проект "Словотворчество". Образовательная область "Коммуникация"
методическая разработка (старшая группа) по теме

Рыжова Светлана Ивановна

В настоящее время уделяется большое внимание проектным технологиям. Развитие речи детей  можно решать через проект "Словотворчетво". дети научатся составлять загадки, сочинять небольшие стихотворения, рассказы. Это поможет обогатить речь ребенка, развить коммуникативные спообности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_slovotvorchestvo_32.doc104 КБ

Предварительный просмотр:

Творческий проект « Сочиняем сами»

Продолжительность – декабрь 2012г. - май 2013г.

Цель : стимулирование и развитие у дошкольников умений к сочинительству, к речевому творчеству.

Задачи :

Для педагогов:

  1. Разработка методического обеспечения по реализации задач образовательной области «Коммуникация», в частности « Развитие творческого рассказывания и словотворчества».
  2. Создание оптимальных условий для самостоятельной творческой речевой активности детей.
  3. Внедрение в систему планирования работы с воспитанниками по развитию  речевого творчества (формы, содержание)
  4. Освоение педагогами практических и методических приемов активизации словотворчества детей.
  5. Создание у детей интереса к вопросам развития устной речи детей.

Для детей:

  1. Развитие всех компонентов устной речи детей
  2. Развитие способностей детей по придумыванию повествований, рифмованию слов, словообразованию, подбору синонимов, антонимов, омонимов.
  3. Поддержка речевой инициативы и творчества детей в общении.

Проблема:

  1. Недостаточно высокий уровень использования  разнообразных форм работы с детьми по развитию коммуникативных способностей.
  2. Как в познавательном развитии увеличить речевую активность, словарный запас, поддержать на высоком уровне детский интерес в работе со словом.
  3. Отсутствие со стороны детей интереса, а у взрослых инициативы заниматься словотворчеством.

Детская проблема:

 Как научиться придумывать загадки, сочинять стихи, сказки.

Гипотеза. В результате работы у детей повысится словарный запас, обогатиться речь, улучшиться выразительность речи, дети научатся сочинять небольшие стихотворения, загадки,  составлять рассказы, придумывать сказки.

Результат проекта:

  1. У детей сформируются умения самостоятельно сочинять загадки,  небольшие по содержанию рассказы, сказки, обогатиться речь, появиться желание творить, повысятся коммуникативные способности.
  2. Праздник словотворчества.

Продукт.

  1. Создание книжек малышек собственного сочинения.
  2. Оформление книги загадок совместного  сочинения  с репродукциями.

Этапы работы

Задачи

Мероприятия по реализации

1 этап организационно-подготовительный

Подборка программно методического обеспечения для реализации проекта.

Изучение опыта по развитию речевого творчества у дошкольников.

Составление информационного банка технологий по развитию у дошкольников речевого творчества.

Разработка картотеки по  развитию речевого творчества детей.

Пополнение ПРС

Изготовление игровых пособий, мнемотаблиц, схем, наглядного материала

Подбор диагностического материала для выявления знаний детей.

Отбор заданий по определению уровня словотворчества и связной речи детей по О.С.Ушаковой

Разработка диагностических карт и подготовка материала для проведения обследования

2 -й этап –рефлексивно-диагностический

Анализ резерва своих профессиональных возможностей

Анкета для педагога по методике развития детского речевого творчества.

Формирование банка данных об уровне родительской компетентности в вопросах развития речевого творчества детей

Анкетирование родителей по речевому развитию в условиях семьи.


3 –й этап практический

Определение содержания работы по развитию детского сочинительства

Составление плана по развитию творчества.

Разработка сценария итогового мероприятия «Праздник  новых произведений»

Активное внедрение развивающих форм работы с детьми

Реализация воспитательно-образовательных мероприятий с детьми

Взаимодействие с родителями  воспитанников

Привлечение родителей к совместному с детьми сочинительству

Организация участия родителей в сборе интересных детских высказываний, словотворчества.

4м – этап заключительный

Анализ достижения целей  и полученных результатов

«Праздник  новых произведений к»

Подготовка информационной справки по реализации проекта ( видео)

Обобщение опыта работы по развитию речетворчества детей

Размещение материала  по реализации проекта на информационном стенде

Определение дальнейших направлений  реализации проекта в воспитательно-образовательном процессе.

Представление опыта работы на педагогическом совете

Основные методические приемы формирования способностей к речевому творчеству детей.

  1. Образец педагога по образованию новых слов
  2. Объяснение и показ образования новых слов и построение предложений, рассказов.
  3. Пример словотворчества других детей ( тот, кто в течение дня придумал много интересных новых слов, получает почетное звание и переходящую медаль « Лучший сочинитель»)
  4. Оценка собственных стихотворных и прозаических произведений и произведений других детей.
  5. Характеристика персонажей и предметов, помогающая выделить нужные качества и характерные особенности.
  6. Специальные словесные упражнения и задания для формирования навыков словообразования.
  7. Обучение детей составлению творческих рассказов по картине.
  8. Создание игровых ситуация ( как бы вы назвали…) лучшие записываются в альбом
  9. Элементы соревнований ( дети получают звания -словотворец, король слов )
  10. Режиссерские игры, игры-драматизации, инсценированный пересказ

Ломбина Т.Н. Рюкзачок с загадками: хорошая книга по развитию речи

У детей категория новизны прежде всего связана с   эмоциональностью , а не с информативностью. Для них первична не информация, а отношение к ней. Дети воспринимают мир через чувство, на уровне образов, в целом. Поэтому для них важен не результат деятельности, а сам процесс и способ познания, он должен быть привлекательным, вызывать радость и положительные эмоции.

Познавательное развитие  это работа с информацией и обращение к элементам логического мышления, таким как обобщение, классификация, сравнение по признакам, выделение частей из целого, установление причинно-следственных отношений…

 Проблемы:

  1. Как познавательное развитие сделать более эмоциональным, а не информативным, т.е. максимально  соответствующим познавательным процессам ребенка
  2. Как при развитии логического мышления не подавить интуицию ребенка.
  3. Как в познавательном развитии увеличить речевую активность, словарный запас, поддержать на высоком уровне детский интерес в работе со словом.

Выход, пути решения:

  1. Развитие логического мышления через игры, в  своих реально-практических действиях, с  опорой на интуицию.
  2. Задания и игры построены по принципу –через чувства к мысли.
  3. Игры на развитие логики(15 -20% игр) не выносить отдельно, а совмещать с другими играми.

Игры с загадками.

  1. В качестве объекта познания использована природа (природные явления, растения, животные)
  2. В качестве эмоциональной составляющей познавательного развития  используются яркие образы:

- рисунки, фотографии, картинки природного объекта;

- короткие образные занимательные зарисовки о природном объекте, которые обращены к чувства ребенка и будят его воображения;

- народные загадки о природном объекте(художественный, поэтический образ);

- загадки о природном объекте, составленные детьми самостоятельно по определенным правилам ( свой художественный образ);

- образы-сравнения, которые дети находят в творческой игре по составлению таблиц-опор.

3. Игра в загадки выстраивается по определенному алгоритму, который последовательно и  постепенно вводит ребенка в мир фольклора:

а) короткие занимательные познавательные истории, посвященные природным явлениям, животным, растениям (пример «Зачем береза поднимает 20 ведер воды на 6 этаж?» «Можно ли дышать ночью и не дышать днем?», «Как и почему кошки дерутся?»);

б) народные загадки, относящиеся к этим явлениям, животным, растениям;

в) опорные таблицы , которые помогают детям составлять загадки;

В играх с загадками выделяем несколько этапов:

  1. В начале ребенок учится интуитивно сопоставлять рисунок (зрительный образ) и народные загадки о нем (словесный, поэтический образ) пример ( рисунок сосны или ели и загадки «Зимой и летом одним цветом», «Летом и зимой в рубашке одной»)
  2. На следующем этапе(  Приложение. Таблица  №1) ребенок сам составляет таблицу-опору  о животном, растении, природном явлении. Глядя на рисунок ребенок просто отвечает на вопросы. Пример , туча:

Какая? –белая; на что похожа? –на вату; чем отличается? –в руки не возьмешь (последовательность вопросов следует соблюдать)

Что делает? –плывет; на что похожа? –на корабль; чем отличается? –плывет не по волнам…

  1. На третьем этапе ребенок по таблице-опоре сам составляет загадки
  2. Разгадывание народных загадок.

Таким образом, познавательное развитие при этой работе является способом расширения познания ребенка об окружающем природном мире, который включает развитие речи и способ развития логического мышления в соответствии с познавательными процессами ребенка, его образным, чувственным и интуитивным мышлением, образной памятью, целостным восприятием и воображением.

ТУЧА.

Приложение. Таблица №1

Какая?

На что (кого )похожа?

Что делает?

Чем отличается?

Белая

Черная

Мягкая

Легкая

Величественная

Парящая

Молочная

Как вата

Как ночь

Как подушка

Как пух

Как небо

Как птица

Как туман

Как корабль

Как самолет

Как великанша

Как дым








Плавает

Летит

Плачет

Закрывает солнце

Да в руки не возьмешь

Да при ясном солнце

Да голову не положиш

Да высоко в небе

Да движется

Да без крыльев

Да высоко в небе

Да не по волнам

Да бесшумно

Да не всхлипывает

Да глаза не ест

 Работа с детьми: Отработка  составления  загадок на темам планирования:  «Домашние животные» стр 106 – 134, «Растения»,  «Зима»,  « Профессии» и др

Игры по развитию речи.

Игра.  «Какой? Что (кто) бывает таким же?»

Цель: обогащение словаря  прилагательными.

Детям предлагается выбрать объект, или явление и назвать его. Взрослый задает главные вопросы (1)Какой?  (2)Что бывает таким же? Педагог задает вопрос «какой?», «какой бывает?». Дети называют признаки объекта, которые можно записать и обвести. Когда  названо несколько признаков объекта, взрослый задает к последнему признаку вопрос «Что бывает таким же?». Дети называют объекты , обладающие этим признаком. К последнему объекту опять  задается вопрос «Какой?» И  так далее. Пример: дорога-1- длинная-пыльная-каменная-2-стена-дом-забор-1-деревянный-железный –высокий- 2- столб-телевизор.- облака -1…

Игра «Сотвори слово»

Цель: придумывание новых слов.

Дети придумывают новые слова используя приставки или новую первую часть слова.

а) НЕ ...

б)НЕДО…

в)СВЕРХ…

г)ПОЛУ…

д)МИНИ...

Игра «Соедини два слова»

Для этой игры необходимы тематические  карточки-животные, транспорт, посуда, деревья, фрукты…карточки раскладываются рисунками вниз. Предлагается ребенку взять 2 карточки из разных стопок и попробовать их соединить- лошадь –яблоко

-окрас лошади – пегая в яблоках

-лошадь привязана к яблоне, на которой растут красные яблоки и др.

С этими словами дети могут придумать короткий рассказ. Можно менять размеры, время, место. А затем нарисовать эти воображаемые ситуации.  

Игра «Соедини три слова»

Дети придумывают любое слово из трех букв. Делят его на звуки и на каждый звук придумывают ряд слов

Р

О

г

Рыба

Рак

Редька

Роза

Рис

Окно

Облако

Овод

Огород

Оса

Гром

Град

Город

Гайка

Гора

Затем дети выбирают по слову из любого ряда и составляют с этими словами предложения. Эти предложения можно использовать для составления рассказа.

Усложнение .На звук «р» подбираем слова отвечающие на вопрос что?, на звук «о» – какой? или как?, на звук «г» – что делает?  

Игра «Расскажи своими словами»

Взрослый читает небольшое стихотворение , а ребенок пытается рассказать своими словами. Если необходимо взрослый помогает ребенку наводящими вопросами.

Игра « Закончи предложение», « Я начну, а ты продолжи…»

Игры со сказками.

Игра «Перескажи сказку».

Игра «Сказочное лото»

Дети сами выбирают несколько героев из разных сказок , место действия, и придумывают новую сказку с этими героями.. для игры можно приготовить таблицу , в которой перечислены  основные герои знакомых сказок. Хорошо подобрать бы картинки, игрушки этих персонажей.

Игра «Сказка плюс»

При рассказывании детьми знакомых сказок предложить им ввести новый персонаж в эту сказку. Изменить сюжет, взаимоотношения. Придумать, что могло произойти. Можно вводить героя вначале сказки, в середине. Лучше иметь наглядные образы.

Игра «Закончи сказку»

Детям предлагается вариант сказки, они заканчивают ее с учетом появившегося нового персонажа.

(скопировать для картотеки стр 212-220)

Игра «Загадочные загадки»

Это загадки, в которых уже спрятана отгадка или в явном или в скрытом виде.

Скопировать стр221

Игра «Что было бы, если..» 223

Игра «Оживление предметов» 224стр

Игра «Веселый счет» стр227

Скопировать 234 – 238

Сказки от пословицы.

Пословица «За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь»

Начало сказки: Однажды мальчик охотник увидел сразу двух зайчиков. Они  были такие маленькие…

Пословица «Без труда не выловишь и рыбку из пруда»

Начало сказки: Жил был ленивый медведь и трудолюбивая рыбка…

Пословица «Не все коту масленица»

Начало сказки: В одном доме жил ленивый-преленивый кот. Дошло до того, что мышки его полюбили. И тогда хозяева попросили переехать его на другую квартиру…

Игра «Изменение ситуации в знакомых сказках»

Сказка «Гуси-лебеди»

Новая ситуация : на пути девочка встречает серого волка

Сказка «Волк и семеро козлят»

Новая ситуация: волку мешает медведь, который зовет его на свой день рождения…

Сказка «Сказка  о рыбаке и рыбке»

Новая ситуация : рыбка сама захотела встретиться со старухой….

Игра « Сказки от превращений» - стр 68

Игра «Сказки от одного слова» - стр69

Игра «Моделирование сказок» стр76

Игра «Сказки о временах года, запахах, звуках» стр 70

Работа по картинам по пособию «Творческое развитие связной речи дошкольников» Т.А. Сидорчук,  Н.Н. Хоменко

Картины являются хорошим пособием для развития связной речи детей.

Предлагаемая  технология рассчитана на составление двух типов рассказов по картине.

Первый тип « Текст реалистического характера»

Цель : Обучение составления описательного рассказа по картине.

Виды получаемых текстов

  1. Рассказ как фиксация изображенных объектов и их смысловых взаимосвязей
  2. Описание картины как раскрытие темы
  3. Развернутое описание конкретного объекта
  4. Словесно –выразительное описание изображенного на картине  с использованием аналогий поэтических образов , метафор, сравнений.
  5. Создание рифмованных текстов по содержанию картин.

Второй тип: « Текст фантастического характера»

Цель: составление фантастических текстов по мотивам изображенного на картине.

Виды получаемых текстов:

  1. Рассказ как фантастическое преобразование содержания
  2. Фантастический рассказ об отдельно взятом объекте и его изменениях во времени
  3. Рассказ от имени изображенного (представляемого) объекта с заданной или самостоятельно выбранной характеристикой
  4. Сказка по мотивам содержания картины
  5. Рифмованные тексты фантастического характера.

Оба типа рассказов можно отнести к творческой речевой деятельности разного уровня.

Творческая речевая деятельность находится в прямой связи от уровня развития мышления ребенка. Поэтому в основе обучения детей составлению рассказов лежит  алгоритм мышления.  Можно выделить несколько этапов работы с детьми, на каждом из них осваивается какая-либо мыслительная операция. В  результате освоения которой у ребенка развивается способность самостоятельно делать речевые зарисовки по картине посредством системы игровых упражнений.

1 –й этап «Определение состава картины»

Цель: обучить мыслительным действиям, ведущим к перечислению изображений на картине (дробление, моделирование, группировка)

Базовая информация: ……..

Методика работы с детьми.

Игра «Подзорная труба»

Цель: выделение и называние объектов на картине.

Правило: навести глазок подзорной трубы на один объект и назвать его.

Игры: «Аукцион», «Охота за подробностями», «Кто самый внимательный»

Цель: активизация внимания детей.

При обучении классификации используется прием группировки по заданному признаку: рукотворности, природности, функциональности, присутствия определенного цвета, формы. Классификационная группа обозначается обобщающим словом

Моделирование выявленных объектов производится схемами, буквами, картинками, цветом, и др. для этого используется доска или лист бумаги , на котором модели располагаются аналогично композиции картины.

Алгоритм мыслительных действий при определении состава картины.

  1. Перечисление объектов на картине ( в том числе и частей).
  2. Моделирование объектов.
  3. Группировка по заданному признаку.
  4. Обобщение перечисленных объектов
  5. Рефлексия ( когда смотришь на картину надо сначала обозначить объекты , на ней изображенные).

2-й этап « Установление взаимосвязи между объектами на картине»

Цель: упражнять детей в объяснении  взаимосвязей объектов, изображенных на картине

Литература :

  1. Стрельцова Л.Е. « Литература и фантазия»
  2. Дошкольная педагогика №7/2012 стр19.
  3. Ломбина Т.Н. Рюкзачок с загадками: хорошая книга по развитию речи. Ростов- на- Дону 2006
  4. Микляева Н.В. Развитие языковой способности у детей 5 – 6 лет М.2012
  5. Сидорчук Т.А., Хоменко Н.Н. Технология развития связной речи дошкольников. Ульяновск 2005
  6. Фесюкова Л.Б.Воспитание сказкой М.2000
  7. Шадрина Л.Г. Развитие речи-суждения у детей 5-7 летМ.2012
  8. Алябьева Е.А. Стихотворные упражнения для развития речи детей 4 – 7 лет. М. 2011


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности по образовательной области «Познание. ФЭМП» в интеграции с образовательной областью «Коммуникация». Тема: "Потерянная сказка".

Конспект непосредственно образовательной деятельности по образовательной области «Познание. ФЭМП (ориентировка в пространстве)» в интеграции с образовательной областью «Коммуникация» в старшей группе ...

КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Образовательная область: Познание Возрастная группа: Подготовительная к школе группа Тема: «Солнце – большая звезда» Интеграция образовательных областей: Художественное творчество

КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИОбразовательная область: ПознаниеВозрастная группа: Подготовительная к школе группаТема: «Солнце – большая звезда»Интеграция образовательных ...

КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Образовательная область: Познание Возрастная группа: Подготовительная к школе группа Тема: «Солнце – большая звезда» Интеграция образовательных областей: Художественное творчество

КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИОбразовательная область: ПознаниеВозрастная группа: Подготовительная к школе группаТема: «Солнце – большая звезда»Интеграция образовательных ...

Интеграция образовательной области «Безопасность» с другими образовательными областями по задачам и содержанию психолого-педагогической работы, а также по средствам организации и оптимизации образовательного процесса.

Дошкольное образование призвано обеспечить создание основного фундамента развития ребенка. В современной системе дошкольного образования складываются новые модели организации воспитательно-образовател...

Конспект непосредственно образовательной деятельности для старшей группы "Знакомство с календарём".Образовательная область познание (математическое развитие) +образовательная область коммуникация (развитие речи)

Цель:  Познакомить детей с календарём.Учить отвечать детей полным предложением.Развивать логическое мышление , сообразительность.Закрепить пространственные представления : слева , справа, между.М...