НОД (образовательная область "Музыка") "Приключения котика Васьки"
план-конспект занятия (средняя группа) по теме

Макушева Гульнара Абдульбаровна

Разработала интересное и увлекательное занятие НОД с привлечением игрового персонажа котика Васьки,который заболел "кошачьим гриппом". Дети поставлены в проблемно-поисковую ситуацию: "чем ему можно помочь?" В занятии использованы здоровьесберегающие технологии (дыхательное упражнение по гимнастике А.Н.Стрельниковой, пальчиковая гимнастика с пением веселой песенки "Котик" Н.Лукониной) и многое другое, чем можно непосредственно увлечь, решая одовременно задачи музыкального образования и воспитания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_nod_dlya_detey_sredney_gruppy.doc57.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Конспект НОД для детей средней группы

(Образовательная область «Музыка»)

«Приключение котика Васьки»

Участники: воспитатель (ведущий), кот Васька (роль исполняет взрослый), музыкальный руководитель.

Пояснительная записка. НОД построена на принципе интеграции образовательных областей:

- познание  - приобретение навыка общения и обращения с животным (котиком Васькой),

- физическая культура  - формирование двигательных умений, закрепление навыков (с прошлых занятий),

- здоровье  - формировать умение анализировать неправильные поступки котика, прививать навыки здорового образа жизни через здоровьесберегающие технологии,

- безопасность  - закреплять умение соблюдать правила безопасности во время выполнения движений в музыкальной игре,

- социализация  - побуждать к выражению любви и ласки к домашнему животному – котику,

- коммуникация  - формировать умение договариваться со сверстниками во время выполнения совместных действий,

- труд  - закреплять умение убирать за собой атрибуты после выполнения задания,

- чтение - формировать умение выразительно передавать характер тексты песен, эмоционально откликаться на смысл музыкального произведения.

Цель НОД: эмоционально вовлечь детей в сюжетную историю с котиком Васькой методом проблемно-поисковой ситуации (что будем делать с больным котиком).

Задачи: 

  1. развивать интерес к музыкальной деятельности через игровые методы и приёмы;
  2. продолжать развивать музыкальные способности (эмоциональная отзывчивость, вокально-хоровые умения, чувство ритма, звуковысотный слух);
  3. формировать умение обращать внимание на состояние домашнего животного и правильное обращение с ним;
  4. учить анализировать свои поступки при общении со сверстниками и в обращении с животными;
  5. воспитывать чувство любви и сострадания к животному миру через музыкальные произведения.

Оборудование и атрибуты: костюм котика для взрослого, письмо, следы котика, ведущие в музыкальный зал, пентаграммы с мимикой лица (5 штук маленьких - улыбка, 3 штуки больших – огорчение),  изображение на фланелеграфе (или мольберте) музыкальной лесенки, барабан, треугольник.

Репертуар:

1. Пьеса для слушания «Грустное настроение» А.Штейнвиля. (Программа «Ладушки» / Праздник каждый день. Каплунова И.М., Новоскольцева И. Н.  – СПб.: Композитор, 1999). Средняя группа, диск № 1, приложение № 22.

2. Дыхательное упражнение «Кошка» (по дыхательной гимнастике А.Н.Стрельниковой)

3.Дидактическая игра на развитие звуковысотного слуха «Определи звучание музыкального инструмента» (треугольник и барабан)

4. Дидактическая игра «Ритмические картинки» (на определение длительности звучания)

5. Песня с пальчиковой гимнастикой «Котик» муз. Н.Лукониной, сл. Л.Чадовой  из сб. «Праздники в детском саду для детей 2-4 лет». М.: Айрис-пресс, 2003, стр. 80.

6. Игра «Кот Васька» муз. Г.Лобачёва, слова народные.

Ход занимательной деятельности.

Воспитатель в группе «находит» письмо.

Воспитатель. Ребята, посмотрите, я нашла письмо. Давайте его прочитаем?

(читает) «Котик Васька заболел,

               Он вчера сосульки ел,

               Васька плачет да кричит:

              «Ой, как горлышко болит!»

               А сегодня пил из лужи,

               Думал – горло полечить,

               Вот теперь ещё проблема –

               У него живот болит!

               Чтобы котика найти,

               Чтобы котика спасти,

               Надо детям осторожно

               По следам его пойти».

Воспитатель.  Вот беда-то  какая! Детки, что же нам делать, как помочь котику? (Дети предлагают разные варианты помощи, воспитатель внимательно слушает, спрашивает мнения разных детей). Хорошо, тогда давайте отправимся  искать котика по следам и попробуем ему помочь.

(дети отправляются по следам в музыкальный зал).  

На лежанке стонет кот Васька.

 Звучит пьеса «Грустное настроение» А.Штейнвиля.

Воспитатель. А вот и наш больной котик Васька. Ребята, как вы думаете, что надо в первую очередь спросить у больного?(дети предлагают варианты ответов, педагог отмечает правильный) Я согласна с тобой, (имя ребёнка), надо обязательно поздороваться и спросить, как он себя сейчас чувствует. Давайте негромко, чтобы не напугать котика, поздороваемся с ним и узнаем о его самочувствии.

Дети. Здравствуй, котик Васька. Как ты себя чувствуешь?

Котик Васька. Очень мне сегодня плохо,

                           Горло (кашляет) и живот (гладит себе по животу) болит,

                           Я, наверно, от незнанья, подхватил кошачий грипп!

Воспитатель.  Знаешь, котик, не печалься, мы тебе поможем с ребятами. Посмотрите, ребята, на столе лежат разные предметы, которыми можем помочь котику, а есть и те, которые совершенно бесполезны. Давайте к ним поближе подойдём и рассмотрим их внимательно. Как вы думаете, какие предметы пригодятся для лечения котика?

(дети разглядывают предметы на столе: игрушечный градусник (не настоящий!), маленькая баночка мёда, чашка с чаем (не горячим!), барабан, треугольник, мягкая игрушка «мышка», игрушечный телефон)                      

Воспитатель (отслеживает правильные ответы детей). А для чего нам может понадобиться телефон? Правильно, чтобы вызвать скорую помощь. А кто знает номер скорой помощи? Правильно – 03. А теперь давайте приступим к лечению больного. Как мы его будем лечить?

Ответы детей:

1. Поставим градусник

2. Нальём чай с мёдом

3. Вызовем скорую помощь

Котик Васька. Ой, не надо врачей, я их боюсь! Мне уже лучше становится, и я больше не хочу болеть.

Музыкальный руководитель. Ребята, давайте дадим котику несколько советов, чтобы он опять не заболел.

(дети предлагают заниматься физкультурой, не ходить босиком, не пить грязную воду, не есть сосульки и т.д.)

Котик. Хорошо, спасибо вам за советы, я буду теперь послушным котиком.

Музыкальный руководитель. А ещё надо заниматься дыхательной гимнастикой. Ребята, давайте покажем Ваське, как надо выполнять упражнение «Кошка».

(Дети выполняют вместе с педагогами дыхательное упражнение по А.Н.Стрельниковой "Кошка" ("Приседание с поворотом")

Правило выполнения. И.п.: Станьте прямо, ноги чуть уже ширины плеч (ступни ног в упражнении на должны отрываться от пола). Сделайте танцевальное приседание и одновременно поворот туловища вправо - резкий, короткий вдох. Затем такое же приседание с поворотом влево и тоже короткий, шумный вдох носом. Вправо - влево, вдох справа - вдох слева. Выдохи происходят между вдохами сами, непроизвольно. Коленки слегка сгибайте и выпрямляйте (приседание легкое, пружинистое, глубоко не приседать). Руками делайте хватательные движения справа и слева на уровне пояса. Спина абсолютно прямая, поворот - только в талии. Выполняем до  8 вдохов-движений.

Музыкальный руководитель. Котик, а если ты себя будешь опять себя плохо чувствовать, то  это  упражнение  можно делать также сидя на стуле или лежа в постели.

Котик Васька. А что надо делать с барабаном и треугольником? Что за инструменты это такие?

Дети. Это музыкальные инструменты, на них играют.

Воспитатель. Давайте, ребята, покажем котику, как на них надо играть. Давайте пройдём на стульчики.

(дети садятся полукругом перед фланелеграфом, на котором изображена лесенка)

Музыкальный руководитель. Посмотрите, перед вами изображена музыкальная лесенка. Давайте вспомним из прошлых занятий, какие звуки звучат наверху лесенки? Правильно, высокие. А внизу? Низкие. А теперь давайте попробуем определить высоту звучания музыкальных инструментов барабана и треугольника. Кто желает поиграть на этих инструментах?

(дети играют и определяют, что у барабана низкий звук, у треугольника – высокий)

Котик Васька. Когда мне было плохо, я низким голосом говорил: «ох..!»

Музыкальный руководитель (показывает пентаграмму с изображением грустного лица). Вот такое у тебя было настроение, котик?

Котик Васька. Да…

Музыкальный руководитель. А мы тебя сейчас немного подразним. У меня есть еще картинки, и  с веселым выражением лица, как сейчас у нашего котика Васьки. Все они разного размера. Большая грустная картинка – это длинный звук, и мы будем петь его долго и протяжно. Вот так: «Ооох!» Сколько грустных больших картинок вы видите? (на нижней ступени лесенки выкладываются  3 пентаграммы грустные) Правильно, три, поэтому три раза мы споём долгим низким голосом. Давайте попробуем изобразить котика, когда он болел.

(дети с помощью низкого жеста руки руководителя поют на звуке «ре1» - «Ох, ох, ох», Примечание. Диапазон для среднего возраста - «ре- си1»)

А теперь, посмотрите, сколько картинок мы видим на верхней ступеньке? (на высокой ступеньке выкладываются 5 веселых  пентаграмм  маленького размера) Обратите внимание, чем они отличаются от картинок, которые находятся на нижней ступеньке лесенки? Правильно, они маленькие и весёлые. И мы будем  их пропевать быстро и весело.

Котик. Я пою не «ох, ох», а пою высоко и радостно «ах, ах, ах».

Музыкальный руководитель. Молодец, котик, только у нас пять веселых картинок, поэтому мы должны высоко пропеть «ах» пять раз. Давай, котик, подпевай нашим ребятам.

(дети с помощью высокого жеста руки руководителя

поют на звуке «си1» - «ах, ах, ох, ах, ах»)

Котик Васька. Да, когда я болел – у меня было грустное настроение.

Музыкальный руководитель. Вспомни, котик, и музыка звучала грустная. Она так и называлась «Грустное настроение». Давай сейчас мы её еще раз прослушаем и одновременно с её исполнением будем подпевать длинными звуками «ох».

(закрепление длительности звука с одновременным звучанием

пьесы «Грустное настроение» А.Штейнвиля)

Музыкальный руководитель. Дети, какие чувства у вас вызвала эта музыка? (ответы детей) Жалко ли вам стало котика? (ответы детей) Если у вас дома есть котик, то вечером обратите внимание на его здоровье. Возможно, ему тоже понадобится ваша помощь.

Котик Васька. А сейчас я выздоровел – у меня весёлое настроение.

Музыкальный руководитель. А мы с ребятами тебе весёлую песенку споём. Она так и называется - «Котик».

(музыкальный руководитель обращает внимание на певческую установку в игровой форме: «Сидит дед, ему сто лет, быть такими не хотим – очень ровно мы сидим!». Дети исполняют с движениями рук ранее разученную песню «Котик» Н.Лукониной)

Например:

1-й куплет.

«Котик, котик, киска,           - показывают ушки «на макушке»

Вот сметаны миска!              - протягивают вперёд соединённые ладони

Не маши ты лапкой,             - грозят пальцем

Деток не царапай!                 - выполняют «царапающие» движения руками

2-й куплет.

Котик, котик, киска,             - показывают ушки «на макушке»

Вот тебе сосиска!                  - протягивают вперёд соединённые ладони

Будем мы друзьями               - соединяют ладони, как бы «здороваясь»

Поиграй-ка с нами                - протягивают вперед разъединённые ладони

Котик Васька. Ой, конечно же, я с вами поиграю! Я очень люблю играть в игру, которая так и называется «Кот Васька». Знаете такую игру? Хорошо, только давайте вспомним, как надо играть правильно, чтобы никто в игре не пострадал.

(дети вспоминают правила безопасности, котик помогает

правильно сформулировать ответ)

Правила игры. Все дети становятся в круг и берутся за руки. Мыши выходят за круг, кот идёт в середину. В зависимости от содержания текста куплетов кот ходит по кругу, закрывает глаза, расправляет когти, умывается, ходит на носках, прислушивается, не скребут ли где мыши. По окончании песни кот начинает ловить мышей, а мыши убегают от него на заранее приготовленные места.

Котик Васька. Какие вы все ловкие да быстрые, сразу видно – умеете следить за своим здоровьем. И я сегодня многому у вас научился. Да вот что-то забыл уже ваши советы для того, чтобы не заболеть.

(дети закрепляют советы для здорового образа жизни)

Котик Васька. А теперь я пойду домой, да котят своих поучу уму-разуму. А вам, ребята, я желаю крепкого здоровья, хорошего настроения и  музыкальных успехов! До свидания, ребята!

(под веселую музыку котик Васька выходит из зала)

Музыкальный руководитель. Вот и закончилось наше увлекательное занятие. Ребята, что вам больше всего понравилось сегодня? (педагог слушает ответы детей) А мне понравилось, что вы не растерялись в трудной ситуации и помогли котику своими советами, как вести здоровый образ жизни. Вы сегодня были очень внимательными, рассудительными, а главное показали свои хорошие музыкальные способности. Я думаю, у вас хорошее настроение останется на целый день, а вечером вы не забудете про своих домашних питомцев и уделите им своё внимание. На этом мы с вами не прощаемся, а скажем друг другу музыкально: «До свидания!»

(дети исполняют музыкальное прощание и под весёлую музыку выходят из зала)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развлечение для детей раннего возраст "Котик - Васька"

Программные задачи.Активизировать речь детей.Закрепить знания детей о домашних животных и птицах.Познакомить детей с устным народным творчеством.Обучать детей элементам театрализованной деятельности.В...

Непрерывная образовательная деятельность «Поможем Котику найти Петушка»

Я предлагаю конспект непрерывной образовательной деятельности по использованию блоков Дьенеша с целью развития сенсорных эталонов у детей с нарушениями зрения. Разработка может использоваться  пе...

Новогодние приключения кота Васьки

Оригинальный сценарий. Проводили на Новый Год. И дети, и взрослые были в восторге. Рекомендую провести, не пожалеете!...

Электронный образовательный ресурс (ЭОР) в образовательном процессе: Приключение третье. «Миляфашка в гостях».

Данный электронный  образовательный ресурс предназначен для детей дошкольного возраста, данный ресурс используется в контексте моей технологии полихудожественного развития "Светлячок". ...

Конспект занятия "Котик Васька"

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в первой младшей группе...