Конспект логопедической НОД по развитию аналитеко-синтетической активности для детей с ОНР логопедической группы среднего возраста
план-конспект занятия по логопедии (средняя группа) на тему

Звягина Елена Николаевна

Конспект НОД по развитию аналитико-синтетической активности для детей 4 - 5 лет с ОНР. Лексическая тема "Петух и его семья". Цель: расширение представлений детей о петухе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

План-карта

Организационная информация

Автор занятия (ФИО, должность)

Звягина Елена Николаевна, учитель-логопед МБДОУ «д/с №36»

Название/тема занятия

Петух и его семья

Возрастная категория группы

Средний дошкольный возраст

Форма

Подгрупповое занятие

Методическая информация

Клинико-психолого-педагогическая характеристика особенностей группы:

  • клинический вид речевого нарушения по клинико-педагогической классификации нарушений речи,
  • логопедический диагноз на основе психилого-педагогической классификации нарушений речи,
  • педагогические особенности группы

Дети посещают логопедическую группу первый год.

Алалия, дизартрия

ОНР

У детей наблюдаются расторможенность, замкнутость, иногда агрессивность. Отказ выполнения упражнений при допущении ошибок.

Цель занятия

Расширение представлений детей о петухе.

Задачи занятия:

  • коррекционно-развивающие.
  • образовательные,
  • воспитательные.

  • Коррекционно-развивающие:

- Расширить и уточнить словарный запас по теме; 

- Развивать навыки фонематического анализа и синтеза;

- Развивать зрительное внимание, память, мышление, общую, тонкую  и артикуляционную моторики;

  • Образовательные:

- Продолжать формировать обобщающее понятие домашние птицы;

- Формировать представление о внешнем виде, образе жизни и повадках петуха;

- Учить вслушиваться в речь логопеда, выполнять необходимые действия по словесной инструкции;

  • Воспитательные:

- Воспитывать усидчивость, чувство доброжелательности;

- Прививать любовь и бережное отношение к окружающему миру;

- Воспитывать положительное отношение к логопедическим занятиям.

Необходимое оборудование

Картинка с изображением чёрно-белого петуха, червяка, травы, зёрен, разрезная картинка с изображением частей тела петуха, карточки-схемы ритмических рисунков, видеозапись как поёт петух, фасоль, тарелочки, книга В. Сутеева «Петух и краски», раскраски с изображением петуха.

Использованная литература, источники, информации

  • Нищева Н.В. Конспекты подгрупповых логопедических занятий в средней группе детского сада для детей с ОНР.- Спб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2007.-656 с.
  • Нищева Н.В. Тетрадь №1 для средней логопедической группы (1 год обучения) – Спб.: «Детство-пресс»,2006.-32 с.
  • Бардышева Т.Ю., Моносова Е.Н. Логопедические занятия в детском саду. Средняя группа.-М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2009.-232 с.

Конспект НОД «Домашние птицы: петух»

Цели: Расширение представлений детей о петухе.

Задачи:

  • Коррекционно-развивающие:

- Расширить и уточнить словарный запас по теме; 

- Развивать навыки фонематического анализа и синтеза;

- Развивать зрительное внимание, память, мышление, общую, тонкую  и артикуляционную моторики;

  • Образовательные:

- Продолжать формировать обобщающее понятие домашние птицы;

- Формировать представление о внешнем виде, образе жизни и повадках петуха;

- Учить вслушиваться в речь логопеда, выполнять необходимые действия по словесной инструкции;

  • Воспитательные:

- Воспитывать усидчивость, чувство доброжелательности;

- Прививать любовь и бережное отношение к окружающему миру;

- Воспитывать положительное отношение к логопедическим занятиям.

Название этапа занятия

Деятельность педагога

Деятельность группы

1

Организационный момент

Сядет тот, кого я назову ласково.

Дети рассаживаются на стульчики.

2

Объявление темы

Ребята, послушайте загадку:

Кто рано встаёт, голосисто поёт?

(чёрно-белая картинка с изображением петуха)

Сегодня мы с вами поиграем с петухом и поближе с ним познакомимся.

  Отгадывают загадку.

3

Составление петуха из частей.  

Деление слов на слоги.

Петя, Петя, петушок,

Борода и гребешок.

На сапожках пара шпор.

Яркий сам, как светофор.

Вот какой красивый петушок!

Согласны что петушок красивый? А что не так?

Давайте соберем петушка вот из этих частей. Чтобы он стал действительно красивым, красочным и ярким. Прикрепляйте части на доску и называйте.

А как называется вот эта часть тела, расположенная на туловище?

Чем покрыто его тело?

Давайте вместе проговорим и прохлопаем.

Молодцы, вот какой чудесный петушок у нас получился. Похлопайте себе.

Слушают стихотворение.

Собирают петушка из частей, прикрепляя на доску и называя их:

Это голова.

Это шея.

Это туловище.

Это хвост.

Это лапки

Это гребешок.

Это бородка.

Это крыло.

Перьями.

Прохлопывают слова по слогам.

4

Закрепление пройденного материала

Петух дикая или домашняя птица?

Каких домашних птиц вы знаете?

Почему птиц называют домашними?

Какую пользу приносят?

Отвечают на вопросы.

5

Физкультминутка

Наши уточки с утра -                            

Кря-кря-кря! Кря-кря-кря!                

Наши гуси у пруда                                  

Га-га-га! Га-га-га!                                      

Наши курочки в окно-                        

Ко-ко-ко! Ко-ко-ко!                             А как Петя-петушок                            

Рано -рано поутру                             Нам споёт: ку-ка-ре-ку!

Идут по кругу вперевалочку

Идут по кругу, отведя руки назад.

Останавливаются, встают лицом в круг,

Бьют руками-«крыльями» по бокам.

Встают спиной в круг, поднимаются на носочки, отводя руки назад.

6

Артикуляционная гимнастика

Как ребята петух голос подаёт?

Чтобы звонко петь сделаем с петушком  зарядку:

 - Мы друг другу улыбнулись, губы к ушкам потянулись.

 - А потом в трубочку сжали и соседу показали.

 - И немножко поиграли.

 - Вот лопатки мы достали, положили, расслабляли: пя-пя-пя

 - Слюнки проглотили, язык в иголку превратили.

- За нижними зубками почистили.

 - Очень дружно мы играем, язык в горку превращаем.

Садятся на стулья.

Ку-ка-ре-ку

Выполняют артикуляционные упражнения

7

Задание для проговаривания звука в соответствии с заданным ритмическим рисунком

 Сделали зарядку, теперь можно и подкрепиться.

Ребята,  чем питается петух? (соответствующие карточки вывешиваются на доску)

Петя зёрнышки клюёт, вам задание даёт.

На зёрнышки смотрите, звук К говорите (схемы ритмических рисунков)

Ответы детей

(петух есть зёрнышки, червячков, щиплет травку)

Проговаривают звук К  по схемам, изображенных на карточках.

8

Упражнение для уточнения артикуляции при проговаривании слогов

Давайте вместе проговорим КУ-КА-РЕ-КУ (сопровождая движениями ладони)

Значит он что делает?

КУ-КА-РЕ-КУ

Кукарекает.

9

Упражнение «слушай внимательно»

Послушайте внимательно как петух кукарекает. Сколько раз петух прокукарекает, столько фасолин положите для него в тарелочку.

Молодцы!

Смотрят и слушают видеоролик, выполняют упражнение.

10

Подведение итогов/оценка деятельности.

Домашнее задание.

Все ли петухи были одинаковые? А чем они отличались?

Какой Петя, петушок пришёл к нам в самом начале занятия?

Что мы с вами сделали?

Какой стал петух?

Я вам приготовила сюрприз. В этой книге рассказывается о том как ещё можно  нераскрашенного петуха сделать красивым и ярким.

Раздаются раскраски с изображением петуха.

Молодцы!

Отвечают на вопросы.

Заменили чёрно-белые части тела на цветные.

Красивый, яркий, цветной.

Сядет тот, кого я назову ласково.

Ребята, послушайте загадку:

Кто рано встаёт, голосисто поёт?

(чёрно-белая картинка с изображением петуха)

Сегодня мы с вами поиграем с петухом и поближе с ним познакомимся.

Петя, Петя, петушок,

Борода и гребешок.

На сапожках пара шпор.

Яркий сам, как светофор.

Вот какой красивый петушок!

Согласны что петушок красивый? А что не так?

Давайте соберем петушка вот из этих частей. Чтобы он стал действительно красивым, красочным и ярким. Прикрепляйте части на доску и называйте.

А как называется вот эта часть тела, расположенная на туловище?

Чем покрыто его тело?

Давайте вместе проговорим и прохлопаем.

Молодцы, вот какой чудесный петушок у нас получился. Похлопайте себе.

Петух дикая или домашняя птица?

Каких домашних птиц вы знаете?

Почему птиц называют домашними?

Какую пользу приносят?

Наши уточки с утра -                            

Кря-кря-кря! Кря-кря-кря!                

Наши гуси у пруда                                  

Га-га-га! Га-га-га!                                      

Наши курочки в окно-                        

Ко-ко-ко! Ко-ко-ко!                            

 А как Петя-петушок                            

Рано -рано поутру                            

 Нам споёт: ку-ка-ре-ку!

Как ребята петух голос подаёт?

Чтобы звонко петь сделаем с петушком  зарядку:

 - Мы друг другу улыбнулись, губы к ушкам потянулись.

 - А потом в трубочку сжали и соседу показали.

 - И немножко поиграли.

 - Вот лопатки мы достали, положили, расслабляли: пя-пя-пя

 - Слюнки проглотили, язык в иголку превратили.

- За нижними зубками почистили.

 - Очень дружно мы играем, язык в горку превращаем.

 Сделали зарядку, теперь можно и подкрепиться.

Ребята,  чем питается петух? (соответствующие карточки вывешиваются на доску)

Петя зёрнышки клюёт, вам задание даёт.

На зёрнышки смотрите, звук К говорите (схемы ритмических рисунков)

Давайте вместе проговорим КУ-КА-РЕ-КУ (сопровождая движениями ладони)

Значит он что делает? (кукарекает)

Послушайте внимательно как петух кукарекает. Сколько раз петух прокукарекает, столько фасолин положите для него в тарелочку. Молодцы!

Все ли петухи были одинаковые? А чем они отличались?

Какой Петя, петушок пришёл к нам в самом начале занятия?

Что мы с вами сделали?

Какой стал петух?

Я вам приготовила сюрприз. В этой книге рассказывается о том как ещё можно  нераскрашенного петуха сделать красивым и ярким.  (Раздаются раскраски с изображением петуха) Молодцы!