Организация нравственного воспитания дошкольников в процессе обучения
статья (старшая группа) по теме

Чураева Альбина Назыфовна

 

Организация нравственного воспитания дошкольников в процессе обучения

Уровень нравственного развития детей способствует успешному осуществлению учебной деятельности. Поэтому одна из задач воспитания детей еще в дошкольном возрасте состоит в нравственной подготовке их к школьному обучению. ..

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon organizaciya_nravstvennogo_vospitaniya_doshkolnikov.doc29.5 КБ

Предварительный просмотр:

Организация нравственного воспитания дошкольников

в процессе обучения

Нравственное воспитание – целенаправленный процесс приобщения детей к моральным ценностям человечества и конкретного общества. С течением времени ребенок постепенно овладевает принятыми в обществе людей нормами и правилами поведения и взаимоотношений, присваивает, т.е. делает своими, принадлежащими себе, способы и формы взаимодействия, выражения отношения к людям, природе, к себе. Результатом нравственного воспитания являются появление и утверждение в личности определенного набора нравственных качеств. И чем прочнее сформированы эти качества, чем меньше отклонений от принятых в обществе моральных устоев наблюдается у личности, тем выше оценка его нравственности со стороны окружающих.

Изучение отечественной и зарубежной научной литературы дает возможность формировать представление о нравственном идеале, о гуманизме и нравственной активности личности. В процессе обучения происходит систематическое приобщение к нравственным знаниям. Важным источником их накопления является знакомство дошкольников с окружающей средой: туризм, экскурсии по городу, на производство.

Важное значение для формирования личности дошкольников имеет не только содержание, но и организация учебного процесса. Н.К.Крупская считала, что и в учебе, и в труде следует учиться работать коллективно. Для этого необходимо познавательную деятельность старших дошкольников строить как коллективную. Организация коллективной и групповой форм учебной деятельности возможна на занятиях по всем предметам, но особенно на уроках труда, практических, факультативных занятиях.

Рассматривая систему нравственного воспитания, следует различать несколько аспектов. Во-первых, осуществление согласованных воспитательных влияний воспитателя и детей в решении определенных педагогических задач, а внутри группы – единство действий всех детей. Во-вторых, использование приемов формирования учебной деятельности нравственным воспитанием. В-третьих, под системой нравственного воспитания понимается также взаимосвязь и взаимовлияние воспитываемых в данный момент моральных качеств у детей. В-четвертых, систему нравственного воспитания следует усматривать и в последовательности развития тех или иных качеств личности по мере роста и умственного созревания детей.

На занятиях в постоянном общении с воспитателем и сверстниками формируется нравственность ребенка, обогащается его жизненный опыт. Переживания старших дошкольников, их радости и огорчения, прежде всего, связаны с учебой. На занятии взаимодействуют все основные элементы воспитательного процесса: цель, содержание, средства, методы, организация. Воспитывает весь процесс обучения на занятии, а не так называемые воспитательные моменты.

На занятии постоянно возникают определенные деловые и нравственные отношения между детьми. Сообща решая общие познавательные задачи, поставленные перед группой, дети общаются между собой, влияют друг на друга. Воспитатель предъявляет ряд требований, касающихся деятельности детей на занятии: не мешать остальным, внимательно слушать друг - друга, участвовать в общей работе – и оценивает умение детей в этом плане. Совместная работа дошкольников на занятии рождает между ними отношения, характеризующиеся многими признаками, которые свойственны отношениям в любой коллективной работе. Это, прежде всего, отношение каждого участника к своему делу как к общему, умение согласованно действовать вместе с другими для достижения общей цели, взаимная поддержка и в то же время требовательность друг к другу, умение критически относиться к себе, расценивать свой личный успех или неудачу с позиции сведения структуры учебной деятельности. Для того чтобы эти возможности занятия реализовать практически, воспитателю необходимо создавать в течение занятия ситуации, в которых  у дошкольников была бы возможность общения между собой: Видимо, несколько ослабить иногда излишне регламентацию поведения детей на занятии.

Общение детей возможно на всех занятиях. Дети придумывают примеры, задачи, упражнения, и задания на определенное правило, задают их друг другу. Каждый может выбрать сам, кому он захочет задать вопрос или задачу по структуре учебной деятельности.

Уровень нравственного развития детей способствует успешному осуществлению учебной деятельности. Поэтому одна из задач воспитания детей еще в дошкольном возрасте состоит в нравственной подготовке их к школьному обучению. Сама учебная деятельность, этическая направленность содержания, методов и организации учебного процесса является основным источником и средством нравственного становления младших школьников. Преодоление учебных трудностей требует не только интеллектуального напряжения, но и нравственных усилий. В процессе обучения происходит развитие познавательной деятельности, восприятия, внимания, воображения, мышления, памяти. Это дает возможность воспитывать интерес у детей к явлениям общественной жизни.

Таким образом, важным является понимание того, что нравственное воспитание является целостным процессом и его целесообразно осуществлять также и в процессе познавательной деятельности дошкольников. Данная деятельность создает условия для обеспечения усвоения знаний в определенной системе, создает возможности для овладения учащимися приемами, способами решения различных умственных и нравственных задач.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Активная деятельность детей как средство социально-нравственного воспитания в процессе познавательной деятельности.

Активная деятельность детей как средство социально-нравственного воспитания в процессе познавательной деятельности....

Роль произведений изобразительного искусства в формировании творческой личности ребенка. Нравственное воспитание в процессе приобщения к искусству.

Актуальность  В ст.64 п.2 Закона РФ «Об образовании» говорится о том, что «образовательные программы дошкольного образования направлены на разностороннее развитие детей дошкольного возраста с уче...

Консультация «Специфика организации индивидуального подхода в процессе обучения и воспитания дошкольников».

Индивидуальный подход – это не разовое мероприятие. Он должен пронизывать всю систему воздействия на ребенка и осуществляться в определенной последовательности и системе, как непрерывный, четко органи...

Картотека игр по духовно-нравственному воспитанию. в процессе общения, овладение навыками взаимодействия и сотрудничества, приобщение к этическим нормам поведения, добросовестности и честности в выполнении правил игры.

Подборка игр по духовно-нравственному воспитанию   и формированию у детей старшего дошкольного возраста чувств уважения к взрослым и сверстникам, внимательного отношения к окружающим их людя...

Программно-методический материал "Нравственное воспитание в процессе организации сюжетно-ролевой игры с детьми 3-4 лет"

Программно-методический материал: «Нравственное воспитание в процессе организации сюжетно-ролевой игры с детьми 3–4 лет»...