"Формирование речевой компетентности детей, посещающих временную логопедическую группу как базовой основы социально-адаптивной личности"
методическая разработка (подготовительная группа) по теме

 

В работе представлены современные формы, методы и приемы компетентностного подхода, которые можно использовать в логопедической помощи дошкольникам с речевыми нарушениями; освещены основы социальной адаптации детей с ограниченными возможностями речи к окружающей действительности; раскрываются составляющие профессиональной компетентности учителя-логопеда.

 В приложение включены практические материалы по использованию в коррекционно-логопедической работе с детьми мотивационных установок и игр на формирование эмоционально-волевой стрессоустойчивости.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 5u.docx136.62 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Анжеро-Судженского городского округа

«Детский сад общеразвивающего вида № 27 по социально-личностному направлению развития воспитанников»

Формирование

речевой компетентности

детей, посещающих временную логопедическую группу

 как базовой основы

социально-адаптивной личности

Методические рекомендации по использованию

в коррекционно-образовательном процессе элементов

современной технологии компетентностного подхода

Составитель:

учитель-догопед

Толкачева

Татьяна Викторовна  

 

г. Анжеро – Судженск

2009

«Формирование речевой компетентности детей, посещающих временную логопедическую группу  как базовой основы социально-адаптивной личности»  - методические рекомендации по использованию в коррекционно - образовательном процессе элементов современной технологии компетентностного подхода.

Составитель: Толкачева Т.В., учитель-логопед – первая квалификационная категория

В работе представлены современные формы, методы и приемы компетентностного подхода, которые можно использовать в логопедической помощи дошкольникам с речевыми нарушениями; освещены основы социальной адаптации детей с ограниченными возможностями речи к окружающей действительности; раскрываются составляющие профессиональной компетентности учителя-логопеда.

 В приложение включены практические материалы по использованию в коррекционно-логопедической работе с детьми мотивационных установок и игр на формирование эмоционально-волевой стрессоустойчивости.

Для учителей–логопедов, воспитателей ДОУ и родителей, слушателей системы повышения квалификации.

г. Анжеро – Судженск

2009

Содержание

Пояснительная записка………………………………………………. 3

Глава 1.  Законодательные основы воспитания  социально –

       адаптивной личности  ребенка – дошкольника...................4

Глава 2.  Социально – адаптивная личность и проблемы  ее  

                формирования……….………………………..…….…….....7

Глава 3.  Основные направления коррекционного воздействия с

       использованием элементов компетентностного

       подхода…....………………………………………...………16

Заключение……………………………………………………………20

Список литературы……………………………………………...……21

Приложение

Приложение 1…………………………………….………………...…22

Приложение 2……………………………....……………………...….26


Пояснительная записка

Методические рекомендации  составлены на основании документов Российской Федерации и рассчитаны на детей с речевыми нарушениями.

Целью методических рекомендаций является разработка и создание условий для формирования  социально – адаптивной личности дошкольников с речевыми нарушениями как базовой основы для приобретения качеств коммуникативной и компетентностной личности в соответствии с требованиями развивающегося общества.  

К числу основных задач, решающихся в ходе достижения цели, относятся:


1. Подбор серии мотивационных установок к овладению правильным


    звукопроизношением;


2. Подбор игр для формирования у детей эмоционально – волевой  


    стрессоустойчивости;


3. Определение профессионально – личностные качества учителя –


    логопеда, необходимых для формирования социально-адаптивной


    личности ребенка – дошкольника;


Работа организовывается с учетом общедидактических и специфических принципов, принятых в логопедии: развития, доступности, системности, индивидуального и дифференцированного подходов и др.


Новизна  представляемого  в данных рекомендациях  материала заключается в использовании компетентностного подхода как новой  педагогической технологии.


В данных рекомендациях описываются основные формы, методы и приемы работы с детьми. Прилагается описание игр, способствующих формированию эмоционально – волевой стрессоустойчивости; поэтапное описание примерных мотивационных установок к речевой деятельности.


Результатом работы предполагается положительная динамика в коррекции звукопроизношения, и как следствие социальная адаптация детей с речевым нарушениями к окружающей действительности.


Глава 1.  Законодательные основы воспитания

социально–адаптивной личности ребенка-

дошкольника

Новые социальные требования к системе российского образования,  описанные   в    «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года», декларируют  развивающемуся обществу  государственный заказ  о  том, что  «нужны  молодые  люди современно образованные, предприимчивые, способные к сотрудничеству, отличающиеся мобильностью и коммуникабельностью».[4]

Основой современных образовательных стандартов, прописанных в «Методических рекомендациях по проведению педагогических совещаний работников образования «Актуальные задачи современной модели образования» (приложение к письму от 8 мая 2008г. №03-946)», становится формирование «базовых компетентностей современного человека, важными из которых являются коммуникативная компетентность (умение эффективно сотрудничать с другими людьми) и самоорганизация (умение ставить цели, планировать, ответственно относиться к здоровью, полноценно использовать личностные ресурсы)».[5]

В соответствии с «Современной моделью образования» дошкольному учреждению необходимо «обеспечить высокую готовность детей к школьному обучению и их раннюю, позитивную социализацию», что предполагает «высокие технологии развития грамотности и других базовых способностей детей».[5]

Очень важную роль в формировании новых жизненных установок личности играет преемственность между дошкольным и начальным  общим звеном школы.

Одним из оснований преемственности обязательно включающееся в педагогическую технологию непрерывного (дошкольного – начального общего) образования также является развитие коммуникативности как умения общаться со взрослыми и сверстниками. Коммуникативность является одним из необходимых условий успешности учебной деятельности, которая по своей сути всегда совместна, и в то же время является важнейшим направлением социально-личностного развития. Развитие коммуникативности обеспечивается созданием условий для совместной деятельности детей и взрослых; партнерских способов взаимодействия взрослого с детьми как образца взаимодействия между сверстниками; обучения детей средствам общения, позволяющим вступать в контакты, разрешать конфликты, строить взаимодействие друг с другом.[6]

Исходя из наблюдений, в настоящее время увеличивается процент молодых людей, у которых проявляются инертность и не мобильность, низкая коммуникабельность и самоорганизация.   На наш взгляд, причиной несформированности  вышеперечисленных качеств является не достаточное  внимание развитию в дошкольном детстве  таких  необходимых для социальной адаптации качеств как  уверенность в себе, адекватная самооценка, открытость и  коммуникативность, умение сотрудничать и т.д.

Анализ документов и личные наблюдения позволили создать «Модель желаемого и действительного образа ребенка», на которой отражена проблема несформированности у ребенка – дошкольника необходимых качеств  личности для того,  чтобы достичь желаемого образа (Рис.1.).

Рис.1. Модель желаемого и действительного образа ребенка.

В настоящее время, когда меняются цели и задачи специальной психологии и педагогики, основной проблемой специалистов с обеспечением социально-биологической сохранности ребенка с трудностями в речевом  развитии становится его адаптация в социуме.

В условиях современной действительности роль учителя-логопеда весьма велика. Это обусловлено тем, что заметно увеличилось количество детей с ограниченными возможностями здоровья. Наиболее многочисленна группа детей с нарушениями речи различной формы, структуры дефекта и степени выраженности. Речевые недостатки являются предпосылкой нарушения формирования полноценных навыков чтения и письма, что блокирует успешность освоения школьной программой, а также, нарушению умения полноценно общаться со сверстниками и взрослыми, затрудняя социальное и личностное развитие и способствуя тем самым развитию у них чувства неуверенности в себе, повышенной тревожности, внутреннего дискомфорта.

Таким образом,  анализ современных документов  об образовании Российской Федерации показывает на необходимость воспитания социально–адаптивной личности в дошкольном возрасте, т.к. приобретенные  в детстве базовые способности помогут в дальнейшем овладению качествами, соответствующими государственному заказу.


Глава 2.  Социально – адаптивная личность и

проблемы  ее формирования

Как известно, именно в процессе первичной социализации закладываются те качества личности, которые далее могут быть основой для её будущего гражданского и профессионального становления. В связи с этим в настоящее время все больше внимания уделяется организации дошкольного образования как фактору такой социализации и как важнейшей предпосылки успешного образовательного процесса далее в школе.

Рассмотрим подробнее основные составляющие понятия «социально – адаптивная личность». На наш взгляд, важными качествами для успешной социализации ребенка–дошкольника являются  наличие любви к себе как  к личности, понимание ребенка близкими людьми, а также признание и оценка по достоинству его окружающим обществом.

В составленной нами «Модели  социально-адаптивной личности дошкольника» видна  тесная взаимосвязь всех трёх составляющих  друг с другом. (Рис.2.)

Рис.2. Модель социально – адаптивной

личности дошкольника

Любовь, в нашем понятии, означает эмоциональное сильное чувство уверенности, самодовольства, уважения к себе, ощущение успешности, гордости за себя.

        Понимание – умение проникнуться смыслом получаемой  информации, постижение предлагаемого содержания, получение «обратной связи» от собеседника (желание общаться, действовать и т.д.).

        Признание – оценка по достоинству, положительное отношение со стороны окружающих, умение открыто и откровенно сообщать о своих действиях и поступках.

Кроме того, для социально–адаптивной личности характерно наличие качеств, помогающих ощутить свою успешность (Таблице № 1).

Таблица № 1

Качества успешной социально – адаптивной личности

с точки зрения речевой компетентности

САМООБЛАДАНИЕ

владение собой, управление своими эмоциями и действиями (движениями  своего артикуляционного аппарата)

УВЕРЕННОСТЬ В СЕБЕ

адекватная оценка собственных сил, вера в возможность овладения правильной речью

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

организованность, стремление принести себе пользу, не навредить, качественно выполняя принятое решение

КОММУНИКАТИВНОСТЬ

способность к эмоциональному открытому позитивному общению

ЛЮБОЗНАТЕЛЬНОСТЬ

активность, познание, пытливость, исследовательский интерес

ГИБКОСТЬ

умение строить отношения на основе толерантности, эмпатии; умение применять умения и навыки в измененных проблемных условиях

На основе этого нами выдвинута гипотеза о том, что повышение самооценки, уверенности в себе и своих возможностях, понимание необходимости правильного звукопроизношения помогут ребенку с речевым нарушением преодолеть свои затруднения в речи, и, тем самым, избавившись от возникающих «барьеров общения» почувствовать понимание и поддержку со стороны сверстников и взрослых, научиться строить отношения на основе толерантности и эмпатии, приобрести дополнительный стимул для исправления своей речи.

Длительные наблюдения и результаты речевого обследования, проведенные на базе МДОУ ДСОВ № 27 «Малыш» в начале учебного года  позволили установить, что у  67  %  детей старшего и подготовительного возраста недостаточно сформированы такие качества как уверенность в себе, коммуникативность, открытость, умение сотрудничать, грамотность речи, способность к поиску, креативность, решительность, чувство успешности. И в основном это дети с ограниченными возможностями здоровья, в нашем случае, дети с речевыми нарушениями.

Детям, имеющим нарушения речи, трудно адаптироваться к социальной действительности из-за недостаточно сформированной речевой компетентности (способность ребенка самостоятельно, свободно и с желанием приобретать знания, умения и навыки, способствующие формированию полноценной фонетической системы языка, и, применять их для успешной социализации в обществе). Наличие чувства неполноценности речевой среды вызывает постоянное наличие страхов,   низкую   самооценку,  неуверенность    в   себе, что, в свою очередь,  приводит к возникновению множества  труднопреодолимых  комплексов.


Мы столкнулись с проблемой затруднения успешной социализации детей–дошкольников с речевыми нарушениями. И рассмотрим возможность решения данной проблемы на коррекционных логопедических занятиях.


Как было указано выше, для социальной адаптации ребенка-дошкольника ему необходимо овладеть базовыми способностями и качествами успешной социально-адаптивной личности. На наш взгляд, формирование речевой компетентности у ребенка с речевым дефектом поможет овладеть ему  качествами социально – адаптивной личности. Поэтому важными базовыми качествами для социализации детей являются устойчивая мотивационная сфера, способность противостоять возникающим стрессам (стрессоустойчивость) и правильно сформированная  грамотная речь (Рис.3.).


Рис.3. Качества, необходимые для овладения

речевой компетентностью.

Анализируя результаты наблюдений и обследования, нами выявлен ряд трудностей у детей с речевыми нарушениями в овладении речевой компетентностью, а значит, наличие социальной дезадаптации:

Во-первых, у детей с речевыми нарушениями из-за несформированности полноценной фонетической системы языка, невыразительности и невнятности речи возникают проблемы коммуникации, а также наблюдается слабая эмоционально-волевая сфера, выражающаяся наличием страхов неуспешности, неустойчивостью эмоций при неудачах, низкой самооценкой, неуверенностью в своих возможностях и силах.

Во-вторых, в результате проявления не доверия и не понимания со стороны сверстников к ребенку с речевым нарушением, у последнего, как у отвергнутого и игнорируемого, возникает целый «комплекс барьеров»: боязнь контактов с детьми, ожидание непонимания, страхи и страдания, отрицательные эмоции и т.д. Из-за наличия «барьеров общения» дети с речевыми нарушениями не способны противостоять стрессам,  конфликтным ситуациям, возникающим на основе их неполноценной фонетической системы языка, и, таким образом, подвержены возникновению комплексов неполноценности, способных остаться на всю последующую жизнь.

И, наконец, в-третьих, ребенок с ограниченными речевыми возможностями постоянно испытывает страх, что его не оценят по достоинству, не заметят за «вуалью» дефекта положительных сторон и качеств личности. Поэтому ему очень трудно добиться признания со стороны окружающих, особенно сверстников.

Поэтому у детей с речевыми нарушениями, на наш взгляд, необходимо в первую очередь формировать любовь к себе через повышение его самооценки; формировать способность ребенка адекватно оценивать самого себя, свои действия; видеть свои достоинства и недостатки. Данные качества, сформированные в дошкольном детстве, будут являться основой для развития коммуникативности – необходимого условия успешной учебной деятельности.

Мы также уверены, что воспитание стрессоустойчивости (способность противостоять стрессам), формирование умения преодолевать «барьеры» в общении со сверстниками и взрослыми позволят детям приобрести качества коммуникативной личности (решительность, открытость, умение сотрудничать и др.), тем самым овладеть речевой компетентностью, а значит приобрести основу позитивной социализации в коллективе сверстников и в обществе. А формирование умения применять приобретенные на коррекционных занятиях навыки правильного звукопроизношения в измененных условиях, способность к эмоциональному открытому  и позитивному общению,  участие в совместной деятельности со сверстниками помогут ребенку с речевым нарушением ощутить себя успешным, нужным и полезным окружающим. Это позволит также заложить основу для воспитания компетентностной в речевом развитии личности, способной легко адаптироваться в окружающей социальной действительности.

Таким образом, наличие у детей трудностей из-за неправильно сформированной речи и возникающей в связи с этим неспособности к стрессоустойчивости, а также слабая мотивационная сфера не позволяют заложить основу для формирования качеств личности, необходимых для социализации в обществе и дальнейшего приобретения качеств, соответствующих государственному заказу.

Модернизация современного образования нацелена на построение и реализацию индивидуального образовательного маршрута, самообразование человека на различных этапах его жизненном пути. А успешное развитие ребенка дошкольного возраста с речевым дефектом, его личностная активность и социальная самостоятельность напрямую зависит от грамотного, целенаправленного руководства со стороны учителя-логопеда.

Поэтому важным критерием для воспитания социально – адаптивной личности дошкольника с речевыми нарушениями является профессионально – личностная компетентность учителя-логопеда, состоящая из трех основных компонентов, подведенных нами под понятия «любовь», «понимание», «призвание» (Рис.4.).

Базовым компонентом является мотивационный блок, который позволяет создать стимул для дальнейшей коррекционной деятельности. Операционный компонент обеспечивает наибольший результат коррекционно–педагогической работы при минимальных затратах времени и сил. Рефлексивный блок помогает эффективно планировать собственную профессиональную деятельность.

Рис.4. Профессионально-личностные качества педагога.

Личностная готовность педагога к профессиональной работе предполагает определенную совокупность личностных качеств, обеспечивающих возможность его профессиональной деятельности, результативную сторону его профессиональной работы и меру достижения педагогического результата профессиональной активности. Данная совокупность личностных качеств, представленных в «Модели компетентного педагога», выступает в роли решающей предпосылки будущей профессиональной деятельности (Рис.5.).

Рис.5. Модель компетентного педагога.

Учитель-логопед должен обладать знаниями, умениями и навыками, позволяющими эффективно взаимодействовать с другими участниками коррекционно-развивающего процесса.

Высшие уровни профессионализма характеризуются:

  1. личностной значимостью для работника его труда, что предполагает ранжирование человеком остальных ценностей его жизни;
  2. «открытостью» его миру, в первую очередь ценностям, опыту своей профессии, т.е. готовность к самообразованию, повышению квалификации, решению новых профессиональных задач;
  3. творческим отношением к своему труду, установкой на совершенствование средств собственной профессиональной деятельности.

Таким образом, личностно-профессиональная компетентность учителя-логопеда характеризуется как совокупность трех компонентов (мотивационного, операционного и рефлексивного).

Мы видим, что воспитание социально-адаптивной личности ребенка дошкольника требует от педагога профессиональной  и коммуникативной компетентности, умение использовать в работе новые педагогические технологии и демократический стиль общения. Только компетентный, психологически грамотный, образованный педагог способен заложить в детях с ограниченными возможностями речи  основу для формирования качеств личности, необходимых для социализации в обществе и дальнейшего приобретения качеств, соответствующих государственному заказу.










Глава 3.  Основные направления коррекционно-  

       логопедического воздействия с использованием

элементов компетентностного подхода


Доказано, что полноценное развитие всех средств речи и ее основных функций в период дошкольного детства и формирование базовых способностей  служит залогом сохранения нервно-психического здоровья и социализации детей, успешного становления учебной деятельности при включении в систематическое школьное обучение. Уже в 3-6 лет у детей формируются такие ключевые для сегодняшнего общества качества, как креативность, способность к поиску знаний.


Поэтому целью методических рекомендаций является  разработка и создание условий для формирования социально-адаптивной личности дошкольников как базовой основы для приобретения качеств коммуникативной и компетентностной личности (уверенной в себе, стрессоустойчивой, умеющей общаться, сотрудничать и т.д.).


В ходе достижения поставленной цели решаются следующие задачи:


1). Подбор мотивационных установок к овладению правильным


     звукопроизношением;


2). Способствовать формированию у детей эмоционально – волевой


     стрессоустойчивости;


3). Определить профессионально – личностные качества учителя –


      логопеда.


В области специальной психологии существуют данные о наличии определенной дисгармонии в развитии личности ребенка с речевым дефектом. Поэтому логопедическая коррекция должна строиться в зависимости от специфических особенностей личного развития ребенка, в том числе от особенностей мотивации, без которой невозможно существование внутренней активности ребенка.


На наш взгляд, использование на коррекционных занятиях мотивационных установок к деятельности, игр и упражнений на стрессоустойчивость позволят сформировать такие качества социально-адаптивной личности, как адекватная самооценка, самообладание, коммуникативность, мобильность, уверенность в своих силах и возможностях, гибкость, ощущение своей полезности и необходимости коллективу сверстников. А ведь все вышеперечисленные качества являются базовыми способностями, составляющими  основу компетентностей человека настоящего времени.


В первую очередь у ребенка с речевым нарушением необходимо сформировать мотив и потребность научиться правильно, грамотно говорить, т.е. выработать алгоритм такой деятельности, при выполнении которой ребенок осознанно достигнет поставленной перед собой цели. Использование в начале индивидуальных занятий мотивационных установок к деятельности помогает в овладении самоорганизацией (Приложение 1).


 Работа  по формированию мотивационных установок планируется по нескольким этапам:





В итоге дети приобретают умение ставить перед собой цели, планировать свою деятельность, ответственно относиться к здоровью, полноценно использовать личностные ресурсы.


Преодолению «барьеров общения», формированию стрессоустойчивости и овладению коммуникативной компетентностью способствует использование на подгрупповых  коррекционно-логопедических занятиях специальных ритуалов, игр и упражнений. С помощью указанных игровых методов дети учатся сотрудничать с другими детьми и со взрослыми, справляться со страхами перед общением и стрессом, у них формируются навыки саморегуляции эмоционального состояния, базовое доверие к окружающим, чувство защищенности, уверенности в себе (Приложение 2).


Основной формой организации детей являются индивидуальные и подгрупповые занятия.




В работе в основном используются такие  игровые методы и приемы воздействия как игры и игровые ритуалы, мотивационные установки. Они распределены с усложнением, в зависимости от этапа адаптации  ребенком.




Таким образом, включение в коррекционную работу мотивационных установок и игр на формирование эмоционально–волевой стрессоустойчивости помогут обеспечить высокую готовность детей к школьному обучению и их раннюю, позитивную социализацию и тем самым создать условия для становления базовых компетентностей современного человека.






























Заключение


Государство современного развивающегося общества декларирует заказ на формирование базовых компетентностей современного человека, заключающихся в развитии коммуникативности, мобильности и других качеств личности. Но, формирование данных компетентностей не возможно без наличия базовых способностей, сформированных  в дошкольном детстве, одной из которых является социальная адаптация ребенка как важнейшая предпосылка успешного образовательного процесса в школе.


Наиболее затруднен процесс социализации детей с речевыми нарушениями. И причиной этому, на наш взгляд, является недостаточно сформированная фонетическая система языка. И кто как не специалист поможет в преодолении данной проблемы.


В непрерывно меняющемся современном обществе большое значение приобрел высокий профессионализм, профессиональная компетентность специалистов, поэтому  учитель-логопед должен гармонично сочетать в себе знание предмета, методики и дидактики коррекционного воздействия, а так же умений и навыков культуры общения.


Профессионально–личностная компетентность учителя-логопеда позволяет с помощью использования на коррекционно-логопедических занятиях мотивационных установок и игр на развитие эмоционально-волевой стрессоустойчивости   сформировать у детей, посещающих временную логопедическую группу, нормированное, грамотное звукопроизношение, развить речевую компетентность.  Сформированная речевая компетентность, в свою очередь, является базовой основой социально – адаптивной личности, обладающей необходимыми способностями для успешного обучения в школьном звене. Все это позволит дать подрастающему поколению шансы на успех для приобретения качеств коммуникативной и компетентностной личности в соответствии с требованиями развивающегося общества.  





Список литературы

  1. Алтухова Т.А. Состояние профессиональной компетентности учителей – логопедов общеобразовательных школ в предупреждении и коррекции нарушений письма и чтения / Дефектология. – 2007, № 2, С. 41 – 49.
  2. Валявко С.М. Из опыта создания методики оценки мотивации дошкольников к исправлению недостатков речи / Дефектология – 2005, №6, С.54–64.
  3. Евдокимова Е.С. Технология проектирования в ДОУ. – М.; ТЦ «Сфера», 2006.
  4. Зимняя И.А. Компетентностный подход. Каково его место в системе подходов к проблемам образования? / И.А.Зимняя // Высшее образование сегодня. – 2006, №8. – С. 20-26.
  5. Инновационная деятельность: исследования, разработки, внедрения. Материалы региональной научно-практической конференции (19 августа 1999г.). Часть 2.-Новокузнецк:Изд. ИПК,1999.–164с.
  6.  «КОНЦЕПЦИЯ модернизации российского образования на период до 2010 года» - Кемерово, 2002 – С.6-7.
  7. Методические рекомендации по проведению педагогических совещаний работников образования «Актуальные задачи современной модели образования» (приложение к письму от 8 мая 2008г. №03-946)
  8. Об организации взаимодействия образовательных учреждений и обеспечении преемственности дошкольного и начального общего образования (Методическое письмо Минобразования России от 25 марта 1994 г. № 35-М) / Настольная книга руководителя дошкольного образовательного учреждения / Сост. Г.Л.Фриш. – М.: ООО «Изд-во Астрель»: ООО «Изд-во АСТ», 2002.- С323-324.
  9. Петелина Н.Г. Анализ психологических условий повышения личностно-профессиональной компетентности учителя-логопеда / Логопед – 2007, №5, С.100-113.
  10. Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения: Практическое пособие: пер.с нем.: В 4-х томах. Т.1. – М.: Генезис, 2000. – 160 с., ил.
  11. Щуркова Н.Е. Педагогическая технология. Второе издание, дополненное. – М.: Педагогическое общество России, 2005, с.186 – 201.


***

Как ты думаешь, твоя мама любит сюрпризы? А ты хочешь ее удивить красивым стихотворением к 8 Марта? Мама будет рада услышать от тебя как ты красиво и правильно рассказываешь стихотворение. Если та согласен(а), я помогу тебе.

***

Я слышала, что в вашей группе дети ставят сказку «Теремок» для показа малышам. А ты хочешь в ней участвовать?  Какую роль ты хотел бы сыграть? Чтоб твой герой всем понравился, я предлагаю тебе научиться красивому и правильному произношению звуков в словах. Ты хочешь научиться правильно  говорить, чтоб выступить как настоящий артист?

***

Нас с тобой пригласили в страну «Веселого язычка», но туда может попасть тот, кто умеет правильно говорить все звуки речи. Ты хочешь научиться красиво и правильно говорить, чтоб попасть туда?

***

Посмотри, какое-то послание. Интересно, от кого оно? Чтоб его прочитать,  нужно правильно произносить звуки. Хочешь научиться произносить звуки, и, тогда нам удастся прочесть письмо детям вашей группы?

***

Что это звучит? Песенка водички (с-с-с). Как красиво, плавно, певуче. А эта песенка умеет прятаться в разных  словах. Ты умеешь петь эту песенку? А хочешь научиться? Мы с тобой научились петь песенку водички и произносить звук «с». Теперь ты правильно говоришь звук. А чтобы постоянно произносить этот звук, попробуй пропеть его маме, бабушке, другу.

***

Хочешь, я тебе открою секрет? Ты скоро пойдешь в школу и там узнаешь много нового и интересного для тебя. Но чтоб у тебя получалось грамотно читать, писать, понятно рассказывать ребятам, необходимо правильно говорить все звуки речи. Ты все звуки умеешь произносить? А какие звуки ты затрудняешься?  Хочешь научиться их правильно произносить, чтоб в школе учиться на одни пятерки?

***

Лягушонок Квак сегодня пришел грустный, потому что хочет подарить своим друзьям песенку. А слова в этой песенке произносит не правильно, т.к. не умеет говорить звук «с».  Давай поможем ему, и вместе научимся говорить звук «с», а потом дуэтом споем песню для друзей?

***

Послушай, какую интересную песенку умеет петь лягушонок Квак (песенку комарика з-з-з). А ты умеешь ее петь также красиво? Хочешь, лягушонок тебя научит, и, вы будете вместе ее распевать? И  еще научите своих друзей.

***

Я знаю, что у вас в детском саду скоро будет праздник. Все дети, наверное, будут рассказывать стихи. А ты хочешь рассказать стихотворение на празднике? Все ребята были бы приятно удивлены, если бы ты рассказал(а) стихотворение, правильно выговаривая звук «р», правда? Хочешь, мы с тобой научимся говорить правильно  звук «р» и ты сможешь красиво рассказать не только это стихотворение, но и много других.

***

Помнишь, мы учили с лягушонком Кваком песенку водички? А сегодня лягушонок пришел к нам с новой песенкой. Послушай ее. Хочешь научиться ее петь вместе с лягушонком?

***

Ты делаешь большие успехи: умеешь правильно произносить звук «р». Вот было бы здорово, если бы ты помог мне научить правильно произносить звук «р» Катюшу. Хочешь попробовать?

***

Ты большая умница! Как здорово у тебя получается говорить правильные звуки! А Наташа затрудняется. У нее никак не получается. И я одна не могут ее научить. Что делать? Может быть ты сможешь научить Наташу красиво говорить?

***

Ты так здорово помог Кате научиться произносить звук «с»! Благодаря тебе она такая довольная. Может быть ты поможешь и Игорьку?


У тебя получится.

Я знаю, что ты можешь сделать.

Ты быстро учишься.

Ты многого добьёшься.

                 

С каждым днем у тебя получается лучше.

Твой язык поработал на славу.

Ты добьешься успеха.

Ты делаешь это красиво (правильно)!

Ты действительно это улучшил.

Я очень горжусь тобой.

Очень приятно учить такого умного ребенка.

Твоя работа принесет тебе много радости.

Это твоя победа!

Теперь ты чувствуешь свои возможности.

Ты настоящий мастер!

Я верю в тебя.

У тебя будет всегда получаться лучше.

Мне нравится твое старание и настойчивость.

Ты станешь намного лучше говорить.

Приложение 2

Цель – настроить детей на совместную деятельность, общение друг с другом. Повысить самооценку детей, их уверенность в себе. Учить доверию, общению друг с другом, умению преодолевать барьеры в общении.

«Волшебный клубочек».

Дети сидят на стульях или на ковре по кругу. Логопед передает клубок ниток ребенку, тот наматывает нить на палец и при этом говорит ласковое слово, или доброе пожелание, или ласково называет рядом сидящего ребенка по имени, или произносит «волшебное вежливое слово» и т.п.

Затем передает клубок следующему, пока не дойдет очередь до логопеда.

«Доброе животное».

Участники встают в круг и берутся за руки. Логопед тихим голосом говорит: «Мы – одно большое доброе животное. Давайте послушаем, как оно дышит!» все прислушиваются к своему дыханию, дыханию соседей. «А теперь послушаем вместе!»

Вдох – все делают шаг вперед, выдох – шаг назад. «Так не только дышит животное, так же  ровно бьется его доброе сердце. Стук – шаг вперед, стук – шаг назад и т.д.

«Дружба начинается с улыбки».

Сидящие в кругу дети берутся за руки, смотрят соседу в глаза и молча улыбаются друг другу.

«Комплименты».

Сидя в кругу, все берутся за руки. Глядя в глаза соседу, надо сказать ему несколько добрых слов, за что похвалить. Принимающий комплимент кивает головой и говорит: «Спасибо, мне очень приятно!» Затем он произносит комплимент своему соседу. При затруднении логопед может сделать комплимент или предложить сказать что-то «вкусное», «сладкое», «цветочное». Во время ритуала логопед находится в кругу вместе с детьми, показывает пример, подсказывает, подбадривает, настраивает детей.

«Круг друзей».

Стоя или сидя по кругу, всем взяться за руки, пожать их, посмотреть по очереди на всех.

«Речевка».

«Все мы дружные ребята.

Мы ребята-дошколята.

Никого не обижаем.

Как заботится, мы знаем.

Никого в беде не бросим.

Не отнимем, а попросим.

Пусть всем будет хорошо,

Будет радостно, светло!»

«Солнечные лучики».

Протяните руки вперед и соединить их в центре круга. Тихо так постоять, пытаясь почувствовать  себя теплым солнечным лучиком.

«Доброе утро!»

Сидя в кругу, каждый по очереди, берет микрофон, говорит всем «Доброе утро!» и сообщает, чему он сегодня радуется (какое у него сегодня настроение, как прошло начало дня дома). Остальные спокойно выслушивают высказывание. Затем микрофон передается следующему ребенку.

«Волшебная подушка»

Сидя в кругу, ведущий передает небольшую подушку кому-нибудь из детей. Тот, кому дана подушка, садится на нее и может поделиться своим желанием, начиная рассказ со слов: «Я хочу…». Все остальные внимательно слушают. В конце игры дети делятся впечатлениями.

«Веселое зеркало»

Стоя в кругу, дети по очереди поворачиваются друг к другу лицом и смотрятся как  в зеркало. Ребенок, к которому повернулись, должен себя вести как отражение в зеркале. По окончании игры все дети обнимаются и улыбаются друг другу.

«Друзья»

Стоя или сидя в кругу, дети по очереди берут соседа за руку, называют его по имени, гладят по голове, жмут руку. В конце игры все дети смотрят в глаза друг другу и улыбаются.

«Ласковушка»

Дети, стоя в кругу, бросают мяч друг другу, называя ласковым именем того, кому кидают мяч.

«Гусеница»

Взрослый предлагает превратиться в одну большую гусеницу и вместе передвигаться по комнате. Для этого дети встают цепочкой, руки кладут на плечи впереди стоящему. Между животом одного играющего и спиной другого зажимается воздушный шар или мяч. Мяч трогать руками нельзя.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логопедической НОД по развитию аналитеко-синтетической активности для детей с ОНР логопедической группы среднего возраста

Конспект НОД по развитию аналитико-синтетической активности для детей 4 - 5 лет с ОНР. Лексическая тема "Петух и его семья". Цель: расширение представлений детей о петухе....

Консультация для родителей детей посещающих среднюю логопедическую группу ОНР.

Консультация логопеда для родителей логопедической группы детей ОНР. Тема: "О работе в логопедических тетрадях"...

Взаимодействие с родителями детей подготовительной к школе группы, направленное на формирование успешной личности ребенка.

Презентация для воспитателей дошкольных учреждений, в которой показаны основные направления взаимодействия с родителями обучающихся подготовительной к школе группы для формирования успешной личности р...

Отчет о проведении Месячника о безопасности детей в старшей логопедической группе детей с ОВЗ

Отчет о проведении Месячника о безопасности детей в старшей логопедической группе детей с ОВЗ...

Родительское собрание " Особенности воспитания и обучения в логопедической группе для детей с ОНР" (логопедическая группа)

1. " Особенности воспитания и обучения в логопедической группк для детей с ОНР." (Форма проведения беседа-диалог).2. Выбор родительского комитета.3. О разном....

ОРГАНИЗАЦИЯ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ ДЕТЯМ, ПОСЕЩАЮЩИМ МАССОВЫЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ГРУППЫ В ДОШКОЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ

Организация логопедической помощи детям, посещающим массовые общеобразовательные группы в дошкольном учреждении...