«Роль художественно - продуктивной деятельности в речевом и эмоциональном развитии младших дошкольников»
статья на тему

Борисовская Оксана Алексеевна

«Роль художественно - продуктивной деятельности в речевом и эмоциональном развитии младших дошкольников»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya.doc47.5 КБ

Предварительный просмотр:

Управление образования администрации Красногвардейского района

«Роль художественно - продуктивной деятельности в речевом и эмоциональном развитии младших дошкольников»

(ППС для воспитателей младших групп)

Подготовила:  Борисовская

                                                                                                    Оксана Алексеевна

                                                                                                 воспитатель МБДОУ

                                                                   «Детский сад «Солнышко» г.Бирюча»

Ноябрь, 2014

В становлении способности к творчеству ребенка особая роль отводится искусству, художественным видам деятельности, которые занимают важное место в процессе дошкольного воспитания.

Занятия по рисованию, лепке, аппликации в детском саду объединяются под названием «Изобразительная деятельность» или продуктивная деятельность, так как результатом их является создание ребенком определенного продукта: рисунка, аппликации, лепки.

Значение изобразительной деятельности для всестороннего развития и воспитания дошкольника велико и многогранно. Выступая, как специфическое образное средство познания действительности, чрезвычайно высока роль этой деятельности в интеллектуальном, эмоциональном и речевом развитие ребенка.

Первым шагом в развитии понимания речи на занятиях изобразительной деятельностью является усвоение номинативной (назывательной) функции слова: все, что находится вокруг ребенка, все, что он делает и как делает, получает название. Для того чтобы слово-название перешло в слово-понятие, необходимо освоить многочисленные условные связи, в том числе и двигательные. Чему успешно способствуют все виды изобразительной деятельности.

Изобразительная деятельность имеет большое познавательное и воспитательное значение благодаря многообразию наглядности. Речевой материал будет усваиваться быстрее и полнее при использовании натуральных объектов в качестве наглядной опоры. Все предметы, созданные детьми в результате продуктивной деятельности, являются в свою очередь, наглядной опорой для речевых упражнений.

Важно и то обстоятельство, что ребенок в продуктивной деятельности опирается одновременно на несколько анализаторов: тактильное восприятие, зрение, слух, что также оказывает положительное влияние на развитие речи.

Различные виды продуктивной деятельности благоприятны для развития речи и тем, что при осуществлении легко можно создавать проблемные ситуации, способствующие появлению речевой активности. Проблемные ситуации формируют коммуникативную направленность речи. Так, если мы «случайно» забыли положить кому-то из детей лист бумаги, кисть или карандаш, ребенок вынужден просить недостающее, т.е. проявлять речевую инициативу.

Задачи по развитию речи детей младшего дошкольного возраста решаются нами попутно, являясь второстепенными по отношению к изобразительным задачам.

Рисуя красками или мелками, разминая в ладошках пластилин, разрывая бумагу или водя по листу клеящим карандашом, малыш приобретает ни с чем несравнимый опыт. Посредством творчества ребенок делает свои первые открытия, узнает о цвете и форме, знакомится со свойствами многих материалов. Просто удивительно, как из обычного куска пластилина может получиться все, что угодно, а потом снова исчезнуть, превратившись в бесформенный кусок. А смешивание красок - это вообще настоящее волшебство. Вот краска желтая, вот синяя. Откуда же взялась зеленая? Для малыша творчество - это и инструмент познания мира, и способ самоутвердиться, почувствовать себя независимым.

   Учитывая образность мышления детей и их минимальный опыт во всех видах продуктивной деятельности, мы используем трафареты – контурные изображения посуды, одежды, животных, транспорта. Трафареты помогают постепенно осваивать все этапы изображения различных объектов. Например, надо украсить чашку узорами, затем задание усложняется, к чашке надо пририсовать ручку.

Важное значение в процессе развития ребенка, имеет развитие мелкой моторики рук. При этом улучшается двигательная координация, преодолевается зажатость, скованность. Развивая мелкую моторику мы развиваем логику, память, внимание, психику, интеллект, подготавливаем детей к письму, развиваем мышечный аппарат, тактильную чувствительность, способствуем развитию навыков самообслуживания.

Выдающийся педагог В. А. Сухомлинский отмечал «Истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли». Это не просо красивые слова: в них содержится объяснения того, каким образом развивается малыш. Ведь огромное количество нервных окончаний расположено именно в руке и на языке. Отсюда информация постоянно передается в мозг ребенка, где она сопоставляется с данными зрительных, слуховых и обонятельных рецепторов.

    В результате, освоения способов передачи предметов разной формы в рисунке и лепке, у детей возникают положительные эмоции, создается хорошее настроение. Они радуются, что могут нарисовать, слепить, наклеить понятное всем изображение, с удовольствием рисуют, лепят в свободное время. Эмоциональная отзывчивость усиливается по мере овладения навыками и умениями, но в то же время быстро ослабевает и совсем пропадает, если у ребенка что-то не получается.

 Планирование и организация занятий по изобразительной    деятельности мы осуществляем в соответствии с содержанием образовательной программы МБДОУ, разработанной на основе программы «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С. Комаровой, М. А. Васильевой.

Обучение изодеятельностью не должно быть сухим, формальным. Мы всегда должны помнить о том, что дети не упражняются в рисовании, а создают образы предметов и явлений, поэтому каждое наше занятие  эмоционально окрашено, подбираются подходящие потешки, песенки, стихотворения. Это усиливает воздействие на формирование образных представлений и образного решения, вызывает яркие эстетические переживания детей.

Продуктивная деятельность благоприятна для развития речи, прежде всего тем, что ребенок сам непосредственно действует с предметами. Мы даем детям предмет в руки  и предлагаем действовать с ним, при этом называем действия и признаки. В этом случае новые слова усваиваются значительно быстрее и прочно запоминаются 

Все виды деятельности по развитию мелкой моторики привлекают детей. Их интригует мотивация задания, интересует процесс работы и радует результат. Развивая мелкую моторику, мы обогащаем и расширяем работу, приобщив детей к разным видам продуктивной деятельности, что в свою очередь развивает эстетический вкус, дети учатся аккуратности и терпению.

Целенаправленная, систематическая и планомерная работа по развитию мелкой моторики через художественно-продуктивную деятельность у детей младшего дошкольного возраста даёт позитивный результат.

Наряду с традиционными в младшей группе наши воспитанники знакомятся с нетрадиционной техникой рисования – ладонью, пальчиками, ватными палочками, поролоновыми губками. Такие занятия вызывают у детей эмоциональный подъем.

На занятиях по аппликации применяем нетрадиционные техники -    аппликацию из салфеток, обрывную аппликацию, наклеивание готовых фигур, аппликацию из крупы.

           В лепке используем разнообразные приемы: раскатывание прямыми и круговыми движениями между ладошками, сплющивание, оттягивание, налеп,  учимся соединять детали путем, сглаживания.

Для совершенствования ручной умелости в младшей группе  используем: пирамидки, «игры-шнуровки», очень важной частью работы являются пальчиковые игры («Суп», «Семья», «Цветок», «Ежик», «Дом»). Самомассаж, пальчиковый театр.

Большая работа проводится с родителями. Знакомим их с тематикой занятий изобразительной деятельности, оформляем выставки детских работ, выставляем консультации по формированию интереса у детей раннего возраста к доступным средствам изображения в домашних условиях, о роли художественно-эстетического воспитания в развитии личности ребенка, подготавливаем папки-передвижки, проводим индивидуальные беседы с целью налаживания контактов, выявить степень понимания ребёнка взрослым.

Многие родители начинают проявлять заинтересованность к творчеству детей, когда видят на выставке детские работы. Одни родители удивлены и восхищены, другие начинают критиковать своего ребёнка, с такими родителями приходится проводить индивидуальные беседы.

 Большое значение придается работе по формированию умелости в дошкольном возрасте, Конечно, овладевая всеми видами продуктивной деятельности, ребенок не научится писать. Но все они делают руку малыша умелой, легко и свободно управляющей инструментом, развивают зрительный контроль над движением руки, помогают образованию связи рука-глаз. Все это будет хорошим помощником в школе.

Методические рекомендации:

1.Развивать художественное восприятие, воспитывать отзывчивость на доступные пониманию младших дошкольников произведения изобразительного искусства.

2.Использовать фольклор для эмоционального восприятия материала по изодеятельности.

3.Содействовать речевому развитию младших дошкольников, создавая благоприятную предметно-развивающую среду; их самостоятельной активности в продуктивной деятельности.

4.Продолжить знакомить детей с различными техниками продуктивной деятельности.

.