Развитие творческого потенциала детей посредством ИКТ
методическая разработка по теме

Глухова Ольга Владимировна

 

Развитие творческого потенциала детей посредством ИКТ.
 
Мы занимаемся творчеством всякий раз, 
когда выражаем сложную мысль или заполняем текстом 
чистый лист бумаги. Если мы делаем это эффективно и необычно – 
значит, нас по праву можно назвать творческими людьми.
Джеймс Алан Гарднер
 
Проблема становления творческой личности является одной из основных педагогических проблем, требующих глубокого исследования. Ее актуальность обусловлена изменениями, происходящими в социально-экономическом развитии страны, потребностью общества в самостоятель-ных, ответственных, творческих личностях, способных к непрерывному повышению интеллектуального уровня, обладающих информационной культурой.
Применение информационных коммуникационных технологий в процессе обучения несомненно вызывает у детей повышенный интерес и усиливает мотивацию обучения. Их использование создает возможности доступа к свежей информации, осуществления «диалога» с источником знаний, экономит время. Сочетание цвета, мультипликации, музыки, звуковой речи, динамических моделей и т.д. расширяет возможности представления учебной информации.
 
Одним из основных средств расширения детских представлений являются презентации, слайд-шоу, мультимедийные фотоальбомы. Это наглядность, дающая возможность педагогу выстроить объяснение на занятиях логично, научно, с использованием видеофрагментов. При такой организации материала включаются три вида памяти детей: зрительная, слуховая, моторная. Презентация дает возможность рассмотреть сложный материал поэтапно, обратиться не только к текущему материалу, но и повторить предыдущую тему. Также можно более детально остановиться на вопросах, вызывающих затруднения.
 
На этой неделе у нас лексическая тема «Транспорт». На занятие «Озна-комление с окружающим миром» я использовала ознакомительную презентацию. Такие презентации я применяю на каждую лексическую тему.
 
Компания «Новый Диск», выпускает программно-методический ком-плекс (ПМК) по «Развитию речи».  Авторы пособия – методисты, учителя-дефектологи, логопеды Г. О. Аствацатуров, Л. Е. Шевченко. Он включает в себя диск с программой и методическое пособие для образовательного учреждения. ПМК используется в работе на занятиях по развитию речи и подготовке к обучению грамоте, на логопедических занятиях и в коррекционной работе с детьми.
Программа является многопользовательской, адаптирована для использования с интерактивной доской, предназначена для эффективного речевого развития детей от 3 лет посредством интерактивных возможностей:
использование программы способствует развитию у детей слухового восприятия,
формированию навыков звукового анализа и синтеза, правильного произношения звуков, слогов, слов;
развитию умения связано говорить, самостоятельно строить предложения;
наличие несколько уровней сложности в каждом задании позволяет осуществлять индивидуализацию обучения;
Программа включает следующие разделы:
1. неречевые звуки: Знакомство со звуками предметного мира и мира 
природы.
2. звукоподражание: Знакомство со звуками животного мира.
3. речевые звуки: Развитие навыков распознавания и правильного 
произношения звуков русского языка.
4. развитие связной речи: обучение построению предложений (от словосочетания до текста)
 5.  специальный  «Интерактивный раздел», позволяет создавать свои задания и дидактические материалы, делать подписи и рисунки поверх учебного материала, выводить на печать.
Работа с программой предполагает многообразные формы деятельности детей: речевая, познавательная, практическая. 
 Это дает возможность сделать вариативной речевую деятельность детей посредством использования разных типов занятий, как непосредственно по развитию речи (фонетической, связной речи др.), так и по развитию познавательно - исследовательской и практической деятельности.
Вот некоторые задания, которые применяются по этой программе. 
Спектр использования возможности ИКТ в образовательном процессе достаточно широк. Однако, работая с детьми дошкольного возраста, мы должны помнить заповедь «НЕ НАВРЕДИ!».
Нельзя забывать о таком важном условии информатизации учебного процесса, как забота о сохранении здоровья воспитанников. Соблюдение гигиенических норм должно быть неукоснительным. Необходимо помнить, что для детей 5 - 6 лет продолжительность подобной учебной деятельности не должна превышать10 минут. 
После занятия мы делаем гимнастику для глаз.
 
Применение информационных технологий на занятиях в ДОУ позволяет преодолеть интеллектуальную пассивность детей на занятиях, даёт возможность повысить эффективность образовательной деятельности педагога ДОУ.
Использование компьютерных технологий – это не влияние моды, а необходимость, диктуемая сегодняшним уровнем развития образования. Достоинства использования ИКТ можно свести к двум группам: техническим и дидактическим. Техническими достоинствами являются быстрота, маневренность, оперативность, возможность просмотра и прослушивания фрагментов и другие мультимедийные функции. Дидактические достоинства интерактивных занятий – создание эффекта присутствия ("Я это видел!"), у воспитанников появляется ощущение подлинности, реальности событий, интерес, желание узнать и увидеть больше. 
   Английская пословица гласит: «Я услышал – и забыл, я увидел – и запомнил». По данным учёных человек запоминает 20% услышанного и 30% увиденного, и более 50% того, что он видит и слышит одновременно. Таким образом, облегчение процесса восприятия и запоминания информации с помощью ярких образов - это основа любой современной презентации.
 
Литература:
Иван Калаш Возможности информационных и коммуникативных технологий в дошкольном образовании. Аналитической обзор. ЮНЕСКО, 2011 – 177 с.
Сайт Программы развития речи 
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Статья23.57 КБ
Файл Презинтация2.29 МБ

Предварительный просмотр:

Слайд 1

Развитие творческого потенциала детей посредством ИКТ.

Слайд 2

Мы занимаемся творчеством всякий раз,

когда выражаем сложную мысль или заполняем текстом

чистый лист бумаги. Если мы делаем это эффективно и необычно –

значит, нас по праву можно назвать творческими людьми.

Джеймс Алан Гарднер

Проблема становления творческой личности является одной из основных педагогических проблем, требующих глубокого исследования. Ее актуальность обусловлена изменениями, происходящими в социально-экономическом развитии страны, потребностью общества в самостоятельных, ответственных, творческих личностях, способных к непрерывному повышению интеллектуального уровня, обладающих информационной культурой.

Применение информационных коммуникационных технологий в процессе обучения несомненно вызывает у детей повышенный интерес и усиливает мотивацию обучения. Их использование создает возможности доступа к свежей информации, осуществления «диалога» с источником знаний, экономит время. Сочетание цвета, мультипликации, музыки, звуковой речи, динамических моделей и т.д. расширяет возможности представления учебной информации.

Слайд 3

Одним из основных средств расширения детских представлений являются презентации, слайд-шоу, мультимедийные фотоальбомы. Это наглядность, дающая возможность педагогу выстроить объяснение на занятиях логично, научно, с использованием видеофрагментов. При такой организации материала включаются три вида памяти детей: зрительная, слуховая, моторная. Презентация дает возможность рассмотреть сложный материал поэтапно, обратиться не только к текущему материалу, но и повторить предыдущую тему. Также можно более детально остановиться на вопросах, вызывающих затруднения.

Слайд 4,5,6

На этой неделе у нас лексическая тема «Транспорт». На занятие «Ознакомление с окружающим миром» я использовала ознакомительную презентацию. Такие презентации я применяю на каждую лексическую тему.

Слайд 7.

Компания «Новый Диск», выпускает программно-методический комплекс (ПМК) по «Развитию речи».  Авторы пособия – методисты, учителя-дефектологи, логопеды Г. О. Аствацатуров, Л. Е. Шевченко. Он включает в себя диск с программой и методическое пособие для образовательного учреждения. ПМК используется в работе на занятиях по развитию речи и подготовке к обучению грамоте, на логопедических занятиях и в коррекционной работе с детьми.

Программа является многопользовательской, адаптирована для использования с интерактивной доской, предназначена для эффективного речевого развития детей от 3 лет посредством интерактивных возможностей:

  1. использование программы способствует развитию у детей слухового восприятия,
  2. формированию навыков звукового анализа и синтеза, правильного произношения звуков, слогов, слов;
  3. развитию умения связано говорить, самостоятельно строить предложения;
  4. наличие несколько уровней сложности в каждом задании позволяет осуществлять индивидуализацию обучения;

Программа включает следующие разделы:

  1. неречевые звуки: Знакомство со звуками предметного мира и мира

природы.

  1. звукоподражание: Знакомство со звуками животного мира.
  2. речевые звуки: Развитие навыков распознавания и правильного

произношения звуков русского языка.

  1. развитие связной речи: обучение построению предложений (от словосочетания до текста)

 5.  специальный  «Интерактивный раздел», позволяет создавать свои задания и дидактические материалы, делать подписи и рисунки поверх учебного материала, выводить на печать.

Работа с программой предполагает многообразные формы деятельности детей: речевая, познавательная, практическая.

 Это дает возможность сделать вариативной речевую деятельность детей посредством использования разных типов занятий, как непосредственно по развитию речи (фонетической, связной речи др.), так и по развитию познавательно - исследовательской и практической деятельности.

Вот некоторые задания, которые применяются по этой программе.

Диск.

Спектр использования возможности ИКТ в образовательном процессе достаточно широк. Однако, работая с детьми дошкольного возраста, мы должны помнить заповедь «НЕ НАВРЕДИ!».

Нельзя забывать о таком важном условии информатизации учебного процесса, как забота о сохранении здоровья воспитанников. Соблюдение гигиенических норм должно быть неукоснительным. Необходимо помнить, что для детей 5 - 6 лет продолжительность подобной учебной деятельности не должна превышать10 минут.

После занятия мы делаем гимнастику для глаз.

Образец гимнастики для глаз.

Применение информационных технологий на занятиях в ДОУ позволяет преодолеть интеллектуальную пассивность детей на занятиях, даёт возможность повысить эффективность образовательной деятельности педагога ДОУ.

Использование компьютерных технологий – это не влияние моды, а необходимость, диктуемая сегодняшним уровнем развития образования. Достоинства использования ИКТ можно свести к двум группам: техническим и дидактическим. Техническими достоинствами являются быстрота, маневренность, оперативность, возможность просмотра и прослушивания фрагментов и другие мультимедийные функции. Дидактические достоинства интерактивных занятий – создание эффекта присутствия ("Я это видел!"), у воспитанников появляется ощущение подлинности, реальности событий, интерес, желание узнать и увидеть больше.

   Английская пословица гласит: «Я услышал – и забыл, я увидел – и запомнил». По данным учёных человек запоминает 20% услышанного и 30% увиденного, и более 50% того, что он видит и слышит одновременно. Таким образом, облегчение процесса восприятия и запоминания информации с помощью ярких образов - это основа любой современной презентации.

Литература:

http://www.rusedu.info/Article940.html

http://iite.unesco.org/pics/publications/ru/files/3214673.pdf

http://morshkomitet.68edu.ru/assets/files/metod_kopilka1/kraphatova.pdf

http://festival.nic-snail.ru/2009/articles/novgorodova1.html

Иван Калаш Возможности информационных и коммуникативных технологий в дошкольном образовании. Аналитической обзор. ЮНЕСКО, 2011 – 177 с.

Сайт Программы развития речи

http://www.nd.ru/catalog/products/speechdevelopmentpmk/


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Развитие творческого потенциала детей посредством Информационно-коммуникативных технологий (ИКТ)

Слайд 2

«Мы занимаемся творчеством всякий раз, когда выражаем сложную мысль или заполняем текстом чистый лист бумаги. Если мы делаем это эффективно и необычно – значит, нас по праву можно назвать творческими людьми» Джеймс Алан Гарднер

Слайд 8

Спасибо за внимание!!!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Развитие творческого потенциала детей дошкольного возраста посредством изобразительной деятельности».

«Развитие творческого потенциала детей дошкольного возраста посредством изобразительной деятельности». Цели и задачи, пути реализации....

Система работы по развитию творческого потенциала детей посредством изодеятельности.

Краткое описание работы в системе по развитию творческого потенциала детей посредством изобразительной деятельности ....

Консультация для воспитателей «Развитие творческого потенциала детей посредством метода ТРИЗ»

Одной из эффективных педагогических технологий для развития творчества у детей является ТРИЗ - Теория решения изобретательских задач. Она возникла в нашей стране в 50-х годах усилиями выдающегося росс...

Консультация для воспитателей «Развитие творческого потенциала детей посредством метода ТРИЗ»

Консультация для воспитателей «Развитие творческого потенциала детей посредством метода ТРИЗ»...

Консультация для воспитателей «Развитие творческого потенциала детей посредством метода ТРИЗ»

Консультация для воспитателей «Развитие творческого потенциала детей посредством метода ТРИЗ»...

Развитие творческого потенциала детей посредством методов ТРИЗ

Раскрыть творческий потенциал каждого ребёнка, помочь в воспитании личности, готовой к решению нестандартных задач помогают методы ТРИЗ. Это возможность в дошкольном детстве, в период истоков формиров...