Гражданско- патриотическое воспитание дошкольников через приобщение к труду.
презентация к уроку на тему

 Побединская Ирина Викторовна

Презентация к выступлению и текст выступления ( отдельным файлом).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл priobshchenie_k_trudu.pptx112.05 КБ
Файл priobshchenie_k_trud.docx21.05 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Гражданско - патриотическое воспитание дошкольника через приобщение к труду. Воспитатель Побединская Ирина Викторовна, ГБОУ СОШ 619 Санкт- Петербург

Слайд 2

«Возможность труда и любовь к нему – лучшее наследство, которое может оставить своим детям и бедный, и богач». К. Д. Ушинский

Слайд 3

Цели трудового воспитания

Слайд 4

Задачи трудового воспитания Формирование положительного отношения к труду взрослых, стремления оказывать им посильную помощь, заинтересованность в результатах труда. Формирование представления о необходимости труда в жизни, об отношении взрослых к труду. формирование трудовых навыков и их дальнейшее совершенствование, постепенное расширение содержания трудовой деятельности, а также овладение умениями работать аккуратно, ловко, в достаточно быстром темпе.

Слайд 5

воспитание у детей личностных качеств: привычки к трудовому усилию, ответственности, заботливости, бережливости, готовности принять участие в труде. воспитание навыков организации своей и общей работы - умение готовить заранее все необходимое, убирать на место инструменты. формирование положительных взаимоотношений между детьми в процессе труда - умение работать согласованно.

Слайд 6

Качества, формирующиеся в труде- каким я буду? трудолюбивый ответственный, исполнительный Целеустремлённый организованный аккуратный старательный бережливый инициативный творчесткий уверенный в себе

Слайд 7

Мотивационный компонент- зачем я это делаю? Активная жизненная позиция , стремление достичь успеха понимание своих гражданских обязанностей ( трудиться, защищать свою Родину, беречь природу, помогать нуждающимся) и готовности выполнять эти обязанности Гордость за себя, свою семью, родителей, свою страну Готовность к своей гендерной роли ( матери или отца семейства) Стремление к социально- одобряемым моделям поведения ( уважение, признание окружающих)

Слайд 8

Методы воспитания нравственно- патриотических чувств в процессе труда: Чтение художественной литературы о труде и труженниках . Беседы о значимости труда Хозяйственно- бытовой труд, помощь родителям дома и на даче Уход за домашними питомцами и растениями Изготовление поделок в подарок , для украшения группы и атрибутов для игры

Слайд 9

Результат труда ( что я сделал?) - материальный (изготовленный ребенком предмет, выращенное растение) - улучшение качества предмета (чистое кукольное белье, почищенная клетка птицы) - решения задачи (математической, житейской, собственное «открытие» ребенка и др.). СТИМУЛИРУЮЩЕЕ ЗНАЧЕНИЕ ПОЗИТИВНОЙ ОЦЕНКИ РЕЗУЛЬТАТА ТРУДА!!!



Предварительный просмотр:

«Гражданско - патриотическое воспитание дошкольников через приобщение детей к труду».

( выступление воспитателя Побединской И.В. на педсовете в ГБОУ СОШ 619)

«Возможность труда и любовь к нему

– лучшее наследство, которое может оставить

своим детям и бедный, и богач».

К. Д. Ушинский

Целями  педагога в гражданско- патриотическом воспитании дошкольников является  воспитание позитивного отношения к труду, развитие желания научиться, стать самостоятельным, умелым, способным справляться с возникающими затруднениями и оказывать помощь и поддержку окружающим в случае необходимости.

Программные задачи трудового воспитания детей дошкольного возраста можно объединить в несколько групп.

- Первая группа включает задачи воспитания положительного отношения к труду взрослых, стремления оказывать им посильную помощь, заинтересованность в результатах труда. Формирование представления о необходимости труда в жизни, об отношении взрослых к труду.

- Вторую группу составляют задачи, направленные на формирование трудовых навыков и их дальнейшее совершенствование, постепенное расширение содержания трудовой деятельности, а также овладение умениями работать аккуратно, ловко, в достаточно быстром темпе.

- Третья группа задач направлена на воспитание у детей некоторых личностных качеств: привычки к трудовому усилию, ответственности, заботливости, бережливости, готовности принять участие в труде.

- Четвертую группу составляют задачи воспитания навыков организации своей и общей работы - умение готовить заранее все необходимое, убирать на место инструменты.

- К пятой группе относят задачи формирования положительных взаимоотношений между детьми в процессе труда - умение работать согласованно.

Значимость труда в гражданско- патриотическом воспитании дошкольника:

Воспитывая у детей желание и умение трудиться,  мы решаем важные социальные задачи формирования личности ребёнка.   Трудовое, нравственное воспитание детей,  формирование активной позиции человека могут быть достигнуты только совместными усилиями.

Важное условие трудового воспитания – не перегружать детей физически, но и не облегчать труд,  не сводить его к игре.

Дети, сызмала не привыкшие к труду, часто не знают, чем заняться на досуге. У них все не клеится. Незаметно появляется вредная привычка бесцельно проводить время, им больше нравится смотреть на игры и на то, как работают другие, чем самим выполнять какое-либо дело. Отсюда склонность к праздности и леность. Не допускайте этого! Иначе ребенок вырастет малоприспособленным к трудовой самостоятельной жизни.

Определяя содержание ознакомления детей с трудом взрослых, важно показать характерные особенности труда взрослых (создают необходимые для жизни предметы ), трудятся не только для себя, но и для других. Любая вещь создаётся трудом многих работников. Они стараются трудиться хорошо, потому что труд их нужен людям.) Фомирование  представлений о труде взрослых влияет на пробуждение интереса к труду, при этом важно накопление ребёнком представлений о разнообразных видах труда, обучение умению выделять характерные черты в любом знакомом виде труда.

Устойчивость привычки трудиться во многом зависит  от эмоционального настроя ребёнка. Тогда любое задание, даже связанное с преодолением трудностей, будет им легко выполняться; важно также, чтобы сам процесс труда и его результат сопровождались положительными эмоциями. Нельзя принуждать выполнять какую либо работу, так как это связано с отрицательными эмоциями и вряд ли позволит добиться хороших результатов. Наоборот, может возникнуть негативное отношение к труду, изменение которого потребует больших воспитательных усилий.  Позитивное отношение к труду необходимо формировать, используя интерес самого ребёнка к данному виду трудовой деятельности и заинтересованность в ней взрослых, что поможет ему осознать важность, необходимость этой работы. Привлечение ребёнка  к работе только ради развития трудовых навыков не позволит воспитать в нём трудолюбие, без которого труд теряет своё воспитательное,  а в дальнейшем и общественное значение.

Самостоятельная  деятельность ребёнка и его повседневные наблюдения за трудом людей - обязательные условия трудового воспитания, при этом детям необходимо дать достаточно систематизированные знания о труде взрослых и на их основе сформировать уважение  к труду, его результатам, к тем кто работает.

Решающим фактором воспитания трудолюбия является личный пример взрослых, их нравственная позиция,  прежде всего воспитателей д/с и родителей,  их общественные интересы,  убеждения и потребности, их педагогическая культура .

Деятельность взрослых служит детям образцом для подражания, подтверждением чего являются их игры. Дети увлеченно играют в «больницу»,  «магазин», «стройку», передавая не только трудовые действия, но и взаимоотношения между людьми, их отношение к работе. Игра для детей – путь познания и, наконец, это приобщение к жизни, даже, если хотите, начало профориентаций. Причем весьма своевременное. Ведь впечатления детства самые прочные.

На основе этих первичных обобщений возможно формировать более сложные представления о том, что разные виды труда позволяют обеспечивать разные потребности людей. Отсюда возможно боле сложное обобщение: труд – проявление заботы людей друг о друге. Освоение детьми такого обобщения дает возможность при последующей работе каждый новый вид деятельности взрослых рассматривать с этих позиций и воспитывать правильное отношение к работе и к людям, ее исполняющим. Это высокий уровень обобщений, и он доступен лишь детям старшего дошкольного возраста при условии формирования всех предшествующих представлений в младшем и среднем дошкольном возрасте.

Ребёнка в дошкольном возрасте следует подводить к пониманию необходимости выполнения такой работы, в которой нуждаются другие люди. Трудовые действия ребёнка должны происходить в обстановке внимания, любви, моральной поддержки взрослых. Стремление ребёнка хорошо выполнить поручение должно быть одобрено родителями, вызывать у ребёнка положительные эмоции. При этих условиях воспитывается истинное трудолюбие.

Методы  приобщения к труду: беседы о людях различных профессий; беседы с детьми; различные виды игр; специально организованные трудовые ситуации, показ трудовых действий, наблюдение за трудом взрослых и др.  

Ряд показателей трудолюбия:

- осознание цели деятельности и настойчивость в ее достижении;

-  готовность доводить начатое дело до конца;

- проявление эмоционально -положительного отношения к труду;

- адекватная оценка результатов деятельности;

- аккуратность, старательность, бережное отношение к средствам и продуктам труда

Трудовая деятельность формирует в ребёнке такие качества, как самостоятельность, активность, инициативу, творчество, уверенность в себе, ответственность за свои поступки,  вызвает в нем потребность стать членом общества, совместно решать вопросы организации труда и достижения положительных результатов, побуждает к оказанию помощи, поддержки, проявлению гуманных чувств: сопереживанию, сочувствию. В труде формируются также такие качества, как трудолюбие, ответственность, эмоционально-положительное отношение к труду,  умение ставить цель и добиваться результата,  доводить начатое до конечного результата, умение оказать помощь взрослому в выполнении отдельных трудовых операций и действий.

В работе с детьми каждодневно воспитатель использует пословицы и поговорки. Эти «жемчужины народной мудрости» помогают ему в лаконичной форме похвалить и подбодрить ребенка , подчеркнуть важность труда . Пословица не воспринимается ребенком как нотация, и поэтому она эффективнее как средство воспитания.

Моральная ценность труда утверждается и в сказках. Во многих народных сказках положительный герой, как правило, трудолюбив, готов помочь другому и поэтому в конце концов вознаграждается любовью, богатством, признанием.

В авторских художественных произведениях отражено отношение к труду как важной деятельности человека («Кем быть?» В. Маяковского, «А что у вас?» С. Михалкова), показан процесс труда («Как печатали вашу книгу» С.Маршака, «Про чай», «Как вата на кусте растет» А. Ивича и др.), рассказывается об отношении человека к труду, любви к своей профессии, самоотверженности и добросовестности («Какие они, полярники» А. Членова, «Сквозь буран» И. Винокурова).

Для ребёнка очень важен результат труда. Результатом  может быть:

- материальный объект (изготовленный ребенком предмет, выращенное растение);

- видимое улучшение качества объекта (постиранное кукольное белье, почищенная клетка птицы);

- логического решения какой-то задачи (математической, житейской, собственное «открытие» ребенка, полученное в результате обдумывания, и др.).

Очень важную роль при этом играет позитивная оценка результатов деятельности ребёнка воспитателем и другими детьми.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Патриотическое воспитание дошкольников через приобщение к национальной культуре.

Как бы не менялось общество, воспитание у подрастающего поколения любви к своей стране, гордости за неё необходимо всегда. Какая притягательная сила заключается в том, что окружает нас с детства. Поче...

«Патриотическое воспитание дошкольников через приобщение к русской народной культуре»

Дошкольному детству принадлежит основополагающая роль в развитии духовности ребёнка, освоении социо - культурных норм и национальных культурных традиций.  В современной жизни мы все меньше ...

Патриотическое воспитание дошкольников через приобщение к национальной культуре

Как бы не менялось общество, воспитание у подрастающего поколения любви к своей стране, гордости за неё необходимо всегда. Какая притягательная сила заключается в том, что окружает нас с детства. Поче...

Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников через экологию

Экологическое образование осуществляется с учетом особенностей детского восприятия природы.         В нашем ДОУ реализуется программа С.Н. Николаевой "юный...

ГРАЖДАНСКО - ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ХУДОЖЕСТВЕННО – ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ В УСЛОВИЯХ ФГОС. ОПЫТ РАБОТЫ.

Опыт работы музыкального руководителя МАДОУ Детский сад №2 "Аленький цветочек" город Корсаков...

Мастер-класс с родителями на тему: "Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников через организацию проектной деятельности"

Одним из важнейших условий развития общества является воспитание успешных, социально ориентированных граждан, обладающих высокой нравственной культурой. И одной из актуальных проблем воспитания дошкол...