Фольклорный праздник для детей, посвященный 165-летию со дня рождения И.Я. Яковлева
план-конспект занятия (старшая группа) по теме

Миронова Надежда Ивановна

План-конспект празднования 165 летя великого Чувашского просветителя, создателя Чувашской азбуки И. Я. Яковлева

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zvezdochka.doc88 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

 «Детский сад «Звездочка»
















Фольклорный праздник для детей.

Литературно-музыкальная композиция, посвященная

165 -  летию со дня рождения И.Я. Яковлева.

















Воспитатель: Миронова Н.И.





        Пригласительные билеты разносят звери  из сказок И.Я. Яковлева по группам, приглашая всех в зал. Пригласительные билеты лежат в лапте из лыка.

        Декорация: изба с макетом печки, сундуками, столами, лавками. На полу  домотканые половики. На столах застеленными вышитыми скатертями и полотенцами – самовар и чайная посуда. На центральной стене большой портрет поэта. Рядом на небольшом столике стоят старинные вещи: чернильница с гусиным  пером, свеча в медном подсвечнике, букварь чувашского языка, книги И.Я. Яковлева. Ведут развлечение хозяин и хозяйка избы.

Хозяйка: На завалинке, в светелке

                Иль на бревнышках каких

                Собирали посиделки

                Пожилых и молодых.

          При лучине ли сидели,

                Иль под светлый небосвод,

                Говорили, песни пели

                И водили хоровод.

Хозяин:  А играли как! В горелки!

         Ах, горелки хороши!

               Словом эти посиделки

               Были праздником души.

     Быт людей отмечен веком

     Поменялся старый мир

     Нынче всех мы по «сусекам»

     Личных (дачили) дач или квартир.

Хозяйка:  Наш досуг порою мелок.

                 И чего там говорить.

                 Скучно жить без посиделок.

                 Их бы надо возвратить.

Хозяин:  Эй, люди добрые! Вам ли сегодня по домам сидеть, да в окно    

               глядеть! Вам ли это сегодня туманиться, грустить да печалиться.

Хозяйка:  Рады Вас видеть у себя  в гостях, в нашей горнице. Здесь, для вас,        для гостей, будет праздник   большой, праздник радостный. По обычаю, по-старинному   посиделками называется. Будьте как дома.

1 ребенок: Не беспокойся хозяюшка, мы дома не лежим и в гостях не стоим.

Хозяйка:  У нас для каждого найдется и словечко и местечко.

Ребенок: Гости люди подневольные. Где посадят там и сидят.

Хозяин:  Редкий гость никогда не в тягость.

Ребенок: Дома сидеть – ничего не выйдет. Решили на людей  поглядеть и себя показать.

Хозяйка: Гости дорогие! Гостю – почет, хозяину – уваженье, да честь.

Ребенок: Ехали мы мимо, да завернули до дому.

Хозяин:  Собрались к нам гости со  всех волостей. Ну что ж, доброе начало, как говорится,  половина дела.

Хозяйка: Припасли мы для вас забавушек на всякий вкус. Кому – сказку, кому – правду,  кому – песенку и очень важное  событие отметить: 165  нашему просветителю  И.Я. Яковлеву.

Хозяин:  Удобно ли вам гости дорогие! Всем ли видно, всем ли слышно, всем ли места   хватило.

Ребенок: Гостям – то,  известно дело, хватило места, да не тесновато ли хозяевам?

Хозяйка: В тесноте, да не в обиде. Сядем рядком, да поговорим ладком обо всем, о   событиях главном.  (Раздается  колокольный звон. Входит батюшка Христофор,  зажигает лампадку, ставит икону).

Батюшка: Сегодня, в день пасхальной недели, вы  собрались помянуть  и почтить память великого человека, много сделавшего для чувашского народа И.Я. Яковлева.   И.Я. Яковлев  учил только добру и послушанию. Он хотел, чтобы в мире не  было зла и все народы были между собой  равны. Он так мечтал, чтобы  у каждого народа, конечно и чувашского была своя письменность,  свои поэты,   писатели, композиторы. Ведь чувашский народ  так богат талантливыми людьми. И.Я. Яковлев призывал верить  в бога, он говорил, что вера окрыляет  силы, ум и сердца, без веры холодно и мрачно на земле.  Он призывал любить Родину, свой народ с которым ты рядом живешь. Он говорил, что чувашский  народ должен получить свою грамоту, а главное, чему он призывал всех, это – к труду.  Делайте самое маленькое  дело терпеливо и с любовью. Если вы, дети  будете соблюдать эти заповеди, завещание И.Я. Яковлевым все у вас в жизни  будет хорошо и замечательно. Оставлю я вам яиц пасхальных да ведерко деревянное, конфет, да печенье сахарное. А это иконы, пусть они вас ведут к добру и смирению. Исполняется песня «Ангелов».

Хозяйка: Сегодня мы с вами собрались, ответить 165 лет со дня рождения И.Я. Яковлева, чувашского просветителя. Раздается стук в дверь, входит посыльный, заносит  свиток, запечатанный сургучовой печатью.

Посыльный: Здесь посиделки? Здесь чтят и помнят имя великого человека, которого   называли «солнцем чувашского народа». Вот свиток, хочу, чтобы  все вокруг знали, кто такой И.Я. Яковлев. Детям читают биографию И.Я. Яковлева.

        И.Я. Яковлев родился 25 апреля 1848 года в деревне Кошки – Новотимбаево, Симбирской губернии. Вырос в неродной семье. Учился в гимназии. Закончил землемерное училище. Работал землемером Поволжских губерний.  Когда он жил на квартире у польского купца и видел как много книг на польском языке. Он очень удивился почему нет книг на чувашском языке. Ему было досадно и обидно…Он занялся выпуском букваря и книгами на чувашском языке для детей. Он открыл частную гимназию, где стал учить очень одаренных детей и заодно чувашской грамоте. Создает много учебников и книг. И.Я. Яковлев старался, чтобы  чувашский народ был грамотным и мог постоять за себя.

Хозяин: Эти цветы, как специально расцвели к великому празднику.

              Возлагает цветы к портрету.

В селах дети из народа,

Хлебонашевского рода,

Потянулись к букварям,

Много школ открыли нам.

В сердце этих школ Симбирске

В семинарии всем близкой

Из Симбирска же народ

Книг родных поток идет.

У чуваш глаза все шире

Открываются  и в мире,

Видят многое они

Что таилося от них.

       Дети под шумовой оркестр исполняют хоровод «Тух – ха Ванюк». Выходит девочка, рассказывает сказку «Калач». (На фланелеграфе выставляют персонажи сказок).  Физкультминутка «Для чего нужны глаза?».

Хозяин:  О, чуваш! Когда чудесно

                Вдохновляешь сердце песней,

                Что на ум тебе идет,

                Что же душу так гнетет?

                Что в глазах таишь ты слезы?

                 Или радостные грезы?

- Дети старшей группы поют песню «Мама» на чувашском языке;

- Инсценирование сказки детьми выпускной группы  «Кошкарна – путек»;

- Воспитатели поют частушки, песни на чувашском языке и исполняют перепляс. Куклы за ширмой: сказки малютки И.Я. Яковлева «Автан», «Хураска», «Тиле Тус».

        Физкультминутка «АЛЛА КИРЛЕ МЕН ТУМА» (Для чего нужны руки). Разгадывание кроссворда, составленного по произведениям И.Я. Яковлева. Песня «АТБАР ТАША ПУСЛАРИ» (перепляс).

Хозяйка: Друзья, мы заканчиваем знакомство с творчеством И.Я. Яковлева.

                Так много интересного мы увидели и узнали. Пусть всегда забота  о  

                чувашском   народе озаряет нашу жизнь. Проходят века, но    

                чувашский народ помнит своего творца.

Хозяин: И.Я. Яковлев не только занимался просвещением чувашского

                языка, но пытался собрать все пенсии, стихи, праздники в одно  

                целое, сделать так, чтобы достояние одних чуваш стало достоянием

                всего чувашского народа. Он прославлял чувашскую культуру, он

                гордился за чувашский народ.

Хозяйка: Играми для плясками сыт не будешь. Славится наш народ

                 гостеприимством, да угощением знатным. Чем же гости дорогие

                 вас угощать, потчевать?

Звери:    Спасибо, хозяюшка за добрые слова, а у нас есть угощение к чаю,    

                их  батюшка Христофор оставил. Мы вас к чаю приглашаем, но

                внимание, чай с сюрпризом. Наливайте, да пробуйте. Отгадайте

                какой заварим чай (чай из шиповника, мяты, зверобоя).

Хозяйка: Чай горячий – наша сила, украшение стола.

Хозяин:   С чая лихо не бывает

                 Так в народе говорят

                 Чай – здоровье всякий знает

                 Пей хоть пять часов подряд.

Все: На доброе здоровье, пусть будет ваше застолье (после чаепития звери ведут детей на выставку – ярмарку, где дети получают подарки – самоделки).


Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Звездочка»











Интегрированное занятие  на тему:

«Приобщение к культуре чувашского народным ценностям через произведения И.Я. Яковлева».

Край любимый, край чувашский.


        














                                                                       воспитатель: Миронова Н.И.




        

Тема: «Край любимый, край чувашский».

Программное содержание:

- расширять знание детей о своей малой Родине, о чувашском народном  творчестве;

- формировать у ребенка начала национального самосознания, интереса к национальной культуре и традициям;

- воспитывать любовь к Родине, бережное отношение к изделиям народных мастеров;

- закрепить знания о жизни и деятельности чувашского просветителя И.Я. Яковлева, воспитывать уважительное отношение.

Материал: Иллюстрированная книга И.Я. Яковлева «Мышонок на прогулке», портрет И.Я. Яковлева, фонограмма чувашских народных песен «В степи белая береза», «На помощь», «Небо синее», «Эх, как я плясать хочу».

Индивидуальная работа: Активизировать речь Лены, Лизы, Даши.

Словарная работа: Нарспи – имя девушки, Симбирск, вышивки, сурбан, хушпу.

Предшествующая работа:

1. Рассматривание детьми карты Чувашской Республики. Знакомство с крупными городами.

2. Заучивание чувашских народных пословиц и поговорок.

3. Чтение произведений И.Я. Яковлева

4. Разучивание чувашских народных подвижных и хороводных игр: «Колечко», «Сидит Миша», «Веретено», «Разойдись», «Путаница».

5. Знакомство с изделиями народных мастеров: вышитые чувашским орнаментом полотенца, салфетки, масмак, сурбан, фартуки.

6. Игры детей на  музыкальных инструментах чувашских мелодий.

Методические приемы по структуре занятия.

1. Рассказ воспитателя о чувашском крае, его трудолюбивом народе.

2. Рассказывание детьми чувашских пословиц и поговорок о труде.

3. Слушание чувашских песен в исполнении воспитателя и музыкального руководителя «На помощь».

4. Пляска «Эх, как я плясать хочу».

5. Чувашская народная игра «Веретено».

6. Драматизация сказки И.Я. Яковлева «Мышонок на прогулке».

7. Рассказы детей о И.Я. Яковлеве.

8. Рассматривание детьми выставки «Народные умельцы».

9. Обобщение.

Ход занятия.

Звучит чувашская народная музыка «В степи белая береза». дети, взявшись за руки, водят хоровод и встают полукругом.

- Сегодня мы с вами, ребята, поговорим о нашем чувашском крае, о его трудолюбивом народе.

По луговой тропинке,

Хожу встречать зарю.

И с каждого былинкой я в поле говорю.

Здесь все родное с детства –

Нет радости концам.

Земля – мое наследство

от деда и отца.

Наша Родина – Чувашия, наш родной язык – чувашский язык. Мы – чуваши.

Чтение стихотворения ребенком Ю. Сементера «Янташлăх юрри».

- Чувашский народ очень трудолюбивый. Ни зря говорится в пословице «Маленький чуваш одной ногой к колыбели, другой на пахоте».

Какие пословицы и поговорки вы знаете о труде?

- Умелые руки найдут свою работу;

- Кто не боится работы, тот станет мастером;

- работа к рукам не пристает;

- Кто хочет есть калачи, лежать не будет на печи;

- Труд человека прославляет.

Воспитатель делает обобщение.

- Вот спасибо, сколько пословиц и поговорок о труде вспомнили. Да, действительно, чувашский род издавна выполнял разную работу: строил дома, выращивал хлеб, пас скот. Но самую трудную работу  люди делали сообща. Послушайте, как звучит песня «На помощь».  Поют воспитатель и музыкальный руководитель.

- После трудового дня умели весело отдыхать: водили хоровод, заводили частушки с плясками, играли в разные игры. Дети поют песню «Небо синее», исполняют произвольно пляску.

- Подгруппа детей показывает драматизацию сказки «Мышонок на прогулке» И.Я. Яковлева.

- Ребята, а что вы знаете о И.Я. Яковлеве?

Дети рассказывают об И.Я. Яковлеве.

- Иван Яковлевич написал чувашский алфавит, букварь.

- Он открыл в Симбирске (Ульяновске) чувашскую школу. В этой школе учился известный чувашский поэт К.В. Иванов. Он автор поэмы «Нарспи».

- И.Я. Яковлев хорошо учился в школе, в гимназии, в университете.

- Он очень хорошо пел, играл на разных инструментах.

Дети исполняют на музыкальных инструментах чувашскую народную мелодию «Цвет черемухи». Рассматривают выставку «Народные умельцы».

- Создавали  эти вышивки золотые руки чувашских девушек. В этих вышивках, как в песнях, отражена поэтическая душа народа.  Чувашский народ трудолюбив, богат душой песнями. Надо уметь их любить и беречь.




Муниципальное бюджетное образовательное учреждение



«Детский сад «Звездочка» г. Козловка



Козловского района ЧР























        КОНСПЕКТ





открытого занятия по теме «Духовно - нравственное воспитание детей через приобщение их к истории чувашских обычаев и традиций».



Волшебное дерево



















                                                                     воспитатель: Миронова Н.И.














Программное содержание:

- Продолжить знакомить детей со специальными формами почтительности, вежливости чувашского народа – пирен килес, килте пур-и? кеме юрать-и?

- Упражнять в выполнении правил вежливого поведения при встрече, используя нетрадиционные  слова, отражающие национальную специфику: киллер, иртер, ларар, ыра сунса кететпер;

- Формировать навыки гостеприимства на основе народных традиций и обычаев;

- Развивать творческие и интеллектуальные способности детей, их речевую культуру, воспитывать общительность, тактичность, доброжелательность, чуткость, внимательность, приветливость в общении с друзьями и со взрослыми, обогатить духовный мир ребенка.

        Материал: Макет  дерева – березы – волшебное слово, салфетки, украшенные чувашской национальной вышивкой, кукла Анюк в чувашской национальной одежде.

        Словарная работа: пирен килес, ыра сунса кететпер, иртер, ларар, юрать-и.

        Индивидуальная работа: активизировать речь Жанны Л., Миши П., добиться распространенными предложениями ответа от Саши Т., Родиона М., Наташи П.

        Предшествующая работа:

1. Знакомство детей с картинами Ю.А. Зайцева «Акатуй», В.И. Аяева «Чувашский хоровод»;

2. Беседа с детьми о праздниках, обычаях, традициях;

3. Слушание чувашских гостевых песен;

4. Экскурсия в мини – музей детского сада;

5. Разучивание чувашских народных игр, хороводов, песен, стихов;

6. Приготовление чувашских народных блюд: «Йава», «Пашалу»;

7. Организация серии занятий по темам:

- Волшебные слова;

- В гостях у Анюк;

- День рождения Илемпи;

- Чувашская национальная кухня;

- Наши праздники;

- Чувашские народные обычаи и традиции.

        

        Методические приемы по структуре:

1. Встреча гостей детьми со словами приветствия на русском и чувашском языках: Ыра кун! Сыва – и? – Здавствуйте! Иртер – приходите, ларар – садитесь, ыра кун – добрый день, доброе утро.

2. Беседа с куклой Анюк.

а) приветствие хоровое, индивидуальное;

б) рассматривание одежды на кукле;

в) просьба Анюк рассказать детей о «Волшебном дереве».

3. Рассказы детей о «Волшебном дереве».

4. Игра «Эхо».

5. Шведский стол – приглашение гостей к столу.

6. Проводы гостей.

        Ход занятия:

- До прихода гостей дети моют руки с мылом, напоминаю о последовательности мытья рук.

- Встречаем гостей со словами «Добрый день», «Ыра кун», «Сыв-и», «Здравствуйте», «Проходите», «Иртер», «Ларар».

- Заучиваем с детьми  выражение «Здравствуйте», «Добрый день» на  чувашском языке «Ыра сунса кететпер».

- Дети здороваются с куклой Анюк (хором и индивидуально, повторяют «Сыва-и, Анюк» - Наташа, Дима, Родион. Активизирую Сашу, Настю, Данила).

- Обращаю внимание на внешний вид Анюк, напоминаю, что мы уже рисовали узоры как на платье Анюк.

- Подходим к «Волшебному дереву».

- Анюк  шепчет воспитателю на ухо, она стесняется, говорит шепотом, а мы отвечаем индивидуально и хором.

        Дети рассказывают о своем волшебном дереве: когда мы гуляли на участке, подул сильный ветер, ветка обломилась и упала на землю. Мы пожалели ее и занесли в группу и решили оставить у себя и назвать «Дерево добрых дел», «Волшебное дерево». А затем появились и листочки, листочки эти обозначают или волшебные слова, или добрые дела:

- говорим до свидания, когда уходим из детского сада домой, из дома в детский;

- говорим «Здравствуйте», когда приходим в детский сад, или в гости, или к врачу на прием;

- когда идем в гости, мы ведем себя скромно, не шумим, не бегаем, не капризничаем;

- без спроса в гостях ничего не берем;

- мы знаем даже «волшебные» слова: ыра кун, сыва пулар, ларар, иртер, сиер, ыра сунса кететпер;

        Каждый листочек обозначает наши добрые дела:

- поливаем цветы, убираем игрушки, дежурим. Помогаем дома родителям: моем посуду, подметаем пол, гуляем с сестрой или братом.

        Правильно, ребята, Анюк вас внимательно слушала и все поняла. Она будет выполнять все, о чем вы рассказали.

        А сейчас мы пригласим к нашему столу. К нашему столу пригласим и наших гостей со словами: «Угощайтесь, попробуйте, проходите к столу!».

        Гости вместе с Анюк пьют сок за шведским столом. Стол заведомо накрыт: красивая скатерть, салфетки, вышитые чувашским национальным узором, бумажные салфетки, блюдца для грязных бумажных салфеток.

        Затем дети благодарят и играют в игру «Эхо».

        Правила игры: ведущий стоит в середине круга с мячом, затем бросает мяч снизу двумя руками ребенку в кругу и говорит какое-либо слово благодарности, а ребенок должен в ответ бросить мяч и сказать другое волшебное слово.

        Затем после игры провожаем гостей со словами чипер кайар, до свидания, приходите еще!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий конкурса Чтецов "День рождения А.Л.Барто", посвященный 105 летию со дня рождения поэтессы.(С использованием ИКТ)

В методической разработке представлены материалы по организации и проведению конкурса Чтецов ....

Сценарий праздника «Дня семьи», посвященный 130- летию со дня рождения К.И. Чуковского.

(совместная деятельность музыкального руководителя, воспитателей, родителей и детей)...

Сценарий мероприятия, посвященного 100-летию со дня рождения В.Д. Федорова (для детей 5-7 лет)

Рожь тихонько качалась, и весь яЗамер, будто бы кто пригрозил,В непонятном тогда равновесьеМолодых, неизведанных сил.В непроглядную мглу пеленая,Летний зной осенял деревца,Вдруг явился, откуда &ndash...

Сценарий литературного вечера, посвященного 150-летию со дня рождения Максима Горького для детей подготовительной к школе группы.

Развивать интерес детей к художественной литературе;обобщить представления детей о творчестве писателя Максима Горького....

29.03.2018 год. Конкурс чтецов среди детей МДОУ детский сад "Сказка" г. Николаевска «Вы послушайте, ребята…», посвященного 105-летию со дня рождения С,В. Михалкова

13 марта 2018 года самому известному детскому поэту и писателю, автору пьес, сценариев, басен, переводов,  Сергею Михалкову исполнилось 105 лет со дня рождения. Именно это событие стало поводом д...

Сценарий литературного праздника, посвященный 110-летию со дня рождения С.В. Михалкова « Путешествие по станциям произведений Сергея Михалкова!» Старшая группа

Цель:Закрепление знаний детей о творчестве С.В.Михалкова.Задачи:-продолжать учить детей рассказывать стихотворения наизусть;-развивать память, мышление;-формировать заинтересованность детей к творчест...

День защиты детей. Кожуунный конкурс сказок среди воспитанников дошкольных учреждений Овюрского кожууна, посвященных 200-летию со дня рождения К. Д. Ушинского.

Кожуунный конкурс сказок среди воспитанников дошкольных учреждений Овюрского кожууна, посвященных 200-летию со дня рождения К. Д. Ушинского....