Знакомство дошкольников с национальной культурой посредством народных промыслов
статья по теме

Борисовская Оксана Алексеевна

Народное творчество – это неисчерпаемый источник эстетического, нравственного патриотического воспитания дошкольников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon znakomstvo_doshkolnikov_s_nacionalnoy_kulturoy.doc26 КБ

Предварительный просмотр:

Знакомство дошкольников с национальной культурой

посредством народных промыслов

Сквозь сито веков просеял народ свое культурное достояние, оставив самое ценное в фольклоре, художественных промыслах, декоративно – прикладном искусстве. Народное творчество – это неисчерпаемый источник эстетического, нравственного патриотического воспитания дошкольников. Народная мудрость, заключенная в поговорках, прибаутках, шуточном изображении героев сказок, былин на протяжении многих веков воспитывала в детях гордость за талант простого народа, интерес к меткому, выразительному образу. Большой интерес вызывают у детей предметы декоративно-прикладного искусства: резьба по дереву и кости, вышивка, ковроткачество, плетение кружев, глиняные игрушки и т. д.

Использование в работе с дошкольниками всех этих видов народного искусства оживляет педагогический процесс, оказывает особое влияние на воспитание патриотических чувств. Элементы народного искусства необходимо использовать в работе детского сада, т.к. оно побуждает детей  к творчеству, учит видеть мир в красках, приобщает малышей к миру прекрасного, развивает креативность (творческое начало личности), эстетический вкус, позволяет ощутить гармонию окружающего мира, часто несет элементы психотерапии – успокаивает, отвлекает, занимает.

Даже в самом   раннем дошкольном возрасте можно использовать народные глиняные игрушки, самодельные свистульки, тем самым развлекая и забавляя  малышей, развивая их фантазию,  успокаивая и переключая от крика, капризов. Большую радость вызывает у детей рассматривание народных игрушек и игры с ними. Детей  4 –х лет уже знакомят с понятием «народная игрушка». Особенно привлекают детей в этом возрасте сюжетные игрушки по мотивам сказок, которые можно использовать для рассказывания детям, а затем предложить для самостоятельных игр. У ребят постарше на непосредственно образовательной деятельности проводятся беседы о народных игрушках, вышивке, чеканке, рассматриваются дымковские и хохломские игрушки, дети с огромным вниманием слушают рассказы о народном творчестве, об умельцах, с удовольствием сами рисуют, передают в аппликации мотивы народного творчества. Особый интерес вызывает у детей рассматривание вышивки и кружев. Ребята рассматривают вологодские кружева, вышитые полотенца, салфетки, сарафаны, выполненные умелыми руками местных мастериц. Дети видят в узорах умельцев предметы окружающей действительности: цветы, снежинки, сказочных петухов, элементы солнца и т.д. Они проникаются уважением к труду наших мастериц, создавших эти прекрасные вещи, стремятся передать увиденные узоры в самостоятельных рисунках, аппликациях.  Воспитатель не только обращает внимание на форму и цвет предметов, но и на характерные особенности, настроение. Выполненные детьми работы по мотивам народных промыслов, предметы народного творчества хранятся в группе и используются для образцов по рисованию, лепке, аппликации.

В работе по закреплению знаний и расширению интереса детей о народном творчестве очень важно использовать местный краеведческий музей, где выставки местных умельцев, там ребята  имеют возможность воочию познакомиться с произведениями местных авторов и с ними самими.

Т.о., работа по ознакомлению детей с народным прикладным творчеством является важной стороной всей работы по формированию патриотических чувств, воспитанию любви и интереса к нашей Родине, к ее великому народу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План по самообразованию на 2014 – 2015 учебный год Тема «Художественно-эстетическое развитие дошкольников через ознакомление с народными промыслами»

Тема обусловлена большой значимостью воспитания нравственно-патриотических чувств у дошкольников, развитием познавательных интересов и творческих способностей детей. В наше время уделяется мало вниман...

Методические рекомендации по знакомству детей дошкольного возраста с народными промыслами

На занятиях детей знакомят сначала с одним видом ДПИ, а затем с 2-3 видами в сравнении. Важно показать общий образ народных игрушек и их характерное различие, учить детей по одному-двум признакам узна...

«Знакомство дошкольников с национальными героями марийского литературного эпоса»

В материале дается краткое описание марийских народных сказок, легенд....

«Совместная работа с родителями по теме «Знакомство детей с богатством русских народных промыслов» через познавательно-исследовательскую деятельность»

Из известных основных  направлений работы с родителями в ДОУ я хотела бы остановиться на познавательном направлении, которое предполагает ознакомление родителей с возрастными и психологическими о...

«Приобщение детей дошкольного возраста к русской народной культуре через устное народное творчество, знакомство с предметами быта, праздники, народные промыслы»

Знакомство детей с родной культурой, родной речью, произведениями устного народного творчества, способствовать развитию духовного, нравственного, эстетического воспитания....

Отчёт о проведении районного семинара «Приобщение детей дошкольного возраста к русской народной культуре через устное народное творчество, знакомство с предметами быта, праздники, народные промыслы» в МБДОУ «Нивенский д/с»

07 марта 2019 года в МБДОУ "Нивенский д/с" состоялся районный семинар для заведующих, воспитателей и родительской общественности. Тема семинара: "Приобщение детей дошкольного возраста к...

ПРОЕКТ "ЗНакомство детей дошкольного возраста с народными промыслами"

Проект реализован в средней группе. Представлен материал по знакомству детей с дымковской игрушкой, русской матрешкой, хохломой....