Приобщение детей к истокам народной культуры, через устное народное творчество
материал (младшая группа) по теме

Пименова Лариса Викторовна

Произведения устного народного творчества имеют познавательное и воспитательное значение, способствуют развитию образного мышления, обогащают речь детей.

    припевки, песенки, потешки дети слышат с раннеего детства. Родители используют их, чтобы успокоить малыша, просто поговорить. Такие процессы в жизни маленького ребенка, как одевание, купание, укладывание спать требуют сопровождение словом. И здесь русское народное творчество незаменимо. Оно способствует созданию положительного эмоционального настроенияю.

   Ценность фольклора заключается в том, что с его помощью взрослый устанавливает с ребенком эмоциональный контакт, а затем и эмоциональное общение. Позволяет осветить его общим светом любви и добра. В.А. Сухомлинский считал сказки, песенки, потешки незаменимым средством познавательной активности, самостоятельносьти , яркой индивидуальности. И действительно, ласковый говорок прибауток, потешек вызывает радость не только у малыша, но и у взрослого, использующего образный язык народного поэтического творчества для выражения своей заботы, нежности, веры в ребенка.

   По содержанию маленькие произведения народного поэтического творчества образны и многоплановы. в них оживают явления природы, например: "Ночь пришла, темноту привела". " Солнышко-ведрышко обогрело телят, ягнят еще маленьких ребят"; олицетворяются животные ( кисонька-мурысонька, курочка-рябушечка, сорока-белобока., козынька рогатая) и многие другие персонажи.

  описание их нетолько поэтично, но и образно, что раскрывается в действиях: курочка-рябушечка идет на речку за водичкой-цыплят поить; сорока- белобока кашу варит- деток кормит; котик покупает пирожок, белка покупает орешки и т. п. Они трудолюбивые, ласковые, заботливые: собачка не лает, " чтобы нашу детку не испугавть", а котик  серый  качает люлечку, баюкает ребенка" и т. д. Через олицетворение этих персонажей, их поступков, высказываний подчеркивается любовь к ребенку, забота о нем.

 начиная работу над этой темой я поставила задачу систематезировать работу по использованию произведентий устного народного тыворчества с целью ФОР-ИЯ У ДЕТЕЙ ПЕРВОНАЧАЛЬНЫХ НАВЫКОВ ХУДОЖЕСТВЕННО-РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ИНТЕРЕСА И ЛЮБВИ К ФОЛЬКЛОРУ.

  фОЛЬКЛОРНЫЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ ОЧЕНЬ ПОМОГЛИ МНЕ В ПЕРИОД АДАПТАЦИИИ К НОВЫМ ДЛЯ НИХ УСЛОВИЯМ ДЕТСКОГО САДА. ВЕДЬ В ПЕРИОД ПРИВЫКАНИЯ К НОВОЙ ОБСТАНОВКЕ РЕБЕНОК СКУЧАЕТ ПО ДОМУ, МАМА, ЕЩЕ НЕ МОЖЕТ ОБЩАТЬСЯ С ДРУГИМИ ДЕТЬМИ, ВЗРОСЛЫМИ. вО ВРЕМЯ ЭТОГО "тЯЖЕЛОГО"РАССТАВАНИЯ С РОДИТЕЛЯМИ, чтобы  установить контакт с оребенком. Вызвать у него положительные эмоции я перключила его внимание на яркую красочную игрушку (кошка, собачка, кукла) сопровождая ее движения чтением потешки, например:

" Вот собачка Жучка хвостик закорючка,

Зубки острые шерстка пестрая"

" Катя-Катя маленькая, пойди по дороженьке топни , катя ноженькой"

   Удачно подобранная потешка помогает и во время кормления. В адаптационный период многие дети обычно отказываются от еды, но начинают есть, когда услышат потешку:

" Умница Катенька ешь кашку сладеньку,

Вкусную, пушистую,

Мягкую, душистую".

" Кашку с маслицем сварю да и Сашу накормлю"

  Также включаю в работу игры детей со своими пальцасм, они с удовольствием перебирают их ("Сорока-белобока, " Ладушки", "Коза рогатая"). Простые движения рук помогают убрать эмоциональное напряжение не тлько с самих рук и с губ улучшает умственные способности, память, способствуют развитию речи ребенка.

   Использую хороводные игры " Кто у нас хороший...." " Мы на луг ходили...."

    Организуя эту работу, я проанализировала речь детей своей группы. Результаты показали, что некоторые малыши Спша П., Таня Б, Кристина С знакомы с художественнными произведениями и с удовольствием повторяют песенки, потешки. Но большинство детей не владели навыками речевой деятельности. На основании данных диагностикти я поставила перед сорбой задачи:

1. познакомить детей с малыми фольклорными формами

2.Формировать и обогащать словарный запас детей.

3. Развивать речевое дыхание и силу голоса

4. Формировать познгавательные способности

5 Создать условия для работы по теме.

6. Изготовить игры; пособия

7. Воспитывать любознательность, доброжелательность, эмоц. настроение у детей

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Приобщение детей к истокам русской народной культуры через устное народное творчество

Через устное народное творчество у ребенка формируется потребность в художественном слове. Поэтому не случайно, важным моментом в моей воспитательной работе стало широкое знакомство детей с фольклорны...

Консультация "Приобщение детей к истокам русской народной культуры через устное народное творчество"

Сказки, песни, былины, загадки, пословицы - отражение мечты народа, уточняет представление ребёнка об окружающем мире....

Статья "Приобщение детей младшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры через устное народное творчество".

Целью создания статьи является систематизация и обобщение знаний по заявленной теме, полученных из собственного педагогического опыта по работе с детьми в ДОУ.В данной статье обосновывается мнение о т...

консультация для воспитателей "Приобщение детей к истокам русской народной культуры через устное народное творчество".

Данная тема знакомит детей с народными потешками, расширяет кругозор, обогащает их речь, формирует отношение к окружающему миру. Воспитывает уважение к народной культуре и фольклору....

Приобщение детей к истокам русской народной культуры через устное народное творчество

У современного подрастающего поколения наблюдается падение интереса и уважение к традициям русской народной культуре. Поэтому на современном этапе так актуальна проблема, развить в детях любовь и уваж...

Приобщение детей к истокам русской народной культуры через устное народное творчество

Трудно воспитать гражданина, любящего свою Родину, без глубокого познания духовного богатства своего народа. Процесс познания и усвоения должен начинаться как можно раньше, как образно говорит наш нар...