Эмоционально-волевая готовность к школьному обучению
материал по теме

Консультация

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл emocionalno-volevaya_gotovnost_k_shkolnomu_obucheniyu.docx20.7 КБ

Предварительный просмотр:

Педагог-психолог Горбатова Т.О.

Консультация для воспитателей  групп старшего возраста

 «Эмоционально-волевая готовность к школьному обучению»

К 6-ти годам у ребенка происходит оформление основных элементов волевого поведения, что выражается в следующих умениях:

  1. поставить цель;
  2. принять решение;
  3. наметить план действий;
  4. исполнить намеченный план;
  5. проявить усилие в случае возникновения препятствий;
  6. оценить результат своего действия.

Главный акцент в развитии эмоционально-волевой готовности к школе педагоги должны делать на воспитании мотивов достижения цели:

  1. не бояться трудностей;
  2. стремление преодолевать их;

- не отказываться от намеченной цели.

В нескольких словах, готовность — это умение слушать + умение слушаться.

Основным показателем развития самостоятельности как проявления волевых усилий ребенка является ежедневное выполнение ребенком без напоминания каких-либо поручений и обязанностей.

Как развивать волевую готовность?

  1. Повышать самостоятельность и ответственность ребенка:
  1. закрепить конкретное поручение за ребенком, поощрять его выполнение;
  2. учить стихи, пересказывать сказки и рассказы.
  1. Развивать самоконтроль:
  1. использовать игры типа «Сделай так же», «Конструирование по образцу», «Найди 5 отличий», «Да и нет не говорите...»
  1. Чаще использовать игровую мотивацию и оценку со стороны сверстников.
  2. Развивать стремление действовать по моральным мотивам.
  3. Соблюдать постепенность в высказывании требований, так как произвольность поведения только закладывается в этом возрасте.
  4. Развивать уверенность в себе, в своих силах с помощью создания ситуаций успеха.

Развитие эмоциональной готовности к школе необходимо потому, что при возникновении различных ситуаций и в режиме школьной жизни ребенок должен регулировать свои аффекты, уметь проявлять эмоциональную устойчивость. Необходимым условием успешного обучения в школе является умение ребенка откликаться на прекрасное, проявлять эмпатию. В этой сфере педагог в ДОУ работает на перспективу, так как эмоциональная сфера личности дошкольника обладает:

  1. интенсивностью проявления эмоций,
  2. непосредственностью в проявлении эмоций,
  3. быстрой переключаемостью, сменой настроений,
  4. поверхностью эмоций.

Педагог должен стремиться к развитию следующих качеств и характеристик личностной сферы в области эмоций:

  1. устойчивости чувств;
  2. глубины чувств и эмоций;
  3. осознания причин появления тех или иных эмоций;
  4. проявления высших чувств: эстетических, нравственных, познавательных;
  5. эмоционального предвосхищения (осознанного ожидания успеха или неудачи).

В развитии волевой и эмоциональной готовности может помочь использование примеров из сказок, рассказов (чтение художественной литературы, постановка сказок детского театра, рассматривание картин, слушание музыки).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья. "Школьная зрелость и готовность ребенка к школьному обучению: условия формирования готовности к школьному обучению".

Готовность к школе (физическая готовность и физиологическая зрелость ребенка, специальная и психологическая готовность), школьная зрелость. Школьная зрелость как совокупность морфо-физиологических и п...

Программа диагностики готовности к школьному обучению. Компонент психологической подготовки к школе - эмоционально-волевая готовность

Учиться в школе успешно ребенок будет если сможет управлять своим поведением, подчинять свои желания требованиям школы, и адекватно общаться со сверстниками и взрослыми. В связи с этим в процессе набл...

Статья: Школьная зрелость и готовность ребенка к школьному обучению: условия формирования готовности к школьному обучению.

Для подготовки ребенка к успешному школьному обучению существуют различные подходы: специальные занятия в д/саду на этапе адаптации к школе, диагностика школьной готовности и подготовка до школы....

«ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВАЯ готовность к ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ» консультация психолога педагогам

laquo;ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВАЯ готовность к ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ»              ...

Определение понятия «готовность к школьному обучению», критерии и виды психологической готовности к школьному обучению

Готовность к школе - совокупность психологических, личностных, морфологических особенностей ребенка, обеспечивающая успешный переход к школьному обучению.Основные виды готовности к школьному обучению....