Консультация для воспитателей «Игра как средство становления личности ребёнка»
материал (старшая группа) по теме

В консультации раскрыто понятие социализации личности. Механизмы формирования и  пути  успешной социализации дошкольников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igra_3.docx40.54 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей  «Игра как средство становления личности ребёнка»

    Становление личности, процесс усвоения образцов поведения, норм, правил, установок, знаний, навыков – это процесс социализации личности, которая начинается с момента рождения и продолжается на протяжении всей жизни. По Г.М. Андреевой «социализация — это двусторонний процесс, включающий в себя, с одной стороны, усвоение индивидом социального опыта путем вхождения в социальную среду, систему социальных связей; с другой стороны, процесс активного воспроизводства индивидом системы социальных связей за счет его активной деятельности, активного включения в социальную среду».

При социализации детей действуют условия, принятые  называть факторами, которые объединены в четыре группы: мегафакторы–   космос, планета, мир; макрофакторы влияют на социализацию страны, этнос, общество, государство;  мезофакторы которые позволяют выделять группы людей по: местности и типу поселка; принадлежности к СМИ (радио, телевидения и др.); принадлежности к определенным субкультурам. К микрофакторам  относят: семью, соседство, группы сверстников, воспитательные организации, различные общественные, государственные, религиозные организации.

    Главными институтами  социализации детей являются: семья, детский сад, школа, общество сверстников, средства массовой коммуникации. Важнейшую роль в том, как пройдёт становление личности ребёнка, конечно, играют люди, с которыми он непосредственно взаимодействует, с которыми протекает его жизнь. В первичной социализации: от рождения до поступления в школу таковыми выступают родители. Именно в семье дети начинают осмысливать первые нормы и ценности, приобретают начальные навыки взаимодействия,  первые социальные роли. В современном обществе наблюдается возрастание количества разводов, малодетность, занятость женщины в трудовой деятельности, ослабление традиционной позиции отца, но все же роль  современной семьи в процессе социализации остается весьма значимой.  

    В старшем дошкольном возрасте на ребенка, кроме родственников, оказывают влияние и другие агенты социализации: воспитатели, няни, врачи, дантисты и т.д. 

    Школа – следующий социальный институт, задающий начальные представления ребёнку как гражданину, здесь возникает устойчивое специфическое общение с ровесниками, которое становится  важнейшим институтом социализации, независимым от контроля взрослых, а иногда и противоречащим ему.

    Личность дошкольника ещё в начале своего формирования, и на первых её этапах социализация осуществляется через общение, обучение, воспитание. Это процесс динамичный, постоянный, потому и развитие личности - непрерывно действующий процесс. Как же  осуществляется социализация детей? Никто не может дать исчерпывающий ответ на этот вопрос. Сущность данного процесса помогает объяснить, как считает Н. Смелзер, анализ основных психологических механизмов:

Имитация – это «осознанное стремление ребенка копировать определенную модель поведения» , в первую очередь, родителей. Кроме того, образцами поведения могут стать воспитатели или другие люди, обладающие властью над ребёнком, высоким статусом или в случае, если  между ребёнком и взрослым сложились теплые, эмоциональные отношения», либо наоборот, ребёнок копирует поведение взрослого, который его наказывает. Так, если воспитатель ставит девочку в угол, придя домой, она может запереть свою куклу в чулан.

Идентификация -  это неосознанный способ усвоения детьми поведения родителей, их жизненной позиции, установок и ценностей как собственных, т.к. ребёнок воспринимает особенности личности родителей, и других людей, с которыми тесно связаны. Например, если «родитель выбрал профессию адвоката, потому что глубоко верит, что бедные достойны защиты, ребёнок может последовать его примеру и тоже стать юристом или участвовать в различных программах помощи бедным».

Имитация и идентификация  являются позитивными механизмами, которые способствуют  формированию определенного типа поведения. Запрещают или подавляют определенное поведение  негативные  механизмы стыд и вина. Эти чувства взаимосвязаны и во многом совпадают. Ребёнок испытывает стыд, если его застают «на месте преступления», когда он берёт что – то без разрешения. Стыд обычно ассоциируется с ощущением, что его опозорили и разоблачили.

Чувство вины связано с тем же переживанием, но здесь речь идет о наказании самого себя, вне зависимости от других людей, мучает собственная совесть. Как имитация и идентификация, чувства стыда и вины надолго западают в душу.

   Для успешной социализации, по Н.Смелзеру, необходимо действие трех факторов: ожидания, изменения поведения и стремления соответствовать этим ожиданиям. Процесс формирования личности, по его мнению, происходит по трем различным стадиям:

  1. стадии подражания и копирования детьми поведения взрослых, не понимая его ( ребёнок "помогает" вычистить пол, таская по комнате свой игрушечный пылесос или палку);
  2. игровой стадии, когда дети осознают поведение как исполнение роли (дети, играя в куклы, говорят с ними  ласково или сердито, как родители, и отвечают вместо кукол так, как мальчик или девочка отвечают родителям). Переход от одной роли к другой развивает у детей способность придавать своим мыслям и действиям такой смысл, какой придают им другие члены общества,- это следующий важный шаг в процессе создания своего "Я";
  3. стадии групповых игр, на которой дети учатся понимать, что от них ждет целая группа людей», этому способствуют подвижные игры. 

     В педагогике понятие «социализация» связано с понятиями «воспитание», «обучение», «развитие личности». Можно дать определение социализации – это процесс формирования и развития личности, происходящий под воздействием воспитания и обучения.

    Воспитание следует рассматривать как процесс включения ребенка в специально организованные обстоятельства и отношения, в которых бы он мог осваивать свой индивидуальный способ преобразования социальных обстоятельств и отношений - ситуации социального опыта.

  Оба процесса: и воспитание и социализация направлены на становление личности, обретение человеком своего места в жизни, протекают одновременно, но независимо друг от друга. Различие между этими процессами заключается в том, что воспитание, которое осуществляется в семье, в детском саду, в школе, может прерываться, а социализация идет непрерывно.

     Итак, для данной работы наиболее подходящим является следующее определение.

Социализация – это процесс, при котором ребенок усваивает поведение, навыки, мотивы, ценности, убеждения и нормы, свойственные его культуре, считающиеся в ней необходимыми и желательными. Агентами социализации выступают люди и социальные институты, включенные в этот процесс, - родители, сверстники, воспитатели, представители церкви, телевидение и другие СМИ. Следует особо отметить влияние просмотра телепередач, транслирующих агрессию, насилие, где предлагаются негативные стереотипы восприятия людей. Вследствие этого, у ребенка могут сформироваться нереалистичные социальные убеждения и понятия. Тогда как просоциальное поведение,  включающее сочувствие, помощь, участие, сотрудничество, спасение, физическую защиту берёт начало в раннем детстве и продолжается до зрелого возраста.

      Социализация ребенка – это процесс овладения социальным опытом, где в целостную систему соединяются три сферы:

    1) деятельность ребенка по освоению социально значимого содержания, в которой он проявляет самостоятельность, инициативу, творчество, усваивает новые виды проявления собственной активности. Для дошкольника – это сюжетно – ролевая игра.

     2) общение ребенка, выраженное в структуре его социальных ролей. В сфере общения происходит углубленное понимание себя и других участников  коммуникативного процесса, обогащение содержания взаимодействия и восприятие людьми друг друга. В дошкольном возрасте – это общение с родителями,  другими детьми и взрослыми.

     3) содержание и структура его самосознания, предполагающая становление «Я-концепции» индивида, осмысление своего социального статуса, освоение социальных ролей, формирование социальной позиции, моральной ориентации человека.

    Ребенок в своем развитии может отставать или опережать своих сверстников. В этом случае социализация как результат характеризует социальный статус ребенка по отношению к его сверстникам. Восхождение ребёнка от прямого подражания к самостоятельному выбору своего действия, поступка идёт через переживание и осмысление отношения к нему  окружающих людей и к себе самому.

    На старшего дошкольника оказывают значительное влияние как минимум два социальных института: семья и детский сад. Естественно, процесс социализации личности ребенка  будет эффективным  на основе взаимодействия семьи и детского сада и реализуется единая программа  воспитания  в этих институтах. Семья является источником и опосредующим звеном передачи ребёнку социально-исторического опыта, и, прежде всего, опыта эмоциональных, полоролевых и деловых взаимоотношений между людьми. Семья даёт физическое и эмоциональное здоровье ребёнка, играет главную роль в интеллектуальном развитии ребёнка. Учитывая это, можно с полным правом считать, что семья для дошкольника – жизненно необходимая социальная среда, определяющая путь развития его социализации и всей  личности в целом.   

     Основными функциями воспитательных организаций, в частности, детский сад, принято считать: приобщение ребёнка к культуре общества, создание условий для индивидуального и личностного  развития.

     В данной работе рассматривается сюжетно – ролевая игра старшего дошкольника как показатель социализации в условиях дошкольного общеобразовательного учреждения. Содержание социализации может рассматриваться как совокупность четырёх компонентов: коммуникативный, познавательный, поведенческий и ценностный. Как уже было сказано, ведущей деятельностью старшего дошкольника является игра. В ней  происходит социализация растущего человека, усвоение им знаний, ценностей и норм культуры, присущих данной социальной общности.  На основе усвоения путём перехода во внутренний план эти нормы и ценности становятся программой поведения ребёнка. Именно в игре развивается коммуникативная функция речи посредством общения с окружающими людьми.
   В коллективе дети активно общаются в играх, в совместной деятельности, совместном труде, при выполнении поручений и т.д.  В сложившемся детском обществе ребёнок приобретает первые навыки и умения поведения в группе, установления взаимоотношений со сверстниками, являющимися равными ему участниками совместной жизнедеятельности. Он  ежедневно упражняется в правильных поступках: применяет на практике усвоенные нормы поведения по отношению к другим людям, приспосабливать их к конкретным ситуациям: согласование действий, проявление доброжелательного отношения к ровесникам, умение отказаться от личных желаний ради достижения общей цели.

      Кроме того, складывающееся в коллективе общественное мнение является ещё одним путём влияния группы на развитие личности ребенка. Пятилетние дети прислушиваются к мнению сверстников и подчиняются мнению большинства о тех или иных предметах, событиях, поступках (конформность). В шестилетнем возрасте конформность детей значительно уменьшается, и является переходным этапом в овладении умением согласовывать свои мнения. Но если она закрепляется, то  может стать отрицательным свойством личности.

    Социализация личности предполагает, что объектом исследования является весь комплекс общественно значимых качеств человека  в их тесном единстве и взаимодействии. Они охватывают всю совокупность черт сознания и поведения: знания,   убежденность, трудолюбие, культуру, воспитанность, стремление жить по законам красоты, физическую подготовку,  и т.д. 

   В зарубежной психологии были введены возрастные задачи развития. Так в психосоциальном развитии дошкольника Грейс Крайг выделяет следующие возрастные задачи:

1) «ребёнок должен понимать, что такое плохое и хорошее поведение;

2) уметь справляться со своими чувствами, желаниями и потребностями социально приемлемыми способами;

3) знать, чего ожидают от него его семья, община и все общество, в котором он живет;

4) дети начинают усваивать нормы, правила и обычаи своей культуры;

5) они вырабатывают Я-концепцию, которая может сохраняться на протяжении всей дальнейшей жизни».

    Ребята должны научиться управлять своими эмоциями и чувствами. Одни из них, такие как радость, любовь и гордость, доставляют удовольствие. Другие — гнев, страх, тревога, ревность, боль - наоборот. Однако дошкольники должны приобрести способы управления теми и другими согласно принятым нормам общества, к которому они принадлежат.  Дошкольник пытается разобраться в устройстве некоторых вещей, усваивает смысл социальных ситуаций и взаимоотношений, вырабатывает собственные наиболее эффективные и приемлемые способы воздействия на людей. Становятся значимыми такие понятия, как хорошо и плохо, правильно и неправильно. Так, наблюдение за проявлением агрессии окружающих или с экранов телевизоров, может способствовать возникновению у ребенка асоциального поведения.

   Социальный репертуар дошкольников во многом определяется влиянием игры и других видов общения со сверстниками. Несмотря на то, что исследователи ведут споры относительно первичных источников игры и ее предназначения, очевидно, она играет первостепенную роль в закреплении социальных навыков, способствует развитию навыков взаимодействия с окружающими.

   Можно выделить некоторые особенности игровой деятельности, способствующие социализации детей:  

1) разнообразие предметное содержание игр должно быть разнообразным и представлять широкий спектр знаний об окружающем мире;

2) эмоциональная привлекательность, обеспечивающая мотивацию к позитивному взаимодействию с социумом;

3) практическая направленность на творчество, дающая возможность самореализации, опыт индивидуального проживания уникальных социальных ролей, навыки социально адекватного поведения.

   Дошкольники часто играют в сюжетно-ролевые игры (социальные «игры понарошку»), которые требуют от участников истолкования и разделения фантазий друг друга, а также действий в воображаемой ситуации, определяемой особыми правилами. Согласно предположениям Л. С. Выготского, именно в сюжетно-ролевой игре дети учатся сотрудничеству и осваивают другие социальные навыки, а также развивают способность обдумывать свое поведение и управлять им. Этот вид игры предлагает целый ряд возможностей для коллективного обсуждения, рефлексивного мышления и совместного решения проблем. Сообща дошкольники договариваются о взаимоприемлемых условиях и сюжетных линиях игры и совместно вырабатывают ее структуру.

   Наблюдая за детьми, можно выделить популярных и непопулярных детей. Г. Крайг так описывает популярных детей: «Они лучше сотрудничают в  играх с ровесниками, демонстрируют больше просоциального поведения и поведения, ориентированного на других. Эти дети чувствительны к потребностям и действиям других, не навязывают свою волю другим детям, соглашаются играть рядом с другими детьми, умеют устанавливать и поддерживать дружеские отношения, при необходимости приходят на помощь. Они способны поддерживать разговор, делятся интересной информацией, откликаются на предложения других детей, умеют разрешать конфликты без агрессии и применения физической силы».

   На ход социализации детей существенно влияют отношения со сверстниками, успешность которых зависит от наличия социальных навыков. И  очень важно помочь ребенку развить эти навыки на протяжении дошкольного периода в случае возникновения сигнала о первом отвержении. Во-первых, социальным навыкам можно обучить на наглядных примерах и пояснениях. Во-вторых, можно создать условия, позволяющие ребенку приобрести успешный опыт взаимодействия со сверстниками. Взрослые, особенно в условиях детского сада, могут включить непопулярных детей в групповую активность и помочь им научиться ладить с ровесниками. Им нужно обеспечить возможность для игры с другими детьми, а также удобное для этого пространство и игровой материал: кукол и одежду для них, игрушечные машинки, кубики и другие предметы, которые могли бы поддержать совместную игру, и предоставить им повод для взаимодействия. У них должна быть реальная возможность обратиться к воспитателям за помощью в деятельности, разрешении конфликтов и за получением информации.

    В основе всей работы по социальному развитию  дошкольника лежит воспитание гуманных отношений, эмоциональной привязанности, эмоциональной привязанности и доверия к близким взрослым и сверстникам, стремление к взаимопониманию и сопереживанию, способности посочувствовать другому человеку, вместе порадоваться.  

    В  базисной программе развития ребенка – дошкольника «Истоки»  определены  показатели социального развития старшего дошкольника:

 - «проявляет доброту, внимание, заботу; может попросить о помощи и оказать её; уважает желания других людей; умеет сдерживать себя и заявлять о своих потребностях в приемлемой форме; понимает разный характер отношений к нему окружающих; умеет заметить изменение настроения, эмоционального состояния близких взрослых и сверстников;

 - может включиться в совместную деятельность со взрослыми и сверстниками, не мешая своим поведением другим; способен ориентироваться в новой обстановке;

 - в некоторых ситуациях общения с людьми проявляет чувство собственного достоинства, уважения к самому себе, стремление занять достойное место в системе отношений со взрослыми и сверстниками».

  Таким образом, все психические функции развиваются в игре и благодаря игре. Дети к старшему дошкольному возрасту имеют достаточный запас знаний об окружающем мире, чтобы судить о причинах поведения и поступках людей. Дети уже владеют навыками и умениями общения со взрослыми и окружающими детьми. Поведение дошкольника становится произвольным. Он может сдерживать себя, высказывать просьбы, предложения несогласие в социально приемлемой форме. В старшем дошкольном возрасте ребенку социальная компетентность позволяет понимать отношение к нему других людей, своё отношение к ним, и выбирать соответствующую линию поведения. Он умеет заметить изменения настроения окружающих, способен устанавливать устойчивые контакты со сверстниками.

Коммуникативная компетентность проявляется в свободном диалоге с другими людьми, выражении своих чувств и намерений с помощью речевых и неречевых (мимических, жестовых, пантомимических) средств. Интеллектуальная компетентность характеризуется способностью к практическому и умственному экспериментированию, обобщению, установлению связей и речевому планированию. Дети этого возраста отличаются большим богатством и глубиной переживаний, разнообразием их проявлений и то же время большей сдержанностью эмоций. Инициативность проявляется во всех видах деятельности ребёнка: в общении, предметной деятельности, игре.

    Становление личности ребенка определяется потребностью в общении с взрослыми и ровесниками. Общение между детьми в процессе игры способствует умению договариваться друг с другом, что ведёт к развитию коммуникации.  Личностное общение с взрослыми  готовит ребёнка к обучению в школе.

К концу дошкольного возраста игра достигает высокого уровня развития,  где дети моделируют реальные отношения между людьми, используют сюжеты социокультурных событий общества.  В возрасте 5 – 7 лет содержанием игры становятся социальные отношения, общественный смысл деятельности взрослого человека. Освоение действий с предметами и сравнение их с действиями взрослого формирует у ребенка представление о взрослом как об образце. Поэтому дошкольник подходит к «открытию» мира взрослых. Позитивные механизмы социализации имитация и идентификация  способствуют  формированию определенного типа поведения ребёнка, как правило,  на стадии игр. На уровень овладения ребенком разными видами деятельности существенную роль оказывают условия его жизни и воспитания. Основной канал воздействия воспитания - это, прежде всего,  участие личности в совместной деятельности группы, тогда как словесные формы воздействия в принципе неэффективны.       

    В данной работе рассматривается игра как фактор и показатель социализации дошкольника.

    Человек – существо социальное, и нет ничего удивительного в том, что он с первых дней жизни окружён себе подобными. Естественно, первый опыт взаимодействия с миром он приобретает в семье. В течение всей жизни человек приобретает определённый субъективный опыт, который становится неотъемлемой частью личности. Этот процесс, а также последующее активное воспроизводство индивидом социального опыта называется социализацией. При этом, отражение непосредственно испытанного или полученного в результате наблюдения опыта не является механическим. Усвоение опыта субъективно: разные люди из одинаковых ситуаций выносят свой индивидуальный опыт.

     Процесс социализации неразрывно связан с общением и совместной деятельностью. В дошкольном возрасте дети общаются, отражают субъективные знания о жизни в совместной деятельности – игре. Т.е. игра дошкольника – это фактор социализации. Проигрывая ситуации, участниками которых они непосредственно являлись, либо наблюдали в жизни, дети показывают своё видение жизни: взаимодействия людей, их общение, установки, цели, и способы их достижения и т.д. Но они это делают, не просто механически повторяя за взрослыми, а переосмысливают и принимают за план своих действий в окружающей действительности. Поэтому, наблюдая за ребёнком в игре, мы можем судить о том, насколько ребёнок социализован, как он может общаться, что и как он делает, какие качества личности он принимает как положительные или отрицательные и т.д. Т.е. игра дошкольника – это и показатель социализации.

    Ролевая игра является ведущим типом деятельности в дошкольном возрасте. Другими словами, согласно теории видного отечественного психолога Д. Б. Эльконина, именно внутри ролевой игры происходит наиболее интенсивное развитие познавательной и личностной сферы ребенка. Исходя из этого, планируя образовательный процесс в дошкольном образовательном учреждении, нельзя упускать этот вид деятельности дошкольников.

    Для того чтобы осуществлять адекватные педагогические воздействия, необходимо иметь представление о развивающем значении ролевой игры, о котором упоминалось выше, хорошо знать ее специфику, закономерности ее развития, уровень ее сформированности у своих воспитанников.

    Социализация дошкольников идёт в игре и через игру. В ней ребёнок, проигрывает ситуации повседневной жизни, берёт на себя разнообразные роли, в которых отражает своё  понимание поступков, поведения, сущность явлений и взаимодействия людей в окружающей действительности. Регулируемая социализация в большинстве случаев связана с процессом воспитания, когда родителями или педагогом ставится определённая по формированию поведения и предпринимаются определённые шаги для её выполнения. В дошкольном возрасте наиболее благоприятной основой для развития и формирования личности является сюжетно – ролевая игра.

Таким образом, гипотеза исследования, в соответствии с которой между уровнем сформированности игровых умений и социальным развитием старшего дошкольника обнаруживается связь, подтвердилась.

   Те дети, которые любят и умеют играть в ролевые игры, более социально адаптированы, свободно  общаются с окружающими, налаживают контакты. Но не все дети на высоком уровне играют в сюжетно – ролевые игры, эти дети имеют низкий уровень восприятия социальных отношений. Уровень социализации этих дошкольников связан с использованием технических игр, прежде всего, компьютерных. Эти игры привлекают внимание детей, они чаще в них играют. И, как следствие, это приводит к затормаживанию развития психики и слабой развитости ролевых игр.

6.  В настоящее время, взрослые уделяют недостаточно внимания ролевым играм детей, недооценивают их значение для развития ребёнка. Поэтому считаем необходимым  выделить рекомендации по развитию сюжетно-ролевой игры дошкольников  «Условия и способы развития сюжетно – ролевых игр, способствующие успешной социализации дошкольников».

Рекомендации по развитию сюжетно-ролевой игры дошкольников.

   Формированию социального восприятия более всего способствуют сюжетно – ролевые игры на жизненном, в том числе, бытовом материале.  Близкие, доброжелательные отношения родителей и детей  оказывают значительное благоприятное влияние на социализацию детей.  Она развивается в межличностном общении в ведущей деятельности – игре.

    Через игру и в игре постепенно готовится сознание ребенка к предстоящим изменениям условий жизни, отношений со сверстниками и со взрослыми, формируются  качества личности, необходимые будущему школьнику. Более того, проигрывая ситуации «мы на уроке», «перемена» и другие эпизоды школьной жизни обогатится запас знаний об окружающем. И детям, когда они вступят в школьную жизнь, будет легче ориентироваться в происходящем, адаптация в новой социальной ситуации пройдёт успешнее.

    Для успешной адаптации детей в обществе необходимо положительное влияние всех агентов социализации, оказывающих влияние на растущую личность. Основными направлением  социального развития дошкольника должно быть развитие социальных мотивов  и эмоций, способствующих налаживанию межличностных отношений как нравственной основы социального поведения, воспитание этически ценных способов общения, усвоение детьми нравственных ценностей.  А так же формирование у детей чувства патриотизма  - любви к родному краю, стране, привязанности, преданности и ответственности по отношению к людям, интереса  к самопознанию и воспитывать у ребёнка уважение к себе.

     Таким образом, социальная реальность  является базой для социализации дошкольника, поэтому родители, воспитатели и все окружающие ребёнка взрослые должны уделять внимание играм дошкольника.

    Дошкольное детство – период, в котором идет активное развитие высших психических функций и всей личности в целом. Стремительно развивается речь, появляется творческое воображение, словесно – логическое мышление. Это начало  становления человека как личности. Возникает эмоциональное предвосхищение последствий своего поведения, формируется самооценка, усложняется осознание переживаний, обогащается новыми чувствами и мотивами эмоционально-потребностная сфера, появляется произвольность, и, наконец, возникают первые сущностные связи с миром и основа будущей структуры жизненного мира – вот главные особенности личностного развития дошкольника.

    К концу дошкольного возраста ребенок уже представляет собой в известном смысле личность. Он хорошо осознает свою половую принадлежность, находит себе место в пространстве и времени. Он уже ориентируется в семейно – родственных отношениях и умеет строить отношения со взрослыми и сверстниками: имеет навыки самообладания, умеет подчинить себя обстоятельствам, быть непреклонным в своих желаниях. У такого ребенка уже развита рефлексия. В качестве важнейшего достижения в развитии личности ребенка выступает преобладание чувства «Я должен» над мотивом «Я хочу».

     Старший дошкольник принимает участие в различных доступных видах деятельности, но главной, ведущей становится игровая. Развитие дошкольников в физической, когнитивной, психосоциальной области улучшается благодаря игре. Игра — присущий только детям способ познания мира и совершенствования своих умений. Игра стихийна. Она постоянно обновляется, изменяется. Каждая эпоха рождает свои игры на современные и актуальные сюжеты, которые интересны детям по-разному.

    В старшем дошкольном возрасте игра становится разнообразной по видам. Ведущими в условиях детского сада являются сюжетно – ролевые игры со сверстниками.  Это, прежде всего, самодеятельные сюжетно – ролевые игры, возникающие по инициативе самих детей. В них дети оговаривают общую тему игры, развивают сюжет, распределяют роли, которые «обрастают» ролевыми действиями, согласованными действиями партнёров. В этих играх активно формируется воображение, творческие возможности, социальные, коммуникативные способности.

    В игре формируются и развиваются все стороны личности ребёнка, формируются умения и социальные установки индивида. Он учится вести себя в соответствии с требованиями, предъявляемыми к детям, служащим, супругам, родителям и т.д. 

Старшие дошкольники в ролевых играх проверяют свои социальные знания. Подражая кому-то, притворяясь и исполняя роли, они развивают способность к символической репрезентации. Ролевая игра также позволяет ребенку представить себя на месте других людей, надеть на себя различные маски и расширить спектр своих мыслей и чувств. Такая игра способствует лучшему пониманию, как других людей, так и самого себя.

    Для ребёнка игра является школой морали, период познания мира человеческих отношений, которые он моделирует в сюжетно-ролевой игре – ведущей деятельности. Ролевая игра является наиболее важной для передачи культурных норм среди различных видов игр детей. Игра выявляет отношение детей к изображаемому событию, явлению и одновременно способствует  закреплению и развитию такого отношения, поступков, ведь недаром народная мудрость гласит, «как ребенок играет – так он и жить будет». Поэтому, родители и окружающие значимые взрослые, дающие образцы поведения и отношений, должны  быть ориентированы на гуманистическую направленность личности ребёнка с момента рождения, а также при поддержке и одобрении действий, связанных со смыслом заботы в сюжетно – ролевой игре, и отрицательное  отношение к негативным поступкам героев.

    В основе всей работы по социальному развитию лежит воспитание гуманных отношений, эмоциональной привязанности и доверия к близким взрослым и сверстникам; стремления к взаимопониманию и сопереживанию, умению сочувствовать другому человеку. Асоциальные мотивы игр создают препятствия в формировании механизмов социального восприятия. Чтобы дать ребёнку возможность поближе узнать «мир людей» - взрослых и ровесников, - необходимо эмоционально насыщенное содержательное общение взрослого с ребёнком в игре, в различных видах художественной, музыкальной, театральной деятельности. Особенно важно обеспечить условия для ролевых игр, в которых ребёнок воспроизводит отношения между детьми и взрослыми в детском саду и семье.

    Сюжетно – ролевые игры чаще всего исчерпывают себя к семи годам, когда игра уступает место познавательной, учебной деятельности, но рамки эти относительны. Сотрудники Д.Б. Эльконина рассказывали, что когда его просили определить готов ли ребёнок к школе, он спрашивал, как он играет. Если умеет играть – значит,  готов  учиться, не умеет – не готов.

    В настоящее время повышенное внимание к учебной деятельности  старшего дошкольника приводит к тому, что значение творческой, сюжетно-ролевой игры незаслуженно принижается. А ведь успех подготовки детей к школе во многом зависит от того, насколько воспитатель учитывает особенности дошкольников, своеобразие их деятельностей, и, как он использует для этой цели игру.

    Исходя из всего вышесказанного, можно утверждать, что игра – это важная и неотъемлемая часть жизни дошкольника, в которой осуществляется становление личности, принятие норм, правил, социальных ролей общества, в котором он живёт и воспитывается. Окружающим взрослым важно помнить об этом, оказывать внимание играм детей, помогать в развитии игр, давать материал для них. Так как от того, в какие игры и как играет ребёнок, зависит дальнейшее развитие личности, и всего последующего поколения общества в целом.

       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема: «Семейное чтение как средство духовно-нравственного становления личности ребёнка».

Семья важный элемент системы образования, где системообразующей основой являются традиции, обычаи, предания. Вот почему семейное чтение – самый доступный и короткий путь приобщения детей к жизненному ...

Консультация для воспитателей "Игра-драматизация как средство социально-нравственного воспитания дошкольников"

Усиление внимания к социальным аспектам поведения и деятельности связано с изменениями социальных, политических и экономических условий жизни, с нестабильностью в обществе. В сложившейся ситуации остр...

Консультация для воспитателей " Игра " Танграмм" как средство развития математических способностей детей дошкольного возраста"

Игра Танграмм - игра головоломка для детей , которая состоит в решение различных задач . Это одна из несложных головоломок, которая подсилу ребёнку дошкольного возраста. Игра способствует развитию наг...

Консультация для воспитателей "Игра-драматизация как средство нравственного воспитания дошкольников"

Игра драматизация как средство нравственного воспитания дошкольника...

Консультация для воспитателей: "Игры головоломки как средство развития логического мышления у дошкольников".

МБДОУ «Детский сад № 1 «Звёздочка» Консультация для воспитателей«Развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста через использование дидактических игр,...

консультация для воспитателей "Игра драмматизация как средство развития диалогической речи с детьми ОНР"

Игра-драматизация (греч. drama – действие) – игра, которая строится с опорой на сюжетную схему какого-либо литературного произведения или сказки. Сюжет игры-драматизации в большей или мень...