на оба рукава (для рядового и мл. состава - на один рукав);

  кокарда на головной убор;

  форменные пуговицы.
На наплечных знаках располагаются технический знак и знаки различия, соответствующие занимаемой должности, состоящие из звездочек и полос. Подробный перечень должностей и соответствующих им наплечных знаков приведен на сайте
Униформа и знаки различия гражданских ведомств России. 
Наплечные знаки старшего, среднего и рядового состава представляют собой четырехугольник с закругленным верхним концом размерами: ширина у основания - 60 мм, длина по продольной осевой линии - 100 мм.Для рядового состава наплечные знаки символики не имеют.
На обеих рукавах пиджака размещаются по две нашивки - технический знак на шестиугольном поле и нашивка, дублирующая знаки различия на наплечных знаках (для начальствующего состава).
А для рядового состава на рукаве прикреплялся шеврон другого вида.
Нарукавный знак (шеврон) устанавливается для форменной одежды младшего начальствующего и рядового состава и располагается на внешней стороне левого рукава форменного костюма, пальто, плаща на расстоянии 120 мм от верхней точки рукава. Он представляет из себя пятиугольник из ткани, соответствующей цвету костюма,шириной 65 мм и высотой от основания до вершины 90—100 мм. Верхняя часть пятиугольника закруглена. На пятиугольник наносится окантовка зеленого цвета на расстоянии 5 мм от его верхней и боковых сторон. В центральной части поля пятиугольника наносится технический знак размером 25 мм в венке из лавровых листьев и эмблема железнодорожного транспорта размером 45 мм, наложенная в верхнюю часть венка. На нижнюю часть венка наносится изображение ленты с надписью «МПС», Технический знак, венок, эмблема и лента с надписью выполняются желтым цветом.
Пуговицы для форменной одежды работников железнодорожного транспорта общего пользования имеют золотистый цвет. На пуговицах для высшего начальствующего состава рельефно изображается Государственный герб СССР, для старшего, среднего, младшего начальствующего и рядового состава - технический знак.

     

Железнодорожная форма России образца 1994 года.

Последняя железнодорожная форма в России была введена приказом МПС №14Ц от 22 декабря 1994 года.
Этим приказом вводится перечень и вид предметов форменной одежды железнодорожников. Форменная одежда включает в себя:

  пальто из темно-синей ткани;

  костюм, состоящий из пиджака и брюк;

  плащ;

  сорочка;

  фуражка (пилотка для женщин), шапка;

  обувь черного цвета;

  галстук.
На летний период разрешается ношение всем категориям начальствующего и рядового состава форменного костюма модели "куртка и брюки" из полушерстяной камвольной ткани темно-синего цвета: для мужчин - куртка и брюки, для женщин - куртка и юбка.
Костюм подразделяется на две категории: для высшего начальствующего состава и для остальных работников.
На всей одежде (пальто, пиджак, куртка, плащ, сорочка) должны быть прикреплены знаки различия, включающие в себя:

  наплечные знаки;

  геральдический знак - эмблема РЖД-на правой стороне груди и на тулье фуражки;

  технический знак в углах воротника пиджака;

  нарукавный знак(шеврон) на левый рукав;

  кокарда на головной убор;

  форменные пуговицы.
На наплечных знаках располагаются знаки различия, соответствующие занимаемой должности, состоящие из звездочек и полос. Подробный перечень должностей и соответствующих им наплечных знаков приведен на сайте

Униформа и знаки различия гражданских ведомств России. 
Наплечные знаки старшего, среднего и рядового состава представляют собой четырехугольник с закругленным верхним концом размерами: ширина у основания - 60 мм, длина по продольной осевой линии - 100 мм.Для рядового состава наплечные знаки символики не имеют.
Геральдический знак - эмблема Российской железной дороги представляет собой эллипсообразное колесо с "крыльями" золотистого цвета и размещается на форменной одежде работников железнодорожного транспорта общего пользования на правой стороне форменного костюма, летней форменной сорочки (блузы женской) на уровне груди и на тулье форменной фуражки. .
Технический знак крепится в углах воротника форменного костюма старшего, среднего, младшего начальствующего и рядового состава и представляет собой круг диаметром 15 мм с полем, покрытым эмалью темно-зеленого цвета в золотистой окантовке, на поле изображены золотистые перекрещенные молоток и разводной ключ. Технический знак имеет правое и левое изображение. Нарукавный знак (шеврон) устанавливается для форменной одежды старшего, среднего, младшего начальствующего и рядового состава и располагается на внешней стороне левого рукава форменного костюма, пальто, плаща на расстоянии 60 мм от верхней точки рукава.
Пуговицы для форменной одежды работников железнодорожного транспорта общего пользования имеют золотистый цвет. На пуговицах для высшего начальствующего состава рельефно изображается Государственный герб Российской Федерации, для старшего, среднего, младшего начальствующего и рядового состава - технический знак.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Как ездили и ездят люди" (история железнодорожного транспорта)

Совместная работа с родитеями воспитанников по формированию представления у детей  появления и эволюции железнодорожного транспорта, воспитания интереса к истории своей родной страны, к технике....

Презентация "История школьной формы в России". Подготовительная группа.

Интересный материал из истории школьной формы пригодится как педпгогам, так и родителям....

История развития форм работы детского сада с родителями.

Изучение исторического опыта позволяет перенимать и внедрять интересные идеи, творческие находки в работу современных дошкольных учреждений....

История развития форм работы детского сада с родителями.

Семья - социальный институт воспитания, в ней осуществляется преемственность поколений, социализация детей, что включает в себя передачу семейных ценностей и стереотипов поведения....

Презентация "История школьной формы".

Презентация "История школьной формы"....

Конспект ООД по познавательному развитию: Ознакомление с окружающим миром для детей подготовительной группы на тему: «История железнодорожного вокзала Красного Села»

Цель : формирование у детей чувства любви, патриотизма к своему родному городу. Задачи: - Воспитывать любовь к родному городу;Расширять представления детей о достопримечательностях свое...

Конспект НОД «История железнодорожного транспорта»

Конспект НОД по технологии «Путешествие по «реке времени» для детей 5-6 лет раздел программы «Познавательное развитие» Тема...