Эмоциональное развитие страших дошкольников
методическая разработка на тему

Няпшаева Ирина Станиславовна

Программа

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon emoc._razvitie_programma.doc122.5 КБ

Предварительный просмотр:

НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ  ДЕТСКИЙ САД  № 17

ОАО «РЖД»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

«Эмоциональное развитие детей старшего дошкольного возраста»

Возраст: 5-7 лет

Утверждена на заседании педагогического совета

Срок реализации: 2 года

Педагог-психолог

1 квалификационной категории

Няпшаева И.С.

Медвежьегорск, 2012 г.

Для детей старшего дошкольного возраста характерна недостаточная сформированность дифференциации эмоциональных состояний и саморегуляции, адекватной оценки своего места – и соответственно недостаточное развитие коммуникативных возможностей и способностей.

Овладение психологической азбукой помогает ребёнку научиться понимать и оценивать поступки других людей, распознавать их психическое состояние, развивать в себе такие нравственные качества, как сочувствие и сопереживание, укрепляет нравственные ориентиры. Психологическая тренировка помогает детям снять мышечное и эмоциональное напряжение. Современная социальная ситуация далеко не всегда насыщает детей эмоционально, далеко не всегда обогащает их впечатлениями. Вот почему специально организованное общение, способное структурировать эмоциональный мир, создать условия для эмоциональных разнохарактерных проявлений, самовыражения движениями, голосовыми реакциями, музыкальными звуками и т.д., должно по праву стать важным аспектом работы ДОУ. Кроме того, согласование педагогического процесса с повышенной природной эмоциональностью детей позволит выстроить процесс обучения с несколько другим смысловым акцентом – послужит основанием для выделения эмоционального компонента образования. Игнорирование эмоциональных проявлений ребёнка, их использование в качестве фоновой стороны образования недопустимо ущемляют заданные природой ценностные формы личностной жизни.

Пояснительная записка

Цель: Формирование психологического здоровья.

Задачи: 

  1. Развитие и обогащение эмоциональной сферы. Введение ребёнка в мир человеческих эмоций.
  2. Развитие коммуникативных способностей и социальной адаптации детей.
  3. Коррекция эмоциональных трудностей детей.
  4. Обучение детей способам выражение и дифференциации эмоциональных состояний.

Форма и режим занятий

Занятия с детьми проводятся по подгруппам. Оптимальное количество детей в группе  -  10-15человек. Занятия проводятся 1 раз в неделю в форме мини-тренингов продолжительностью 25-30 минут.

Содержание программы

Старшая группа

Овладение языком эмоций

Мимика

Задачи:

  1. Закреплять представления детей о различных эмоциональных состояниях.
  2. Учить передавать эмоциональные состояния с помощью мимики.
  3. Учить по мимике понимать чувства других людей и помогать преодолевать негативные эмоциональные состояния.

Пантомимика

Задачи:

  1. Учить с помощью пантомимика передавать эмоциональное (радость, грусть, гнев, стыд, страх, удивление и т.д.) и физическое (холодно, жарко, тяжело и т.д.) состояние.
  2. Учить понимать эмоциональное состояние другого человека по его жестам, мимике.
  3. Развивать выразительность движений в пантомимика.

Закрепление положительных эмоций

Задачи:

  1. Развивать положительные эмоции и учить преодолевать конфликтность в общении со сверстниками.
  2. Знакомить с различными способами повышения своего настроения и настроения сверстников.
  3. Учить приёмам релаксации.

Обучение адекватному выражению эмоций

Задачи:

  1. Формировать навыки конструктивного поведения со сверстниками.
  2. Развивать умение корректно выражать свои негативные чувства.
  3. Формировать умение принимать помощь взрослого.

Формирование уверенности в себе

Снятие напряжённости

Задачи:

  1. Оказывать ребёнку психологическую помощь и поддержку, учить снимать психоэмоциональное напряжение.
  2. Развивать чувство юмора, оптимистический взгляд на жизнь.

Формирование адекватной положительной самооценки

Задачи:

  1. Помочь детям осознать собственные интересы, вкусы, желания. Способствовать формированию положительной самооценки.
  2. Помочь каждому ребёнку осознать свои сильные стороны
  3. Формировать адекватное отношение к своим ошибкам и неудачам.

Подготовительная группа

 Формирование социальных навыков

Развитие умения понимать и принимать позицию другого

Задачи:

  1. Дать представление о существовании индивидуальных особенностей у людей, учить понимать их чувства и переживания.
  2. Учить видеть признавать достоинства своих товарищей.
  3. Учить посредством мимики и пантомимики передавать характерные черты.

Развитие эмпатии

Задачи:

  1. Побуждать к проявлению сочувствия и сопереживания.
  2. Развивать умение избегать конфликтных ситуаций, придерживаясь принятых правил поведения; налаживать отношения после ссоры.

Формирование уверенности в себе

Снятие напряжённости

Задачи:

  1. Оказывать ребёнку психологическую помощь и поддержку, учить снимать психоэмоциональное напряжение.
  2. Развивать чувство юмора, оптимистический взгляд на жизнь.

Формирование адекватной положительной самооценки

Задачи:

  1. Помочь детям осознать собственные интересы, вкусы, желания. Способствовать формированию положительной самооценки.
  2. Помочь каждому ребёнку осознать свои сильные стороны

Учебно-тематический план

Старшая группа (5 – 6 лет)

Сроки

Занятия

Сентябрь

  1. «Робость»
  2. «Радость - 1»
  3. «Радость – 2»
  4. «Радость – 3»

Октябрь

  1. «Радость» (итоговое)
  2. «Страх – 1»
  3. «Страх – 2»
  4. «Страх – 3»

Ноябрь

  1. «Страх» (итоговое)
  2. «Удивление»
  3. «Самодовольство»
  4. «Закрепление знаний о чувствах»

Декабрь

  1. «Злость»
  2. «Стыд, вина»
  3. «Отвращение, брезгливость»
  4. Творческая мастерская «Взлохмаченные человечки»

Январь

  1. «В кукольном театре»
  2. «Встреча с Дюймовочкой»
  3. «Котята отправляются в путешествие»
  4. «Цирк»

Февраль

  1. «Колобки»
  2. «Зоопарк»
  3. «Звездочёты»
  4. «Путешествие в Изумрудный город»

Март

  1. «Птичий двор»
  2. «Волшебные цветы»
  3. «Кот Леопольд и мыши»
  4. «Дождевые червячки»

Апрель

  1. «Путешествие в джунглях»
  2. «Теремок»
  3. «Игры гномиков»
  4. «Магазин игрушек»

Май

  1. «Встреча с Бабой-Ягой»
  2. «Путешествие в летний лес»
  3. «Волк и семеро козлят»

Учебно-тематический план

Подготовительная группа (6 – 7 лет)

Сроки

Занятия

Сентябрь

  1. «Домик по имени Душа»
  2. «Удивление»
  3. «Горе»
  4. «Радость»

Октябрь

1. «Страх»

2. «Гнев»

3. «Пригласительные билеты»

4. «Театр настроений»

Ноябрь

  1. «Облака настроений»
  2. «Мальчик-звезда»
  3. «Домик находок»
  4. «Воздушные шары»

Декабрь

  1. «Морская звёздочка»
  2. «Про снежинку, которая не таяла»
  3. «Песни травы»
  4. «Цирк»

Январь

  1. «Всего важней погода в доме»
  2. «Страна сказок»
  3. «В царстве Снежной королевы»

Февраль

  1. «Учимся выражать эмоции»
  2. «Улыбка делает чудеса»
  3. «Победим в себе злость»
  4. «Учимся общаться»

Март

  1. «Учимся понимать другого»
  2. «Моё настроение»
  3. «Путешествие к Незнайке»
  4. «Волшебная страна»

Апрель

  1. «Бал»
  2. «Сказочные персонажи»
  3. «Избушка и Баба-Яга»
  4. «Путешествие на Луну»

Май

  1. «Лесная школа»

Диагностическое исследование

 эмоциональной сферы детей

Психологическая диагностика детей проводится 2 раза в год (сентябрь, май), индивидуально.

Название методики, автор

Цель методики

«Изучение особенностей использования детьми мимики и пантомимики при демонстрации заданной эмоции» Минаева В.М.

Проанализировать использование детьми выразительных средств при показе каждого эмоционального состояния.

«Изучение выразительности речи»

Минаева В.М.

Изучить выразительность речи у детей при передаче разных эмоциональных состояний.

«Изучение восприятия детьми графического изображения эмоций»

Минаева В.М.

Изучить восприятие детьми графического изображения различных эмоциональных состояний.

«Изучение понимания детьми эмоциональных состояний людей»

Минаева В.М.

Изучение понимания детьми эмоционального состояния людей в различных ситуациях.

Графическая методика «Кактус»;

источник Панфилова «Игротерапия общения»

Изучение общей характеристики личности. Оценка эмоционального состояния.

Социометрическая игра «Секрет»

Изучение взаимоотношений детей в группе детского сада.

Ожидаемые результаты

К концу обучения дети:

  1. умеют принимать самого себя и других людей, адекватно осознавая свои и чужие достоинства и недостатки
  2. умеют различать и сравнивать эмоциональные ощущения, определять их характер
  3. владеют личностной рефлексией, то есть умеют осознавать свои чувства, причины поведения, последствия поступков
  4. владеют эмоциональной децентрацией и произвольной регуляцией в определённых ситуациях
  5. умеют узнавать и называть по пиктограммам различные эмоциональные состояния
  6. знают различные способы невербального общения

Методические средства

В занятиях используются следующие методические средства:

  1. игры – драматизации
  2. психогимнастика
  3. упражнения на эмоции и эмоциональный контакт
  4. коммуникативные упражнения
  5. мимические и пантомимические этюды
  6. психомышечная тренировка
  7. элементы психологического тренинга

Обучающие приёмы по развитию эмоциональной сферы

  1. Рассматривание собственной мимики перед зеркалом
  2. Мимический диктант
  3. Эмоциональный аутотренинг через эмоциональную идентификацию с любым персонажем
  4. Рассказывание сказок и историй
  5. Проигрывание ситуаций и сюжетов, где от ребёнка требуется произвольная регуляция эмоций
  6. Создание автопортрета

Дидактическое обеспечение:

  1. Аудио-видеотека с разнохарактерной музыкой.
  2. Настольно-печатные игры.
  3. Предметные игрушки.
  4. Карточки-пиктограммы с различными эмоциональными выражениями.
  5. Куклы.
  6.  Природный материал.
  7. Художественный материал (пластилин, карандаши, краски, мелки, писчая и цветная бумага).
  8. Подушка для снятия агрессивности.
  9. Парафиновые свечи.

Список литературы

1. Алябьева Е.А. Психогимнастика в детском саду. – М.: ТЦ Сфера, 2003.

2. Данилина Т.А. В мире детских эмоций. – М.: АЙРИС Пресс, 2006.

 3. Жучкова Г.Н. Нравственные беседы с детьми 4-6 лет. М., 2000.

4. Иванова Г.П. Театр настроений. М.: 2006.

5. Кожохина С.К. Путешествие в мир искусства. – Ярославль: ГУ ЦДЮ, 2001.

6. Коноваленко С.В. Коммуникативные способности и социализация детей. М.: Гном, 2001.

7. Крюкова С.В., Слободяник Н.П. Удивляюсь, злюсь, хвастаюсь, радуюсь. – М.: Генезис, 2003.

8. Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. – Ярославль: Академия развития, 1997.

9. Куражева Н.Ю. Психологические занятия с дошкольниками. – СПб.: Речь, 2005.

10. Минаева В. М. Развитие эмоций дошкольников. Занятия. Игры. – М.: АРКТИ, 2000.

11. Панфилова М.А. Игротерапия общения. – М.: Гном и Д, 2000.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Роль художественно - продуктивной деятельности в речевом и эмоциональном развитии младших дошкольников»

«Роль художественно - продуктивной деятельности в речевом и эмоциональном развитии младших дошкольников»...

Что нужно знать об эмоциональном развитии ребенка-дошкольника

Эта статья подскажет вам как реагировать на то или иное поведение ребенка, чего стоит от него ожидать в том или ином возрасте....

«Давайте жить дружно». Групповое занятие по эмоциональному развитию старших дошкольников

Цель: повышать у детей уверенность в себе; развивать координацию движений; слуховое восприятие, групповое сплочение детского коллектива....

ПАМЯТКА "ЧТО НУЖНО ЗНАТЬ ОБ ЭМОЦИОНАЛЬНОМ РАЗВИТИИ РЕБЁНКА-ДОШКОЛЬНИКА"

ИНФОРМАЦИЯ ПО ЭМОЦИОНАЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ РЕБЁНКА-ДОШКОЛЬНИКА. МОЖЕТ ПРИГОДИТЬСЯ В РАБОТЕ ВОСПИТАТЕЛЯ И ПЕДАГОГА - ПСИХОЛОГА,А ТАК ЖЕ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ (ЗАКОННЫХ ПРЕДСТОВИТЕЛЕЙ)...

Конспект занятия по эмоциональному развитию старших дошкольников с использованием ИКТ «Наши эмоции»в подготовительной к школе группе с использованием презентации.

Цель занятия: закрепление представления детей об основных эмоциях человека.Задачи: - создать возможности для самовыражения;- закреплять навыки практического владения выразительнымидвижениями;- формиро...